РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ТРЕТЬИМ ЧАСОМ АФК 2-4 КЛАССЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ТРЕТЬИМ ЧАСОМ АФК 2-4 КЛАССЫ
Пояснительная записка
Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, способствует социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка.
Физическое воспитание — неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта).
Целью рабочей программы для детей с нарушениями интеллекта является формирование целостного представления о физической культуре, способности включаться в производительный труд.
Достижение цели обеспечивается решением образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач:
• укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
• формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.;
• коррекция нарушений общего физического развития психомоторики, воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
• формирование познавательных, эстетических, нравственных интересов на материале физической культуры и спорта;
• воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ТРЕТЬИМ ЧАСОМ АФК 2-4 КЛАССЫ »
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИНТЕРНАТ VIII ВИДА №19 г. ТАЙШЕТ
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ТРЕТЬИМ ЧАСОМ АФК
2-4 КЛАССЫ
НА 2014 - 2017 учебный год
Рабочую программу разработала: Крук Наталья Егоровна
Должность: учитель физической культуры.
Пояснительная записка
Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, способствует социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка.
Физическое воспитание — неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта).
Целью рабочей программы для детей с нарушениями интеллекта является формирование целостного представления о физической культуре, способности включаться в производительный труд. Достижение цели обеспечивается решением образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач: • укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки; • формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.; • коррекция нарушений общего физического развития психомоторики, воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне; • формирование познавательных, эстетических, нравственных интересов на материале физической культуры и спорта; • воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности.
Нормативные документы:
Региональный учебный план - специально коррекционных общеобразовательный учреждений для обучающихся воспитанников с ограничением здоровья VIII вида по Иркутской области. Распоряжение 965 от 30. 08. 11 года.
Учебный план учреждения.
Положение о разработке учебных предметов и дисциплин (локальный акт школы).
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. №1312 о введении третьего часа физической культуры в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов и типов.
Программы по физической культуре 1-4 классы для специальных
( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией В.В.Воронковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. Допущено Министерством образования и науки РФ.
6. Программы для специальных коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по адаптивной физической культуре 1-9 классы. Изд. центр ВЛАДОС, 2013.
Программа для 2-4 классов рассчитана на 102 часа при трехразовых занятиях в неделю, структурно состоит из следующих разделов гимнастика, легкая атлетика, подвижные игры, лыжная подготовка, адаптивная физическая культура (АДФ).
Основное направление третьего часа физической культуры – оздоровительное, ориентированное на целенаправленное укрепление здоровья обучающихся, углубленное развитие физических качеств и способностей, оптимизации работоспособности и предупреждения заболеваний. Данный час реализуется в режиме адаптивной физической культуры (АФК). В основу содержания уроков положена система доступных физических упражнений, направленных на коррекцию нарушения физического развития, общей и мелкой моторики, на укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков учащихся с ОВЗ и с умеренной умственной отсталостью.
Распределение материала программы 2-4 классы
Класс
Всего часов
Легкая атлетика
Гимнастика
Лыжная подготовка
Игры
АФК
2
102
19
27
-
22
34
3
102
19
27
-
22
34
4
102
19
27
-
22
34
Согласно Уставу образовательного учреждения обучающиеся 3-4 классов проходят промежуточную аттестацию по окончании 1,2,3,4 четвертей. Оценивание учащихся 2 класса начинается по окончании 2 четверти.
Итоговая аттестация производится на основании четвертных оценок. Оценка по предмету «Физическая культура» определяется в зависимости от степени овладения учащимися двигательными умениями (качество) и результатом строго индивидуально.
ПРОГРАММА
Вид программного материала
Класс
1
2
3
4
Основы знаний
Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке. Подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание. Название снарядов и гимнастических элементов, понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках. Значение утренней зарядки. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями
Гимнастика
Основная стойка
Строевые упражнения
Построение в колонну по одному, равнение в затылок. Построение в одну шеренгу, равнение по разметке. Перестроение из одной шеренги в круг, взявшись за руки. Размыкание на вытянутые руки в шеренге, в колонне. Повороты по ориентирам. Выполнение команд: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!»
