Программа внеурочной деятельности «Здоровым быть здорово»
Программа внеурочной деятельности «Здоровым быть здорово»
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В борьбе за здоровье надо менять не только экологическую обстановку, но и перестроить поведение людей, их привычки и установки, то есть изменить сознание людей. Поэтому надо с детских лет воспитывать привычку здорового образа жизни, формировать стремление оздоровлять окружающую среду, учить социальному сотрудничеству, психологической уравновешенности. Ребенок должен расти здоровым.
Программа «Здоровым быть здорово» достаточно актуальна в настоящее время. Согласно статистическим данным здоровых детей становится все меньше, более 50 % школьников имеют проблемы со здоровьем, а к моменту окончания школы полностью здоровыми остаются лишь 10 % выпускников. Профессор, академик Российской Академии образования, директор Института возрастной физиологии М. М. Безруких подчеркнула, что «заниматься собственно спортом могут только здоровые дети, а таковых среди учащихся не более 30 %. Остальные 70 % должны быть в подготовительной группе по физкультуре, но они сидят на скамейке во время урока, а не занимаются физкультурой».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Здоровым быть здорово»»
Программа внеурочной деятельности
«Здоровым быть здорово»
Физкультурно-спортивное и оздоровительное направление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Люди должны осознать, что здоровый образ жизни – это личный успех каждого.
В. В. Путин
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В борьбе за здоровье надо менять не только экологическую обстановку, но и перестроить поведение людей, их привычки и установки, то есть изменить сознание людей. Поэтому надо с детских лет воспитывать привычку здорового образа жизни, формировать стремление оздоровлять окружающую среду, учить социальному сотрудничеству, психологической уравновешенности. Ребенок должен расти здоровым.
Программа «Здоровым быть здорово» достаточно актуальна в настоящее время. Согласно статистическим данным здоровых детей становится все меньше, более 50 % школьников имеют проблемы со здоровьем, а к моменту окончания школы полностью здоровыми остаются лишь 10 % выпускников. Профессор, академик Российской Академии образования, директор Института возрастной физиологии М. М. Безруких подчеркнула, что «заниматься собственно спортом могут только здоровые дети, а таковых среди учащихся не более 30 %. Остальные 70 % должны быть в подготовительной группе по физкультуре, но они сидят на скамейке во время урока, а не занимаются физкультурой».
Кроме того, сегодня в сфере образования закрепилось представление о здоровье только как о совокупности физических показателей. Что касается психического и социального здоровья, то эти показатели даже не обсуждаются. Между тем сейчас все больше требований общества предъявляются именно к сохранению и развитию социального здоровья, которое формирует позитивную самооценку, уверенность в себе, способность строить продуктивную коммуникацию, также формирует психическое здоровье, которое обеспечивает устойчивость к стрессам, интеллектуальную выносливость, позитивную самооценку. Развитие эмоциональной компетентности школьников напрямую связано с уровнем здоровья и успешностью в учебе. На сегодняшний день важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов и внеурочной деятельности. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, заботиться о нем, то в будущем больше шансов жить активно, с пользой для общества и государства.
В разделе «Сохранение и укрепление здоровья школьников» национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» указывается, что «…здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решатся и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность».
Программа «Здоровым быть здорово» реализуется на классных часах и предусматривает организацию системной работы по формированию основ культуры здоровья и здорового образа жизни обучающихся класса.
Содержание программы опирается на основные направления государственной политики, проводимой Министерством образования и науки Российской Федерации в области модернизации российского образования на период до 2020 года, и на следующие документы:
– Закон РФ «Об образовании».
– Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», зарегистрированный в Минюсте от 02 февраля 2011 года, № 19676.
– Федеральная целевая программа «Здоровый ребенок».
– «Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года, № 7513.
– Действующая программа развития МБОУ СОШ № 1 г. Калача-на-Дону на 2011–2015 гг.
– Действующая образовательная программа МБОУ СОШ № 1 г. Калача-на-Дону на 2010–2015 гг.
– Действующая воспитательная программа МБОУ СОШ № 1 г. Калача-на-Дону на 2010–2015 гг.
Цель программы: формирование основ общей культуры здоровья и здорового образа жизни.
Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
2. Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье.
3. Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.
4. Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.
7. Научить обучающихся делать осознанный выбор поведения, поступков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
8. Сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
9. Обеспечивать приобретение знаний в области гигиены, а также овладение основами теоретических знаний, приемами оценки своего состояния.
10. Дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье.
11. Сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач.
Программа рассчитана на 3 года, по 10 часов в учебном году (примерно 1 раз в месяц), весь курс – 30 часов, предназначена для учащихся 7–9 классов.
Одно занятие длится 40–45 мин, но возможно сокращение продолжительности занятия до 30 минут.
Программа «Здоровым быть здорово» предполагает возможность варьирования, изменения и самостоятельного отбора содержания обучения за счет списка источников информации, прилагаемого к каждому занятию, в зависимости от уровня осведомленности учащихся. Возможна перестановка тем из одного года обучения в другой.
Программа имеет продолжение – для учащихся 10–11 классов, актуальными становятся следующие т е м ы :
Занятия могут быть теоретическими, практическими, комбинированными. Комбинированная форма занятий используется чаще всего.
Психолого-педагогические технологии, методы и приемы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, используемые при реализации программы, разнообразны. Индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы помогут создать представление о здоровье как ценности, мотивацию к ведению здорового образа жизни.