kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии для учащихся 9 классов Специальной (коррекционной) школы VIII вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение биологии в школе призвано сформировать у учащихся элементарные понятия об окружающей природе, научить бережно и ответственно относиться к природной среде, развивать физическую культуру, они учатся грамотному поддержанию своего здоровья и формированию у них здорового образа жизни. А также преподавание биологии в школе направленно на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление. Они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и зависимости. 
Цель: изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для учащихся 9 классов Специальной (коррекционной) школы VIII вида»

Пояснительная записка.

Основанием для разработки рабочей программы являются следующие нормативные документы:□ Закон РФ «Об образовании» от 10.07.7992 ст. 14,32 (с последующими изменениями)□ Программа по предмету составлена на основе авторской программы Сивоглазова В. И.для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида под редакцией В.В.Воронковой, Москва « Владос» 20012г. 

Изучение биологии в школе призвано сформировать у учащихся элементарные понятия об окружающей природе, научить бережно и ответственно относиться к природной среде, развивать физическую культуру, они учатся грамотному поддержанию своего здоровья и формированию у них здорового образа жизни. А также преподавание биологии в школе направленно на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление. Они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и зависимости. 
Цель: изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Задачи курса биологии.
Коррекционно-образовательные:
1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.
2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.
3. Продолжение овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.
4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности
2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы на уроках биологии

Коррекционно- воспитательные:
1. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.
2. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.
3. Формирование здорового образа жизни.
4. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.
5. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность..

На изучение биологии отводится 2 часа в неделю в каждом классе, 68 часов в год.
На уроках биологии используются такие формы организационной работы как урок в классе, экскурсия (наблюдения в природе, на пришкольном участке), выполнение практических и лабораторных работ. 
Средства обучения, используемые на уроке: наглядные, ТСО, дополнительные пособия, изготовленные учителем.
Из наглядных средств используются натуральные объекты (гербарии, образцы культурных и дикорастущих растений, чучела животных, коллекции, модели, муляжи), учебные картины, таблицы, фотографии, звукозаписи, раздаточный материал. Дополнительные пособия – карточки для проверки знаний, карточки-загадки с изображением объектов и явлений природы. 
Методы и приемы, используемые в ходе обучения: наблюдения, работа с натуральными наглядными пособиями, беседа, работа с учебником, с изобразительными наглядными пособиями, таблицами лабораторные и практические задания. Наблюдения – один из основных методов. В ходе изучения курса биологии учащиеся наблюдают за погодой и ведут дневники наблюдений, за растениями и животными, трудом людей. 
Биология, как учебный предмет, включает разделы:
· « Неживая природа» 6 класс
· «Растения, грибы, бактерии» 7 класс
· « Животные» 8 класс
· « Человек» 9 класс

9 класс « Человек» (68ч.)
· Общий обзор организма человека (5 ч.).
· Опора и движение (12 ч.).
· Кровь и кровообращение (8 ч.).
· Дыхание (5 ч.).
· Пищеварение (13 ч.).
· Выделительная система (2ч.)

-Кожа( 5ч.)
· Нервная система (7 ч.).
· Органы чувств (8ч.).
· Охрана здоровья (3 ч.).

В рабочей программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ним и теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. Учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания. При изучении программного материала обращается внимание на значение физической культуры и спорта для здоровья и закаливания организма, а так же для нормальной его жизнедеятельности. Программа предусматривает 4 контрольные работы, 1 контрольный срез(сентябрь), демонстрационные опыты, лабораторные работы. В планирование не внесена лабораторная работа « Микроскопическое строение крови», в связи с отсутствием препарата крови и сложностью выполнения

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма.
Учащиеся 1 уровня должны знать:
-названия, внешнее и внутреннее строение, значение и расположение основных органов человека;
-элементарное представление о функциях органов человека;
-вредное влияние курения, алкоголя и наркотиков;
-основные санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся 1 уровня должны уметь:
— применять знания в повседневной жизни;
-соблюдать санитарно-гигиенические требования.

Учащиеся 2 уровня должны знать:
-названия, значение и расположение основных органов человека;
-вредное влияние курения, алкоголя и наркотиков;
-основные санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся 2 уровня должны уметь:
— применять знания в повседневной жизни;
-соблюдать санитарно-гигиенические требования.

Учащиеся 3 уровня должны знать:

-название и расположение основных органов

-основные санитарно-гигиенические правила.