Построение в шеренгу и равнение по носкам по команде учителя. Выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «На месте шагом марш!», «Шагом марш!», «Класс, стой!». Перестроение из колонны по одному в круг, двигаясь за учителем. Перестроение из колонны по одному в колонну по двое через середину, взявшись за руки. Расчет по порядку
Построение в колонну, шеренгу по инструкции учителя. Повороты на месте (направо, налево) под счет. Размыкание и смыкание приставными шагами. Перестроение из колонны по одному в колонну по два через середину зала в движении с поворотом. Выполнение команд: «Шире шаг!», «Реже шаг!»
Сдача рапорта. Поворот кругом на месте. Расчет на «первый — второй». Перестроение из одной шеренги в две и наоборот. Перестроение из колонны по одному в колонну по три в движении с поворотом
Общеразвивающие упражнения без предметов
Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук. Дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки. Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений
Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами
Комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами
Комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами. Комплексы упражнений со скакалками
Комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами. Комплексы упражнений со скакалками. Комплексы с набивными мячами
Комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами. Комплексы упражнений со скакалками. Комплексы с набивными мячами. Комплексы с обручами
Элементы акробатических упражнений
Группировка лежа на спине, в упоре стоя на коленях. Перекаты в положении лежа в разные стороны
Кувырок вперед по наклонному мату, стойка на лопатках, согнув ноги
Перекаты в группировке. Из положения лежа на спине «мостик». 2—3 кувырка вперед (строго индивидуально)
Кувырок назад, комбинация из кувырков, «мостик» с помощью учителя
Лазанье
Передвижение на четвереньках по коридору шириной 20—25 см, по гимнастической скамейке. Произвольное лазанье по гимнастической стенке, не пропуская реек. Подлезание под препятствие и перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку
Лазанье по наклонной гимнастической скамейке (угол 20°) одноименным и разноименным способами. Передвижение на четвереньках по полу по кругу на скорость и с выполнением заданий (с толканием мяча). Перелезание со скамейки на скамейку произвольным способом
Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз разноименным и одноименным способами, в сторону приставными шагами, по наклонной гимнастической скамейке (угол 20° — 30°) с опорой на стопы и кисти рук. Пролезание сквозь гимнастические обручи
Лазанье по гимнастической стенке с переходом на гимнастическую скамейку, установленную наклонно, и слезание по ней произвольным способом. Лазанье по канату произвольным способом. Перелезание через бревно, коня, козла
Висы
Упор в положении присев и лежа на матах
В висе на гимнастической стенке сгибание и разгибание ног. Упор на гимнастической стенке в положении стоя, меняя рейки
Вис на гимнастической стенке на согнутых руках. Упор на гимнастическом бревне и на скамейке, гимнастическом козле
Вис на рейке гимнастической стенки на время, на канате с раскачиванием. Подтягивание в висе на канате, стоя на полу ноги врозь
Равновесие
Ходьба по коридору шириной 20 см. Стойка на носках (3—4 с). Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук. Кружение на месте и в движении
Ходьба по гимнастической скамейке с предметами (по выбору), на носках с различным движением рук, боком приставными шагами, по наклонной скамейке. Ходьба по полу по начертанной линии
Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через предмет, по рейке гимнастической скамейки, с доставанием предметов с пола в положении приседа. Стойка на одной ноге, другая в сторону, вперед, назад с различными положениями рук
Ходьба по наклонной доске (угол 20°). Расхождение вдвоем поворотом при встрече на полу и на гимнастической скамейке. Равновесие «ласточка». Ходьба по гимнастическому бревну высотой 60 см
