РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Баскетбол» для девочек 6 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Баскетбол» для девочек 6 класса
Баскетбол – одна из самых интересных игр, популярных в России. Во время подготовки у ребенка задействованы все основные группы мышц, учащийся получает адекватную нагрузку на все системы организма, развивается не только физически, но и духовно; воспитывает в себе силу воли, целеустремленность, осознает свои способности и представления о своем дальнейшем жизненном пути. Посредством секционных занятий баскетболом прививается любовь к спорту и к здоровому образу жизни.
Работа по программе проводится в рамках физкультурно-оздоровительного направления развития и воспитания школьников, которое является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Баскетбол» для девочек 6 класса »
Рассмотрена и одобрена
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 29.08.14
___________
Утверждаю
Директор ДЮСШ
______________ ФИО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Баскетбол»
для девочек 6 класса
СОСТАВИЛ: УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЗУНОВ СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ
Саранск, 2014
I. Пояснительная записка
В современном мире все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека и его физическим развитием. Неуклонно растет учебная нагрузка, объем домашнего задания и, соответственно, увеличивается количество времени, которое ребенок проводит в статической позе, без движения. Учащиеся разного возраста пытаются самостоятельно разнообразить свой досуг, но, зачастую, у них нет для этого адекватных знаний, умений, навыков; их интересы превышают возможности. Отсюда и возникают девиантные формы поведения, аддиктивное поведение, увеличение количество детей с различными заболеваниями и т.д.
Баскетбол – одна из самых интересных игр, популярных в России. Во время подготовки у ребенка задействованы все основные группы мышц, учащийся получает адекватную нагрузку на все системы организма, развивается не только физически, но и духовно; воспитывает в себе силу воли, целеустремленность, осознает свои способности и представления о своем дальнейшем жизненном пути. Посредством секционных занятий баскетболом прививается любовь к спорту и к здоровому образу жизни.
Работа по программе проводится в рамках физкультурно-оздоровительного направления развития и воспитания школьников, которое является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Данная программа разработана на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233), нормативными документами Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту.
Цель курса: формирование и систематизация теоретических знаний и практических умений и навыков по баскетболу у девочек 6 классов начального уровня подготовки.
Задачи курса:
1. Создание условий для удовлетворения потребности ребенка двигательной активности через занятия баскетболом;
2. Проведение своевременного и качественного мониторинга среди учащихся, отбор способных к занятию баскетболом детей.
3. Развитие специальных способностей детей для успешного овладения навыками игры.
4. Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.
5. Развитие навыков соревновательной деятельности в соответствие с правилами баскетбола.
6. Формирование стойкого интереса к занятиям баскетболом и любви к спорту.
7. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
8. Воспитание чувства ответственности, коллективизма, уважения к партнеру и сопернику.
Принципы реализации программы курса:
1. Принцип индивидуализациипредполагает учёт возраста, учёт уровня физического развития и общего состояния ребёнка.
2. Принцип доступности от уровня физических особенностей ребёнка.
3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
4. Принцип систематичности и последовательностизаключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи работы.
5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих развитию необходимых умений и навыков.
6. Принцип оздоровительной направленностиобеспечивает совершенствование физических, физиологических и психических функций организма.
7. Принцип комплексности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).
Одним из результатов освоение курса «Баскетбол» является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей:
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Выполнение задач, поставленных перед спортивными секциями по баскетболу, предусматривает: систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, переводных контрольных нормативов; регулярное участие в соревнованиях и организации проведения контрольных игр, осуществление восстановительно-профилактических мероприятий; просмотр учебных фильмов, видеозаписей, соревнований квалифицированных баскетболистов; прохождение инструкторской и судейской практики, создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий; использование данных науки и передовой практики как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства учащихся.
Учебный материал по технико-тактической подготовке систематизирован с учетом взаимосвязи техники и тактики, а также последовательности изучения технических приемов и тактических действий.
Ожидаемые результаты освоения программы и способы их проверки.
По итогам обучения по программе в целом воспитанники должны знать:
1. Состояние и развитие баскетбола в России;
2. Правила техники безопасности;
3. Правила игры;
4. Терминологию баскетбола.