-вредное влияния алкоголя и курения на организм.

Учащиеся 3 уровня должны уметь:

-соблюдать санитарно-гигиенические правила

- применять знания в жизни.
При оценивании знаний учащихся используется помощь со стороны учителя. Для оценивания знаний учащихся 2 уровня требуется помощь в большем объеме.











































Календарно-тематическое планирование

по биологии

№ п/п

Тема

урока

Кол-во часов

Сроки

Оборудование

Коррекционно-развивающая

цель.

Практ. и лабор. работы

Домашнее задание




1.





2.











3.











4.







5.









6.









7.













8.



9.







10.







11.







12.











13.







14.









15.







16.









17.







18.









19.









20.







21.









22.







23.





24.







25.







26.







27.







28.









29.







30.





31.





32.





33.







34.









35.







36.











37.





38.







39.









40.







41.









42.









43.





44.







45.











46.





47.





48.















49.







50.







51.







52.







53





54











55.









56.







57.







58.







59.









60.







61.





62.







63.







64.









65.







66









67

68



Вводный урок.





Общий обзор строения организма человека. Строение клетки.



Химический состав и жизнедеятельность клетки.





Ткани. Органы.







Системы органов. Организм. Самостоятельная работа.



Опорно-двигательный аппарат. Его значение.





Состав и строение костей.









Контрольный срез.



Скелет головы.





Скелет туловища.









Скелет конечностей.



Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Самостоятельная работа.



Строение и значение мышц.





Основные группы мышц.









Работа мышц.





Осанка и здоровье человека.





Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.



Контрольная работа по теме «Опорно-двигательный аппарат».



Кровообращение. Значение крови и ее состав.





Движение крови по сосудам. Пульс





Строение и работа сердца.







Большой и малый круги кровообращения. Самостоятельная работа.



Первая помощь при кровотечениях.





Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.



Влияние курения и алкоголя на сердце и кровеносные сосуды.



Обобщающий урок по теме «Кровообращение».



Дыхание. Органы дыхания.





Строение легких. Газообмен в легких и тканях.





Дыхательные движения. Болезни органов дыхания и их предупреждение.



Гигиена дыхания. Искусственное дыхание. Охрана воздушной среды.



Обобщающий урок по теме «Дыхание».





Пищеварение. Значение и состав пищи.



Органы пищеварения.







Строение и значение зубов.







Пищеварение в ротовой полости.



Пищеварение в желудке.





Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Самостоятельная работа.



Гигиена питания.







Нормы питания.









Витамины.







Предупреждение желудочно-кишечных и глистных заболеваний.



Предупреждение пищевых отравлений.



Влияние курения и алкоголя на органы пищеварения.





Обобщающий урок по теме «Пищеварение».





Выделение. Строение и значение почек.



Предупреждение почечных заболеваний. Самостоятельная работа по теме «Выделение».



Кожа. Значение и строение кожи.



Роль кожи в терморегуляции организма. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.



Закаливание организма человека.





Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви.



Обобщающий урок «Кожа».





Нервная система. Значение и строение нервной системы.



Спинной мозг, его значение и строение.



Головной мозг, его значение и строение. Самостоятельная работа.



Гигиена нервной системы. Режим дня.



Сон и его значение.







Влияние курения и алкоголя на нервную систему.





Обобщающий урок по теме

«Нервная система».







Органы чувств. Значение органов чувств.





Орган зрения.







Гигиена зрения.







Орган слуха.





Гигиена слуха.







Контрольная работа за год.







Органы осязания, обоняния и вкуса.





Обобщающий урок по теме «Органы чувств».



Обобщающий урок по теме «Охрана здоровья человека в Российской Федерации».




1







1











1











1







1











1







1











1





1





1











1











1









1









1











1







1







1











1











1











1







1









1













1







1







1











1





1







1







1













1











1











1







1







1







1







1













1







1









1









1









1









1









1







1











1









1











1







1







1







1







1







1





1







1









1







1









1







1











1





1







1











1











1











1







1









1







1









1







2






























Учебник.







Учебник, таблица «Строение клетки».







Учебник.









Учебник, таблица «Типы тканей».



Учебник, таблица «Человеческий организм».





Учебник, таблица «Опорно-двигательный аппарат человека».



Учебник, муляж кости, таблица «Типы соединения костей».



-







Учебник, череп.

Учебник, таблица «Скелет человека».







