Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету Физическая культура, раздел «Плавание» разработана в соответствии нормативно-правовой базой :
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 21.12.2012 (с изм.).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 5.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изм) и Приказ Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 9.03.2004 (с изменениями, внесенными приказами Минобразования РФ от 20.08.2008г. №241, от 30.08 2010г. №889, от 3.06 2011г. №1994 и от 1.02 2012г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»).
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих аккредитацию».
Учебный план МБОУ «Гимназия №3» г. Брянска на 2019 – 2020 уч. год.
Годовой календарный график МБОУ «Гимназия №3» г. Брянска на 2019 – 2020 уч. год.
Обеспечена УМК для 1 – 4 кл., авторов В.И. Ляха, А,А, Зданевича
Цели и задачи ступени основного общего образования по учебному предмету «Физическая культура», раздел «Плавание»
Главной целью данной программы является формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры.
Специфической целью программы является подготовка ребенка к здоровому образу жизни и поиск индивидуального пути самосовершенствования.
Образовательный процесс курса, в соответствии с требованиями ФГОС, направлен на решение следующих задач:
-приобщения детей к здоровому образу жизни.
-развитие двигательной активности для нормального физического развития, согласно возрастным особенностям;
-приобретения детьми теоретических знаний о роли физических упражнений и воспитание у детей стремления к высоким спортивным достижениям;
-приобретение учащимися жизненно важных навыков для выживания в экстремальных ситуациях;
-формирование умений, навыков для использования приобретенных знаний в процессе изучения предмета физическая культура.
- овладение умением проплыть 25 м, соблюдая правильную координацию рук, ног в сочетании с дыханием, а также умение прыгать и погружаться в глубокую воду.
-формирование двигательного стереотипа безопорных скольжений.
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься плаванием, применять их в целях отдыха;
- укрепления здоровья, самостоятельного сознательного обеспечения безопасности на открытых водоемах;
-содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
Определение всестороннего развития личности предполагает овладение детьми младшего школьного возраста основами плавания и умения свободно держаться на воде. В это определение можно включить крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, своеобразный и новый уровень двигательных способностей, знания и навыки в плавании, мотивы и умения (освоенные способы плавания) вести физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, предпосылки для самостоятельных занятий, а так же прикладную значимость в плавание на открытых водоемах в периоды летнего отдыха.
Реализация данной программы будет способствовать развитию навыков плавательной подготовки детей, знаниям и умениям в области личной гигиены и закаливания, безопасном поведении их на открытых водоёмах, а также общему укреплению здоровья детей и формированию сознательного стремления к занятиям спортом и физической культурой.
Материал курса представлен в программе следующими содержательными линиями:
Кроль на груди.
Кроль на спине.
Брасс.
Баттерфляй.
Принципы, лежащие в основе построения программы:
личностно-ориентированные: Российская гражданская идентичность, Осознанное уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, умениям использовать ценности физической культуры, положительном отношении к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
культурно- ориентированные: знать об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности в соответствии их возрастно-половым нормативам, способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;
деятельностно-ориентированные: деятельности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, смыслового отношения к миру, адаптивности ,умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;
Методы реализации программы: практический, объяснительно- иллюстративный, частично -поисковый, наблюдение, информативный.
Способы и средства: технические средства, модели и таблицы; рисунки, дидактический материал.
Формы организации урока: фронтальный, групповой, в парах, индивидуальный.
