Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Спортивные игры" 2 класс.»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЫКОПАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
Н.Ю. Зайцева
Приказ № 235
от 31.08.2016 г.
Рабочая программа «Спортивные игры»
2 класс
Статус программы: базовый.
Количество часов за учебный год: 34 часа.
Разработчик: Белова М.В., учитель физической культуры.
Высшей квалификационной категории.
Срок реализации программы, учебный год:
1 год, 2016-2017 учебный год.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по спортивным играм для 2 класса разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 2148-р;
Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 года Пр.- 271;
федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 02 февраля 2011 года, регистрационный номер 19676);
федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 04 октября 2010 года № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 года, регистрационный номер 19682);
санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 25.12.2013 № 72);
Постановлением Московской областной Думы от 12.11.2015 № 26/145-П«О Законе Московской области «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счёт средств бюджета Московской области в 2016 году»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» с изменениями на 26.03.2016;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в действующей редакции от 29.12.2014 № 5;
письмом Минобрнауки РФ «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 19 апреля 2011 года № 03-255;
письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
положением «О разработке и утверждении рабочих образовательных программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ внеурочной деятельности», утвержденным Приказом по Управлению системой образования администрации Луховицкого муниципального района от 25.05.2016 г. № 198;
учебным планом МКОУ «Выкопанская средняя общеобразовательная школа»;
годовым учебным календарным графиком на 2016 - 2017 учебный год;
основной образовательной программой начального общего образования МКОУ «Выкопанская средняя общеобразовательная школа»;
положением об учебной рабочей программе педагога в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Выкопанская средняя общеобразовательная школа», утвержденным Приказом от 14.06. 2016 г. № 208;
авторской программой начального общего образования по литературному чтению для 1-4 классов общеобразовательных учреждений (авторы:Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, М.: Просвещение, 2011г.).
Волейбол. Шаги к успеху: пер. с анг./ Барбара Л. Виера, Бонни Джил Фергюсон. _ М.: АСТ: Астрель, 2006.
Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. под.ред. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. – М. Физкультура и спорт, 1991.
Дозировка физических нагрузок школьников, Я.С. Вайнбаум – М.: Просвещение, 1992.
Гимнастика: учебник для студ.пед.учебных заведений/ заведений / М.Л.Журавин, О.В.Загрядская, Н.В.Казакевич и др.; Под ред. М.Л.Журавина, Н.К.Меньшикова. — М.: Издательский центр “Академия”, 2001.
Спортивные игры под ред. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Савин В.П., изд. Академия, 2008.
Общее положение к курсу
В рабочей программе освоение учебного материала из практических разделов функционально сочетается с освоением знаний и способов двигательной деятельности. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с элементами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры», «Лыжные гонки». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.
Материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.
1.2 Цели и задачи
Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Изучение физической культуры направлено на достижение следующих целей:
укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности обучающихся;
развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;
овладение общеразвивающими и коррегирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;
воспитание познавательной активности, интересы и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности.
Реализация цели образовательного процесса соотносится с решением следующих образовательныхзадач:
• формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
• овладение школой движений;
• развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
• формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
• выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
• формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
• приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
• воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Место курса «Спортивные игры» в учебном плане
Курс «Спортивные игры» изучается в начальной школе — 34 ч. В соответствии с базисным учебным планом МКОУ Выкопанская средняя общеобразовательная школа на 2016 – 2017 учебный год, количество часов на год по программе – 34, количество в неделю – 1.
1.4 Учебно – методические средства обучения
Для проведения занятия физической культуры, организации физкультурно-оздоровительных мероприятий и работы спортивных секций школа располагает спортивным залом (площадка для игры в волейбол, баскетбол, бадминтон), школьным стадионом, открытой площадкой для занятия футболом. Данные объекты используются в соответствии с утвержденным расписанием занятий и графиком работы спортивных секций.Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать мониторинг здоровья обучающихся. Для этого необходимо иметь в кабинете физкультуры компьютер, на котором можно было бы работать с программами, позволяющими следить за весо-ростовыми и другими показателями состояния учащихся, в том числе составлять графики и работать с диаграммами.
Кроме того, учитель спортивных игр должен участвовать в постоянном дистанционном взаимодействии образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы, в первую очередь с учреждениями здравоохранения и спорта.
Учителю спортивных игр должна быть обеспечена информационная поддержка на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета).
Интерактивный электронный контент учителя физкультуры должен включать содержание предметной области «Спортивные игры», представленное текстовыми, аудио- и видеофайлами, графикой (картинки, фото, чертежи, элементы интерфейса).
№
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
I
1
2
3
Печатные издания
Образовательные программы
Журналы «Физическая культура в школе»
Книги и учебно-методические пособия
Поурочные разработки по физкультуре В.И. Ковалько
Настольная книга учителя физической культуры П.А. Киселёв, С.Б. Киселёва
II
Технические средства обучения
III
Учебно-практическое оборудование
Мячи волейбольные
Мячи баскетбольные
Мячи футбольные
Мячи гандбольные
Теннисные мячи
Гимнастическое бревно
Гимнастическая перекладина
Скамейка гимнастическая
Гимнастические брусья
Гимнастические маты
Гимнастический мостик
Стенка гимнастическая
Спортивный снаряд (козел)
Спортивный снаряд (конь)
Лыжный комплект
Секундомер
Бита для игры в лапту
Скакалки
Обручи
Рулетка
Насос ручной
Сетка волейбольная
Дартс
Кегли
Инструменты для подготовки прыжковой ямы
Флажки разметочные
Ракетки для бадминтона
Воланы для бадминтона
Шашки
Шахматы
15
25
10
-
15
1
2
5
2
10
3
8
2
2
8
3
2
18
4 (металлические)
1
1
3
3
10
Лопата, грабли
40
30
50
6
4
IV
Аптечка
3
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Примечания
Стандарт начального общего образования по физической культуре
Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 1—4 классы
Учебник и пособия, которые входят в предметную линию В. И. Ляха. В. И. Лях. Физическая культура. 1 —4 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.
Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Лёгкая атлетика (Серия «Работаем по новым стан-дартам»).
Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов. Физическая культура. Учебно-наглядное пособие для учащихся начальной школы. 1—4 классы.
Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению
Таблицы по стандартам физического развитияи физической подготовленности
Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения
Аудиовизуальные пособия по основным раз-делам и темам учебного предмета «Физическая культура» (на цифровых носителях)
Аудиозаписи
Плакаты методические
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (Стенка гимнастическая, бревно гимнастическое, козел гимнастический, конь гимнастический, канат для лазанья, перекладина гимнастическая, скамейка гимнастическая, маты гимнастические, мячи, скакалки гимнастические, палки гимнастические, обручи гимнастические)
Подвижные и спортивные игры
Измерительные приборы
Спортивный зал
Пришкольный стадион (площадка)
Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)
Учебник, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации, и пособия входят в библиотечный фонд
Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и коррегирующим упражнениям
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Результаты освоения содержания курса «Спортивные игры»
Базовым результатом образования в области спортивные игры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Спортивные игры» способствует развитию личностных качеств обучающихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Спортивные игры».
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373) данная рабочая программа для 1 класса направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Универсальными компетенциями обучающихся на этапе начального общего образования по спортивным играм являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоенияобучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры,
характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять спортивные игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Результаты освоения содержания курса «Спортивные игры»
Базовым результатом образования в области спортивные игры в начальной школе является освоение обучающимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Спортивные игры» способствует развитию личностных качеств обучающихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Спортивные игры».
Выпускник получит возможность научиться:
ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»;
характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
раскрывать на примерах (из истории или из личного опы
доровья, развития основных систа) положительное влияние занятий физической культурой на физическое и личностное развитие;
ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня в зависимости от индивидуальных особенностей учебной и внешкольной деятельности, показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Раздел «Способы спортивных игр»
Выпускник сможет уметь:
отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
измерять показатели физического развития (рост и массу тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.
Выпускник получит возможность научиться:
вести тетрадь по спортивным играм с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Раздел «Физическое совершенствование»
Выпускник должен уметь:
выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития основных физических качеств;
выполнять организующие строевые команды и приемы;
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам;
плавать, в том числе спортивными способами;
выполнять передвижения на лыжах
Содержание программы учебного курса
№ п/п
Вид программного материала
Количество часов (уроков)
Класс
1
2
3
4
1
Основы знаний о физической культуре
В процессе занятия
2
Кроссовая подготовка с элементами легкой атлетики
12
12
12
12
3
Гимнастика
24
24
24
24
4
Подвижные игры
12
12
12
12
5
Лыжная подготовка
21
21
21
21
6
Подвижные игры
21
21
21
21
Легкая атлетика
12
12
12
12
Итого
102
102
102
102
Знания о физической культуре
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью.Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации .Например: 1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Ритмичная гимнастика, Гимнастические комбинации.
Беседа
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Лёгкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорениемv с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;
Броски, метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность, большого мяча на дальность.
Лыжные гонки. Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъёмы; торможение.
Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»:
«У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей»;игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись —разойдись», «Смена мест». На материале раздела «Легкая атлетика»:
«Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний». На материале раздела «Лыжная подготовка»:
«Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире». На материале раздела «Спортивные игры»: Футбол:удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу; подвижные игры типа «Точная передача». Баскетбол:ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне головы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); подвижные игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки». Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств:
* Данный материал используется для развития основных физических качеств и планируется учителем в зависимости от задач занятияи логики прохождения материала.