Учебник, скелет конечностей.





Учебник, шины, бинты, жгуты.









Учебник, таблица «Строение и группы мышц человека».



Учебник, таблица «Строение и группы мышц человека».



Учебник, таблица «Работа мышц».



Учебник, таблица «Правильная осанка».



Учебник.









-







Учебник, таблица «Состав крови».





Учебник, таблица «Круги кровообращения».



Учебник, таблицы «Строение сердца», «Работа сердца».



Учебник, таблица «Круги кровообращения».





Учебник.







Учебник.



Учебник, таблица «Влияние алкоголя и курения на сердце и кровеносные сосуды».



Учебник.







Учебник, таблица «Строение легких».





Учебник, таблица «Строение легких».





Учебник, таблица «Строение легких».



Учебник.









Учебник.













Учебник, таблица «Пищеварительная система человека».

















Учебник, таблица «Пищеварительная система человека».



Учебник, таблица «Строение зубов».



Учебник, таблица «Пищеварительная система человека».





Учебник, таблица «Пищеварительная система человека».



Учебник, таблица «Пищеварительная система человека».





Учебник.







Учебник.

















Учебник, таблица «Витамины».



Учебник, таблица «Предупреждение желудочно-кишеч-ных и глистных заболеваний».



Учебник.







Учебник.









Учебник.













Учебник, таблица «Выделительная система человека».





Учебник.









Учебник, таблица «Строение кожи».





Учебник.







-







Учебник.







Учебник.





Учебник.













Учебник, таблица «Нервная система».





Учебник, таблица «Спинной мозг».



Учебник, таблица «Головной мозг».





Учебник.







Учебник.







Учебник.











Учебник.















Учебник, таблица «Органы чувств».





Учебник, муляж глаза.







Учебник.







Учебник, муляж уха.







Учебник.







-











Учебник, таблица «Органы чувств».









Учебник.







Учебник.








Развитие познавательного интереса.





Обогащение активного словаря учащихся в процессе восприятия нового материала.





Коррекция зрительного и слухового восприятия учащихся на уроке.



Развитие мыслительной деятельности через сравнение типов тканей организма.



Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения.



Формирование умения учащихся ориентироваться в задании и планировать свою работу.





Коррекция внимания и памяти через изучение состава и строения костей.





Коррекция мыслительных процессов на основе воспроизведения изученного.



Развитие сосредоточенности и работоспособности учащихся на уроке.

Коррекция аналитико-синтетической деятельности через упражнения на сравнение.



Развитие практических навыков при оказании первой помощи.

Формирование у учащихся волевых качеств личности.





Коррекция познавательного интереса.





Формирование умения делать выводы и обобщения.



Обогащение активного словаря учащихся в процессе восприятия нового материала.



Развитие потребности в занятиях физической культурой.





Коррекция памяти на основе воспроизведения изученного.





Коррекция зрительного и слухового восприятия через изучение состава крови.





Формирование умения учащихся ориентироваться в задании и планировать свою работу.





Развитие сосредоточенности и работоспособности учащихся на уроке.





Развитие произвольного внимания и навыков самостоятельной работы.







Развитие зрительного внимания.







Развитие потребности в сохранении своего здоровья.





Развитие у учащихся волевых качеств личности.







Развитие умения делать выводы и обобщения.





Коррекция познавательной активности через изучение органов дыхания.





Развитие умения делать выводы и обобщения.





Развитие потребности в сохранении здоровья..





Коррекция умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения.



Развитие умения учащихся ориентироваться в задании и планировать свою работу.







Обогащение активного словаря учащихся в процессе восприятия нового материала.





Коррекция памяти на основе воспроизведения изученного.







Развитие умения делать выводы и обобщения.



Развитие умения учащихся ориентироваться в задании и планировать свою работу.





Развитие сосредоточенности и работоспособности учащихся на уроке.





Коррекция невербальной памяти на основе упражнений на запоминание.







Обогащение активного словаря учащихся в процессе восприятия нового материала.



Развитие слухового и зрительного восприятия.









Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения.



Развитие потребности в сохранении своего здоровья и соблюдении правил гигиены





Коррекция внимания и развитие практических навыков.



Развитие потребности в сохранении здоровья.



Коррекция памяти и монологической речи на основе воспроизведения изученного материала.





Обогащение активного словаря учащихся в процессе восприятия нового материала.



Формирование умения делать выводы и обобщения.





