Рабочая программа по предмету "Физическая культура" для 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по предмету "Физическая культура" для 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая програма по предмету "Физическая культура" составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 8-е издание, 2013 года. Программа рассчитана на один год обучения, предназначена для работы с детьми 8-10 лет. Программа содержит следующие разделы: пояснительную записку (цели, задачи, основные направления работы), нормативно-правовую базу, подробный учебно-тематический план, диагностический инструментарий, список использованной литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №22 VIII вида»
ст. Незлобная, Георгиевского района
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
руководитель районного МО директор ГКС(К)ОУ
специальных (коррекционных) школ «Специальная (коррекционная)
Георгиевского района общеобразовательная
___________ С. В. Аксененко школа № 22 VIII вида»
30.08.2013 г. ____________ Т. А. Лущай
30.08.2013 г.
Рабочая образовательная программа
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
по предмету «Физическая культура»
2 класс
Составитель:
учитель начальных классов
ГКС(К)ОУ «Специальная
(коррекционная) общеобразовательная
школа № 22 VIII вида»
Аксененко С. В.
ст. Незлобная, 2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре для 2 класса составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1—4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. - 8-е изд. — М.: Просвещение, 2013». Программа рассчитана на один год обучения (на 68 часов).Данная программа предназначена для работы с учащимися 2 класса (возраст 8-11 лет).
Физическая культура в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида является составной частью всей системы работы с умственно отсталыми учащимися. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.
Основная цель – включение учащихся в систему физического воспитания, способствующей социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребёнка.
Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
коррекция и компенсация нарушений физического развития;
развитие двигательных возможностей в процессе обучения;
формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;
развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре;
В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны просматриваться следующие принципы:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- коррекционная направленность обучения;
- оптимистическая перспектива;
- комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-- педагогических и психолого-физиологических теорий.
В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в программу по физической культуре включенызнания в области физической культуры и здорового образа жизни и занятия основными видами физических упражнений.
Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.
Учителю физического воспитания необходимо разбираться в структурах дефекта аномального ребёнка; знать причины, вызвавшие умственную отсталость; уровень развития двигательных возможностей; характер двигательных нарушений.
Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.
В программу включены следующие разделы: гимнастика, лёгкая атлетика, подвижные игры. Разделы «Лыжная подготовка» и «Коньки» исключены из программы в связи с региональными и климатическими условиями. В связи с этим увеличилось количество часов, отведённое на разделы «Лёгкая атлетика» и «Гимнастика». Раздел «Легкая атлетика» включает ходьбу, бег, прыжки и метание. Обучение элементам лёгкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей двигательных качеств.
Одним из ведущих требований к проведению уроков физкультуры в начальных классах является широкое использование дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся. Учащиеся, отнесённые по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход.
Все занятия по физкультуре проводятся в спортивных залах, приспособленных помещениях, на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.
Тематическое распределение часов
№ п/п
Тема раздела
Количество часов
1.
Правила поведения и передвижения в спортивном зале.
1
2.
Строевые упражнения
12
3.
Ходьба и бег
9
4.
Общеразвивающие упражнения
8
5.
Упражнения в равновесии
6
6.
Висы
3
7.
Акробатические упражнения
3
8.
Лазанье
6
9.
Прыжки
9
10.
Метание мяча
7
11.
Подвижные игры
4
Итого
68
Нормативная база
Программа разработана на основе следующих документов:
Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.);
Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.);
Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»;
Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г № 288; Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 04.09.1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;
Инструктивное письмо Министерства образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 04.09.1997 г. № 48;
Устав ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 22 VIII вида».
Санитарные правила и нормы СанПиН № 4076-86.
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821-10.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема раздела
Кол-во часов
1 четверть – 18 ч.
1
Правила поведения и передвижения в спортивном зале.
1
Строевые упражнения
6
2
Построение в шеренгу и равнение по носкам. Выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!».
1
3
Построение в шеренгу. Выполнение команд: «На месте шагом марш!», «Класс, стой!».
1
4
Построение в шеренгу с изменением места построения по заданному ориентиру (черта, квадрат, круг).
1
5
Построение в шеренгу и равнение по носкам. Выполнение команд учителя.
1
6
Перестроение из колонны по одному в круг.
1
7
Построение в шеренгу. Выполнение команд. Перестроение в круг.
1
Ходьба и бег
8
8
Ходьба с различными положениями рук, в полуприседе.
1
9
Ходьба с перешагиванием через предмет.
1
10
Медленный бег до 2 минут. Бег на носках.
1
11
Бег на скорость до 30 м. Бег с преодолением простейших препятствий.
2
12
Ходьба и бег с высоким подниманием бедра.
2
13
Подвижные игры «Салки», « У медведя во бору»
1
Общеразвивающие упражнения
2
14
Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении.
1
15
Разучивание комплекса общеразвивающих упражнений без предметов.
1
16
Подвижные игры
1
2 четверть – 14 ч.
Общеразвивающие упражнения
6
17
Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений без предметов.
1
18
Сочетание движений ног, туловища с одноимёнными и разноимёнными движениями рук.
1
19
Выполнение различных упражнений без контроля и с контролем зрения.
1
20
Разучивание комплекса общеразвивающих упражнений с предметами (флажками). Игра «Салки».
1
21
Разучивание комплекса общеразвивающих упражнений с предметами (гимнастическими палками).
1
22
Разучивание комплекса общеразвивающих упражнений с предметами (скакалками).
1
Упражнения в равновесии
2
23
Ходьба по полу по начерченной линии. Игра «Пустое место».
1
24
Ходьба по гимнастической скамейке с предметами, на носках, боком приставными шагами. Игра «Пустое место».
1
Висы
2
25
Вис на гимнастической стенке, сгибание и разгибание ног.
2
Акробатические упражнения
3
26
Кувырок вперед.
1
27
Стойка на лопатках, согнув ноги.
1
28
Кувырок вперед. Стойка на лопатках, согнув ноги.
1
29
Подвижные игры
1
III четверть – 20 часов
Строевые упражнения. Упражнения для формирования правильной осанки
5
30
Перестроение из колонны по одному в колонну по двое через середину. Расчет по порядку.
1
31
Перестроение из колонны по одному в колонну по двое через середину. Расчет по порядку. Упражнения для формирования правильной осанки.
1
32
Перестроение из колонны по одному в колонну по двое через середину. Упражнения для формирования правильной осанки.
1
33
Движение в колонне с изменением направлений по установленным на полу ориентирам.
1
34
Повороты к ориентирам без контроля зрением в момент поворота.
1
Лазанье
6
35
Лазанье по наклонной гимнастической скамейке одноимённым и разноимённым способами.
1
36
Перелезание со скамейки на скамейку произвольным способом.
1
37
Передвижение на четвереньках по полу по кругу на скорость и с выполнением заданий (с толканием мяча).
1
38
Лазанье по определенным ориентирам, изменение направления лазанья.
1
39
Лазанье по гимнастической стенке.
1
40
Закрепление упражнений в лазании.
1
Упражнения в равновесии
4
41
Ходьба по гимнастической скамейке на носках с различным движением рук, по наклонной скамейке.
2
42
Шаг вперёд, шаг назад, вправо в обозначенное место с открытыми и закрытыми глазами.
1
43
Закрепление упражнений в равновесии.
1
Прыжки
4
44
Прыжки в длину с шага.
2
45
Прыжки в высоту с шага.
2
46
Подвижные игры.
1
IV четверть – 16 часов
Метание мяча
7
47
Метание малого мяча по горизонтальной цели до определенного ориентира. Игра «Охотники и утки».
1
48
Метание малого мяча по вертикальной цели до определенного ориентира. Игра «Охотники и утки».
1
49
Метание малого мяча на дальность. Игра «Кто дальше бросит?».
1
50
Метание малого мяча по вертикальной цели с места.
1
51
Метание малого мяча по горизонтальной и вертикальной цели с места и на дальность.
1
52
Броски большого мяча двумя руками из-за головы (в парах).
2
Прыжки
5
53
Прыжки в длину с небольшого разбега
1
54
Прыжки в высоту с прямого разбега.
1
55
Прыжки в длину и в высоту.
1
56
Прыжки через скакалку. Игра «Удочка»
2
Висы
1
57
Упор на гимнастической стенке в положении стоя, меняя рейки.
1
58
Строевые упражнения. Построения и перестроения.
1
59
Бег на скорость (30 м).
1
60
Подвижные игры.
1
Итого
68
Диагностический инструментарий
№ п/п
Критерии и показатели
Уровни
А
В
С
1.
