рабочая программа по физической культуре для 4 класса по ФГОС ( для школ VIII вида)
Рабочая программа по физической культуре для 4 класса по ФГОС ( для школ VIII вида)
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании следующих нормативно – правовых документов:
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Учебного плана образовательного учреждения.
Программы подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», « Просвещение», Москва 2010 г под редакцией В.В. Воронковой и на основании типовой программы по физическому воспитанию для 4 класса, авторы: В.М. Белов, В.С. Кувшинов, В. М. Мозговой // Уроки физической культуры в начальных классах пособие для учителя специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по физической культуре для 4 класса по ФГОС ( для школ VIII вида) »
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 78"
VIII вида
Программа рекомендована к работе педагогическим советом школы.
Протокол № 1 от 27.08.2015 г.
Программа обсуждена на
методическом объединении
старших классов
Протокол № 1 от 26.08.2015 г..
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МКСКОУ№78
_______________
Е.Д. Лапина
Рабочая учебная программа
по физической культуре для 4 класса
с легкой степенью умственной отсталости
(Составлена на основе программы по физической культуре
общеобразовательных учреждений VIII вида.
Авторы: : В.М. Белов, В.С. Кувшинов, В. М. Мозговой)
Составитель программы:
учитель физической культуры
Подгорнова
Ирина Геннадьевна
Новокузнецк
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании следующих нормативно – правовых документов:
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Учебного плана образовательного учреждения.
Программы подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», « Просвещение», Москва 2010 г под редакцией В.В. Воронковой и на основании типовой программы по физическому воспитанию для 4 класса, авторы: В.М. Белов, В.С. Кувшинов, В. М. Мозговой // Уроки физической культуры в начальных классах пособие для учителя специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида /М.: Просвещение, 2009. – 256 с
Настоящая программа составлена на 68 часов в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач физического воспитания:
Формировать у обучающихся двигательные умения и навыки, развивать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и двигательные возможности в процессе обучения.
Корригировать нарушения физического развития и психомоторики;
Воспитывать нравственные, морально-волевые качества, навыки культурного поведения, интерес к занятиям физическими упражнениями.
Решаемые задачи позволяют достичь целикурса - социализация обучающегося в обществе, укрепление здоровья и закаливание организма через различные формы занятий физическими упражнениями.
Для гарантированного получения школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.
Курс предусматривает изучение следующих разделов: гимнастика, легка атлетика, игры на свежем воздухе:
В разделе «Гимнастика» включены:
строевые упражнения;
акробатические упражнения;
упражнения в лазанье и перелезании;
упражнения в равновесии;
висы и упоры;
упражнения на дыхание;
прыжки через скакалку.
В разделе «Легкая атлетика» включены:
бег;
прыжки;
метание и броски.
В разделе «Игры на свежем воздухе» включены:
катание на ледянках;
подвижные игры.
Для закрепления изученных упражнений проводятся игры различной направленности: игры с элементами строя, бега, прыжков, метания, близкие к спортивным.
Особенность изучаемого курса состоит в том, что программа составлена на основе знаний о физическом развитии и подготовленности, психофизических и интеллектуальных способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 9-10 лет.
Отличительной чертой данного курса является то, что в 4 классе на уроках физической культуры следует систематически воздействовать на развитие таких двигательных качеств, как сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, вестибулярная устойчивость (ориентировка в пространстве и во времени при различной интенсивности движений).
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является принцип коррекционной направленности обучения; принцип индивидуализации и дифференциации процесса обучения; оптимистическая перспектива. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры отличаются чрезмерной двигательной реактивностью, интенсивной эмоциональной напряжённостью, ярким проявлением негативного отношения к занятиям и даже к окружающим, обучающимся и учителям. Учитель свои требования должен сочетать с уважением личности обучающегося, учётом уровня его физического развития и физической подготовки. Определяя содержание занятий, следует исходить из конкретных задач обучения и особенностей контингента обучающихся.
Обучающиеся, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, по желанию и по заключению врача могут заниматься с классом, им разрешается участие в занятиях под особым контролем учителя, с определёнными ограничениями.
Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде вводного (в начале обучения), текущего (в начале и конце каждого учебного года) и итогового контроля в следующих формах:
Требования к результатам освоения учебного предмета «физическая культура»
во 4 классе
Личностные результаты:
проявлять положительные качества личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
освоить социальную роль ученика, проявлять интерес к учению.
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, нахождение с ними общего интереса;
иметь представления о здоровом и безопасном образе жизни: гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (разминка, подвижные игры); Т\Б на уроках физкультуры
Метапредметные результаты:
Регулятивные
уметь выполнять построение на урок, соблюдая все требования учителя; следовать режиму организации учебной деятельности;
определять план выполнения заданий на уроках и в жизненных ситуациях под руководством учителя;
выполнять физические упражнениями с учетом требований безопасности.
Познавательные
ориентироваться в пространстве своего тела, спортивного зала под руководством учителя.
уметь слушать, отвечать на вопросы учителя и самостоятельно их задавать;
Коммуникативные
участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу;
оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций;
слушать и понимать речь других, дополнять ответы.
участвовать в паре, в работе группы во время занятий.
Предметные результаты:
Базовый уровень:
Уметь перестраиваться из одной шеренги в две, в три, знать все команды. Выполнять акробатические упражнения без помощи учителя.
Выполнять подтягивание в висе разными способами.
Выполнять технику бега с разных исходных положений.
Выполнять различные элементы на снарядах.
Уметь последовательно объяснить правила игры.
Минимальный уровень:
Выполнять повороты на месте, команды: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»
Уметь показывать комплекс упражнений ритмической гимнастики.
Знать все изученные игры и правила к ним.
Знать о значении дыхания в жизни человека.
Выполнять все элементы прыжка в длину с 3-4 шагов.
Выполнять технику метания мяча в горизонтальную и вертикальную цель.
Уметь правильно выполнять эстафетный и челночный бег.
Развитие жизненной компетенции:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях;
развитие умения понимать своё состояние и при необходимости попросить о помощи взрослых;
развитие умения обучающихся преодолевать неадекватные формы собственного поведения.
Тематический план
Физическая культура
4 класс
( _2_ час в неделю. Всего _68___ часов)
№
п/п
Название раздела, темы
Кол-во часов
Характеристика деятельности обучающихся
Формы контроля
1
Раздел «Гимнастика»
34
1.1
Акробатические упражнения.
8
Выполнять стойку на лопатках, кувырок вперед с переходом в стойку на лопатках, упражнение «мостик» из положения стоя с поддержкой. Овладение техники группировкой.
Наблюдение, практическая работа
1.2
Строевые упражнения.
3
Овладеть передвижению в колоне по одному, перестроению из одной шеренги в три, выполнение команды «На два(четыре) шага разомкнись!».
Наблюдение,
практическая работа
1.3
Висы и упоры.
5
Выполнять подтягивание в висе разными способами.
Наблюдение,
практическая работа
1.4
Прыжки через скакалку.
5
Выполнять технику прыжков через скакалку стоя на месте и с продвижением вперед.
Показ, практическая работа.
1.5
Упражнения на дыхание.
4
Овладеть техникой правильного дыхания.
Показ, практическая работа.
1.6
Лазание, перелезание, ползание.
5
Обучать лазанию и перелезанию на гимнастической стенке с переходом на гимнастическую скамейку различными способами, выполняя различные элементы на снарядах.
Наблюдение,
практическая работа.
1.7
Упражнения в равновесии.
4
Вырабатывать навык держать тело в статическом или динамическом положении для формирования правильной осанки.
Практическая работа
2
Раздел «Легкая атлетика»
27
2.1
Бег.
13
Выполнять технику бега с разных исходных положений, с ускорением, эстафетного бега.
Практическая работа
2.2
Прыжки
9
Выполнять технику прыжка с места, с разбега, в высоту способом перешагивания; в высоту на месте с продвижением вперед до ориентиров.
Беседа, показ, практическая работа
2.3
Метание и броски.
5
Овладеть техникой метания малого и большого мяча на дальность и в цель.
Показ, практическая работа.
3
Раздел «Игры на свежем воздухе»
7
3.1
Катание на ледянках.
3
Обучать видам правильного торможения и техники правильного падения.
Беседа, показ, практическая работа
3.2
Подвижные игры.
4
Познакомить с новыми подвижными играми.
Беседа, практическая работа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по физической культуре
для 4 А класса
№ урока
Дата урока
Фактическое проведение урока
Название раздела, тема урока.
Примечание
Раздел 1 «Легкая атлетика»
1.1 Бег.
1
Инструктаж по Т.Б. Разновидности ходьбы и бега.
2
Бег на дистанции 30 м.
3
Обучение бегу на дистанции 40м с низкого старта.
4
Обучение бегу с преодолением препятствий.
5
Обучение эстафетному бегу с низкого старта.
6
Совершенствование техники бега.
1.2 Прыжки
7
Прыжки в длину с места.
8
Прыжок в длину с разбега.
9
Обучение прыжку в высоту способом перешагивания.
10
Закрепление техники прыжка в высоту способом перешагивания.
11
Зачет. Прыжки: в дину с места и с разбега.
Раздел 2 «Гимнастика»
2.1 Акробатические упражнения.
12
Т.Б. на занятиях гимнастикой. ОРУ с предметами.
13
Техника акробатических упражнений. Стойка на лопатках.
14
Кувырок вперед.
15
Кувырок вперед с переходом в стойку на лопатках.
16
Оценка техники акробатических упражнений.
2.2 Строевые упражнения.
17
Передвижение в колонне по одному по указанным ориентирам.
18
Выполнение команды «На два (четыре) шага разомкнись!».
19
Перестроение из одной шеренги в три уступами.
2.3 Висы и упоры.
20
Подтягивания в висе спиной к гимнастической стенке поднимание согнутых и прямых ног.
21
Подтягивание в висе лежа на спине
22
Подтягивание на скамейке на животе и спине.
23
Вис стоя и лежа.
24
Подтягивание в висе (на результат).
2.4.Прыжки через скакалку.
25
Прыжки через скакалку, стоя на месте.
26
Прыжки через скакалку, стоя на месте, вращая её вперёд и назад.
27
Прыжки через скакалку, стоя на месте, вращая её скрестно.
28
Прыжки через скакалку, с продвижением вперед.
29
Оценка техники выполнения прыжков через скакалку.
2.5. Упражнения на дыхание.
30
Повторение правильного дыхания.
31
Дыхательные и звуковые упражнения.
32
Разучивание техники очистительного дыхания.
33
Закрепление техники дыхания.
Раздел 3
«Игры на свежем воздухе»
3.1. Катание на ледянках.
34
Правила поведения и т/б во время игр в зимнее время. Отработка видов торможения.
35
Отработка правильного падения.
36
Катание со снежной горки.
3.2. Подвижные игры.
37
Зимняя игра: «Вот так карусель!».
38
Соревнование: «Лучшие стрелки».
39
Зимняя игра: «Снегурочка».
40
Веселая эстафета на санках.
Раздел 2 «Гимнастика»
2.1. Акробатические упражнения.
41
Т/б на занятиях гимнастикой. Перекаты в группировке в различные стороны.
42
Выполнение «мостика» из положения стоя с поддержкой.
43
Обучение техники группировки: сидя на полу, в приседе, лежа на полу.
2.6. Лазанье, перелезание, ползание.
44
Ползанье по наклонной гимнастической скамейке на четвереньках.
45
Лазанье по гимнастической стенке в сторону приставными шагами.
Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через предмет.
49
Обучение ходьбе с сохранением равновесия по рейке гимнастической скамейки.
50
Ходьба по гимнастической скамейке с доставанием предметов с пола в положении приседа.
51
Стойка на одной ноге, другая в сторону, вперёд, назад с различными положениями рук.
52
Зачетный урок.
Раздел 1 «Легкая атлетика»
1.3. Прыжки.
53
Прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров.
54
Прыжки до определённого ориентира с продвижением вперед.
55
Прыжки по разметкам в полуприсяде.
56
Зачетный урок.
1.4. Метание и броски.
57
Т/б при работе с мячами. Метание малого мяча на дальность разноименными руками.
58
Метание малого мяча в горизонтальную цель с различных положений.
59
Броски большого мяча на дальность разными способами.
60
Броски баскетбольного мяча в кольцо.
61
Закрепление навыков метания и бросков.
Бег.
62
Т/б на занятиях л/а. Бег с выполнением различных заданий по сигналу.
63
Обучение медленному бегу до 3 минут.
64
Челночный бег (3 х 5м; 3 х 10м).
65
Бег с последующим ускорением.
66
Эстафетный бег с высокого старта.
67
Бег на 30 м.
68
Итоговый урок.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечание
1. Книгопечатная продукция
Дидактические карточки
Образовательные программы
Учебно-методические пособия и рекомендации:
В. Баршай М.//Физкультура в школе и дома.-Ростов н/Д:изд-во «Феникс», 2001.- 256с. (серия мир вашего ребёнка).
В. М. Белов, В. С. Кувшинов, В. М. Мозговой. Под ред. д.п.н. Воронковой В.В. // ПРОГРАММЫ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 - 4 классы. - МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2010.—192с.
Болонов Г.П. // Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения: Программа закаливания, оздоровления, организации игр, секций, досуга.— М.: ТЦ Сфера, 2003.- 160с.
Мозговой В.М. // Уроки физической культуры в начальных классах: пособие для учителя спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. – М. : Просвещение, 2009.-256c.
Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии. / Под ред. Шапковой Л.В.—СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002,-160с.
Черник Е.С. // Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие.— М.: Учебная литература, 1997.—320с.
Болонов Г.П. // Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения: Программа закаливания, оздоровления, организации игр, секций, досуга.— М.: ТЦ Сфера, 2003.- 160с.
1 комплект
1
1
1
1
1
1
1
Подвижные игры
2. Технические средства обучения
Музыкальный центр
1
Аудиозаписи
CD диски
USB-носитель
Музыкальные произведения: на релаксацию, для разминки
3. Учебно-практическое оборудование
1.Батут.
2.Напольные модули.
3.Стенка гимнастическая
4. Скамейка гимнастическая жесткая(2м, 4м)
5.Комплект навесного оборудования (перекладина, кольца, канат, лестница)