Рабочая программа по физической культуре для 4-го специального (коррекционного) класса VIII вида.
Рабочая программа по физической культуре для 4-го специального (коррекционного) класса VIII вида.
программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Структура документа
Рабочая программа по физической культуре включает семь разделов: пояснительную записку; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, практических работ (зачетов и тестирований); требования к уровню подготовки учеников, УМК, рекомендуемую литературу, рекомендуемые сайты.
Общая характеристика учебного предмета
Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и производственному труду. Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество.
Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития.
Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению рефлексов, что затрудняет выполнение двигательных действий, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах.
У многих учащихся отмечаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем. Наблюдается слабость миокарда, аритмия; дыхание нарушено по частоте, глубине, ритму; нарушена согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
для 4-го специального (коррекционного) класса VIII вида.
Составитель:
Костюкович М.Ю.
П Харик 2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Структура документа
Рабочая программа по физической культуре включает семь разделов: пояснительную записку; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, практических работ (зачетов и тестирований); требования к уровню подготовки учеников, УМК, рекомендуемую литературу, рекомендуемые сайты.
Общая характеристика учебного предмета
Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и производственному труду. Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество. Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития. Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению рефлексов, что затрудняет выполнение двигательных действий, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах. У многих учащихся отмечаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем. Наблюдается слабость миокарда, аритмия; дыхание нарушено по частоте, глубине, ритму; нарушена согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке. Нередко у детей встречаются стертые двигательные нарушения, которые могут быть незаметными в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке, в усложненных двигательных заданиях. Двигательная недостаточность учащихся особенно возрастает при выполнении точно дозированных мышечных усилий, при перекрестной координации движений, пространственно-временной организации моторного акта. К характеристике физического развития добавляется недоразвитие интеллекта, в частности речи, что в свою очередь приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и заданий, что требует дополнительного внимания учителя физкультуры как при организации учебной работы, так и спортивно-массовых внеклассных мероприятий с детьми. Следует отметить, что среди учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида имеются дети с хорошо развитой моторикой. Это обусловливает необходимость учета и реализации строго дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Учитель физкультуры может успешно решать стоящие перед ним коррекционные задачи только в том случае, если он будет вести занятие на основе знания структуры дефекта каждого ученика, всех его потенциальных возможностей и специфических нарушений. Учитель должен хорошо знать данные врачебных осмотров, вести работу в контакте с врачом школы, знать о текущем состоянии здоровья учащихся. Особого внимания требуют дети с эпилептическими припадками, с текущими заболеваниями ЦНС, хроническими соматическими заболеваниями. Такие дети нуждаются в особом охранительном режиме, они не могут выполнять задания и упражнения, требующие больших физических усилий, ведущих к чрезмерному возбуждению нервной системы.
Цели и задачи обучения
Укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности учащихся;
Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;
Приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре;
Развитие чувства темпа и ритма, координации движений;
Формирование навыков правильной осанки в статических положениях и в движениях;
Усвоение учащимися речевого материала, используемого учителем на уроках по физической культуре.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на предмет физической культуры в 4- классе выделяется 3 учебных часа в неделю. Третий час физкультуры был добавлен для увеличения двигательной активности и развития физических качеств учащихся.Добавленные часы были распредели следующим образом: гимнастика – 16 часов, лёгкая атлетика – 10 часов, подвижные и спортивные игры – 14 часов. Общее число часов за год обучения составляет 102 часа.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа по физкультуре для 4 класса структурно состоит из следующих разделов: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, игры. Такое распределение материала позволяет охватить основные направления физкультуры как учебного предмета в школе с учетом климатических условий большинства территорий России. В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения, которые позволяют корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы. На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им простейшими видами построений. Построения и перестроения трудны для данной категории детей из-за нарушений ориентировки в пространстве. Несмотря на трудность усвоения пространственно-двигательных упражнений, они должны быть обязательным элементом каждого урока. Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями в исходных положениях сидя — стоя даются упражнения в исходных положениях лежа для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища. Упражнения такого рода оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Они помогают учащимся овладевать комплексом движений, выполнять их с данной амплитудой, в соответствующем направлении, темпе, ритме. Постоянно регулируется физическая нагрузка подбором упражнений, изменением исходных положений, числом повторений, интенсивностью и последовательностью их выполнений. С учетом физического развития детей и специальных задач обучения в программе есть самостоятельный раздел с перечнем упражнений, направленных на коррекцию дыхания, моторики, осанки и др. Обучение правильному дыханию в покое и при выполнении физических упражнений помогает также более эффективной работе логопеда при постановке звуков, а на уроках труда — правильному сочетанию дыхания с выполнением трудовых приемов. В связи с затруднениями в пространственно-временной ориентировке и значительными нарушениями точности движений учащихся в программу включены также упражнения с предметами: гимнастические палки, флажки, малые и большие обручи и скакалки. На уроках с элементами гимнастики умственно отсталые дети должны овладеть навыками лазанья и перелезания. Упражнения в лазаньи и перелезании — эффективное средство для развития силы и ловкости, совершенствования навыков координации и равновесия. Эти упражнения оказывают положительное влияние на преодоление страхов высоты, пространства, помогают развитию положительной самооценки, регулируют эмоциональные и поведенческие реакции детей. Упражнения в поднимании и переноске грузов включаются в урок с целью обучения детей навыкам подхода к предмету с нужной стороны, правильному захвату его для переноски, умениям нести, точно и мягко опускать предметы. Такими предметами могут быть мячи, булавы, гимнастические палки, обручи, скамейки, маты и др. Раздел «Легкая атлетика» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Занятия легкой атлетикой помогают формированию таких жизненно важных двигательных навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты реакции. Известно, что упражнения в ходьбе и беге широко используются на уроках физкультуры не только в коррекционных, но и в оздоровительно-лечебных целях. Особое место в данном разделе уделено метанию, так как при выполнении упражнений в метании у детей развиваются точность, ловкость действий с предметами, глазомер. Школьники учатся правильному захвату мяча (равномерно и с достаточной силой), умению технически правильно выполнять бросок, распределять внимание на захват мяча, на соизмерение полета мяча с ориентиром. Лыжную подготовку в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида рекомендуется проводить с 1 класса, желательно на сдвоенных уроках при температуре до —15 °С при несильном ветре (с разрешения врача школы). Занятия лыжами позволяют укрепить здоровье детей в зимний период, сократить количество заболеваний, характерных для этого времени года. Кроме того, лыжная подготовка включает весь необходимый комплекс для развития движений, осанки, дыхания, координации, моторики и др. Одним из важнейших разделов программы является раздел «Игры». В него включены подвижные игры, направленные на развитие двигательных и физических навыков детей. Благодаря играм у детей развиваются такие психические свойства, как внимание и внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом, между группами детей. В школе для детей с нарушениями интеллекта основной формой организации занятий по физической культуре является урок, состоящий из четырех основных частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной (все части урока взаимосвязаны). Так же как и на других предметных уроках, учитель использует такие приемы, как объяснение, показ, упражнение, закрепление (в форме тренировочных занятий), оценку (похвалу, поощрение, порицание) с учетом конкретного содержания и целей проводимых уроков. Каждый урок включает элементы игры, занимательности, состязательности, что значительно стимулирует интерес детей к урокам физкультуры. Названные выше приемы и элементы особенно необходимы детям с более сложной структурой интеллектуального недоразвития. Обязательным является контроль за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся, что позволяе отслеживать динамику развития умственно отсталых учащихся с момента поступления в школу до ее окончания. Для этих целей на каждого ученика школы, начиная с первого класса, заводится паспорт здоровья. Контрольные нормативы принимаются дважды в год — в сентябре и мае на уроках физкультуры. К сдаче нормативов учащихся допускает врач школы.
В целях постоянного изучения и контроля за физическим развитием учеников рекомендуется использовать паспорт здоровья, позволяющий выстроить стройную систему контроля от года к году.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела / темы
Наименование разделов и тем
Всего
часов
Количество часов (уроков)
3 кл.
1.
Основы знаний о физической культуре
2.
Подвижные игры
27
3.
Гимнастика с элементами акробатики
30
4.
Легкоатлетические упражнения
30
5.
Лыжная подготовка
15
ИТОГО
102
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
3 класс (102 часа)
Общие сведения.
Физическое развитие .Осанка. Правила безопасности при выполнении физических упражнений.Физические качества
Физическая нагрузка и отдых
Гимнастика (30 часов)
1.Теоретические сведения
Развитие двигательных способностей с помощью средств гимнастики
2. Построения и перестроения
Сдача рапорта
Поворот кругом переступанием. Перестроение из колонны по одному в колонну по два (три). Смена ног при ходьбе. Повороты налево, направо.Поворот под счет «Раз» «Два» Понятие «интервал». Ходьба змейкой. Ходьба с остановками по сигналу учителя (повторение).Расчет на первый,второй,третий по порядку
3. Общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов:
Упражнения на осанку.Ходьба с удержанием груза (100-150 г) на голове; повороты кругом; приседание; ходьба приставными шагами вперед, назад.
Игры с принятием правильной осанки
Дыхательные упражнения. Тренировки дыхания в различных исходных положениях дыхание с движениями грудной клетки Дозированное дыхание в ходьбе с движениями рук в различных направлениях.