На материале гимнастики с основами акробатики
Развитие гибкости:широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации:произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей:динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх-вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнера в парах.
На материале легкой атлетики
Развитие координации:бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.
Развитие быстроты:повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости:равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6 минутный бег.
Развитие силовых способностей:повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15–20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.
Группы здоровья.
В целях дифференцированного подхода к организации занятий по спортивным играм все обучающиеся МКОУ «Выкопанская средняя общеобразовательная школа» в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую группу. Отнесение ребенка к соответствующей группе здоровья происходит на основании Листа здоровья в журнале, заполненного медицинским работником школы.
Занятия в этих группах отличаются объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.
Оценивание учащихся 2-11 классов происходит по 5-балльной системе.
При выставлении оценки учитывается старание обучающегося, его физическая подготовка, способности.
Итоговое оценивание происходит на основе текущих оценок, полученных учеником в течение триместра (полугодия).
Количество текущих оценок для выставления итоговой оценки – не менее 3 .
При организации, планировании и проведении занятий спортивные игры с учетом внедрения третьего часа не рекомендуется:
1) сдваивать занятия по спортивным играм;
2) заменять занятия по спортивным играм другими формами занятий;
3) планировать проведение занятия по спортивным играм в форме аудиторных занятий, резко снижающих суммарный недельный объем двигательной активности обучающихся.
Подготовительная медицинская группа.
Обучающиеся, отнесённые по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, занимаются на занятиях совместно со школьниками основной группы по общей программе, но в учебной работе осуществляется к ним индивидуальный подход, постепенность в выборе упражнений, количество их повторений, обращается внимание на определение объёма физической нагрузки.
Оценка успеваемости обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, проводится на общих основаниях, за исключением тех игр и физических упражнений, которые им противопоказаны по заключению врача.
Специальная медицинская группа.
Критерии оценки при аттестации на занятиях по спортивным играм обучаемые СМГ.
При выставлении триместровой, полугодовой, годовой и итоговой отметки по физической культуре учитывается прилежание, усердие в работе над собой и выполнение всех рекомендаций учителя физической культуры.
Обучающихся в СМГ необходимо оценивать их успехи в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.
При выставлении текущей отметки обучающимся необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижая достоинства ученика, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его дальнейшие занятия физической культурой.
Итоговая отметка выставляется с учетом теоретических и практических занятий, а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.
Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками.
Тематическое планирование
2 класс
2 год обучения – 34 часа
№
занятия
Наименование разделов и тем
Плановые сроки прохождения темы
Фактические сроки (и/или коррекция)
1
Тема занятия: Основы знаний о подвижных играх. Правила ТБ по подвижным играм.
П/игра «Гном, как тебя зовут»
Знать:правила ТБ по подвижным играм.
Уметь: правильно выполнять основные движения
Знать правила п/игры «Гном, как тебя зовут».
01.09
2
Тема занятия: Строевые упражнения. Построение и перестроение из одной шеренги в две. П/игра«Водяной»
Уметь правильно выполнять строевые упражнения.
Знать правила п/игры «Водяной».
08.09
3
Тема занятия: Перестроение, смыкание и размыкание в колонне. П/игра «Мы веселые ребята»
Уметь выполнять строевые команды: смыкание и размыкание в колонне.
Знать правила п/игры «Мы веселые ребята»
15.09
4
Тема занятия: Специальные беговые упражнения. Упражнения с мячами. П/игра «Гуси- лебеди»
Уметь правильно выполнять упражнения с мячами.
Знать правила п/игры «Гуси- лебеди».
22.09
5
Тема занятия подвижная игра «Соревнование скороходов».
Знать правила п/игры «Соревнование скороходов».
29.09
6
Тема занятия: Чередование ходьбы и бега.
П/игра «Волк во рву»
Уметь бегать с максимальной скоростью.
Уметьправильно выполнять основные движения в прыжках
Знать правила игры «Волк во рву».
06.10
7
Тема занятия: Упражнения для прыжков.
Прыжки с места, вправо, влево, вперёд и назад. П/игра «К своим флажкам»
Уметь прыгать с места вперёд, назад, вправо и влево.
Знать правила игры «К своим флажкам».
13.10
8
Тема занятия: Игры по выбору учащихся
Ученики выбирают свои игры по выбору каждого учащегося.
20.10
9
Тема занятия: ОРУ. П/игра «Эстафета с мячами»
Обучение ОРУ.
Знать правила п/игры «Эстафета с мячами»
27.10
10
Тема занятия: Основы знаний о подвижных играх. Правила ТБ по подвижным играм.
П/игра «Птицы и клетка»
Знать:правила ТБ по подвижным играм.
Уметь: правильно выполнять основные движения в
Знать правила п/игры «Птицы и клетка»
10.11
11
Тема занятия: Строевые упражнения. Построение и перестроение из одной шеренги в две. П/игра «Угадай, кто»
Уметь правильно выполнять строевые упражнения.
Знать правила п/игры «Угадай, кто»
17.11
12
Тема занятия: Перестроение, смыкание и размыкание в колонне. П/игра «Эстафета зверей»
Уметь выполнять строевые команды: смыкание и размыкание в колонне.
Знать правила п/игры «Эстафета зверей»
24.11
13
Тема занятия: Специальные беговые упражнения. Упражнения с мячами. Игры по выбору учащихся
Уметь правильно выполнять упражнения с мячами.
Учащиеся выбирают любые пройденные игры.
01.12
14
Тема занятияподвижная игра «Стой!»
Знать правила п/игры «Стой!»
08.12
15
Тема занятияподвижная игра «Веселые музыканты»
Знать правила п/игры «Веселые музыканты»
15.12
16
Тема занятия: Упражнения для прыжков.
Прыжки с места, вправо, влево, вперёд и назад. П/игра«Совушка»
Уметь прыгать с места вперёд, назад, вправо и влево.
Знать правила игры Эстафета «Кенгуру»
22.12
17
Тема занятия: Игры по выбору учащихся
Учащиеся выбирают любые пройденные игры.
12.01
18
Тема занятия: «Эстафета со скакалками»
Знать правила игры «Эстафета со скакалками»
19.01
19
Тема занятия: Основы знаний о подвижных играх. Правила ТБ по подвижным играм.
П/игра «Паровозик»
Знать:правила ТБ по подвижным играм.
Уметь: правильно выполнять основные движения в
Знать правила п/игры «Паровозик»
26.01
20
Тема занятия: Строевые упражнения. Построение и перестроение из одной шеренги в две. Игры по выбору учащихся
Уметь правильно выполнять строевые упражнения.
Учащиеся выбирают любые пройденные игры.
02.02
21
Тема занятия: Перестроение, смыкание и размыкание в колонне. П/игра «Вышибалы»
Уметь выполнять строевые команды: смыкание и размыкание в колонне.
Знать правила п/игры «Вышибалы»
09.02
22
Тема занятия: Специальные беговые упражнения. Упражнения с мячами. П/игра «Воробьи и вороны»
Уметь правильно выполнять упражнения с мячами.
Знать правила п/игры «Воробьи и вороны»
16.02
23
Тема занятияподвижная игра.
Игра «Салки»
Знать правила п/игры «Салки»
02.03
24
Тема занятия: Повторение изученных игр
Повторение изученных игр.
09.03
25
Тема занятия: Упражнения для прыжков.
Прыжки с места, вправо, влево, вперёд и назад. П/играЭстафета «Кенгуру»
Уметь прыгать с места вперёд, назад, вправо и влево.
Знать правила игры Эстафета «Кенгуру»
16.03
26
Тема занятия: ОРУ. П/игра «Симон» говорит»
Обучение ОРУ.
Знать правила п/игры «Симон» говорит»
23.03
27
Тема занятия: ОРУ. П/игра «Мишки и шишки»»
Обучение ОРУ.
Знать правила п/игры «Мишки и шишки»»
06.04
28
Тема занятия: Основы знаний о подвижных играх. Правила ТБ по подвижным играм.
П/игра «Медведь»
Знать:правила ТБ по подвижным играм.
Уметь: правильно выполнять основные движения в
Знать правила п/игры «Медведь»
13.04
29
Тема занятия: Строевые упражнения. Построение и перестроение из одной шеренги в две. Игры по выбору учащихся
Уметь правильно выполнять строевые упражнения.
Учащиеся выбирают любые пройденные игры.
20.04
30
Тема занятия: Перестроение, смыкание и размыкание в колонне. Игры по выбору учащихся.
Уметь выполнять строевые команды: смыкание и размыкание в колонне.
Учащиеся выбирают любые пройденные игры.
27.04
31
Тема занятия: Специальные беговые упражнения. Упражнения с мячами. П/игра «Чай-чай выручай»
Уметь правильно выполнять упражнения с мячами.
Знать правила п/игры «Чай-чай выручай»
04.05
32
Тема занятияподвижная игра. Игра «День и ночь»
Знать правила п/игры «День и ночь»
11.05
33
Тема занятия: П/игра «Вызовы»
Знать правила п/игры «Вызовы»
18.05
34
Тема занятия: П/игра «Гонка мячей по кругу»
Знать правила п/игры «Гонка мячей по кругу»
25.05
Лист
корректировки рабочей программы по спортивным играм
класс
Название раздела, темы
Дата проведения по плану
Причина корректировки
Корректирующие мероприятия
Дата проведения по факту
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО заместитель директора по ВР
учителей физической культуры _____________Корникова О.И.