В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
самоконтроль
взаимоконтроль
итоговый, включающий сдачу контрольных нормативов
Итоговый контроль - цель: проверить уровень достижения предметных и метапредметных результатов обучающихся по пройденному в текущем учебном году программному материалу, отследить уровень усвоения обучающимися учебного материала на базовом и повышенных уровнях.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
1 класс.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
– умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
– умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
– оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
– обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
– видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
– представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
– бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
– в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
-формировать навык систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), в том числе подготовиться к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
2 класс.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
– умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
– умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– активно включаться в общение и взаимодействие со сверстника- ми на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
– проявлять положительные качества личности и управлять свои- ми эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
– обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
– видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
– оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
– представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
– бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
– взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
-формировать навык систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), в том числе подготовиться к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
3 класс.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
– умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
– умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
– умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– активно включаться в общение и взаимодействие со сверстника- ми на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
– находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
– обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
– организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
– планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;
– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
– видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
– оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
– технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
– представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
– бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
– характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по - развитию физических качеств;
– взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
– находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
-формировать навык систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), в том числе подготовиться к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
4 класс.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе образования по физической культуре являются:
– умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
– умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
– умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
– проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
– оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
– общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
– обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
– организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
– планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;
– видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
– оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
– управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
– технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
– представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
– бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
– организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
– характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по - развитию физических качеств;
– взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
– находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса
Должны знать:
Правила техники безопасности и поведения в экстремальной ситуации;
Правила личной гигиены;
Влияние плавания на организм занимающихся;
Спортивные способы плавания;
Средства спасения на воде;
Технику выполнения плавательных движений в способах кроль на спине;
Технику выполнения плавательных движений в способах кроль на груди;
Технику выполнения плавательных движений в способе брасс.
Должны уметь:
Выполнять упражнения лежа на груди и на спине;
Выполнять упражнения на скольжение;
Проплыть 25м способом кроль на спине;
Проплыть 25м способом кроль на груди;
Проплыть 25м способом брасс;
Проплыть 50м без учета времени любым способом.
Контрольные упражнения и нормативы:
проплыть 25 м способом кроль на спине;
проплыть 25 м способом кроль на груди;
проплыть 25 м способом брасс;
скольжение на груди (руки вытянуты вперёд) и на спине, (руки у бёдер) с помощью толчка от
стены бассейна. Оценка выставляется за технику и дальность скольжения;
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-
практические задачи:
- вести здоровый образ жизни;
- соблюдать правила личной гигиены;
-вести физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность,
- использовать свои навыки и умения на открытых водоемах в периоды
летнего отдыха.
Критерии оценивания для устных ответов
Отметка по пятибалльной шкале | Показатели выполнения |
«5» | За ответ в котором учащийся демонстрирует глубокое познание сущности материала; логично его излагает, используяв деятельности. |
«4» | За тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки: если учащийся допустил одну или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя. |
«3» | За ответ, в которомотсутствуетлог7ическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике. |
«2» | Обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для отметки 3. |
Критерии оценивания для практических занятий владения техникой двигательных умений и навыков
Отметка по пятибалльной шкале | Показатели выполнения |
«5» | Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований к технике, без ошибок, легко, свободно, четко, уверенно; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить как оно выполняется, и продемонстрировать. |
«4» | При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок. |
«3» | Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности в выполнении техники упражнения. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях. |
«2» | Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка. |
Требования к уровню подготовки учащихся
1 класс
В результате изучения курса
Должны знать:
Названия плавательных упражнений.
Способы плавания и предметы для обучения.
Влияние плавания на состояние здоровья.
Правила гигиены, техники безопасности и поведения в экстремальной ситуации.
Должны уметь:
Входить в воду самостоятельно;
Передвигаться свободно в воде с любым плавательным средством;
Выполнять упражнения на всплывание;
Выполнять упражнения лежа на груди и на спине.
Контрольные упражнения:
погружение в воду с открытыми глазами и продолжительным выдохом под водой (10-15 погружений в воду;
скольжение на груди (руки вытянуты вперёд) и на спине, (руки у бёдер) с помощью толчка от стены бассейна. Оценка выставляется за технику и дальность скольжения;
соскок в воду вниз ногами с низкого бортика.
Нормативы по освоению навыков и умений.
1 класс.
В 1-х классах форма оценки освоения навыков и умений осуществляется в форме зачета (зачет или незачет) в основу критерий оценки входят следующие показатели.
-Посещение уроков плавания:
(более 50% посещений занятий)
-Выполнение упражнений указанных в программном материале раздела:
упражнения на всплывание и расслабление «звездочка», «поплавок», «медуза»,
выполнение данных упражнений в течение 5 секунд.
-Дыхательные упражнения в воде.
погружение с выдохом в воду, выполнение в полной координации.