Строевые упражнения
Знание и выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!». Умение самостоятельно строиться в шеренгу и колонну, перестраиваться в круг, в колонну по 2.
Знание и выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!». Умение по образцу строиться в шеренгу и колонну, перестраиваться в круг, в колонну по 2.
Знание и выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!». Умение с помощью учителя строится в шеренгу, в колонну.
2.
Общеразви-вающие упражнения
Знание основных положений и движений рук, ног, туловища, головы, выполняемых на месте и в движении. Умение по показу и самостоятельно выполнять комплекс упражнений с предметами и без них.
Знание основных положений и движений рук, ног, туловища, головы, выполняемых на месте и в движении. Умение по показу выполнять комплекс упражнений с предметами и без них.
Знание основных положений и движений рук, ног, туловища, головы, выполняемых на месте и в движении. Умение по показу выполнять комплекс упражнений без предметов.
3.
Лёгкая атлетика
Знание основных видов ходьбы, бега. Умение удерживать мяч одной и двумя руками, отталкиваться одной и двумя ногами при прыжке и приземляться на обе ноги. Умение точно выполнять инструкции учителя.
Знание основных видов ходьбы, бега. Умение удерживать мяч одной и двумя руками, точно выполнять инструкции учителя.
4.
Подвижные игры
Знание правил изученных игр. Умение подчиняться правилам, взаимодействовать с другими участниками игры.
Умение участвовать в общей игре, удерживать игровую задачу.
Ожидаемые результаты
Оценка по предмету «Физическая культура» определяется в зависимости от степени овладения учащимися двигательными умениями (качество) и результатом, строго индивидуально.
Используемая литература
Основная литература
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1—4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. - 8-е изд. — М.: Просвещение, 2013.
Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Дополнительная литература
Алексеева Е. П. Коллекция лучших физминуток для 1-11 классов. Методическое пособие. – М., Аркти, 2010.
Ковалько В. И. Поурочные разработки по физкультуре. -М.: ВАКО, 2012.
Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4классы): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.- М.: ВАКО, 2005.
Колодницкий Г. А.. Кузнецов В. С. Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика. – М.: Просвещение, 2011.
Копылов Ю. А.. Полянская Н. В. Система физического воспитания в образовательных учреждениях. –М.: Издание: Арсенал образования, 2011.
Максачук Е. П. Актуализация и становление спортивной культуры личности молодого поколения. –М.: Спутник +, 2012.
Муравьев В. А.. Назарова Н. Н. Гармония физического развития и здоровья детей и подростков. – М.: Дрофа, 2009.
Назаркина Н. И.. Николаичева И. М. Преподавание физической культуры в общеобразовательных учреждениях в условиях введения ФГОС второго поколения и 3 часа физической культуры. – М.: Издание: ТВТ Дивизион, 2011.
Обучение учащихся I—IV классов вспомогательной школы: пособие для учителей / под ред. В. Г. Петровой. — М.: Просвещение, 2007.
Патрикеев А. Подвижные игры. 1-4 классы – М.: ВАКО, 2010.
Питерских Г. Т. Олимпийский марафон. История Олимпийских игр в вопросах и ответах. – М.: Русское слово – учебник, 2013.
Погадаев Г. И. Народные игры на уроках физической культуры и во внеурочное время. 1-11 классы. – М.: Дрофа, 2010.
Правдов М.А. Уроки физической культуры. 1-4.Издательство: М. Илекса, 2009 г.
Интернет – ресурсы:
http://www.zavuch.info.ru/
http://www.uchportal.ru/
http://www.schoolexpert.ru/ - А.В. Печенкин, Н. В. Киселева. ОФП (ежедневные динамические паузы) как фактор сохранения здоровья учащихся в учебном процессе. http://festival.1september.ru/ - А. В. Закирова Модифицированная общеобразовательная программа. Реализация здоровьесберегающих технологий в ГПД.
object(ArrayObject)#864 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(146) "рабочая программа по физической культуре для 4 класса по ФГОС ( для школ VIII вида) "
["seo_title"] => string(89) "rabochaia-proghramma-po-fizichieskoi-kul-turie-dlia-4-klassa-po-fgos-dlia-shkol-viii-vida"
["file_id"] => string(6) "232140"
["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1442758541"
}
}