Опорные прыжки
—
—
Подготовка к выполнению опорных прыжков. Прыжок боком через гимнастическую скамейку с опорой на руки. Прыжок в глубину из положения приседа
Опорный прыжок через гимнастического козла: наскок в упор на колени, соскок с поворотом направо, налево с опорой на руку; в упор на колени, упор присев, соскок прогнувшись
Ходьба
Ходьба по заданным направлениям в медленном темпе. Ходьба парами, взявшись за руки. Ходьба с сохранением правильной осанки, на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба в чередовании с бегом
Ходьба с высоким подниманием бедра, в полуприседе, с различными положениями рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с перешагиванием через предмет (2—3 предмета), по разметке
Ходьба в различном темпе, с выполнениями упражнений для рук. Ходьба с контролем и без контроля зрения
Ходьба в быстром темпе (наперегонки). Ходьба в приседе. Сочетание различных видов ходьбы
Бег
Медленный бег с сохранением осанки, в колонне за учителем с изменением направлений. Перебежки группами и по одному. Чередование бега с ходьбой до 30 м (15 м — бег, 15 м — ходьба)
Бег на месте с высоким подниманием бедра, на носках (медленно), с преодолением простейших препятствий, бег на скорость до 30 м. Медленный бег до 2 мин
Понятие высокий старт. Медленный бег до 3 мин (сильные дети). Бег в чередовании с ходьбой до 100 м. Челночный бег (3×5 м). Бег на скорость до 40 м. Понятие эстафетный бег(встречная эстафета)
Понятие низкий старт. Быстрый бег на месте до 10 с. Челночный бег (3×10 м). Бег с преодолением небольших препятствий на отрезке 30 м. Понятие эстафета (круговая). Расстояние 5—15 м
Прыжки
Прыжки в длину с места (с широким использованием подводящих, различных по форме прыжков)
Прыжки в длину и высоту с шага (с небольшого разбега, 3—4 м, в высоту с прямого разбега)
Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед, до 15 м. Прыжки в длину (место отталкивания не обозначено) способомсогнув ноги. Ознакомление с прыжком с разбега способом перешагивание
Прыжки с ноги на ногу до 20 м, в высоту способом перешагивание(внимание на мягкость приземления). Прыжки в длину с разбега (зона отталкивания — 60—70 см), на результат (внимание на технику прыжка)
Метание
Подготовка кистей рук к метанию. Упражнения на правильный захват мяча, своевременное освобождение (выпуск) его. Броски и ловля мячей. Метание малого мяча с места правой и левой рукой
Метание малого мяча по горизонтальной и вертикальной цели с расстояния 2—6 м с места и на дальность. Броски большого мяча двумя руками из-за головы (в парах)
Метание малого мяча левой, правой рукой на дальность в горизонтальную и вертикальную цель (баскетбольный щит с учетом дальности отскока на расстоянии 4—8 м) с места
Метание мячей в цель (на стене, баскетбольный щит, мишень) и на дальность, ширина коридора — 10—15 м
АФК
Дыхательные упражнения.
Основные положения и движения по подражанию. Основные и положения ног. упражнения на формирования правильной осанки. Ритмические упражнения.
Дыхательные упражнения. Повторение и закрепление основных положений и движений из программы первого класса с увеличением амплитуды движений и изменением темпа выполнения. Упражнения на формирования правильной осанки. двигательные умения и навыки: передача и переноска груза. Развитие координационных способностей, подвижные игры и игровые упражнения.
Дыхательные упражнения. Основные положения и движения- повторение и совершенствование ранее пройденных упражнений. Упражнения на формирования правильной осанки. Двигательные умения и навыки- прыжки, броски и ловля мяча, развитие координационных способностей. подвижные игры и игровые упражнения.
Дыхательные упражнения. Основные положения и движения- повторение и совершенствование ранее пройденных упражнений. Упражнения на формирования правильной осанки. Двигательные умения и навыки- прыжки, броски и ловля мяча, упражнения в беге и ходьбе. развитие координационных способностей. подвижные игры и игровые упражнения.
Коррекционные упражнения (для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений)
Построение в обозначенном месте (в кругах, в квадратах). Построение в колонну с интервалом на вытянутые руки. Построение в круг по ориентиру. Увеличение и уменьшение круга движением вперед, назад, на ориентир, предложенный учителем. Шаг вперед, назад, в сторону и воспроизведение его с закрытыми глазами. Ходьба по ориентирам, начертанным на полу. Прыжок в длину с места в ориентир
Построение в шеренгу с изменением места построения по заданному ориентиру (черта, квадрат, круг). Движение в колонне с изменением направлений по установленным на полу ориентирам. Повороты к ориентирам без контроля зрением в момент поворота. Шаг вперед, шаг назад, вправо в обозначенное место с открытыми и закрытыми глазами. Лазанье по определенным ориентирам, изменение направления лазанья. Подбрасывание мяча вверх до определенного ориентира. Выполнение исходных положений рук по словесной инструкции учителя. Выполнение различных упражнений без контроля и с контролем зрения
Перестроение из круга в квадрат по ориентирам. Ходьба до различных ориентиров. Повороты направо, налево без контроля зрения. Принятие исходных положений рук с закрытыми глазами по команде учителя. Ходьба вперед по гимнастической скамейке с различными положениями рук, ног (одна нога идет по скамейке, другая — по полу). Прыжок в высоту до определенного ориентира. Дозирование силы удара мячом об пол с таким условием, чтобы он отскочил на заданную высоту: до колен, до пояса, до плеч. Ходьба на месте под счет учителя от 15 до 10 с, затем выполнение данной ходьбы с определением времени
Построение в шеренгу, в колонну с изменением места построения (в квадрат, в круг). Ходьба по ориентирам. Бег по начерченным на полу ориентирам. Ходьба по двум параллельно поставленным гимнастическим скамейкам. Прыжки в высоту до определенного ориентира с контролем и без контроля зрением. Броски мяча в стену с отскоком его в обозначенное место. Ходьба на месте от 5 до 15 с. Повторить задание и самостоятельно остановиться. Ходьба в колонне приставными шагами до определенного ориентира (6—8 м) с определением затраченного времени
Подвижные игры
«Слушай сигнал», «Космонавты»
«Отгадай по голосу», «Карусели», «Что изменилось?», «Волшебный мешок»
«Два сигнала», «Запрещенное движение»
«Музыкальные змейки», «Найди предмет»
Коррекционные игры
«Запомни порядок», «Летает — не летает»
—
—
—
Игры с элементами общеразвивающих упражнений
«Вот так позы!», «Совушка», «Слушай сигнал», «Удочка», «Мы — солдаты»
«Салки маршем», «Повторяй за мной», «Веревочный круг», «Часовые и разведчики»
«Метко в цель», «Догони мяч», «Кого назвали — тот и ловит»
«Охотники и утки», «Кто дальше бросит?»
«Зоркий глаз», «Попади в цель», «Мяч — среднему», «Гонка мячей по кругу»
«Подвижная цель», «Обгони мяч»
Игры зимой
«Снайпер», «К Деду Морозу в гости»
«Лучшие стрелки»
«Вот так карусель!», «Снегурочка»
«Снежком по мячу», «Крепость»
Пионербол
—
—
—
Игра «Пионербол», ознакомление с правилами игры. Передача мяча руками, ловля его. Подача одной рукой снизу, учебная игра
Содержание программного материала разработано на основе последних достижений теории и практики общей специальной педагогики и психологии, теории и методики физической культуры, спорта, технологий, укрепляющих здоровье.
Учебный материал по физической культуре состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.
