Дополнительная общеобразовательная программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления для учащихся 8 "А" класса «Спортивные игры»
Дополнительная общеобразовательная программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления для учащихся 8 "А" класса «Спортивные игры»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Спортивные игры" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта Основной образовательной программы, на основе раздела "Спортивные игры" авторской программы В.И.Ляха по физической культуре 5-9 классы - 4-е издание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления для учащихся 8 "А" класса «Спортивные игры»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Уваровская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседания ШМО учителей Зам. директора по ВР Директор школы
Руководитель ШМО «30» августа 2018г. Приказ № 202-2-ОД
________/Шевцова Л.А./ от «31» августа 2018г.
Протокол № 1
от «29» августа 2018г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
для учащихся 8 "А" класса
«Спортивные игры»
1час в неделю
Автор - составитель:
Смирнов Александр Анатольевич,
педагог дополнительного образования
р.п. Уваровка, 2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивные игры» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта Основной образовательной программы, на основе раздела « Спортивные игры» авторской программы В.И. Ляха по физической культуре 5-9 классы – 4-е издание.
Закон об образовании от 27 декабря 2012 «ФЗ-73».
«Федеральный образовательный стандарт основного общего образования» (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373) с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки от 31.12.2015г. № 1577.
Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 гг.». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года № 7.
УМК В.И.Лях. Физическая культура. М.: Просвещение, 2013г
Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни, и прежде всего условиями жизни в школе. Высокая интенсивность учебной и внеучебной нагрузки, эмоциональное напряжение процесса обучения отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье детей.
Назрела необходимость создания целостной системы работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся, что подтверждается введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья школьников является физическая культура.
Данная программа направлена на формирование устойчивой мотивации к занятиям физическими упражнениями. Поскольку игровая деятельность в среднем школьном возрасте является ведущей, основу программы составляют игры с мячом. Использование в спортивных играх мяча позволит развивать общую и мелкую моторику, что положительно скажется на готовности к обучению. Также данная программа направлена на развитие коммуникативных умений школьников: общаться, прислушиваться к мнению других людей, организовать досуг совместно с друзьями с применением игр с мячом.
Реализация содержания программы предполагается через разнообразие видов деятельности обучающихся, которые помогут каждому ребенку быть успешными, что положительно скажется на его психическом здоровье.
Освоение школьником игровых упражнений с мячом различной сложности направлено на развитие «чувства мяча», которые в дальнейшем необходимы при изучении раздела «Спортивные игры». Использование нетрадиционных, малоизвестных игр с мячом разных форм и размеров будет длительно поддерживать интерес обучающихся к игре.
Цельпрограммы — формирование основ здорового образа жизни, устойчивых мотивов к занятиям физической культурой, развитие творческой самостоятельности посредством освоения спортивных игр с мячом.
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
• укреплять здоровье детей на основе развития жизненно-важных двигательных умений и навыков, формирования опыта двигательной деятельности, культуры движений посредством спортивных игр с мячом;
• развивать способность моделировать индивидуальный оздоровительно-образовательный маршрут с использованием спортивных игр с мячом;
• развивать креативные способности через индивидуальную и коллективную физкультурно-оздоровительную деятельность;
• обучать учащихся способам коррекции осанки, развития физических качеств;
• формировать умения выполнять упражнения с мячом.
В основу отбора содержания программы внеурочной деятельности «Мой любимый мяч» были заложены следующие принципы:
• принцип оздоровительной направленности обосновывает применение спортивных игр с мячом для компенсации недостатка двигательной активности детей, направленности занятий на реализацию профилактической и развивающей функции физических упражнений;
• принцип социализации направлен на включение ребенка в групповую деятельность, совместной постановки и решения определенных задач, обогащению эмоционально-волевой сферы детей и воспитанию у них межличностных отношений и организационных умений;
• принцип доступности предполагает подбор заданий, соответствующих уровню социального, психического и физического развития детей;
• принцип постепенности определяет необходимость построения образовательного процесса в соответствии с правилами «от известного к неизвестному», «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в поэтапном освоении и переводе учебных знаний в практические навыки;
• принцип сознательности и активности предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых видов деятельности, развития инициативы, самостоятельности и творчества в двигательном поведении.
Общая характеристика программы
Программа внеурочной деятельности «Спортивные игры» является тематической и разработана для учащихся 8 классов. Общий объем программы — 34 часа, режим занятий - 1 час в неделю. Срок реализации программы — 1 год; наполняемость группы — 20-25 человек. Продолжительность занятия — 40 минут.
Занятия проводятся в спортивном зале и на открытом воздухе. Результаты решения поставленных задач определяются в игровой форме с использованием методов анкетирования, тестирования.
Школа оборудована спортивным залом, раздевалками, инвентарем для данной программы. Имеются мячи для игровых видов спорта - волейбольные, баскетбольные, футбольные. Количественный показатель комплектов мячей - по одному мячу на каждого учащегося в классе.
Воздушно-тепловой режим, естественное и искусственное освещение соответствуют санитарным требованиям.
Планируемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности учащихся 8 - х классов распределяются по двум уровням.
Результаты (приобретение школьником социальных знаний понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о здоровом образе жизни, об оздоровительном значении занятий физической культурой, о личной гигиене, о технике безопасности на занятиях физкультурой, о видах двигательной активности в режиме дня, о традиционных и нетрадиционных видах спорта с мячом, о российских спортивных традициях, о правилах спортивных игр и способах коммуникации со сверстниками, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Личностные:
• определять смысл влияния физической культуры на здоровье человека;
• устанавливать значение результатов своей игровой деятельности для удовлетворения потребностей в движении, в общении со сверстниками и взрослыми, в повышении уровня физического развития и физической подготовленности, в формировании устойчивых мотивов самосовершенствования;
• оценивать нравственно-этическую составляющую событий и действий с точки зрения моральных норм.
Регулятивные:
• ставить учебные задачи в соответствии с предполагаемой деятельностью;
• определять последовательность промежуточных целей для достижения конечного результата;
• составлять план и последовательность действий для достижения результата;
• контролировать и оценивать выполнение заданий, с целью нахождения несоответствия с эталоном двигательного действия;
• оценивать качество и уровень освоения задания.
Познавательные:
• находить и структурировать информацию;
• анализировать игровые действия с выделением существенных признаков;
• выстраивать логическую цепь рассуждений на заданную тему.
Коммуникативные:
• учитывать позицию партнера в совместной деятельности;
• согласовывать усилия детей в организации и осуществлении совместной деятельности;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• контролировать действия партнера в игровой деятельности;
• задавать вопросы;
Предметные:
• планировать применение игр с мячом в режиме дня;
• излагать факты истории развития спортивных игр с мячом, спортивных традиций региона;
• представлять подвижные игры с мячом как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности первоклассников;
• применять способы коррекции осанки, развития физических качеств, средствами игр с мячом;
• овладение техникой движений с мячом;
• моделировать комплексы упражнений с мячом из ранее изученных элементов;
Ученик получит знания:
- значение спортивных игр в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
- правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми;
- названия разучиваемых технических приёмов игр и основы правильной техники;
- наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
- упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
- контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
- основное содержание правил соревнований по спортивным играм;
- жесты судьи спортивных игр;
- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр.
Ученик научится:
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях спортивными играми;
выполнять технические приёмы и тактические действия;
контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях спортивными играми;
демонстрировать жесты судьи спортивных игр;
проводить судейство спортивных игр.
организовывать и проводить спортивные игры, соблюдать правила взаимодействия с игроками.
Ученик получит возможность научиться:
- выявлять связь занятий физической культурой с трудовой деятельностью;
- характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
- вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
- целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
- выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Тематическое планирование
Спортивные игры
Количество часов
Формы организации и виды деятельности
Баскетбол
12
Групповые, индивидуальные и командные действия в нападении и защите. Стойки баскетболиста. Остановка прыжком. Остановка в два шага. Ловля и передача мяча. Передача мяча одной рукой от плеча. Ведение мяча с изменением направления. Ведение мяча с изменением направления и скорости. Бросок мяча одной рукой с места. Броски мяча в корзину в движении; бросок в корзину одной рукой после ведения; броски мяча в корзину в движении после двух шагов. Сочетание пройденных элементов. Бросок по кольцу после ведения и остановки. Штрафной бросок. Учебная игра в баскетбол по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил.
Волейбол
12
Стойка волейболиста. Нижняя и верхняя подача мяча. Прием. Передача. Овладение техникой и тактикой игры. Учебная двухсторонняя игра в волейбол по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил.
Футбол
10
Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъёма по неподвижному и катящемуся навстречу справа или слева мячу; направляя мяч в обратном направлении и стороны. Выполнение ударов после остановки, ведения и рывка, посылая мяч низом и верхом на короткое и среднее расстояние. Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы. Удары на точность: ноги партнёру, ворота, цель, на ходу двигающемуся партнёру.
Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу: направляя мяч в обратном направлении и в стороны, посылая мяч верхом и вниз, на среднее и короткое расстояние. Удары на точность: в определённую цель на поле, в ворота, партнёру. Остановка мяча. Остановка мяча подошвой и внутренней стороной катящегося и опускающегося мяча на месте, в движении вперёд и назад. Остановка внутренней стороной стопы и грудью летящего мяча на
месте, в движении вперёд и назад, опуская мяч в ноги для последующих действий.
Ведение мяча. Ведение внешней частью, внутренней частью подъёма и внутренней стороной стопы: правой, левой ногой и поочерёдно; по прямой, меняя направления, между стоек и движущихся партнёров; изменяя скорость (выполняя ускорения и рывки).
Обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедления бега или
остановки - неожиданный рывок с мячом (прямо или в сторону): во время ведения внезапная отдача мяча назад откатывая его подошвой партнёру, находящемуся сзади; показать ложный замах ногой для сильного удара по мячу
вместо удара захватить мяч ногой и уйти с ним рывком; имитируя передачу партнёру.
Вбрасывание с места из положения ноги вместе и шага. Вбрасывание мяча на точность.
Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча и в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах.
Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и несколько в сторону мяча без падения. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка (с места и с разбега).
Отбивание мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке (с места и с разбега).
Бросок мяча одной рукой из- за плеча на точность.
Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность
Учебная игра в футбол по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил.
ИТОГО
34
Содержание программы спортивно-оздоровительного направления
В классе продолжается обучение технико-тактическим действиям спортивных игр. В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, ручной мяч, волейбол или футбол. При наличии в школе, регионе определенных традиций и соответствующих условий вместо указанных спортивных игр в содержание программного материала можно включать любую другую спортивную игру (хоккей с мячом, с шайбой, на траве, бадминтон, теннис и др.).
Обучение сложной технике игры основывается на приобретенных в начальной школе простейших умениях обращения с мячом. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка.
Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных (силовых, выносливости, скоростных) способностей, а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласования индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников.
В 8 классе необходимо стремиться учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и в защите, начиная с применения подобранных для этой цели подвижных игр (типа «Борьба за мяч», «Мяч капитану») и специальных, постепенно усложняющихся игровых упражнений (форм).
Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для самостоятельного выполнения заданий с мячом, реализации на практике индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся, имеющим существенные индивидуальные различия (способности). В этой связи особой заботой следует окружить детей со слабой игровой подготовкой, активно включая их в разнообразные виды игровой деятельности.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Наименование разделов и тем
Плановые сроки прохождения
Фактические сроки прохождения
1
ИТБ№34 на занятиях баскетболом. История возникновения баскетбола. Стойки и перемещения.
03.09-07.09
2
Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед.
10.09-14.09
3
Остановка двумя ногами и прыжком.
17.09-21.09
4
Передачи мяча.
24.09-28.09
5
Ловля мяча.
01.10-05.10
6
Ведение мяча.
15.10-19.10
7
Броски в кольцо.
22.10-26.10
8
Игра в защите.
29.10-02.11
9
Игра в нападении.
06.11-09.11
10
Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.
12.11-16.11
11
Взаимодействие двух игроков «отдай мяч и выйди».
26.11-30.11
12
Игра. Участие в соревнованиях.
03.12-07.12
13
ИТБ№35 на занятиях волейболом. История возникновения волейбола.
10.12-14.12
14
Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед.
17.12-21.12
15
Закрепление техники передачи. Верхняя прямая подача.
24.12-29.12
16
Верхняя прямая подача. Индивидуальные тактические действия в защите.
09.01-11.01
17
Верхняя прямая подача.
14.01-18.01
18
Индивидуальные тактические действия.
21.01-25.01
19
Прием мяча.
28.01-01.02
20
Прием подачи.
04.02-08.02
21
Закрепление техники приема мяча с подачи.
11.02-15.02
22
Подвижные игры.
18.02-22.02
23
Эстафеты с мячом.
04.03-07.03
24
Перемещение на площадке. Спортивная игра «Волейбол».
11.03-15.03
25
ИТБ№33 на занятиях. История возникновения футбола. Остановка катящегося мяча.
18.03-22.03
26
Ведение мяча.
25.03-29.03
27
Удары по мячу.
01.04-05.04
28
Вбрасывание и отбор мяча.
15.04-19.04
29
Техника игры в футбол.
22.04-26.04
30
Тактика игры в футбол.
29.04-03.05
31
Правила игры в футбол.
06.05-10.05
32
Правила соревнований.
13.05-17.05
33
Подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Футбольный бильярд».
20.05-24.05
34
Игра в футбол по упрощённым правилам (мини-футбол).