-Упражнения в без опорных скольжениях. выполнение упражнений «Стрелочка па спине», «стрелочка па груди» в полной координации на расстояние не менее 5-10 метров.
Выполнение данных упражнений допускается с поддерживающими поясами и плотиками.
Положительно оцениваются упражнения выполненные детьми в полной координации без ощущений водобоязни в водной среде.
Контрольные упражнения и нормативы (оценивается техника движений):
проплыть 6-8 м облегчённым способом на спине;
проплыть 6-8 м облегчённым способом кроль на груди.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- вести здоровый образ жизни;
- соблюдать правила личной гигиены;
-вести физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность,
- использовать свои навыки и умения на открытых водоемах в периоды летнегоотдыха.
2 класс
В результате изучения курса
Должны знать:
Названия плавательных упражнений.
Способы плавания и предметы для обучения.
Влияние плавания на состояние здоровья.
Правила гигиены, техники безопасности и поведения в экстремальной ситуации.
Должны уметь:
Входить в воду самостоятельно;
Передвигаться свободно в воде с любым плавательным средством;
Выполнять упражнения на всплывание;
Выполнять упражнения лежа на груди и на спине.
Проплыть 25м любым способом.
Нормативы по освоению навыков и умений.
Во 2 классе форма оценки освоения навыков и умений осуществляется в форме зачета (первая четверть), оценочной пяти бальной системой
в основу критерия оценки входят следующие показатели:
- Посещение уроков плавания с работой на них;
(Более 50 % посещённых занятий).
-выполнение упражнений согласно установленным преподавателем стандартов без существенных ошибок,
-выполнение с незначительными отклонениями,
- выполнение с несколькими незначительными и одной грубой ошибкой,
- выполнение упражнений с поддерживающими поясами, в жилетах без значительных ошибок в технике выполнения
- Проплывание дистанций без учета времени в полной координации изученных элементов способов плавания «Кроль на спине» и «Кроль на груди»
(Дистанции 12 м., выбранную по желанию учащегося, проплывание выбранной дистанции, согласно установленным преподавателем стандартов без существенных ошибок, проплывание с незначительными отклонениями, проплывание с несколькими незначительными и одной грубой ошибкой, проплывание дистанции с поддерживающими поясами без значительных ошибок в технике выполнения).
Дети, посетившие менее 20% занятий, с работой на них, не оцениваются, если они не выполняют указанных нормативов с допустимыми отклонениями от стандартов установленных преподавателем.
Контрольные упражнения и нормативы:
проплыть 25 м одним из способов по выбору;
2) погружение в воду с открытыми глазами и продолжительным выдохом под водой
погружений в воду;
скольжение на груди (руки вытянуты вперёд) и на спине, (руки у бёдер) с помощью толчка от стены бассейна. Оценка выставляется за технику и дальность скольжения;
соскок в воду вниз ногами с низкого бортика.
Контрольные упражнения:
погружение в воду с открытыми глазами и продолжительным выдохом под водой (10-15 погружений в воду);
скольжение на груди (руки вытянуты вперёд) и на спине, (руки у бёдер) с помощью толчка от стены бассейна. Оценка выставляется за технику и дальность скольжения;
соскок в воду вниз ногами с низкого бортика.
Контрольные упражнения и нормативы (оценивается техника движений):
проплыть 8-12 м облегчённым способом на спине;
проплыть 8-12 м облегчённым способом кроль на груди
3 класс
Должны знать:
Правила техники безопасности и поведения в экстремальной ситуации;
История развития плавания. Сведения о значение плавания для человека.
Средства спасения на воде.
Понятие о здоровье и факторах влияющие на него. Критерии состояния здоровья.
Основные факторы закаливания и здоровье. Самоконтроль при плавании и купании в открытых водоемах, бассейне.
Технику выполнения плавательных движений в способах кроль на спине;
Технику выполнения плавательных движений в способах кроль на груди.
Должны уметь:
Выполнять упражнения лежа на груди и на спине.
Выполнять упражнения на скольжение.
Проплыть 25м способом кроль на спине;
Проплыть 25м способом кроль на груди.
Нормативы по освоению навыков и умений.