Должны уметь:
1. Выполнять передачу, ведение, бросок мяча в корзину;
2. Анализировать и оценивать игровую ситуацию;
3. Обладать тактикой нападения и защиты;
4. Судить соревнования по баскетболу.
Должны иметь навыки:
1. Владеть техникой: точной передачи мяча партнеру, точного броска в корзину, различных видов ведения мяча;
2. Применение индивидуальных действий, как в нападении, так и в защите;
Самостоятельно применять все виды перемещения, как с мячом, так и без мяча
Формы подведения итогов:
1. Участие в школьных, районных и республиканских соревнованиях;
2. Сдача контрольных нормативов по физической и технической подготовке два раза в год (октябрь и май);
3. Участие в судействе школьных и районных соревнованиях по баскетболу.
II. Тематическое планирование
ГОДОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Для групп начальной подготовки
1, 2, 3 года обучения
№
Вид подготовки
Группы начальной подготовки
Год обучения
1 год
2 год
3 год
1.
Теоретическая подготовка
12
18
18
2.
Общая физическая подготовка
82
106
106
3.
Специальная физическая подготовка
22
34
34
4.
Техническая подготовка
111
159
159
5.
Тактическая подготовка
33
44
44
6.
Игровая, соревновательная подготовка
12
49
49
7.
Инструкторская и судейская практика
-
-
-
8.
Контрольные испытания
4
4
4
Количество учебных часов в неделю
6
9
9
ИТОГО ЧАСОВ
276
414
414
III. Содержание учебного предмета
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Общефизическая подготовка
Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Построение, выравнивание строя, расчет по строю, повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега.
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений.
Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для юношей).
Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазанье по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами. Упражнения на тренажере типа «геркулес». Борьба. Гребля.
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). Бег с гандикапом с задачей догнать партнера. Выполнения общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.
Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне; равновесие при катании на коньках, спусках на лыжах с гор. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.
Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелезанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных, набивных мячей), ловлей и метанием мячей и др.
Игра в мини-футбол, в теннис большой и малый (настольный), в волейбол, в бадминтон.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по мелководью, по снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью. Игры с отягощениями. Эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. Метание гранаты, копья, диска, толкание ядра. Групповые упражнения с гимнастической скамейкой.
Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек до 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных групп). Плавание с учетом и без учета времени. Ходьба на лыжах с подъемами и спусками с гор, прохождение дистанции от 3 до 10 км на время. Спортивные игры на время: баскетбол, мини-футбол (для мальчиков и девочек). Марш-бросок. Туристические походы.
Тема 2. Специально-физическая подготовка
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед. Бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его. Бег за лидером без смены и со сменой направления (зигзагом, лицом и спиной вперед, челночный бег, с поворотом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх (одиночные, сериями). Многократные прыжки с ноги на ногу (на дальность при определенном количестве прыжков; на количество прыжков при определенном отрезке от 10 до 50 м). Прыжки на одной ноге на месте и в движении без подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой ноги. Прыжки в стороны (одиночные и сериями) на месте через «канавку» и продвигаясь вперед, назад. Бег и прыжки с отягощениями (пояс, манжеты на голенях, набивные мячи, гантели).
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение в упоре на руках по кругу (вправо и влево), носки ног на месте. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Из упора лежа «подпрыгнуть», одновременно толкаясь руками и ногами, сделать хлопок руками. Упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, кистевыми эспандерами, теннисными мячами (сжимание). Имитация броска с амортизатором (резиновым бинтом), гантелями. Поднимание и опускание, отведение и приведение рук с гантелями в положение лежа на спине на скамейке. Метание мячей различного веса и объема (теннисного, хоккейного, мужского и женского баскетбольного набивного мяча весом 1-5 кг) на точность, дальность, быстроту. Метание камней с отскоком от поверхности воды. Метание палок (игра в «городки»). Удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, с разбегу в стену, через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания в цель. Броски мячей через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания. Падение на руки вперед, в стороны с места и с прыжка. Бросок мяча в прыжке с разбега, толкаясь о гимнастическую скамейку. Бросок мяча в прыжке с подкидного мостика на точность попадания в мишени на полу и на стене, в ворота.
Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену (батут) с последующей ловлей. Ловля мяча от стены (батута) после поворота, приседа, прыжка, перехода в положение сидя. Прыжки вперед и вверх с подкидного мостика с выполнением различных действий с мячом и без мяча в фазе полета (сохранить вертикальное положение туловища). Ведение мяча с ударом о скамейку; ведение с ударами в пол, передвигаясь по скамейке, ведение с перепрыгиванием препятствий. Ведение одновременно правой и левой рукой двух мячей, со сменой рук. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли, передачи, бросков, ведения с предельной интенсивностью. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии).
Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Перемещения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3 м.
Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная).
1. Прыжок в длину с места
Из исходного положения стоя стопы врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой выполняется прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние.
2. Прыжок с доставанием
Используется для определения скоростно-силовых качеств. Игрок располагается под щитом и отталкиваясь двумя ногами прыгает вверх, стремясь достать рукой как можно более высокую точку на ленте с сантиметровыми делениями, укрепленную на баскетбольном щите. В зачет идет лучший результат из трех попыток. Показатель прыгучести рассчитывается по разнице между высотой доставания в прыжке и высотой доставания рукой, стоя на полу на носочках.
3. Бег, 40 с.
Из положения высокого старта по сигналу арбитра выполняются рывки от лицевой до лицевой линии в течение 40 с. По окончании времени фиксируется количество пройденных дистанций.
4. Бег 300 м, 600 м.
Тема 3. Техническая подготовка
Прыжок толчком двух ног, прыжок толчком одной ноги, остановка прыжком, остановка двумя шагами. Повороты вперед, повороты назад. Ловля мяча двумя руками на месте и в движении, в прыжке, при встречном движении, при поступательном движении, при движении сбоку, ловля рукой на месте. Ловля мяча одной рукой в движении. Передача мяча двумя руками сверху, от плеча, от груди. Передача двумя руками снизу, с места. Передача мяча двумя руками в прыжке. Встречные передачи мяча. Передача мяча одной рукой сверху, от плеча, от груди. Ведение мяча с высоким отскоком, с низким отскоком. Ведение мяча без зрительного контроля. Ведение мяча со зрительным контролем. Ведение мяча на месте, ведение мяча по прямой, ведение мяча по дугам, ведение мяча по кругам. Ведение мяча зигзагом. Броски в корзину двумя руками сверху. Броски в корзину двумя руками от груди. Броски в корзину двумя руками снизу. Броски в корзину двумя руками с отскоком от щита. Броски в корзину двумя руками с места. И в движении. Броски в корзину двумя руками (ближние). Броски в корзину одной рукой от плеча. Броски в корзину одной рукой с отскоком от щита. Броски в корзину одной рукой в прыжке. Броски в корзину одной рукой прямо перед щитом. Броски в корзину одной рукой параллельно щиту.
Тема 4. Тактическая подготовка.
Тактика нападения. Выход для получения мяча. Выход для отвлечения мяча. Розыгрыш мяча. Атака корзины. «Передай мяч и выходи». Наведение, пересечение.
Тактика защиты. Противодействие получению мяча. Противодействие выходу на свободное место. Противодействие розыгрышу мяча. Противодействие атаки корзины. Подстраховка. Система личной защиты.
Инструктаж и соблюдение техники безопасности по правилам поведения в спортивном зале, в раздевалках, на улице, в автобусах. Техника пожарной безопасности и действия в чрезвычайных ситуациях. Общие и родительские собрания. Проведение соревнований «Веселые старты», Новогодних праздников и т.п. Посещение турниров и матчей с участием спортсменов групп спортивного совершенствования.
Тема 6. Инструкторская и судейская практика.
Организация и проведение комплекса общеразвивающих упражнений, а также беговых разминочных упражнений. Вспомогательная беседа с младшими тренерами по основным правилам игры в баскетбол. Судейская практика в двусторонних играх команд младшей группы.
Тема 7. Участие в соревнованиях.
На этапе начальной подготовки предусматривается участие обучающихся в соревнованиях общефизической направленности («Веселые старты», соревнования по кроссу, тематические спортивные праздники) и специализированные соревнования (первенство школы, первенства СДЮСШОР, города, округа по баскетболу).
