kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа дополнительного образования "Футбол в школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа дополнительного образованияетей по футболу для детей  1 - 2 год обучения  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования "Футбол в школе"»






Программа дополнительного образования


ФУТБОЛ В ШКОЛЕ


направленность: спортивно-физкультурную направленность

уровень: базовый

для учащихся 7-13 лет

срок реализации: 1 год







Составитель программы:

Ерёмин Сергей Александрович,

педагог дополнительного образования

МБОУ «СОШ п. Эгвекинот»
























Эгвекинот, 2025 год





СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

3

2.

Планируемые результаты освоения программы

5

3.

Учебный план

7

4.

Содержание учебного плана

9

5.

Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы

14

6.

Список литературы

25

7.

Календарно-тематический график

26








































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

  • Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р» (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»);

  • Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской

  • Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. №3081-р;

  • Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства

  • Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. №3894-р;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта» от 21.03.2008 г. № ЮА-02-07/912 (дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ по организации и деятельности спортивных школ Российской Федерации от 12.12.2006 г. № СК02-10/3685);

  • Устава МБОУ «СОШ п. Эгвекинот»;

  • Программы воспитания МБОУ «СОШ п. Эгвекинот».

Уровень сложности: базовый.

Направленность программы: физкультурно-спортивная.

Актуальность Программы заключается в том, футбол объединяет большинство общедоступных упражнений (бег, прыжки), которые сопровождают человека в повседневной жизни, и потому является одним из наиболее массовых видов спорта.

Занятия футболом имеют оздоровительное значение: положительно влияют на развитие всех органов и систем человеческого организма. С помощью легкоатлетических упражнений, при условии их регулярности, полностью решаются задачи гармоничного физического развития. На занятиях футболом развиваются основные физические качества - выносливость, сила, скорость, гибкость, что широко применяются в повседневной жизни, в частности - в трудовой деятельности. Во время занятий футболом приобретаются навыки координации движений, быстрого и экономичного передвижения и рационального выполнения сложных физических упражнений. Люди, которые занимаются футболом, приобретают специальные знания относительно техники исполнения физических упражнений, основных функций человеческого организма, организации тренировочных занятий, режима личной гигиены, питания, работы и отдыха.

Кроме этого, футбол имеет воспитательное значение, способствуя популяризации здорового образа жизни. Правильная организация и методика проведения занятий положительно влияют на формирование личности человека, развитие ее моральных качеств и умственных способностей.

Отличительные особенности (Новизна) заключается в том, что программа реализуется в сетевой форме. При реализации программы используются ресурсы общеобразовательных учреждений, расположенных в непосредственной близости к месту проживания ребенка. Это создает условия доступности получения образования ребенком.

Одной из педагогических идей при реализации программы является приучение детей к занятию физической культурой, которая может стать увлекательным хобби на всю жизнь. Педагог обязан показать возможности занятия футболом во взрослой жизни, пути организации и самоорганизации спортивных сообществ на примере общественных спортивных объединений в городском округе Мытищи.

Программа помогает удовлетворить потребность в самореализации занимающихся на футбольном поле. Возможность реализации приобретаемых навыков в различных видах спорта: координация, выносливость, физическая и тактическая подготовка, умение критически мыслить и принимать правильные решения за минимальный промежуток времени. Программа предусматривает такие аспекты как: становление и развитие занимающегося, как личности, так и спортсмена, создание условий для обучения и усовершенствования спортивных навыков.

Педагогическая целесообразность Программы характеризуется общими принципами, характерными для программ стартового уровня сложности, с учетом физкультурно-спортивной направленности:

• формирование и развитие способностей детей через занятия физической культурой и футболом в объединении;

• удовлетворение индивидуальных потребностей детей в нравственном и физическом совершенствовании;

• приобретение навыков здорового и безопасного образа жизни;

• укрепление здоровья обучающихся;

• организация свободного времени у детей;

• мотивация личности ребенка к занятиям физической культурой и футболом.

Адресат программы. Программа стартового уровня рассчитана на обучающихся 7-13 лет. В группу принимаются все обучающиеся, не имеющие медицинских противопоказаний к занятию футболом. Для зачисления в группу необходимо предоставить справку об отсутствии противопоказаний к занятиям спортивными видами деятельности, с подписью и печатью врача, штампом и треугольной печатью медицинского учреждения.

Срок реализации: Программа рассчитана на один год обучения. Основана на изложении материала в доступной и увлекательной форме. Один год обучения – 102 часа.