В 3 классе форма оценки освоения навыков и умений осуществляется в форме пятибалльной системы , в основу критерия оценки входят следующие показатели:
- Посещение уроков плавания с работой на них. (Более 50 % посещённых занятий).
- Выполнение упражнений указанных в программном материале разделе «Практические знания».
(выполнение данных упражнений согласно установленным преподавателем стандартов без существенных ошибок, выполнение с незначительными отклонениями, выполнение с несколькими незначительными и одной грубой ошибкой, выполнение упражнений с поддерживающими поясами, в жилетах без значительных ошибок в технике выполнения - зачет)
- Проплывание дистанций без учета времени в полной координации изученных элементов способов плавания «Кроль на спине» и «Кроль на груди»
(Дистанции 25 м., выбранную по желанию учащегося)
Дети, посетившие менее 20% занятий, с работой на них, не оцениваются, если они не выполняют указанных нормативов с допустимыми отклонениями от стандартов установленных преподавателем.
Контрольные упражнения и нормативы:
проплыть 25 м одним способом кроль на спине;
проплыть 25 м одним способом кроль на груди;
погружение в воду с открытыми глазами и продолжительным выдохом под водой
погружений в воду);
скольжение на груди (руки вытянуты вперёд) и на спине, (руки у бёдер) с помощью толчка от
стены бассейна. Оценка выставляется за технику и дальность скольжения;
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- вести здоровый образ жизни;
- соблюдать правила личной гигиены;
-вести физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность,
- использовать свои навыки и умения на открытых водоемах в периоды летнего отдыха.
4 класс
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса
Должны знать:
Правила техники безопасности и поведения в экстремальной ситуации;
Правила личной гигиены;
Влияние плавания на организм занимающихся;
Спортивные способы плавания;
Средства спасения на воде;
Технику выполнения плавательных движений в способах кроль на спине;
Технику выполнения плавательных движений в способах кроль на груди;
Технику выполнения плавательных движений в способе брасс.
Должны уметь:
Выполнять упражнения лежа на груди и на спине;
Выполнять упражнения на скольжение;
Проплыть 25м способом кроль на спине;
Проплыть 25м способом кроль на груди;
Проплыть 25м способом брасс;
Проплыть 50м без учета времени любым способом.
Контрольные упражнения и нормативы:
проплыть 25 м способом кроль на спине;
проплыть 25 м способом кроль на груди;
проплыть 25 м способом брасс;
скольжение на груди (руки вытянуты вперёд) и на спине, (руки у бёдер) с помощью толчка от
стены бассейна. Оценка выставляется за технику и дальность скольжения;
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-
практические задачи:
- вести здоровый образ жизни;
- соблюдать правила личной гигиены;
-вести физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность,
- использовать свои навыки и умения на открытых водоемах в периоды летнего отдыха.
Нормативы по освоению навыков и умений.
В 4 классе форма оценки освоения навыков и умений осуществляется в форме пятибалльной системы, в основу критерия оценки входят следующие показатели:
- Посещение уроков плавания с работой на них;
(Более 50 % посещённых занятий).
- Выполнение упражнений указанных в программном материале разделе
«Практические знания» (выполнение данных упражнений согласно установленным преподавателем стандартов без существенных ошибок, выполнение с незначительными отклонениями, выполнение с несколькими незначительными и одной грубой ошибкой, выполнение упражнений с поддерживающими поясами, в жилетах без значительных ошибок в технике выполнения - зачет)
- Проплывание дистанций без учета времени в полной координации изученных элементов способов плавания «Кроль на спине» и «Кроль на груди»
(Дистанции 25 м., выбранную по желанию учащегося, проплывание выбранной дистанции согласно установленным преподавателем стандартов без существенных ошибок, проплывание с незначительными отклонениями, проплывание с несколькими незначительными и одной грубой ошибкой, проплывание дистанции с поддерживающими поясами без значительных ошибок в технике выполнения - зачет).
Дети, посетившие менее 20% занятий, с работой на них, не оцениваются, если они не выполняют указанных нормативов с допустимыми отклонениями от стандартов установленных преподавателем.