Тема 8. Сдача контрольных нормативов.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся предусматривается два раза в год в ноябре и апреле учебного года по дисциплинам:
- общая физическая и специальная физическая подготовка;
- техническая подготовка.
Сдача нормативов проводится в форме тестирования.
Тема 9. Психологическая подготовка.
Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психологическим восстановлением учащихся.
Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.
Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года, и специальная психологическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях.
В процессе управления нервно-психическим восстановлением снимается нервно-психическое напряжение, восстанавливается психическая работоспособность после тренировок, соревновательных нагрузок, развивается способность к самостоятельному восстановлению.
УЧЕБНО-ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Физическая культура и спорт в России
Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение ее для укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины. Роль физической культуры в воспитании молодежи. Основные сведения о спортивной квалификации. Спортивные разряды и звания. Порядок присвоения спортивных разрядов и званий. Юношеские разряды по баскетболу.
Тема 2. Состояние и развитие баскетбола в России
История развития баскетбола в мире и в нашей стране. Достижения баскетболистов России на мировой арене. Количество занимающихся в России и в мире. Спортивные сооружения для занятий баскетболом и их состояние. Итоги и анализ выступлений сборных национальных, молодежных и юниорских команд баскетболистов на соревнованиях.
Тема 3. Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена
Решающая роль социальных начал в мотивации спортивной деятельности. Спортивно-этическое воспитание. Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Формирование в процессе занятий спортом нравственных понятий, оценок, суждений. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Общая и специальная психологическая подготовка. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к занятиям. Регуляция уровня эмоционального возбуждения. Основные приемы создания готовности к конкретному соревнованию. Идеомоторные, аутогенные и подобные им методы.
Тема 4. Гигиенические требования к занимающимся спортом
Понятие о гигиене и санитарии. Общие представления об основных системах энергообеспечения человека. Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Жизненная емкость легких. Потребление кислорода. Функции пищеварительного аппарата. Особенности пищеварения при мышечной работе. Понятие о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования
к питанию спортсменов. Питательные смеси. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания, регулирование веса спортсмена. Пищевые отравления и их профилактика. Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Правильный режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Режим дня во время соревнований. Рациональное чередование различных видов деятельности. Вредные привычки - курение, употребление спиртных напитков. Профилактика вредных привычек.
Тема 5. Влияние физических упражнений на организм спортсмена
Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Субъективные и объективные признаки утомления. Переутомление. Перенапряжение. Восстановительные мероприятия в спорте. Проведение восстановительных мероприятий в спорте. Проведение восстановительных мероприятий после напряженных тренировочных нагрузок. Критерии готовности к повторной работе. Активный отдых. Самомассаж. Спортивный массаж. Баня. Основные приемы и виды спортивного массажа.
Тема 6. Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте
Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание организма спортсмена. Виды закаливания. Общее понятие об инфекционных заболеваниях, источники инфекции и пути их распространения. Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Пути распространения инфекционных заболеваний. Меры личной и общественной профилактики. Патологические состояния в спорте: перенапряжение сердца, заболевание органов дыхания, острый болевой печеночный синдром. Травматизм в процессе занятий баскетболом; оказание первой помощи при несчастных случаях. Доврачебная помощь пострадавшему, приемы искусственного дыхания, транспортировка пострадавшего. Профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям.
Тема 7. Общая характеристика спортивной подготовки
Понятие о процессе спортивной подготовки. Взаимосвязь соревнований, тренировки и восстановления. Формы организации спортивной тренировки. Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Единство общей и специальной подготовки. Понятие о тренировочной нагрузке. Основные средства спортивной тренировки. Методы спортивной тренировки. Значение тренировочных и контрольных игр. Специализация и индивидуализация в спортивной тренировке. Использование технических средств и тренажерных устройств. Общая характеристика спортивной тренировки юных спортсменов. Особенности спортивной тренировки юных спортсменов: многолетний прирост спортивных достижений, ограничение тренировочных и соревновательных нагрузок, значение общей физической подготовки. Самостоятельные занятия: утренняя гимнастика, индивидуальные занятия по совершенствованию физических качеств и техники движений.
Тема 8. Планирование и контроль спортивной подготовки
Сущность и назначение планирования, его виды. Составление индивидуальных планов подготовки. Контроль уровня подготовленности. Нормативы по видам подготовки. Результаты специальных контрольных нормативов. Учет в процессе спортивной тренировки. Индивидуальные показатели уровня подготовленности по годам обучения. Основные понятия о врачебном контроле. Систематический врачебный контроль за юными спортсменами как основа достижений в спорте. Измерение и тестирование в процессе тренировки и в период восстановления. Частота пульса, дыхания, глубина дыхания, тонус мускулатуры. Степ-тест. Уровень физического развития баскетболистов. Артериальное давление. Самоконтроль в процессе занятий спортом. Дневник самоконтроля. Его формы, содержание, основные разделы и формы записи. Показатели развития. Пульсовая кривая.
Тема 9. Физические способности и физическая подготовка
Физические качества. Виды силовых способностей: собственно силовые, скоростно-силовые. Строение и функции мышц. Изменение в строении и функциях мышц под влиянием занятий спортом. Методика воспитания силовых способностей. Понятие быстроты, формы ее проявления. Методы воспитания быстроты движений. Воспитание быстроты простой и сложной двигательной реакции, облегчение внешних условий, лидирование, использование эффекта варьирования отягощениями. Гибкость и ее развитие. Понятие о ловкости как комплексной способности к освоению техники движений. Виды проявления ловкости. Методика воспитания ловкости. Понятие выносливости. Виды и показатели выносливости. Методика совершенствования выносливости в процессе многолетней подготовки.
Тема 10. Основы техники игры и техническая подготовка
Основные сведения о технике игры, о ее значении для роста спортивного мастерства. Средства и методы технической подготовки. Классификация приемов техники игры. Анализ техники изучаемых приемов игры. Методические приемы и средства обучения технике игры. О соединении технической и физической подготовки. Разнообразие технических приемов, показатели надежности техники, целесообразная вариантность. Просмотр, видеозаписей игр и т.д.
Тема 11. Спортивные соревнования
Спортивные соревнования, их планирование, организация и проведение. Значение спортивных соревнований для популяризации вида спорта. Спортивные соревнования как важнейшее средство роста спортивного мастерства. Положение о проведении соревнований по баскетболу на первенство России, города, школы. Ознакомление с командным планом соревнований, с положением о соревнованиях. Правила соревнований по баскетболу. Судейство соревнований. Судейская бригада: главный судья соревнований, судьи в поле, секретарь, хронометрист. Их роль в организации и проведении соревнований.
IV. Календарно-тематическое планирование
ПЛАН-ГРАФИК СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ НА ГОД
Для групп начальной подготовки 1 года обучения 6ч/неделя
Содержание занятий
Часы
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
I.ТЕОРИЯ
1.Физическая культура и спорт в РФ
1
1
2.Баскетбол в РФ
1
1
3.Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль
2
1
1
4.Физиологические основы спортивной тренировки
1
1
5.Основы техники и тактики баскетбола
4
1
1
1
1
6.Правила игры в баскетбол
3
1
1
1
Итого часов:
12
II.ПРАКТИКА
1.Общая физическая подготовка
82
7
7
7
7
8
7
6
8
11
8
6
2.Специальная физическая подготовка
22
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3.Техническая подготовка
111
10
12
11
10
10
9
12
10
9
12
6
4.Тактическая подготовка
33
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
5.Игровая, соревновательная подготовка
12
1
1
2
2
2
2
6.Инструкторская и судейская практика
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
7.Контрольные нормативы
4
2
2
Итого часов:
276
Всего часов:
46нед.276
26
26
26
26
26
24
26
24
28
26
18
ПЛАН-ГРАФИК СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ НА ГОД
Для групп начальной подготовки 2 года обучения 9ч/неделя
Содержание занятий
Часы
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
I.ТЕОРИЯ
1.Физическая культура и спорт в РФ
1
1
2.Баскетбол в РФ
1
1
3.Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль
4
1
1
1
1
4.Физиологические основы спортивной тренировки
2
1
1
5.Основы техники и тактики баскетбола
6
1
1
1
1
1
1
6.Правила игры в баскетбол
4
1
1
1
1
Итого часов:
18
II.ПРАКТИКА
1.Общая физическая подготовка
106
9
9
8
9
9
9
11
12
12
12
6
2.Специальная физическая подготовка
34
3
3
3
3
3
4
4
3
3
3
2
3.Техническая подготовка
159
11
17
16
18
16
12
13
11
12
17
16
4.Тактическая подготовка
44
4
4
4
4
4
4
4
5
5
4
2
5.Игровая , соревновательная подготовка
49
5
4
5
5
6
6
6
6
6
6.Инструкторская и судейская практика
-
7.Контрольные нормативы
4
2
2
Итого часов:
414
Всего часов:
46нед.414
38
40
38
40
40
36
40
38
40
38
26
ПЛАН-ГРАФИК СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ НА ГОД
Для групп начальной подготовки 3 года обучения 9ч/неделя
Содержание занятий
Часы
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
I.ТЕОРИЯ
1.Физическая культура и спорт в РФ
1
1
2.ФБаскетбол в РФ
1
1
3.Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль
4
1
1
1
1
4.Физиологические основы спортивной тренировки
2
1
1
5.Основы техники и тактики баскетбола
6
1
1
1
1
1
1
6.Правила игры в баскетбол
4
1
1
1
1
Итого часов:
18
II.ПРАКТИКА
1.Общая физическая подготовка
106
9
9
8
9
9
9
11
12
12
12
6
2.Специальная физическая подготовка
34
3
3
3
3
3
4
4
3
3
3
2
3.Техническая подготовка
159
11
17
16
18
16
12
13
11
12
17
16
4.Тактическая подготовка
44
4
4
4
4
4
4
4
5
5
4
2
5.Игровая , соревновательная подготовка
49
5
4
5
5
6
6
6
6
6
6.Инструкторская и судейская практика
-
7.Контрольные нормативы
4
2
2
Итого часов:
414
Всего часов:
46нед.414
38
40
38
40
40
36
40
38
40
38
26
V. Требования к уровню подготовки учащихся
Подготовка баскетболистов проводится в несколько этапов, которые имеют свои специфические особенности. Главным отличием является возраст и уровень физического развития детей, зачисляемых в ту или иную группу подготовки. Для зачисления дети проходят тестирование по показателям физического развития и общей физической подготовленности.
Таблица 1 - Условия комплектования учебных групп и учебно-тренировочные и соревновательные режимы
Год обучения
Возраст учащихся, лет
Минимальное кол-во уч-ся в учебной группе, чел.
Кол-во тренировочных занятий в неделю
Общий объем подготовки (час)/Кол-во часов неделю
Уровень спортивной подготовленности
Спортивно-оздоровительные группы (СО)
Весь период
6-18
15
3
276/6
Прирост показателей ОФП
Этап начальной подготовки (НП)
1-й год
7-9
15
3-4
276/6
Выполнение норм по физической и технической подготовке
2-й год
9-10
14
414/9
Выполнение норм по физической и технической подготовке
3-й год
10-11
14
4
414/9
Выполнение норм по физической и технической подготовке
Учебно-тренировочный этап (УТ)
1-й год
12-13
12-20
5
552/12
Выполнение
нормативов ОФП, СФП
2-й год
13-14
12-18
6
552/12
Выполнение
нормативов ОФП, СФП
3-й год
14-15
12-18
7
828/18
Выполнение
нормативов ОФП, СФП
4-й год
15-16
12-18
8
828/18
Выполнение
нормативов ОФП, СФП
5-й год
16-18
12-18
8
828/18
Выполнение
нормативов ОФП, СФП
Отбор в ДЮСШ представляет собой многолетний и многоэтапный процесс реализации комплексных мероприятий, направленных на оценку перспективности юных баскетболистов, правильную их ориентацию в спортивной деятельности, полноценное комплектование учебных групп и игровых команд, подготовку спортсменов в команды мастеров и сборные команды.
За основу определения общего уровня физической кондиции учащихся взяты, предложенные формула и таблицы ОУФК по президентским тестам, проводимых в целом по России. Нормативы по видам программы по всем возрастным категориям в таблицах:
Таблица 4 - Возрастные оценочные нормативы для девочек
ТЕСТ
11-12 лет
13-14 лет
15-17 лет
1.
Челночный бег 3 х 10 м (сек)
10.0
9.2
8.1
2.
Прыжок в длину с места (см)
137
156
178
3.
Прыжки на скакалке за 15 сек (раз)
29
31
33
4.
Подъем туловища из положения лежа за 30 сек (раз)
14
16
19
5.
Отжимание в упоре лежа (раз)
10
12
14
Общий уровень физической кондиции определяется путем деления суммы результатов ОУФК по всем видам программы на 5.
Таблица 5 – Уровни общей физической кондиции
ЗНАЧЕНИЕ ОУФК
Уровень
От 0,61 и выше
Высокий уровень
От 0,21 до 0,60
Повышенный уровень
От - 0,20 до 0,20
Средний уровень
От – 0,6 до – 0,21
Ниже среднего
От – 1,00 до – 0,61
Низкий
От – 1,01 и ниже
Крайне низкий
VI. Характеристика контрольно-переводных материалов.
В целях объективного определения уровня подготовки обучающихся спортсменов и своевременного выявления пробелов в их подготовке целесообразно регулярно проводить комплексное тестирование юных спортсменов.
Два раза в год (октябрь и май) в учебно-тренировочных группах проводится контрольные испытания по общей и специальной физической и технической подготовке. Оценка физического развития производится на общепринятой методике биометрических измерений. Уровень подготовленности обучающихся выражается в количественно-качественных показателях по технической, тактической, физической, теоретической подготовленности.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. С этой целью используются варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими отечественными специалистами. Примерные варианты тестов и упражнений приведены в приложении.
Одним из методов контроля эффективности занятий в секции является участие учеников учебных, контрольных и календарных играх. Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях. Календарные игры проводятся согласно плану игр районного и республиканского уровня.
Для определения уровня физической подготовленности занимающихся учитывается результаты испытаний на прыгучесть, быстроту перемещения, ведения мяча, а также подтягивание из виса. Для определения уровня технической подготовленности используется упражнения на точность попадания мячом в кольцо, подачах, ведения мяча.
Большое значение имеет текущий контроль, в котором основное место занимает наблюдение за тем, как происходит овладение техническими и тактическими приемами, как обучающиеся применяют их в игре.
VII. Учебно-методическое обеспечение
Баскетбол. Справочник болельщика / Серия «Мастер игры». Ростов н/Д: «Феникс», 2000.-352 с.
Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.- М.: Советский спорт, 2006.- 100 с.
Волейбол. Гандбол. Баскетбол: Организация и проведение соревнований по упрощенным правилам / В.Ф. Мишенькина, О.С. Шалаев, И.А. Сучков; под общей ред. Г.Я.Соколова.- Омск: СибГАФК, 1998.-60 с.
Волков Л.В., Теория и методика детского и юношеского спорта. «Олимпийская литература», 2002
Здоровый образ жизни: реабилитация, физическая культура и спорт в Условиях Крайнего Севера и Сибири. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Омск: СибГАФК, 1997, ч. II – 184 c.
Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. 5-11кл.; Метод. Пособие.-М.: Дрофа, 2003.-176 с.
Кузин В. В., Полиевский С.А. Баскетбол. Начальный этап обучения.- Изд.2-е- М.: Физкультура и спорт, 2002.-136с.
Подвижные игры. Практический материал: Учебное пособие для студентов вузов и сузов физической культуры. - М.: СпортакадемПресс, 2002.-279 с.
Полиевский С.А., Костикова Л.В., Давыдов А.М., Ерофеев С.Д. Специальная подготовленность баскетбольных арбитров. Оценка и совершенствование. – М.: Физкультура и Спорт, 2005. – 168 с., ил.
Проблемы развития физической культуры и спорта в Условиях Сибири и Крайнего Севера. Сборник научных статей.-Омск: СибГАФК, 1995.-176 с.
Тристан В.Г., Черяпкина В.И. практикум по физиологии висцеральных систем. Часть 1. Кровь, кровообращение, дыхание: Учебное пособие. Омск: СибГАФК, 1997.-72 с.
Физкультура. Методика преподавания, спортивные игры/Серия «Книга для учителя».-ростов н/Д: «Феникс», 2003.-256 с.
Яхонтов Е.Р. Психологическая подготовка Баскетболистов: Учебное пособие/СПб: СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2000 – 58 с.