Формы обучения:

Программа реализуется в очной форме, без использования дистанционных технологий.

Особенности организации образовательного процесса.

Образовательный процесс осуществляется в детском объединении постоянного состава, сформированного на период реализации программы.

Наименование объединения – секция.

Минимальная наполняемость объединения – 20 учащихся.

Состав объединения – одновозрастной, в пределах возрастного диапазона от 7 до 13 лет.

Основная форма проведения занятий – групповая.

Учитывая возрастные особенности детей, образовательный процесс по реализации программы разноплановый, основной формой организации учебной деятельности является комплексное занятие.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий Занятия проводятся согласно графику проведения занятий три раза в неделю. Одно занятие – 1 академический час (по 40 минут).

Цель программы: мотивировать детей к регулярным занятиям физической культурой путем вовлечения их в игровую деятельность. развитие физических качеств, совершенствование двигательных умений и навыков в игре в футбол, подготовка юных спортсменов для реализации своих достижений в соревновательной деятельности.

Задачи:

  • формирование и развитие творческих и спортивных способностей обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;

  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

  • формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;

  • выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.


2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


В ходе обучения по программе учащиеся освоят основные базовые навыки и тактические схемы игры в футбол.

Будут знать:

  • основные правила техники безопасности при занятии футболом;

  • упражнения на освоение навыков и развития координационных способностей;

  • правильная постановка стопы при передаче и остановке мяча;

  • работу сердечно-сосудистой системы, понятие о телосложении человека;

  • основную разметку на футбольной площадке, основные правила игры в футбол, какие бывают нарушения правил, жесты судей;

  • гигиенические требования к одежде и обуви для занятий по футболу;

  • способы подсчёта пульса, способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.

Будут уметь:

  • выполнять правила игры в футбол;

  • уметь применять на практике основные правила безопасности при организации игры в футбол;

  • ведение и остановка мяча;

  • удары внутренней стороны стопы, частью подъема;

  • отбор мяча в подкате;

  • техника владения мячом;

  • техника движений в футболе;

  • тактика обороны, индивидуальная, опека, отбор мяча, групповая тактика;

  • тактика нападения, индивидуальные качества игрока, обводка, прием мяча, передача, контратака.

  • удары - ногой, головой.

  • силовые единоборства, отбор;

  • приём мяча: ногой, грудью.

Личностные:

  • формирование у детей устойчивого и осознанного интереса к занятиям по футболу;

  • воспитание потребностей к самосовершенствованию, достижений результатов в игровой деятельности;

  • воспитание социальных норм поведения;

  • умение сотрудничать с другими детьми в совместной деятельности;

  • формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • умение принимать и сохранять учебную задачу;

  • умение осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • умение адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, учащихся в учебной и игровой деятельности.

Познавательные:

  • умение выделять суть учебной задачи;

  • умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные:

  • умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной игры;

  • умение слушать и задавать вопросы;

  • умение формулировать собственное мнение и позицию.

Иные:

  • развитие силы, ловкости, координации движений.

.






3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Раздел, тема

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение в образовательную программу

1

1

0

Входной контроль: устный опрос.

2

Общая физическая подготовка

30

4

26

Фронтальный опрос и наблюдение. Оценка уровня знаний правил игры и выполнения основных приемов игры.

3

Специальная физическая подготовка

30

3

27

Фронтальный опрос и наблюдение. Оценка уровня знаний правил игры и выполнения основных приемов игры.

4

Техническая подготовка

12

2

10

Фронтальный опрос и наблюдение. Оценка уровня знаний правил игры и выполнения основных приемов игры.

5

Тактическая подготовка

12

4

8

Фронтальный опрос и наблюдение. Оценка уровня знаний правил игры и выполнения основных приемов игры.

6

Тестирование

1

1

0

Фронтальный опрос и наблюдение. Оценка уровня знаний правил игры и выполнения основных приемов игры.

7

Участие в соревнованиях

14

0

14

Игра. Соревнование.

8

Итоговое занятие

2

2

0

Итоговый контроль.

ИТОГО

102

17

85

4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА


Введение в образовательную программу:

Данное занятие преследует определённые цели и задачи, реализация которых имеет большое значение для всей последующей деятельности объединения:

  • вызвать у детей интерес к занятиям в объединении, стремление к овладению необходимыми знаниями и умениями;

  • познакомить детей с образовательной программой, с перспективами личностного развития;

  • познакомить детей с учреждением;

  • выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;

  • начать работу по формированию детского коллектива.

Кроме того, в ходе вводного занятия решаются ряд организационных моментов:

  • режим и график проведения занятий в объединении;

  • правила поведения в образовательном учреждении;

  • требования к форме одежды и обуви

Беседа:

О значении спорта в жизни человека. Футбол – спортивная игра, олимпийский вид спорта. О работе объединения.

Опрос:

Знания о футболе.

Теория:

Охрана труда, её назначение, цели и задачи. Обязанности каждого воспитанника соблюдать требования правил охраны труда, поведения. Программа охраны труда воспитанников, вводный инструктаж. Инструктаж по правилам поведения обучающихся. Программа охраны труда воспитанников, текущий - инструктаж.

Ознакомление с правилами поведения и техники безопасности (ТБ) на занятиях. Профилактика травматизма на занятиях. Требования к поведению занимающихся на занятиях и соревнованиях по футболу. Правила поведения в спортивном зале и на спортивных площадках. Запрещённые действия во время тренировок.

Практика:

Входной контроль физической подготовки.

Общая физическая подготовка:

Теоретические занятия:

Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Работа сердечно-сосудистой системы. Понятие о телосложении человека.

Гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль. Гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями. Самоконтроль, из чего он состоит. Способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.

Всесторонняя физическая подготовка, как фактор укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей органов и систем, развития физических качеств юных спортсменов (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости). Средства общей физической подготовки, применяемые в процессе обучения и тренировки с юными спортсменами в футболе. Контрольные упражнения и нормативы общей физической подготовки для юных футболистов.

Практические занятия:

Общеразвивающие упражнения без предметов. Маховые упражнения, круговые вращения рук в сочетании с движениями ног и туловища. Разгибание рук в упоре лёжа. Круговые Движения туловищ, повороты и наклоны с одноимёнными движениями рук и ног, разноимённые движения на координацию. Отведение, приведение и маховые движения ноги вперёд, в стороны, назад. Упражнения с набивным мячом (2 - 3 кг.). Броски набивного мяча одной и двумя руками через голову. Поднимание и опускание прямых ног с мячом, зажатым между ступнями, в положении лёжа на спине. Акробатические упражнения. Кувырок вперёд с прыжка. Кувырок назад в упор стоя ноги врозь из упора присев, из седа, из основной стойки. Стойка на голове из упора присев толчком двух ног. Переворот в сторону. Легкоатлетические упражнения. Бег 60 м. на скорость. Повторный бег до 5 х 60 м., до 3 х 100 м. Бег медленный до 25 мин. Бег по пересечённой местности (кросс) до 2000 м. Бег 400 и 500 м. Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги».

Специальная физическая подготовка:

Теоретические занятия:

Единство общей и специальной физической подготовки. Взаимосвязь между развитием основных физических качеств. Основные требования по физической подготовке, предъявляемые к юным спортсменам различного возраста, занимающимся футболом. Контрольные упражнения и нормативы специальной физической подготовки для юных футболистов.

Практические занятия:

Подвижные игры. Игры с бегом на скорость, с прыжками в высоту и длину, с метаниями мяча на дальность и в цель. Спортивные игры. Ручной мяч. Специальные упражнения для развития быстроты. Бег на 10 - 15 м. из различных стартовых положений - сидя, бег на месте, лёжа. Ускорения на 15, 30, 60 м. без мяча и с мячом. Бег прыжками. Бег с изменением направления до 180°. Бег боком и спиной вперёд (наперегонки). Обводка стоек (на скорость). Рывок с мячом с последующим ударом по воротам. Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега вверх, стараясь достать высоко подвешенный мяч ногой, головой; то же, выполняя в прыжке поворот до 18од. Прыжки вверх с места и разбега, выполняя удары по мячам, подвешенным на различной высоте. Эстафеты с элементами акробатики.

Техническая подготовка:

Теоретические занятия:

Понятие о технике футбола. Характеристика основных приемов игры. Соединение технической и физической подготовки. Классификация техники футбола.