Развитие познавательного интереса через изучение строения кожи.



Развитие у учащихся волевых качеств личности и практических навыков по оказанию первой помощи.









Развитие потребности в закаливании.







Развитие сосредоточенности и работоспособности учащихся на уроке.







Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения.



Обогащение активного словаря учащихся в процессе восприятия нового материала.



Коррекция умения учащихся ориентироваться в трудовом задании и планировать свою работу.





Развитие у учащихся волевых качеств личности.





Развитие и коррекция гигиенических навыков.





Развитие умения делать выводы и обобщения.





Коррекция эмоционально-волевой сферы.



Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения.

Формирование умения учащихся ориентироваться в трудовом задании и планировать свою работу.





Формирование у учащихся волевых качеств личности.

Коррекция гигиенических навыков.







Развитие умения учащихся ориентироваться в задании и планировать свою работу.



Развитие гигиенических навыков.



Коррекция мышления на основе воспроизведения изученного.

Развитие познавательного интереса.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения.



Формирование умения делать выводы и обобщения.



Коррекция памяти и мыслительной деятельности через повторение.





Коррекция мышления на основе воспроизведения изученного.







Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения.



Формирование умения делать выводы и обобщения















































































Демонстр. Скелета, позвонков.





Свойства декальцениров. И прокаленных костей.









Опыты демонстрир. Нагрузку на мышцы.













































Лабор. работа «подсчет частоты пульса»





























































Демонстр. Опыт «обнаружение углек. газа в выдых. воздухе».





















































Демонстр. опыты:

Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле;

Обнаружение белка и крахмала в пшенич. муке;

Действие слюны на крахмал;

Действие желудочного сока на белки.






с. 4





С. 6











§3







-









§4











§5









§6









§8









§9







§10-11











§12

















§13







§14









§15







§16







§17



























§18-19







§20







§21







§22









§24







§23







-





















§25







§26







§28











§27

















§29









§32









§33







§33









§34









§35











§36, 37







§31









§38













§40











§38







-









§41









§42









§43









§47











§46















§44-45









-



§49







§50









§47











§52









§53









§54







§52











§55







§56







§57











§58







-







§59-60









-



§60-61









































Средства контроля:


№ п.п



Контрольная работа

Дата


Практическая работа

Дата


9 а


9 б


9 а


9 б

1.


Контрольный срез




1. Свойства декальценированных и прокаленных костей.




2.



Контрольная работа по теме «Опорно-двигательный аппарат»




2. Подсчет частоты пульса.




3.



Контрольная работа по теме «Кожа».







4.


Контрольная работа по теме «Кровообращение»







5.


Контрольная работа за год.



































Содержание программы по биологии « Человек»

9 класс.

Введение.

Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных.

Общий обзор организма человека.

Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей. Органы и системы органов.

Демонстрация торса человека.

Опора тела и движение.

Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Демонстрация скелета человека, позвонков.

Кровь и кровообращение.

Значение крови и кровообращения. Состав крови( клетки крови, плазма крови). Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды.

Демонстрация муляжа сердца млекопитающего.

Лабораторные работы:

  1. Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений.

Дыхание.

Значение дыхания. Органы дыхания их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.

Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.

Пищеварение.

Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике .Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений и глистных заражений.

Демонстрация опытов:

  1. Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.

  2. Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.

  3. Действие слюны на крахмал.

  4. Действие желудочного сока на белки.

Почки.

Органы мочевыделительной системы., их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.

Кожа.

Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожении.

Нервная система.

Строение и значение нервной системы.(спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.

Органы чувств.

Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.

Демонстрация моделей глазного яблока и уха.

Охрана здоровья человека в Российской Федерации.

Система здравоохранения в Р Ф. Организация отдыха. Медицинская помощь. Здоровье человека и современное общество. Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека.

Болезни цивилизации: Герпес, онкология ,ВИЧ- инфекция и другие. Меры профилактики.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Сундуева Елена Николаевна

Дата: 20.12.2015

Номер свидетельства: 268267

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по биологии для коррекц. классов "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-dlia-korriekts-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "108473"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403705604"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 7-9 для классов коррекции 8 вида "
    ["seo_title"] => string(97) "poiasnitiel-naia-zapiska-k-rabochiei-proghrammie-po-biologhii-7-9-dlia-klassov-korriektsii-8-vida"
    ["file_id"] => string(6) "218030"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433582454"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства