Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОФП 5 класс»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«школа-интернат №31 -МАОУ «ШИ № 31 г.».
456227 Челябинская область, г. Златоуст, поселок Айский, д. 20-б
Рассмотрена на заседании МО учителей внеурочной деятельности
Протокол №_____от «____»________2019
Руководитель МО: ________
Е.А.Козлова
«Согласовано»:
на заседании педагогического совета МАОУ «ШИ № 31»
Протокол №____«____»________2019
«Утверждаю»:
директор МАОУ «ШИ № 31»
_________С.Ф. Тихомирова
«____»_______________2019
Тел. факс 8 3513 – 79-12-31 E-mail: shkola_31@list
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Общая физическая подготовка»
(наименование курса внеурочной деятельности)
Физкультурное
(направление курса внеурочной деятельности)
5 класс
Составитель программы:
учитель физической культуры Волкова Т.Е
г. Златоуст
2019
1.Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по общей физической подготовке составлена на основе следующих нормативно-правовых документов и инструктивно-методических материалов:
Закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении ФГОС федерального образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Приказ МОиН Российской Федерации от 31 марта 2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Письмо МОиН Российской Федерации № 07-3517 от 19.08.2016 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)МАОУ «ШИ № 31 г. Златоуст». (вариант 1)
И иных нормативно-правовых актов.
Овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметной областью «Общей физической подготовкой» предполагает коррекцию двигательных навыков в процессе музыкально-ритмической и спортивной деятельности.
Цель:
сформировать позитивное отношение школьников к дополнительным занятиям физической культурой во внеурочное время, повысить уровень их физического здоровья и теоретическую осведомленность о занятиях физической культурой и спортом.
Задачи:
1. Обучающие:
- повышение уровня ритмической подготовки школьников путем использования музыкальной фонограммы в качестве средства дозирования физической нагрузки и экономизации физических усилий;
- профилактика и коррекция нарушений осанки школьников;
- повышение уровня функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем школьников с помощью использования аэробных физических нагрузок;
- развитие силы и гибкости опорно-двигательного аппарата школьников с помощью использования силовых уроков и стретчинга.
2. Развивающие:
- научить организовывать свою жизнедеятельность в соответствии с понятием «здоровый образ жизни» (сбалансированное питание, физическая активность, распорядок дня и т.п.);
- повысить уровень здоровья школьников, устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям;
- повысить уровень осведомленности школьников об основах анатомии, взаимодействии музыки и движения, развитии массовых видов спорта с музыкальным сопровождением.
3. Воспитательные:
- способствовать адаптации школьников в коллективе;
- воспитание у детей потребности в физической культуре.
Структура программы внеурочной деятельности «Общей физической подготовки» соответствует требованиям ФГОС.
Тематическое планирование ежегодно конкретизируется в календарно-тематическом планировании, утверждаемом директором школы.
Срок реализации программы 1 год.
2.Общая характеристика учебного предмета
В формировании физически здоровой и физически развитой личности с высокой потребностью в двигательной активности важнейшее значение имеют занятия общей физической подготовкой (ОФП).
Цель:
Формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитий интереса и творческой самостоятельности
Задачи:
-Укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма
-Совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта
-Формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роль в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности
-Развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга
-Обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности
-коррекция нарушений физического развития;
-формирование двигательных умений и навыков;
-развитие двигательных способностей в процессе обучения;
-раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
-формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
-формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
-поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
-формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
-воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
-воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения;
Средства ОФП:
Физические упражнения (основное).
Оздоровительные силы природы.
Гигиенические факторы.
Принципы ОФП:
Всесторонности
Сознательности и активности
Постепенности
Систематичности
Индивидуальности
Прочности
Методы ОФП
Метод строгой регламентации – предусматривает твердую программу действий
Игровой – основан на сочетании различных ситуаций и соответствующими им самостоятельными действиями занимающихся
Соревновательный – противостояние между отдельными учащимися или группами учащихся
Круговой – заключается в выполнении специально подобранных комплексов упражнений и их чередования с целью развития физических качеств
5 физических качеств:
Сила
Выносливость
Гибкость
Быстрота
Ловкость
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа внеурочной деятельности «Курс общей физической подготовки»
предназначена для обучающихся 5-х классов с учётом реализации её учителями
основной школы, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с
детьми в возрасте от 10 до 13 лет. Данная программа составлена в соответствии с
возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в
неделю в 5-х классах. Программа построена на основании современных научных
представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого
возраста, раскрывает особенности соматического, психологического
Программа внеурочной деятельности «Курс общей физической подготовки»
предназначена для обучающихся 5-х классов с учётом реализации её учителями
основной школы, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с
детьми в возрасте от 10 до 13 лет. Данная программа составлена в соответствии с
возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в
неделю в 5-х классах. Программа построена на основании современных научных
представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого
возраста, раскрывает особенности соматического, психологического
Программа внеурочной деятельности «Курс общей физической подготовки»
предназначена для обучающихся 5-х классов с учётом реализации её учителями
основной школы, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с
детьми в возрасте от 10 до 13 лет. Данная программа составлена в соответствии с
возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в
неделю в 5-х классах. Программа построена на основании современных научных
представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого
возраста, раскрывает особенности соматического, психологического
Программа внеурочной деятельности «Курс общей физической подготовки»
предназначена для обучающихся 5-х классов с учётом реализации её учителями
основной школы, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с
детьми в возрасте от 10 до 13 лет. Данная программа составлена в соответствии с
возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в
неделю в 5-х классах. Программа построена на основании современных научных
представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого
возраста, раскрывает особенности соматического, психологического
Программа внеурочной деятельности «Курс общей физической подготовки»
предназначена для обучающихся 5-х классов с учётом реализации её учителями
основной школы, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с
детьми в возрасте от 10 до 13 лет. Данная программа составлена в соответствии с
возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в
неделю в 5-х классах. Программа построена на основании современных научных
представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого
возраста, раскрывает особенности соматического, психологического
Программа внеурочной деятельности «Общей физической подготовки» предназначена для обучающихся 5-х классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю. Продолжительность занятий 40 минут. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
5класс – в объеме 1 часа в неделю (34 учебных недели - 34 часа в год);
Четверти
Часы
1 четверть
9
2 четверть
7
3 четверть
10
4 четверть
8
год
34
4.Планируемые результаты
По окончании курса ОФП - должны быть достигнуты определенные результаты.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
1 уровень результатов:
Предполагает приобретение новых знаний уже, тогда, когда только начинают основывать спортивно-оздоровительную деятельность:
- правила поведения на занятиях ОФП
- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня
- общие представления о физической культуре, о её значении в жизни человека, о её роли в укреплении здоровья, физическом развитие и
физической подготовленности учащегося
- сформированности двигательных навыков и умений школьников
Развивая такие качества как сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость у школьников: определяется уровень физической подготовленности учащихся
Результат выражается в понимании детьми сути занятий ОФП, умении поэтапно решать задачи.
2 уровень результатов:
Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к формированию жизненно важных двигательных
навыков с целью адаптации к современным условиям жизни.
Результат проявляется к приобщению школьниками самостоятельным занятиям физическими упражнениями, формированию универсальных
двигательных действий, умение составить простейшие комплексы общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами, умение самостоятельно подбирать игры и проводить их с товарищами и свободное время.
3 уровень результатов:
Предполагает на основе формированья интересов к определенным видам двигательной активности у школьников и выявляется предрасположенность к тем или иным видам спорта (самостоятельный выбор) участие в соревнованиях, как внутри школьных, так и городских по общефизической подготовке.
ниверсальными компетенциями учащихся по ОФП являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и
использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность,
взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в
процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы
по ОФП являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими
эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними
общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания
программы по ОФП являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную
оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах
взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и
занятий физической культурой;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного
действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях
5. Содержание учебного предмета
Программой предусмотрены следующие виды работы:
беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций;
выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя;
самостоятельное выполнение упражнений;
занятия в тренирующем режиме;
развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.
Содержание программы отражено в двух разделах: основы теоретических знаний и двигательные действия и навыки.
№
Наименование разделов, блоков, тем.
Количество
часов
Количество часов
Теория
Практика
1.
1.)Основы теоретических знаний
1.Правила техники безопасности на занятиях в большом и малом залах, на спортивной площадке, в лесу и на природе.
2. Общие сведения о травмах и причинах травматизма. Страховка и само страховка. Оказание первой медицинской помощи при травмах.
3. Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма. Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижности суставов.
4.Основные правила личной гигиены. Гигиена сна, питания и занятий физическими упражнениями.
6. Гигиеническое значение водных процедур. Правила применения солнечных и воздушных ванн. ЗОЖ. Утренняя гимнастика и ее значение для здоровья и воспитания волевых качеств человека
7.Ознакомление с местами занятий по отдельным видам программы. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований. Гигиена одежды и обуви. Правила пользования спортивным инвентарем и оборудованием.
8.Двигательные качества, развиваемые в результате занятий. Название основных гимнастических элементов и упражнений. Спортивная терминология.
5 часов
5
-
2.
2.Двигательные действия и навыки.
Упражнения для развития гибкости: 1.наклоны с предметами и без предметов; 2.упражнения на растяжение мышц у опоры и на гимнастических матах; 3.упражнения в парах;
4.задания на максимальную амплитуду движений;
5.акробатические упражнения
Упражнения на развитие быстроты:
1.челночный бег;
2.бег по 10-30 метров;
3.беговые эстафеты;
4.бег с хода;
5.стартовый разгон;
6.ведение мячей с максимальной скоростью.
Упражнения на ловкость:
1. прыжки с поворотами;
2.перемещения в сочетании с упражнениями;
3.перемещения с предметами;
4. броски;
5.эстафеты с предметами и комбинированными заданиями;
6.полоса препятствий.
Упражнения на выносливость:
1.круговая тренировка;
2.кроссовый бег,
3.интервальный бег;
4. многократные повторения заданий и упражнений.
Упражнения на силу:
1. подтягивания в висе;
2.отжимания;
3. упражнения на мышцы брюшного пресса;
4.упражнения на верхний плечевой пояс и мышцы ног у опоры.
Упражнения на развитие прыгучести: 1.много скоки;
2. бег по кочкам;
3.прыжки со скакалкой.
Строевая подготовка.
1.Простейшие команды на месте и в движении;
2.повороты на месте;
3.смыкание и размыкание в шеренге, в колонне;
4.перестроения на месте и в движении. 5.Дистанция, интервал, движение в колонне и фронтальным методом.
Легкоатлетические упражнения:
1.беговые упражнения с высоким поднятием бедра и с захлестыванием голени;
2. прыжки с подскоком, на двух, на одной, с ноги на ногу;
3.много скоки,
4. прыжковые упражнения правым и левым боком;
5.ходьба в приседе и полуприседе;
6. прыжки «лягушкой»;
7.бег с ускорением.
Гимнастика:
1.Передвижение по гимнастической стене вверх, вниз, горизонтально, спиной к опоре;
2.переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья,
3.перелезания, переползания;
4. хождение по наклонной скамейке; 5.лазанье по канату в два и три приема; 6.комплексы упражнений избирательной направленности на отдельные группы мышц;
7. подтягивания и отжимания;
8. упражнения в равновесии.
Элементы спортивных игр.
Баскетбол.
1. Передвижения; остановки; ведения мяча правой и левой рукой в движении;
2. броски одной и двумя руками с места, 3.ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и сменой мест.
4. Эстафеты с мячами;
5.Подвижные игры "Бросай - поймай», «Выстрел в небо»,
6.игра в мини-баскетбол; броски в щит, в кольцо
Футбол.
1. Передвижение игроков с крестными и приставными шагами;
2.удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и передней частью подъема;
3. остановка катящегося мяча;
4. ведение мяча между стойками с обводкой
стоек;
5.эстафеты с ведением мяча ногами, 6.подвижные игры «Передал - садись"; "Бросок ногой".
Волейбол.
1.Правила игры.
2.Обучение передаче сверху.
3.Обучение передаче снизу.
4.Обучение подаче мяча.
5.Обучение нападающему удару.
6. Совершенствование передач и подачи. 7.Технико-тактические действия в защите.
29
-
29
Приложение №1
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета
По окончанию курса ОФП учащиеся должны знать и иметь представление:
представление: уметь:
- о роли и значении занятий физическими упражнениями в подготовке солдат в русской армии;
- о физической подготовке и её связи с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения;
- о физической нагрузке и способах её регулирования;
- о причинах возникновения во время занятий физическими упражнениями, профилактике травматизма;
травм во время занятий
физическими упражнениями,
профилактике травматизма;
Учащиеся должны уметь:
- выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации;
- подсчитывать частоту сердечных сокращений при выполнении физических упражнений с разной
нагрузкой;
- выполнять игровые действия в футболе, баскетболе и волейболе, играть по упрощённым правилам;
- оказывать доврачебную помощь при ссадинах, царапинах, лёгких ушибах и потёртостях.
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в
проведении своего отдыха и досуга;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их
объективное судейство;
– соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
– выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности.
Формы контроля.
Контрольные испытания представляют собой демонстрацию уровня физической подготовленности обучающихся. Это спортивные соревнования, эстафеты, тестирование.