Практические занятия:

Удары по мячу ногой. Удары серединой и внешней частью подъёма по неподвижному и катящемуся мячу. Удары подъёмом по прыгающему и летящему мячу. Удары носком, пяткой (назад). Выполнение всех ударов по мячу, придавая ему различную по крутизне траекторию полёта и различное направление полёта. Удары на точность и дальность. Удары на точность. Остановка мяча. Остановка подошвой, внутренней и внешней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча с поворотом налево и направо. Остановка грудью летящего мяча с поворотом в сторону. Ведение мяча. Ведение серединой подъёма и носком. Обманные движения (финты). Выполнение обманных движений в единоборстве. Отбор мяча. Техника игры вратаря. Ловля катящегося и летящего на различной высоте мяча на выходе из ворот без падения, с падением, в броске. Ловля опускающегося мяча. Отбивание (в сторону, за линию ворот) ладонями, пальцами рук в броске мячей, летящих и катящихся в сторону от вратаря. Перевод мяча через перекладину ворот ладонями (двумя, одной) в прыжке. Броски мяча одной рукой с боковым запахом и снизу. Броски рукой на точность и дальность.

Тактическая подготовка:

Теоретические занятия:

Понятие о тактике футбола. Характеристика тактических действий. Анализ технических приемов и тактических действий в атаке и обороне. Классификация тактики футбола.

Практические занятия:

Упражнения для развития умения «видеть поле». Игра в «пятнашки» в парах на ограниченной площади (играют 3 - 4 пары, постоянно наблюдают за движением других пар, чтобы не столкнуться), 8 - 6 игроков образуют круг и передают друг другу в одно касание два мяча (надо следить одновременно за двумя мячами, чтобы не передать их одному партнёру).

Тактика нападения:

Групповые действия. Уметь взаимодействовать с партнёрами при равном соотношении и численном превосходстве соперника, используя короткие и средние передачи. Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание». Комбинация «Двойная стенка». Комбинация «Игра в одно-два касания» между тремя партнерами.

Комбинация «Смена мест». Комбинация «Пропускание мяча».

Тактика защиты:

Индивидуальные действия в защите. Противодействие маневрированию: осуществлять «закрывание» и препятствовать сопернику в получении мяча. Совершенствование в «перехвате» мяча. В зависимости от игровой обстановки применять отбор мяча изученным способом. Уметь противодействовать передаче, ведению и удару по воротам. Маневрирование, передачи, ведение и обводка.

Участие в соревнованиях:

Теоретические занятия:

Соревновательная деятельность. Правила соревнований. Права и обязанности судей.

Практические занятия:

Контрольные игры и соревнования:

Футбол 5х5, 6х6. Товарищеские встречи команд других школ, судейская практика. Участие в соревнованиях.



Итоговое занятие: Контрольные испытания:

  • чеканка мяча 60 сек.

  • удары по воротам после ведения.

  • передачи мяча в парах.

  • передачи мяча в движении.

  • обводка стоек.

  • удар по мячу ногой на точность попадания (число попаданий).

Штрафные удары, обводка стенки.


5. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

  1. Продолжительность учебного года в МБОУ «СОШ п. Эгвекинот»

Начало

учебного года

Конец

учебного года

Продолжительность учебного года

01 сентября

26 мая

34 недели


  1. Сроки реализации программы

Сроки реализации

Дата начала обучения

по программе

Дата окончания обучения

по программе

Кол-во

учебных недель

Кол-во учебных часов в год

1 год

01 сентября


по мере реализации программы

34

102 часа


  1. Режим занятий. Режим работы в период школьных каникул

Режим занятий

Режим работы в период школьных каникул

Занятия проводятся 3 раза в неделю, их продолжительность составляет 1 академический час

Занятия проводятся в течение всего года, кроме каникул.

В период летних школьных каникул занятия могут проводиться по утвержденному расписанию, составленному на период летних каникул в форме учебных занятий, мастер-классов, экскурсий, тематических мероприятий

Материально-техническое обеспечение реализации программы:

Для реализации данной программы используются спортивные залы (в холодное время года) и уличные спортивные площадки (в теплое время года).

Требования к спортивным залам:

      • не менее 150 кв. м., иные требования к площади зала – не предъявляются;

      • высота потолка – не ниже 5 метров;

      • защита оконных стекол от попадания мяча;

      • деревянное окрашенное половое покрытие или синтетическое полужесткое половое покрытие для спортивных залов.

Стационарное и съемное оборудование спортивных залов:

      • ворота для мини-футбола – 2шт.

Требования к уличным спортивным площадкам:

      • поле для игры в футбол с ровным травяным или синтетическим покрытием;

Иные помещения и оборудование:

      • помещения для переодевания учащихся в спортивную форму – для девочек и мальчиков раздельные;

      • туалетные комнаты;

      • комнаты для умывания (1 умывальник на 2 учащихся).