На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им простейшими видами построений. Построения и перестроения трудны для данной категории детей из-за нарушений ориентировки в пространстве. Несмотря на трудность усвоения пространственно-двигательных упражнений, они являются обязательным элементом каждого урока. Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на ослабленные группы мышц. Они помогают учащимся овладевать комплексом движений, выполнять их с данной амплитудой, в соответствующем направлении, темпе, ритме. С учетом физического развития детей и специальных задач обучения в программе есть самостоятельный раздел с перечнем упражнений, направленных на коррекцию дыхания, моторики, осанки и др. В связи с затруднениями в пространственно-временной ориентировке и значительными нарушениями точности движений учащихся в программу включены также упражнения с предметами: гимнастические палки, флажки, малые и большие обручи и скакалки. На уроках с элементами гимнастики умственно отсталые дети должны овладеть навыками лазанья и перелезания. Упражнения в поднимании и переноске грузов включаются в урок с целью обучения детей навыкам подхода к предмету с нужной стороны, правильному захвату его для переноски, умениям нести, точно и мягко опускать предметы. Такими предметами могут быть мячи, булавы, гимнастические палки, обручи, скамейки, маты и др. Раздел «Легкая атлетика». Занятия легкой атлетикой помогают формированию таких жизненно важных двигательных навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты реакции. Упражнения в ходьбе и беге широко используются на уроках физкультуры не только в коррекционных, но и в оздоровительно-лечебных целях. Особое место в данном разделе уделено метанию, так как при выполнении упражнений в метании у детей развиваются точность, ловкость действий с предметами, глазомер. Школьники учатся правильному захвату мяча (равномерно и с достаточной силой), умению технически правильно выполнять бросок, распределять внимание на захват мяча, на соизмерение полета мяча с ориентиром.
Одним из важнейших разделов программы является раздел «Игры».В него включены подвижные игры, направленные на развитие двигательных и физических навыков детей. Благодаря играм у детей развиваются такие психические свойства, как внимание и внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом, между группами детей.
По мере прохождения программного материала в остальных классах проводятся (контрольные) испытания по видам упражнений:
2-4 классы :
- Бег 30м
- Прыжок в длину и с места
- Метание мяча на дальность
Тесты проводятся 2 раза в год: в сентябре-мае (избирательно).
Контрольные упражнения по уровню двигательной подготовленности:
-Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа (кол-во раз).
- Прыжок в длину с места (см).
-Наклон вперед из положения сидя не сгибая ног.
-Бег 30 м с высокого старта (с).
- бег 1000м.
Обязательным в программе является примерный перечень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся на уроках физической культуры: о значении самоконтроля, о влиянии физических упражнений на организм человека, об основах спортивной техники изучаемых упражнений.
2 класс
Требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета “Физическая культура” обучающиеся второго класса должны:
Иметь представления:
Об истории первых Олимпийских игр;
О физических качествах
О правилах использования закаливающих процедур;
Об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений на формирование правильной осанки.
Уметь:
Измерять параметры развития физических качеств силы, быстроты, гибкости;
Вести наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;
Выполнять комплексы упражнений на формирование правильной осанки,
Выполнять комплексы упражнений на развитие точности метания малого мяча;
Выполнять комплексы упражнений на развитие равновесия.
3 класс
Требованияк качеству освоения программного материала
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета “Физическая культура” учащиеся третьего класса должны:
Иметь представления:
О разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных;
Об особенностях игры футбол, баскетбол, волейбол.
Уметь:
Составлять и выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и координации;
Выполнять комплексы общеразвивающих и подводящих упражнений для освоения технических действий игры в футбол, баскетбол и волейбол;
Составлять правила элементарных соревнований по выявлению лучших результатов в развитии силы, быстроты и координации.
Вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
4 класс
Требования к качеству освоенияпрограммного материала
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета “Физическая культура” учащиеся четвертого класса должны:
Знать и иметь представления:
О физической подготовке и ее связи с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения.
О физической нагрузке и способах ее регулирования (дозирования).
О причинах возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактики травматизма.
Уметь:
Вести дневник самонаблюдения;
Выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации;
Определять величину нагрузки в соответствии со стандартными режимами ее выполнения (по частоте сердечных сокращений).
• права и обязанности игроков; • как избежать травматизма. • тактику одиночных игр.
Учебно – методическое обеспечение:
Программа по физической культуре 2-9 классы для специальных
( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией В.В.Воронковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. Программа для специальных коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по адаптивной физической культуре 1-9 классы. Изд. центр ВЛАДОС, 2013. Допущено Министерством образования и науки РФ., методические рекомендации, методики.
Педагогические технологии обучения : ведущая - здоровьесберегающая, основанная на индивидуальном и дифференцированном подходе с учетом двигательных и интеллектуальных особенностей учащихся. Сопутствующие: игровая, групповые, уровневой дифференциации, личностно-ориентированные.