Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ФГОС для 5-7 классов с плаванием.»
Администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новочебоксарский кадетский лицей имени Героя Советского Союза Кузнецова М.М.»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол № 5
от 01.06.2016
Согласовано
зам. директора по УВР
______Ю.Ю.Яковлева
Утверждаю
Директор МБОУ «Новочебоксарский кадетский лицей»________Ю.Ю. Бочарова
Приказ № 79-ОД от 29.08.2016
Рабочая программа
основного общего образования
по физической культуре
(с плаванием)
для 5-7 классов
составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по физической культуре, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Новочебоксарский кадетский лицей», рабочих программ предметной линии учебников «Физическая культура. 5-7 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И.Ляха, А.А.Зданевича»,
авторы А.Н.Каинов, Г.И.Курьерова.
Учебник: « Физическая культура» 5-6-7 классы под редакцией М.Я. Виленского, М., «Просвещение» 2016
Учитель: Кирюшина Ирина Викторовна
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные, метапредметные, предметные универсальные учебные действия.
Личностные результаты
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Регулятивные универсальные учебные действия
вносить коррективы в выполнение действий; адекватно воспринимать замечания по исправлению ошибок.
применять установленные правила в планировании способа решения задачи.
сличать способ действия и его результат;
ориентироваться в разнообразии способов решения задач
преобразовывать познавательную задачу в практическую.
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
понимание здоровья как одного их важнейших условий развития и самореализации человека, расширяющего возможности выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего длительную творческую активность;
понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного поведения;
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастно–половым нормативам;
Владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
Владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания индивидуальных занятий в соответствии с задачами улучшения физического развития и физической подготовленности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем, а также обобщать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом;
владение умением формулировать цель и задачи индивидуальных и совместных с другими детьми и подростками занятий физкультурно – оздоровительной и спортивно – оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнёрами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности;
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить её до собеседника.
Метапредметные результаты
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты
Выпускник научится:
рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации
индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);
выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину и высоту);
выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона;
выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику последовательного чередования их в процессе прохождения тренировочных дистанций;
выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;
вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа;
выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья;
преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
выполнять технико-тактические действия национальных видов спорта;
проплывать учебную дистанцию вольным стилем.
Выпускник научится использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.
Содержание учебного предмета
№ п/п
Вид программного материала
Количество часов (уроков)
Класс
V
VI
VII
1
Базовая часть
75
75
75
1.1
Основы знаний о физической культуре
В процессе урока
1.2
Спортивные игры (волейбол)
14
14
10
1.3
Гимнастика с элементами акробатики
8
8
10
1.4
Легкая атлетика
24
24
22
1.5
Кроссовая подготовка
11
11
11
1.6
Лыжная подготовка
14
14
16
1.7
Плавание
24
24
24
2
Вариативная часть
10
10
12
2.1
Баскетбол
10
10
12
Итого
105
105
105
1. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки; приёмы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля.
1.1. Естественные основы.
5-6 классы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.
7 класс. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровоснабжения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.
1.2 Социально-психологические основы.
5-6 классы. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма.
7 класс. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно значимых свойств и качеств. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по объяснению. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма и физической подготовленностью.
1.3 Культурно-исторические основы.
5-6 классы. Основы истории возникновения и развития Олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.
7 класс. Физическая культура и её значение в формирование здорового образа жизни современного человека.
7 класс. Водные процедуры (обтирание, душ), купание в открытых водоёмах.
1.5 Подвижные игры.
Волейбол.
5-7 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Баскетбол.
5-7 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
1.6 Гимнастика с элементами акробатики.
5-7 классы. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.
1.7 Легкоатлетическиеупражнения.
5-7 классы. Терминология лёгкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по лёгкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
1.8 Кроссовая подготовка.
5-7 классы. Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.
1.9 Лыжная подготовка.
5-7классы. Правила и организация проведения соревнований по лыжным гонкам. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
1.10 Плавание.
5-7 классы. Правила и организация проведения соревнований по плаванию. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Страховка во время занятий. Помощь в судействе.
Национально-региональный компонент представлен в следующих разделах:
«Знания о физической культуре»
История физической культуры Чувашии.
Олимпийские чемпионы Чувашии. Характеристика видов спорта Чувашии, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в Чувашии.
«Физическое совершенство»
Национальные виды спорта
Чувашские игры.
Тематическое планирование
5 класс
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Примечания
Легкая атлетика. Кроссовая подготовка. Плавание
(18 часов)
1
Инструктаж по ТБ. Терминология спринтерского бега.
1
2
Высокий старт до 15-30м, бег с ускорением
(30 - 40м).
1
3
Кроссовая подготовка. Игры на воздухе.
1
4
Специальные беговые упражнения. ОРУ.
1
5
Высокий старт до 10–15 м, бег по дистанции, развитие скоростных возможностей.
1
6
Кроссовая подготовка. Полоса препятствий.
1
7
Высокий старт до 15-30м. Финиширование.
1
8
Бег на результат (60 м). Специальные беговые упражнения. Развитие скоростных качеств.
1
9
Кроссовая подготовка. Игры.
1
10
Обучение отталкивания в прыжке в длину способом «согнув ноги», прыжок с 7–9 шагов разбега. Метание малого мяча в горизонтальную цель (1 × 1)с 5–6 м.
1
11
Обучение подбора разбега. Прыжок с 7–9 шагов разбега. Метание малого мяча в вертикальную цель (1×1)с 5–6 м.
1
12
Кроссовая подготовка. Бег на выносливость.
1
13
Прыжок с 7–9 шагов разбега. Приземление. Метание малого мяча в вертикальную цель (1 × 1) с 5–6 м. ОРУ в движении.
1
14
Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств.
1
15
Кроссовая подготовка. Бег 1000м.
1
16
Бег в равномерном темпе. Бег 1000 м. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель(1х1) с 8 – 10 м.
1
17
ОРУ. Развитие выносливости.
1
18
Занятия в бассейне. Проверка плавательной подготовленности. Т.Б. на уроках плавание.