Спортивное оборудование:

      • мячи футбольные;

      • манишки;

      • фишки тренировочные;

      • аптечка;

      • заморозка;

      • насос ручной для мячей;

      • свисток;

      • секундомер.

1.15. Информационное обеспечение: Интернет источники:

• официальный сайт МБОУ «СОШ п. Эгвекиннот»

1.16. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда России от 22 сентября 2021г. № 652н)

Формы аттестации

Входной контроль – проверка отдельных знаний, навыков и умений учащегося, необходимых для успешного обучения. Проводится в начале обучения по программе и необходим для корректировки учебного плана.

Контроль приобретенных знаний, умений и навыков – проверка отдельных знаний, навыков и умений учащегося, полученных в ходе обучения. Проводится постоянно.

Текущий контроль проводится в следующих формах:

  • устный опрос;

  • наблюдение;

  • проверка выполнения заданий. Промежуточная аттестация Проводится по итогам полугодия, в соответствии с календарным учебным графиком. Цель – определение уровня знаний и умений учащихся за полугодие и корректировка учебной деятельности учащихся.

Промежуточная аттестация проводится в следующих формах:

  • устный опрос;

  • наблюдение;

  • проверка выполнения заданий;

  • практическое выполнение приёмов;

  • сдача контрольных нормативов.

Итоги промежуточной аттестации оформляются в ведомости, с учетом достижений учащегося по каждой теме.

Итоговая аттестация

Итоговая аттестация проводится в конце учебного года и проводится в следующих формах:

  1. Итоговое занятие;

  2. Анализ учебной деятельности учащихся за год;

Итоги итоговой аттестации оформляются:

      • в ведомости, с учетом достижений учащегося по каждой теме;

      • в аналитическую справку о деятельности учащихся, творческих достижений, участий в соревнованиях и сохранности контингента учащихся за год.

  1. Итоговое занятие проводится в форме открытого занятия учащихся, на которое приглашаются родители учащихся, педагогические работники и администрация учреждения.

Методические материалы

Основным местом размещения методических и дидактических материалов, используемых при реализации программы является сайт учреждения - https://www.dc-tur.ru

Тренировочное занятие: Разминка:

Упражнения на разогрев:

        • лёгкий бег около 5-ти или 10-ти минут.

        • пробежка приставным шагом.

        • бег с высоким подъёмом бедра, на месте, либо в движении.

        • бег с захлёстыванием голени. Пятки при каждом шаге касаются ягодиц. Туловище слегка наклонено вперёд, руки двигаются, как при обычном беге.

        • перекрёстный бег.

        • махи бёдрами, согните ногу в колене, затем совершайте полукруговые движения бедром.

        • бег с выпрыгиванием.

Разминка суставов: круговые движения в одну строну, затем в другую. начиная с головы, потом опускаясь к плечам, рукам и так до голеностопа, первые вращения совершаются медленно, постепенно скорость необходимо довести до умеренной.

Упражнения на растяжку: начинать следует с наклонов вперёд, после этого идут наклоны в стороны, затем расставить ноги максимально широко и присесть на одну из них, после чего сменить положение на другую ногу, повторить несколько раз, далее переходим к выпадам вперёд правой и левой ногой, в заключение разминки шпагат.

Разминка голеностопа: ходьба на носках при чередовании с ходьбой на пятках, стойка на одной ноге, катание мяча только одной голенью, бедро при этом не меняет своего положения.

Основная часть:

Овладение техникой и тактикой игровых действий, развитие двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости и др., специализированные упражнения на повышение уровня физического развития и подготовленности занимающихся, воспитание моральных и волевых качеств, подготовка организма к повышенным напряжениям, игровые упражнения, игра в футбол.

Заключительная часть:

Упражнения средней и малой интенсивности, несложные по координации, для снятия нагрузки и привести организм в спокойное состояние, в конце занятия важно снизить эмоциональное состояние занимающихся.

4.10.2. Описание упражнений:

Упражнение 1

Задача: отработка реакции и смена направления движения.

Организация и содержание: группа игроков бегает внутри квадрата, меняя скорость и направление. Неожиданно тренер выкрикивает какое-то число (например, «четыре»), после чего игроки должны как можно быстрее разделиться на группы указанного состава, крепко взявшись за руки или обнявшись за плечи. Опоздавшие получают шутливое наказание (например, три прыжка в разножке с вытянутыми руками). Затем бег возобновляется, а тренер называет другое число.

Инвентарь: четыре стойки.

Рекомендации: тренер может усилить нагрузку. По ходу бега он называет одну из границ квадрата с тем, чтобы игрокам пришлось бежать к противоположной линии, или же дает им задание проделать разные движения (имитация финта, бег спиной вперед и т.д.), до объединения в группы.

Упражнение 2

Задача: аэробная работа и смена скорости.

Организация и содержание: игроки строятся в две колонны с интервалом примерно в 1 м, образуя коридор, обозначенный двумя флажками. Колонны трусцой семенят к флажку, «огибают его и продолжают бежать в том же темпе к противоположному флажку. По свистку тренера двое замыкающих как можно быстрее перебегают в голову своих колонн, после чего все продолжают бежать в прежнем темпе. Следующая пара замыкающих ждет очередного сигнала тренера.

Инвентарь: четыре стойки, два флажка.

Рекомендации: тренер может несколько видоизменить упражнение, предложив направляющим сделать поворот и совершить рывок в конец колонны. Можно также предложить ускоряющимся игрокам бежать спиной вперед или боком, или же повысить темп упражнения, увеличив количество рывков.

Формы организации образовательного процесса - групповая и коллективная, в соответствии с дидактическими принципами и методическими закономерностями учебно-тренировочного процесса по футболу. Это связанно с особенностями преподаваемой дисциплины, возрастными особенностями учащихся, и экономией финансовых средств на реализацию программы.

Формы организации учебного занятия:

Классификация занятий (по С.А. Козловой) Дидактические задачи:

  • Занятия усвоения новых знаний, умений;

  • Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений;

  • Занятия творческого применения знаний и умений;

  • Комплексные занятия, где одновременно решается несколько задач.

Педагогические технологии:

  • Технология игровой деятельности;

  • Технология группового обучения;

  • Технология развивающего обучения; • Коммуникативная технология обучения.

Алгоритм учебного занятия:

Подготовительная часть:

  1. Начальная организация занимающихся.

  2. Постановка цели и задач тренировочного занятия.

  3. Содержание тренировочного занятия.

  4. Функциональная подготовка к предстоящей физической деятельности.

Основная часть:

  1. Организационный этап

  2. Решение задач тренировочного процесса, связанных с обучением и совершенствованием техники и тактики.

  3. Развитие специальных физических качеств.

  4. Актуализация знаний.

  5. Объяснение нового материала / Воспроизведение и коррекция знаний, полученных ранее / Обобщение и систематизация знаний

  6. Выполнение практического задания – подвижные игры, отработка отдельных приемов игры, решение тактических задач и т.п.

Заключительная часть:

  1. Рефлексия, демонстрация приобретенных навыков и умений. Перерыв 15 минут.

Принципы организации образовательного процесса:

Основу организации занятий с детьми определяют следующие принципы:

        • Системность. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребенка.

        • Комплексность. Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, речи) определяет и дополняет развитие других функций.

        • Соответствие возрастным требованиям и индивидуальных возможностям.

        • Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий. Это способствует оптимизации занятий и повышению эффективности, дает опору на функции, не имеющие недостатков при одновременном подтягивании отстающих функций.

        • Постепенность и систематичность в освоении и формировании значимых функций. Следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

        • Индивидуализация темпа работы – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

        • Повторность (цикличность повторения) материала позволяет формировать и закреплять механизмы реализации функции.

Каждое занятие имеет свою завершенность: наличие основных звеньев обучения и этапов освоения знаний, умений и навыков. Освоение нового материала происходит на основе воспроизведения ранее изученного, непосредственно примыкающего к новому. Новый материал дается небольшими частями. В ходе одного занятия осуществляется и первичное восприятие нового материала, и его осмысление, усвоение знаний, умений и навыков. Только многократное восприятие знаний в разнообразной краткой деятельности и различных условиях обеспечивает полноту формируемых представлений.

Педагогические технологии, используемые при реализации программы:

        • развивающее обучение;

        • коллективная система обучения;

        • технология использования в обучении игровых методов;

        • обучение в сотрудничестве.

Формы отслеживания и фиксации результатов:

        • Журнал учета работы педагога дополнительного образования

        • Мониторинг качества реализации дополнительных общеразвивающих программ.

Фото и видео материалы с занятий.





6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Футбол. Простые комбинации» - В.И. Симаков. - М.: Физкультура и спорт, 2017.

  2. «Как научиться играть в футбол» - М.: Харвест, 2017.

  3. «Футбольные финты, уловки, трюки» - Валерий Мелентьев. - М.: Спорт, 2018.

  4. «Футбол. Уроки лучшей игры - самый полный самоучитель. Играй лучше, чем папа» - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ", 2015.