III. Содержание учебного предмета.
1 класс.
Теория. Основы знаний.
1.Значение плавания. Правила поведения и техника безопасности на воде.
Краткие и доступные сведения о влиянии занятий плавания на организм детей, как закаливающего организм фактора, как прикладного вида спорта, двигательные навыки которого необходимы в повседневной жизни, значение воды как естественной силы природы. Данные темы вариативно по желанию преподавателя можно включать в объяснения в течение урока на протяжении всего учебного года.
Так же детям объясняются правила и меры безопасности поведения на открытых водоемах.
2. Гигиена занятий в плавательном бассейне и купания в открытых водоемах.
Основные требования к местам купания в летний период..Принадлежности (купальный костюм, шапочка, тапочки, очки для плавания). Требования медицинского персонала бассейна в отношении внешнего вида и посторонних предметов (украшения, заколки для волос и т.п.). Гигиена приема душевых процедур, принадлежности личной гигиены.
Освоение водной среды.
1. Приобщение к водной среде, упражнения для освоения с водной средой.
Упражнения на суше, «Сухое плавание» (используются как упражнения для вводной части урока в процессе изучения нового плавательного движения) или разминочного варианта.
2. Дыхательные упражнения в воде.
В воде подняться на носки, сделать вдох широко открытым ртом, задержать дыхание (закрыть рот и надуть щеки), погрузиться в воду и медленно выдыхать, сложив губы трубочкой, то же, но с более длительной задержкой дыхания (выдох выполняется во время вставания из воды в воду). Выдохи на воду, в воду, стоя свободно, вдох и выдох без задержки дыхания, наклонившись в воду (голову в воду, только лицо в воду).
3. Безопорные скольжения, упражнения для ознакомления с первыми движениями в плавании.
Спортивный способ «Кроль на спине».
Начинают с изучения движений на суше (сухое плавание).
Выполнение их в воде.
После выполнения упражнений у бортиков дети могут выполнять его без поддержки руками.
Движения руками. На суше. В воде.
Способ плавания «Кроль на груди»
Движения ногами начинаю осваивать также на суше.
Следующий этап движения ногами в воде. Ученики в воде, поворачиваются лицом к бортику, захватывают край руками и принимают горизонтальное положение, разучивают работу ног'.
Упражнения для ознакомления с техникой движения руками.
На суше. Ученики принимают удобное исходное положение в наклоне.
В воде. Из прежнего исходного положения (как на суше), но подбородок на поверхности воды, делают непрерывные движения руками, как при плавании кролем па груди. Затем те же движения, но опустив лицо в воду.
4. Игры на воде. Свободное плавание для самостоятельного закрепления изученного.
Подвижные игры в воде
2 класс.
Теория. Основы знаний.
1. Значение плавания. Правила поведения и техника безопасности на воде.
Доступные сведения о значении для жизни каждого человека умения держаться на воде и
умения плавать, о влиянии плавания в открытых водоемах и в плавательных бассейнах на
укрепление здоровья и закаливание организма человека. Умение плавать - является также и обязательным условием для большинства профессий.
Правила поведения и техники безопасности в плавательном бассейне и на открытых водоемах в различное время года, основные требования к местам купания в летний период.
2. Гигиена занятий в плавательном бассейне и купания в открытых водоемах.
Цели и значение плавательных принадлежностей (купальный костюм, шапочка, тапочки, очки для плавания). Гигиенические личные принадлежности для процедур перед плаванием (полотенце, мыло, мочалка) их применение. Требования медицинского персонала бассейна в отношении внешнего вида и посторонних предметов (украшения, заколки для волос и т.п.). Определяется значимость ухода за кожей, объясняется детям причины и последствия различных травм и заболеваний кожного покрова. Гигиена ухода за кожей на занятиях в бассейне и купания в летний период в открытых водоемах.
3. Техника выполнения плавательных движений способом «Кроль на спине».
4.Техника выполнения плавательных движений способом «Кроль на груди».
Освоение водной среды. Практические знания.
Приобщение к водной среде, упражнения для освоения с водой.
Всевозможные усложнения упражнений, или выполнение их в описанных ранее вариантах, осуществляется по усмотрению преподавателя. Ранее используемые упражнения применяются для обучения вновь прибывших детей или не имевших возможность ранее для занятий плаванием.
Упражнения на суше. Упражнения в воде.
Упражнения на всплывание и расслабление:
Дыхательные упражнения в воде.
Спортивный способ «Кроль на спине».
Упражнения для ознакомления с техникой движений ногами и руками.
На суше. В воде.
Способ плавания «Кроль на груди».
Упражнения для ознакомления с техникой движений ногами и руками.
На суше. В воде.
5.Игры на воде. Свободное плавание для самостоятельного закрепления изученного.
3 класс.
Теория. Основы знаний.
1.Значение плавания. Правила поведения и техника безопасности на воде.
История развития плавания. Сведения о значение плавания для человека. Правила поведения и техники безопасности, правила купания и меры безопасности в оборудованных и необорудованных местах. Знаки безопасности на водеСпособы спасения. Оказание помощи при бедствии на воде и на льду. Водоемы нашей местности, правила купания в них и меры безопасности. Основные и подручные средства спасения на воде.
2. Гигиена занятий плаванием в бассейне и открытых водоемах.
Требования к соблюдению правил личной гигиены занимающихся в бассейне и во время купания в открытых водоемах. Основы здорового образа жизни человека. Понятие о здоровье и факторах влияющих на него. Критерии состояния здоровья. Основные факторы закаливания и здоровье - сберегающие технологии. Самоконтроль при плавании и купании в открытых водоемах, бассейне.
3. Техника выполнения плавательных движений в способах плавания
«Кроль на спине» и «Кроль на груди».
-Техника движений ног, рук.
-Положение тела:
-Положение головы и дыхание:
-Общая координация движений:
Практические знания
1. Приобщение к водной среде.
Упражнения для освоения с водой.
Дыхательные упражнения в воде.
Безопорные скольжения.
Данная часть практических знаний используется из программного материала 1 — 2 классов, применяется в случаях с учащимися не имеющих плавательной практики, плавательных навыков позволяющих освоить программный материал 3-х классов.
2. Упражнения для освоения техники движений руками и ногами в способах плавания «Кроль на спине - груди». «Кроль на спине»:
3.Игры на воде. Свободное плавание для самостоятельного закрепления изученного.
Игры, способствующие совершенствованию техники плавания:
Игры на воде. Свободное плавание для самостоятельного закрепления изученного.
4 класс.
Теоретические знания.
1.Значение плавания. Правила поведения и техника безопасности на воде.
История развития плавания. Сведения о значение плавания для человека. Правила поведения и техники безопасности, правила купания и меры безопасности в оборудованных и необорудованных местах. Знаки безопасности на воде «Место купания» «Купание запрещено» и др. Способы спасения. Оказание помощи при бедствии на воде и на льду. Водоемы нашей местности, правила купания в них и меры безопасности. Основные и подручные средства спасения на воде.
2. Гигиена занятий плаванием в бассейне и открытых водоемах.
Требования к соблюдению правил личной гигиены занимающихся в бассейне и во время купания в открытых водоемах. Основы здорового образа жизни человека. Понятие о здоровье и факторах влияющих на него. Критерии состояния здоровья. Основные факторы закаливания и здоровье - сберегающие технологии. Самоконтроль при плавании и купании в открытых водоемах, бассейне.
3. Техника выполнения плавательных движений в способах плавания
«Кроль на спине» и «Кроль на груди».
-Техника движений ног:
-Техника движений рук:
-Положение головы и дыхание:
-Общая координация движений:
Практические знания
1. Приобщение к водной среде. Упражнения для освоения с водой.
Дыхательные упражнения в воде. Безопорные скольжения.
Данная часть практических знаний используется из программного материала 1-2 классов, применяется в случаях с учащимися не имеющих плавательной практики, плавательных навыков позволяющих освоить программный материал 3- 4 классов.
2. Упражнения для освоения техники движений руками и ногами в способах плавания «Кроль на спине - груди». «Кроль на спине»:
3.Игры на воде. Свободное плавание для самостоятельного закрепления изученного.
Игры, способствующие совершенствованию техники плавания.