Упражнения в расслаблении мышц. Чередование усиленного сжимания мышц ног Маховые движения расслабленной ногой. Расслабление мышц после выполнения силовых упражнений.
Основные положения движения головы, конечностей, туловища
Движения руками вперед ,вверх,в соеденинениии на четыре счетаСохранение заданного положения головы при выполнения наклонов, поворотов и вращений туловища. Из исходного положения – стоя ноги врозь, руки на пояс – повороты туловища вправо, влево с одновременными наклонами. Из исходного положения – ноги врозь, руки в стороны – наклоны вперед с поворотами в сторону. Наклоны туловища вперед в сочетании с поворотами и с движениями рук. Отведение ноги назад с подниманием рук вверх. Переход из упора присев в упор лёжа толчком двух ног, вернуться в исходное положение. Лёжа на животе, поочередное поднимание ног. (Голова и руки при этом лежат на плоскости или поднимаются одновременно с ногами.) Лёжа на животе (руки согнуты в локтях, подбородок положен на кисти рук), поднимание головы (локти согнутых рук отводятся назад, лопатки прижимаются к позвоночнику); поднимание головы с вытягиванием рук вперед, назад, в стороны. Из исходного положения – руки вперед, назад или в стороны – поднимание рук от опоры. Сгибание и разгибание рук в упоре стоя, опираясь в стену или рейку гимнастической скамейки на уровне груди и пояса. Пружинистые приседания на одной ноге в положении выпада. Круговые движения туловища (руки на пояс).
4. Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами, на снарядах.
С гимнастическими палками. Наклоны вперед Перебрасывание гимнастической палки с руки на руку в вертикальном положении. Сгибание и разгибание рук с палкой. Повороты туловища с движениями рук вперед с палкой, вверх, за голову, перед грудью..
С малыми мячами.Подбрасывание мяча вверх двумя руками и ловля его. Удары мяча о пол правой и левой рукой. Броски мяча о пол и ловля его после отскока. Переменные удары мяча о пол левой и правой рукой.
С большими мячами .. Перекладывание мяча из руки в руку. Повороты туловища налево, направо с различными положениями мяча. Приседание с мячом: мяч вперед, мяч за голову, мяч на голову. Наклоны
Упражнения на гимнастической скамейке.Сгибание и разгибание рук, лежа в упоре на скамейке; приседание на двух ногах (для некоторых учеников - на одной); различные прыжки на скамейке; прыжки через скамейку, с упором на неё.
5. Лазанье и перелезание
Лазанье по гимнастической стенке вверх ,вниз разными способами Подлезанье под препятствие высотой 1 м
Перелезание через козла,коня Вис на рейке на руках
6. Переноска грузов и передача предметов.
Передача набивного мяча весом до 2 кг в колонне и шеренге. Эстафеты с переноской и передачей 2-3 набивных мячей весом до 6 кг различным способами Переноска гимнастических палок 13, гимнастического козла (4 учениками),
8. Равновесие.
Равновесие на одной ноге на полу «ласточка с опорой 2-3 сек
Ходьба по гимнастической скамейке Повороты на гимнастической скамейке и на бревне направо, налево. Ходьба по гимнастической скамейке с подбрасыванием и ловлей мяча. Равновесие на левой (правой) ноге на полу без поддержки.
.
9. Развитие координационных способностей, ориентировка в пространстве, быстрота реакций, дифференциация силовых, пространственных и временных параметров движений.
Построение в различных местах зала по показу и по команде. Построение в колонну по одному на расстояние вытянутой руки. Ходьба по диагонали по начерченной линии. Повороты кругом без контроля зрения. Ходьба «змейкой» по начерченным линиям. Прохождение расстояния до 3м от одного ориентира до другого с открытыми глазами за определенное количество шагов и воспроизведение его за столько же шагов без контроля зрения. Стоя у гимнастической стенки, поднимание ноги на заданную высоту с контролем и без контроля зрения. Ходьба по ориентирам, начерченным на гимнастическом бревне. Прыжки назад, влево, вправо в обозначенное место. Прыжок в длину с разбега с приземлением в обозначенное место. Подлезание под препятствие определенной высоты с контролем и без контроля зрения. Легкий бег на месте от 5 до 10 сек. Начало и окончание бега определяется учителем. Повторить задание, но остановиться самостоятельно. Прыжками на двух ногах преодолеть расстояние 5-6 м до черты. Сообщить учащимся время выполнения задания. Повторить его вдвое медленнее. Определить самый точный прыжок.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
Строевые команды
Правила поведения при поведении строевых команд, гигиены после занятий физическими упражнениями;
Приемы выполнения команд: «Налево!», «Направо!».
Учащиеся должны уметь:
Выполнять команды «Направо!», «Налево!», «Кругом!», соблюдать интервал;
Выполнять исходные положения без контроля зрения;
Правильно и быстро реагировать на сигнал учителя;
Выполнять опорный прыжок через козла ноги врозь;
Сохранять равновесие на гимнастической скамейке
Выбирать рациональный способ преодоления препятствий;
Выбирать наиболее удачный способ переноски груза.
Лёгкая атлетика (30 часов).
1.Ходьба.
Ходьба с различными положениями. Ходьба выпадами Ходьба с остановками с для выполнения заданий (присесть, повернуться, выполнить упражнение). . Ходьба приставным шагом левым и правым боком. Ходьба в различном темпе
2. Бег.
Медленный бег в равномерном темпе до 3минут. Бег широким шагом на носках (коридор 20-30 см). Бег на скорость 40 м с высокого старта. Бег с преодолением малых препятствий в среднем темпе. Челночный бег Низкий старт.
Повторный бег на месте 5-8с. Бег с высоким подниманием бедра
3. Прыжки.
Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед
Прыжки через скакалку на месте в различном темпе. Прыжки через скакалку, продвигаясь вперед произвольном. Прыжки в шаге с приземлением на обе ноги. Прыжки в высоту с прямого разбега без учета места отталкивания . Прыжки в высоту способом «согнув ноги» на результат от места толчка
4. Метание.
Метание мячей с места правой и левой рукой в цель Метание мяча с места в цель Метание мяча в вертикальную цель. Метание теннисного мяча на дальность с одного шага
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
Положение тела во время ходьбы .бега. прыжков ,метания
Учащиеся должны уметь:
Выполнять низкий старт;
Пробегать в медленном темпе 3 минуты
Выполнять прыжок в длину и высоту
Лыжная подготовка (15 часов)
Попеременный двухшажный ход. Подьем скользящим шагом поворот переступанием в движении Передвижение на лыжах до 2000м
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
Правила ухода за лыжами и обувью
Как оказать помощь при обморожении
Учащиеся должны уметь:
Выполнять все изученные команды в строю
Выполнять спуск в основной стойке
Преодолевать а лыжах до 2000м
Подвижные игры (27 часов).
Подвижные игры.
Игры с элементами общеразвивающих упражнений, «Фигуры»,»Светофор»
С бегом на скорость: « «Бездомный заяц» «Пустое место»
С прыжками высоту, в длину: «Два мороза», «Волк во рву»
С бросанием, ловлей и метанием: «Подвижная цель», «Обгони мяч»
Е) Коррекционные игры «Товарищи командиры» « Два сигнала» «Найди предмет»
Пионербол
Ознакомление с правилами игры
Передача мяча двумя руками от груди, ловля мяча двумя руками
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
Упрощенные правила игр
Учащиеся должны уметь:
Ловить мяч, выполнять передачу от груди
Тематическое планирование 4 класс
№
Наименование разделов
Тема урока
Кол-во часов
Требования к уровню под-ки
Дата проведения
1
Легкая атлетика
Теоретические сведения.Т\Б на занятиях на стадионе в спорт. зале
Уметь выполнять: высокий старт, бегать в медленном темпе, на скорость, прыгать в длину, метать мяч
2
Низкий старт.Стартовый разбег
3
Стартовый разбег, финиширование
4
Бег из различных исходных положений
5
Бег с максимальной скоростью до 40 м
6
Бег с высоким подниманием бедра
7
Бег с чередованием с ходьбой на отрезках до 200м
8
Медленный бег до 3 мин
9
Прыжки одной ноге на отрезке до 15м
10
Прыжки одной ноге на отрезке до 15м
11
Прыжки в высоту
12
Прыжки в высоту
13
Метание мяча в цель с места
14
Метание мяча на дальность отскока
15
Метание мяча на дальность с места
16
Медленный бег до 3мин
17
Подвижные игры
Подвижная игра «Светофор»
Уметь выполнять: самостоятельно играть в простые игры
18
Подвижная игра «Кто обгонит»
19
Подвижная игра «Пустое место»
20
«Подвижная игра « Найди предмет»
21
Подвижная игра «Волк во рву»
22
«Подвижная игра Через обруч»,
23
Подвижная игра «Подвижная цель»,
24
«Подвижная игра Снайперы»,
25
Подвижная игра «Кто обгонит»
26
Подвижная игра «Два мороза».
27
Подвижная игра «Обгони мяч»
28
Гимнастика
Теоретические сведения. Т\Б построения и перестроения
object(ArrayObject)#884 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(146) "рабочая программа по физической культуре для 4 класса по ФГОС ( для школ VIII вида) "
["seo_title"] => string(89) "rabochaia-proghramma-po-fizichieskoi-kul-turie-dlia-4-klassa-po-fgos-dlia-shkol-viii-vida"
["file_id"] => string(6) "232140"
["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1442758541"
}
}