  5. «Футбол. Методика совершенствования "техники эпизодов игры"» - Б.Г. Чирва. - М.: СпортАкадемПресс, 2020.

  6. «Анализ техники футбола с учетом общего и частного в ее содержании» - С.В. Алексеев, Г.Л. Драндров, Д.Ш. Садетдинов // Актуальные проблемы физического воспитания и спорта: межвузов, сб. науч. ст. - М.; Чебоксары: Академия педагогических и социальных наук; Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, 2004.

  7. «Обучение технике футбола» - С.В. Алексеев, Г.Л. Драндров, Д.Ш. Садетдинов: учеб-метод. пособие. - Набережные Челны: КаМГИФК, 2004.

  8. «Основные направления совершенствования методики обучения технике футбола» - С.В. Алексеев // Актуальные проблемы физического воспитания учащейся молодежи: сб.

науч. тр. - Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2006.

  1. Подготовка футболистов высших разрядов / Ю. М. Арестов, М. А. Годик. - М., 2007.

  2. Физическая подготовка юных футболистов / К. Л. Вихров. - Киев, 2000.

  3. Педагогический контроль в процессе тренировки / К. Л. Вихров, В. Г. Догадайло. -

М.: ФиС, 2000.

  1. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М. А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 2003.

  2. Теория и методика футбола: Техника игры / С. В. Голомазов. - М.: СпортАкадемПресс, 2005.

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование на 2025-2026 учебный год



Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Форма контроля

1

Формирование группы. Введение. Инструктаж по ТБ: ОТ и ТБ, ПДД, ППБ, действия при ЧС, ТБ на занятиях.

2


Входной контроль: устный опрос

2

Вводный урок. Передвижения боком, спиной вперёд, ускорения, остановки, повороты, старты из различных исходных положений. Инструктаж по технике безопасности

2


Входной контроль:

тестирование физической подготовки.

3

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (бег, остановки, повороты, рывки) Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (бег, остановки, повороты, рывки)

2


Текущий контроль.

4

Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма. Техника безопасности

2


Текущий контроль.

5

Удар по катящемуся мячу внутренней частью подъёма

2


Текущий контроль.

6

Удар по неподвижному мячу внешней частью подъёма

2


Текущий контроль.

7

Удар по катящемуся мячу внешней стороной подъёма, носком

2


Текущий контроль.

8

Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы

2


Текущий контроль.

9

Удар по летящему мячу серединой подъёма

2


Текущий контроль.

10

Удар по летящему мячу серединой лба

2


Текущий контроль.

11

Удары по воротам различными способами на точность попадания мячом в цель

2


Текущий контроль.

12

Удар по летящему мячу боковой частью лба

2


Текущий контроль.

13

Угловой удар. Подача мяча в штрафную площадь

2


Текущий контроль.

14

Угловой удар. Подача мяча в штрафную площадь

2


Текущий контроль.

15

Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Техника безопасности

2


Текущий контроль.

16

Остановка катящегося мяча внешней стороной стопы

2


Текущий контроль.

17

Остановка мяча грудью

2


Текущий контроль.

18

Остановка летящего мяча внутренней стороной стопы

2


Текущий контроль.

19

Ведение мяча внешней и внутренней стороной стопы по прямой, с изменением направления движения и скорости ведения правой и левой ногой (без сопротивления защитника)

2


Текущий контроль.

20

Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника

2


Текущий контроль.

21

Ведение мяча с активным сопротивлением защитника

2


Текущий контроль.

22

Обводка с помощью обманных движений

(финтов)

2


Текущий контроль.

23

Выбивание мяча ударом ногой. Техника безопасности.

2


Текущий контроль.

24

Выбивание мяча ударом ногой

2


Текущий контроль.

25

Отбор мяча толчком плеча в плечо

2


Текущий контроль.

26

Отбор мяча толчком плеча в плечо

2


Текущий контроль.

27

Отбор мяча перехватом

2


Текущий контроль.

28

Отбор мяча перехватом

2


Текущий контроль.

29

Отбор мяча в подкате

2


Текущий контроль.

30

Отбор мяча в подкате

1


Текущий контроль.

31

Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места.

1


Текущий контроль.

32

Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места.

1


Текущий контроль.

33

Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом

1


Текущий контроль.

34

Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом

1


Текущий контроль

35

Итоговое занятие 1-го полугодия

1


Промежуточная аттестация.

Опрос или тестирование

36

Ведение, удар (передача мяча), приём мяча, остановка, удар по воротам. Техника безопасности.

1


Текущий контроль.

37

Ведение, удар (передача мяча), приём мяча, остановка, удар по воротам.

1


Текущий контроль.

38

Ведение, удар (передача мяча), приём мяча, остановка, удар по воротам.

1


Текущий контроль.

39

Ведение, удар (передача мяча), приём мяча, остановка, удар по воротам.

1


Текущий контроль.

40

Ведение, удар (передача мяча), приём мяча, остановка, удар по воротам.

1


Текущий контроль.

41

Ведение, удар (передача мяча), приём мяча, остановка, удар по воротам.

1


Текущий контроль.

42

Ведение, удар (передача мяча), приём мяча, остановка, удар по воротам.

1


Текущий контроль.

43

Ведение, удар (передача мяча), приём мяча, остановка, удар по воротам.

1


Текущий контроль.

44

Ведение, удар (передача мяча), приём мяча, остановка, удар по воротам.

1


Текущий контроль.

45

Ведение, удар (передача мяча), приём мяча, остановка, удар по воротам.

1


Текущий контроль.

46

Ведение, удар (передача мяча), приём мяча, остановка, удар по воротам.

1


Текущий контроль.

47

Ведение, удар (передача мяча), приём мяча, остановка, удар по воротам.

1


Текущий контроль.

48

Ведение, удар (передача мяча), приём мяча, остановка, удар по воротам.

1


Текущий контроль.

49

Тактика свободного нападения. Техника безопасности.

1


Текущий контроль.

50

Тактика свободного нападения. Техника безопасности.

1


Текущий контроль.

51

Двусторонняя учебная игра

1


Текущий контроль.

52

Позиционные нападения

1


Текущий контроль.

53

Позиционные нападения

1


Текущий контроль.

54

Двусторонняя учебная игра

1


Текущий контроль.

55

Нападения в игровых заданиях 3:1 , 3:3 с атакой и без атаки ворот

1


Текущий контроль.

56

Нападения в игровых заданиях 3:1 , 3:3 с атакой и без атаки ворот

1


Текущий контроль.

57

Двусторонняя учебная игра

1


Текущий контроль.

58

Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и в защите

1


Текущий контроль.

59

Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и в защите

1


Текущий контроль.

60

Двусторонняя учебная игра

1


Текущий контроль.

61

Подвижные игры и эстафеты с футбольным мячом на развитие быстроты

1


Текущий контроль.

62

Подвижные игры и эстафеты с футбольным мячом на развитие быстроты

1


Текущий контроль.

63

Двусторонняя учебная игра

1


Текущий контроль.

64

Игры, развивающие физические способности

1


Текущий контроль.

65

Игры, развивающие физические способности

1


Текущий контроль.

66

Двусторонняя учебная игра

1


Текущий контроль.

67

Подвижные игры и эстафеты с футбольным мячом на развитие быстроты

1


Текущий контроль.

68

Подвижные игры и эстафеты с футбольным мячом на развитие быстроты

1


Текущий контроль.

69

Двусторонняя учебная игра

1


Текущий контроль.

70

Игры, развивающие физические способности

1


Текущий контроль.

71

Игры, развивающие физические способности

1


Текущий контроль.

72

Итоговое занятие

2


Итоговая аттестация.


Итого

102






6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа дополнительного образования "Футбол в школе"

Автор: Ерёмин Сергей Александрович

Дата: 30.10.2025

Номер свидетельства: 676436

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "рабочая программа педагога по физической культуре для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(72) "rabochaia-proghramma-piedaghogha-po-fizichieskoi-kul-turie-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "135193"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416862136"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа по физической культуре для 2 класса "
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-proghramma-po-fizichieskoi-kul-turie-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "109684"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1404911190"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Рабочая программа занятий в системе дополнительного образования секции «футбол» для учащихся 6-8-х классов на 2018-2019 учебный год"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_zaniatii_v_sisteme_dopolnitelnogo_obrazovaniia_sektsii_futbo"
    ["file_id"] => string(6) "498508"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1549353494"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) ""Юный волейболист" программа внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(53) "iunyivolieibolistproghrammavnieurochnoidieiatielnosti"
    ["file_id"] => string(6) "306666"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458159027"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "статья по теме:" здоровьесбережение детей с ограниченными возможностями здоровья" "
    ["seo_title"] => string(95) "stat-ia-po-tiemie-zdorov-iesbieriezhieniie-dietiei-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "138503"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417542992"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства