программа учебной дисциплины составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа учебной дисциплины»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХМАО-ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХМАО-ЮГРЫ
НЯГАНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.05 Физическая культура
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта»
Нягань, 20__
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной рабочей программы учебной дисциплины «Физическая культура» автор А. А. Бишаева, профессор кафедры физического воспитания Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова, доктор педагогических наук, профессор; Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования23.02.03«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Согласовано:
на заседании ПЦК «Естественно-научного цикла»
Протокол № 1
от « » августа 2017г.
Председатель ПЦК
В. М Уткина
Утверждаю: Зам. директора по УМР БУ «Няганский технологический колледж»
__________________ М.Г. Штепина
Составитель:
Преподаватель БУ «Няганский технологический колледж»
Р. Р. Мангушев
СОДЕРЖАНИЕ
№
Наименование раздела
Стр.
1.
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
4
2.
Структура и содержание учебной дисциплины
7
3.
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
17
4.
Условия реализации учебной дисциплины
20
5.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
23
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.05 Физическая культура
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС
по специальности СПО«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»23.02.03
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Рабочая программа реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО по специальностям СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО и ФГОС среднего общего образования. Рабочая программа предназначена для реализации ФГОС СПО в части реализации среднего общего образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Личностных:
−готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
− сформированность устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и обучению, целенаправленному личностному совершенствованию двигательной активности с валеологической и профессиональной направленностью, неприятию вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
− потребность к самостоятельному использованию физической культуры как составляющей доминанты здоровья;
− приобретение личного опыта творческого использования профессионально-оздоровительных средств и методов двигательной активности;
− формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий в процессе целенаправленной двигательной активности, способности их использования в социальной, в том числе профессиональной, практике;
− готовность самостоятельно использовать в трудовых и жизненных ситуациях навыки профессиональной адаптивной физической культуры;
− способность к построению индивидуальной образовательной траектории самостоятельного использования в трудовых и жизненных ситуациях навыков профессиональной адаптивной физической культуры;
− способность использования системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, в спортивной, оздоровительной и физкультурной деятельности;
− формирование навыков сотрудничества со сверстниками, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
− принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
− умение оказывать первую помощь при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
− патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной;
− готовность к служению Отечеству, его защите
метапредметных:
− способность использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной, спортивной, физкультурной, оздоровительной и социальной практике;
− готовность учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками с использованием специальных средств и методов двигательной активности;
− освоение знаний, полученных в процессе теоретических, учебно-методических и практических занятий, в области анатомии, физиологии, психологии (возрастной и спортивной), экологии, ОБЖ;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию по физической культуре, получаемую из различных источников;
− формирование навыков участия в различных видах соревновательной деятельности, моделирующих профессиональную подготовку;
− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, норм информационной безопасности;
Предметных:
− умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
− владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;
− владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
− владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
− владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности, готовность к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Содержание программы направлено на формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося175 часов, в том числе:
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
175
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
117
в том числе:
основы знаний
4
практические занятия
113
контрольные работы
12
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
58
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
58
Итоговая аттестация в форме Дифференцированный зачёт
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: «Физическая культура»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Дата
Самостоятельная работа
Уровень
освоения
1
2
3
4
5
6
Глава 1.
Раздел 1
Тема 1.1.1. Основы знаний
Легкая атлетика
1.Первичный инструктаж на рабочем месте по технике безопасности.
2-2
1
Самостоятельная работа №1
Общие требования охраны труда
1
3
2. Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой.
2-4
1
Самостоятельная работа №2
Правила поведения и основы знаний на уроках легкой атлетике
1
3
Тема 1.1.2.
Бег на короткие, средние и длинные дистанции, эстафетный и челночный бег
Содержание практических занятий
1
Техника бега на короткие и средние дистанции. Совершенствование техники высокого, низкого старта, финиширования. Совершенствование техники бега на 100 м.
2-6
1
Самостоятельная работа №3
Техника бега на средние и длинные дистанции, бега с препятствиями.
1
3
Тема 1.1.3.
Бег 100 м. на результат. Изучение техники эстафетного бега 4´100 м.
Содержание практических занятий
1
Выполнение общеразвивающих упражнений (далее ОРУ) в движении, выполнение специальных беговых упражнений, бег отрезков различной длины.
2-8
2-3
Тема 1.1.4.
Выполнение контрольного норматива челночный бег 3х10м.
Содержание практических занятий
1
Выполнение ОРУ на месте. Выполнение специальных беговых упражнений.
2-10
2-3
Самостоятельная работа №4
Выполнение комплекса упражнений для развития быстроты.
1
3
Тема 1.1.5.
Выполнение техники прыжков в длину с места.
Содержание практических занятий
2
1
Выполнение специальных беговых упражнений. Выполнение ОРУ с
отягощениями.
2-12
Тема 1.1.6.
Выполнение прыжков в высоту.
Содержание практических занятий
1
Техника выполнения тройного прыжка.
2-14
2-3
Самостоятельная работа №5
Прыжки в длину с разбега.
1
3
Контрольная работа по разделу: «Легкая атлетика»- сдача контрольных нормативов.
2-16
3
Самостоятельная работа №6
Выполнение комплекса упражнений для развития быстроты
1
3
Глава 2 Спортивные игры
Раздел 2.
Волейбол
Тема 2.2.1.
Техника безопасности игры в волейбол. Стойка и перемещение волейболиста.
Содержание практических занятий
1
Выполнение приема-передачи мяча одной рукой с последующим нападением и перекатом в сторону, на бедро и спину, прием мяча одной рукой в падении вперед и последующим скольжением на груди-животе.
2-18
2
Самостоятельная работа №7
Выполнение комплекса упражнений по игре в волейбол
1
3
Тема 2.2.2.
Совершенствование передачи мяча двумя руками сверху в парах.
Содержание практических занятий
1
Выполнение ОРУ для развития выносливости. Прием мяча после отскока от сетки.
4-22
2-3
Самостоятельная работа №8
Выполнение атакующих ударов (боковые, прямые, обманные).
1
3
Тема 2.2.3.
Совершенствование передачи мяча
Содержание практических занятий
1
Выполнение ОРУ для развития выносливости. Передача мяча двумя руками сверху в парах. Прием мяча после отскока от сетки.
4-26
2-3
Самостоятельная работа №9
выполнение верхней и нижней передачи мяча
1
3
Тема 2.2.4.
Совершенствование техники приема мяча снизу двумя руками.
Содержание практических занятий
1
Выполнение ОРУ для развития скоростных качеств. Закрепление техники приема мяча снизу и сверху с падением.
2-28
2-3
Самостоятельная работа №10
Выполнение передачи мяча двумя руками
1
3
Тема 2.2.5.
Совершенствование техники приема мяча снизу и сверху с падением.
Содержание практических занятий
1
Выполнение ОРУ для развития скоростных качеств. Совершенствование техники приема мяча снизу двумя руками.
4-32
2-3
Самостоятельная работа №11
Выполнение приема мяча после отскока от сетки
1
3
Тема 2.2.6.
Совершенствование верхней прямой подачи мяча.
Содержание практических занятий
1
Выполнение ОРУ для развития прыгучести. Подача мяча по зонам.
4-36
2-3
Самостоятельная работа №12
Выполнение подачи мяча в прыжке.
1
3
Тема 2.2.7.
Подача мяча по зонам.
Содержание практических занятий
1
Выполнение ОРУ для развития прыгучести. Совершенствование верхней прямой подачи мяча.
2-38
2-3
Самостоятельная работа №13
Выполнение техники верхней и нижней подачи
1
3
Тема 2.2.8.
Изучение техники нападающего удара, способы блокирования.
Содержание практических занятий
1
Выполнение ОРУ для развития силы. Учебная игра волейбол.
4-42
2
Самостоятельная работа №14
Блокирование индивидуальное, групповое.
1
3
Тема 2.2.9.
Совершенствование техники нападающего удара и блокирования.
Содержание практических занятий
1
Выполнение ОРУ для развития силы.
Двухсторонняя игра с применением освоенных элементов техники.
2-44
2-3
Самостоятельная работа №15
Занятия в спортивных секциях.
1
3
Контрольная работа по теме: «Волейбол»- сдача контрольных нормативов.
2-46
3
Самостоятельная работа №16
Занятия в спортивных секциях
1
3
Раздел 3 Баскетбол
Тема 2.3.1
Техника безопасности при игре в баскетбол. Стойки и перемещения баскетболиста.
Содержание практических занятий
1
Выполнение упражнений с ведением мяча, ловлей и передачей мяча.
2-48
2
Самостоятельная работа №17
Выполнение комплекса упражнений по игре в баскетбол
1
3
Тема 2.3.2.
Выполнение упражнений с баскетбольным мячом.
Содержание практических занятий
1
Выполнение ОРУ на месте. Выполнение упражнений с ловлей мяча двумя руками сверху, снизу. Выполнение упражнений с передачей мяча одной рукой от плеча, от головы, снизу, сбоку, с отскоком от пола, скрытая передача.
2-50
2-3
Самостоятельная работа №18, 19
Передача и ловля мяча.
2
3
Тема 2.3.3.
Совершенствование техники ведения мяча.
Содержание практических занятий
1
Выполнение ОРУ в движении. Выполнение обводки соперника с изменением скорости и направления движения.
2-52
2-3
Самостоятельная работа №20, 21
Выполнение комплекса упражнений с изменением скорости и направления движений
2
3
Тема 2.3.4.
Выполнение приемов выбивания мяча.
Содержание практических занятий
1
Выполнение ОРУ в движении. Перехват мяча, приемы, применяемые против броска, накрывание.
2-54
2-3
Самостоятельная работа №22, 23
Совершенствование техники ведения мяча с высоким отскоком, низким отскоком.
2
3
Тема 2.3.5.
Выполнение техникибросков мяча
Содержание практических занятий
1
Выполнение комплекса ОРУ. Бросок мяча в корзину двумя руками от груди, двумя руками сверху, снизу (с места, в движении, прыжком). Выполнение штрафного броска, трехочкового броска.
2-56
2-3
Самостоятельная работа №24, 25
Броски мяча в кольцо.
2
3
Тема 2.3.6.
Совершенствование техники бросков мяча
Содержание практических занятий
1
Выполнение комплекса УГГ. Бросок мяча одной рукой от плеча, сверху, в прыжке, «крюком». Добивание мяча.
2-58
2-3
Самостоятельная работа №26, 27
Совершенствование техники выполнения бросков мяча в корзину различными способами.
2
3
Тема 2.3.7.
Совершенствование техники ведения мяча
Содержание практических занятий
1
Выполнение ОРУ на месте.Штрафной бросок. Двухсторонняя игра с применением освоенных элементов техники игры.
2-60
2-3
Самостоятельная работа №28, 29
Совершенствование техники ведения мяча с высоким отскоком, низким отскоком.
2
3
Контрольная работа по теме: «Баскетбол»- сдача контрольных нормативов.
2-62
3
Самостоятельная работа №30, 31
Занятия в спортивных секциях
2
3
Зачёт по видам спорта
2-64
3
Самостоятельная работа №32
Выполнение индивидуальных заданий
1
Глава 4
Раздел 4. Лыжная
подготовка
Тема 4.4.1.
Техника безопасности при занятиях лыжным спортом.
Выполнение попеременных лыжных ходов
Содержание практических занятий
2
1
Техника выполнения попеременного двухшажного хода, попеременного четырехшажного хода.
Прохождение дистанции до 2 км изученными попеременными ходами.
2-66
2-3
Самостоятельная работа №33
Прохождение дистанции до 3 км изученными попеременными ходами.
1
3
Тема 4.4.2. Выполнение одновременных лыжных ходов
Содержание практических занятий
2-3
1
Техника выполнения одновременного бесшажного хода. Прохождение дистанции одновременным бесшажным ходом.
2-68
Самостоятельная работа №34
Прохождение дистанции до 3 км изученными ходами
1
3
Тема 4.4.3. Выполнение конькового хода
Содержание практических занятий
2-3
1
Техника выполнения одноименного полуконькового хода. Прохождение дистанции.
2-70
Самостоятельная работа №35
Прохождение дистанции коньковым ходом
1
3
Тема 4.4.4.
Изучение способов перехода с хода на ход
Содержание практических занятий
1
Изучение способов перехода с одновременных ходов на попеременные. Прохождение дистанции.
2-72
2-3
Самостоятельная работа №36
Прохождение дистанции изученными лыжными ходами
1
3
Тема 4.4.5.
Изучение способов преодоления подъемов и спусков
Содержание практических занятий
2-3
1
Выполнение подъема в гору скольжением, скользящим шагом, ступающим шагом, елочкой, полуелочкой, лесенкой.
2-74
Самостоятельная работа №37
Преодоление подъемов и спусков изученными способами.
1
3
Тема 4.4.6.
Изучение способов торможений
Содержание практических занятий
1
Выполнение торможения «плугом», упором, боковым соскальзыванием, преднамеренное падение.
2-76
2-3
Самостоятельная работа №38
Торможение изученными способами.
1
3
Тема 4.4.7. Прохождение дистанции
Содержание практических занятий
1
Распределение сил по дистанции, лидирование, обгон, финиширование.
Прохождение дистанции до 5 км.
2-78
2-3
Самостоятельная работа №39
Прохождение дистанции 3-5 км изученными ходами
1
3
Контрольная работа по разделу: «Лыжная подготовка» - сдача контрольных нормативов.
2-80
3
Самостоятельная работа №40
Выполнение презентации по теме: «Лыжная подготовка» (по выбору)
1
3
Раздел 5.
Мини-футбол
Тема 4.5.1
Техника безопасности при игре вмини-футбол.Исходное положение (стойки), перемещения.
Содержание практических занятий
1
Выполнение упражнений с ударами по катящемуся,
летящему мячу средней частью подъема ноги, внутренней частью подъема ноги, носком.
2-82
2-3
Самостоятельная работа №41
Выполнение комплекса упражнений по игре мини-футбол
1
3
Тема 4.5.2.
Выполнение упражнений с остановкой мяча ногой, грудью.
Содержание практических занятий
1
Выполнение специальных беговых упражнений. Выполнение упражнений с отбором мяча, обманных движений.
2-84
2-3
Самостоятельная работа №42
Выполнение упражнений с остановкой мяча ногой, головой, туловищем
1
3
Тема 4.5.3.
Выполнение упражнений с отбором мяча, обманных движений.
Содержание практических занятий
1
Выполнение специальных беговых упражнений. Выполнение упражнений с остановкой мяча ногой, грудью.
2-86
2-3
Самостоятельная работа №43
Выполнений упражнений с остановкой мяча ногой, туловищем, головой.
1
3
Тема 4.5.4.
Выполнение упражнений с передачей мячей.
Содержание практических занятий
1
Выполнение ОРУ с отягощениями. Передача мяча в парах, тройках на месте и в движении, Игра «квадрат».
2-88
2-3
Самостоятельная работа №44
Передача мяча.
1
3
Тема 4.5.5.
Изучение техники ведения мяча.
Содержание практических занятий
1
Выполнение ОРУ с отягощениями. Выполнение упражнений с передачей мячей в парах, тройках на месте и в движении, игра «квадрат».
2-90
2-3
Самостоятельная работа №45
Выполнение упражнений по совершенствованию техники ведения мяча
1
3
Тема 4.5.6.
Изучение техники игры вратаря.
Содержание практических занятий
1
Выполнение вбрасывания мяча, техника игры вратаря.
2-92
2-3
Самостоятельная работа №46
Техника игры вратаря.
1
3
Тема 4.5.7.
Двухсторонняя игра с применением освоенных элементов техники игры.
Содержание практических занятий
1
Выполнение упражнений с передачей мячей в парах, тройках на месте и в движении.
2-94
2-3
Самостоятельная работа №47
Подготовка сообщения по теме: «История возникновения и развития игровых видов спорта» (по выбору).
1
3
Контрольная работа по теме: «Футбол (мини-футбол)» - сдача контрольных нормативов
2-96
3
Самостоятельная работа №48
Выполнение презентация по теме: «Футбол» (по выбору)
1
3
Глава 5
Раздел 5. Гимнастика
Тема 5.5.1
Техника безопасности на занятиях гимнастикой.
Изучение строевых упражнений
Содержание практических занятий
1
Страховка и самостраховка. Выполнение строевых упражнений на месте и в движении. Выполнение комплекса УГГ.
2-98
2-3
Самостоятельная работа №49
Выполнение комплекса по страховке и самостраховке
1
3
2
Выполнение ОРУ с гимнастическими палками. Выполнение порядковых упражнений. Выполнение построений и размыканий.
2-100
Самостоятельная работа №50
Выполнение строевых упражнений на месте и в движении.
Составление и выполнение комплекса УГГ и ОРУ.
1
3
Тема 5.5.2. Выполнение общеразвивающих упражнений
Содержание практических занятий
2
1
Выполнение комплекса ОРУ для рук и плечевого пояса, шеи, туловища и ног.
2-102
2-3
Самостоятельная работа №51
Составление и выполнение комплекса УГГ и ОРУ.
1
3
2
Выполнение комплекса ОРУ с набивными мячами, в парах.
2-104
2-3
Самостоятельная работа №52
Составление и выполнение комплекса УГГ и ОРУ.
1
3
Тема 5.5.3. Выполнение акробатических у
пражнений
Содержание практических занятий
1
Выполнение стойки на лопатках, голове и руках. Выполнение упражнений мост, шпагат (полушпагат).
2-106
2-3
Самостоятельная работа №53
Выполнение и составление комплекса акробатических упражнений
1
3
2
Выполнение комплекса акробатических упражнений из освоенных элементов. Зачет.
2-108
Самостоятельная работа №54
Подготовка сообщения по теме: «Олимпийские игры»
1
3
Контрольная работа по разделу: «Гимнастика» - сдача контрольных нормативов.
2-110
3
Самостоятельная работа №55
Подготовка презентации по теме: «История возникновения гимнастики»
1
3
Раздел 5.5.4. Сдача контрольных нормативов
Содержание практических занятий
1
ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Сдача контрольного норматива. Подтягивание. Челночный бег 10*10
2-112
3
Самостоятельная работа №56
Подготовка к сдаче контрольного норматива.
1
3
2
ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения Поднимание туловища за 30 с. Прыжки на скакалке за 2 мин
2-114
3
Самостоятельная работа №57
Подготовка к сдаче контрольного норматива.
1
3
3
ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Наклоны, вперед сидя на полу. Бег 1000 м.
2-116
3
Самостоятельная работа №58
Подготовка к сдаче контрольного норматива.
1
Дифференцированный зачёт
1-117
3
Всего:
Обязательная аудиторная учебная нагрузка:
117
Самостоятельная работа:
58
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения
Характеристика основных видов деятельности
студентов (на уровне учебных действий)
Теоретическая часть
Ведение. Физическая
культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов СПО
Знание современного состояния физической культуры и спорта.
Умение обосновывать значение физической культуры для формирования личности профессионала, профилактики профзаболеваний.
Знание оздоровительных систем физического воспитания.
Владение информацией о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)
1. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
Демонстрация мотивации и стремления к самостоятельным занятиям.
Знание форм и содержания физических упражнений.
Умение организовывать занятия физическими упражнениями
различной направленности с использованием знаний особенностей самостоятельных занятий для юношей и девушек.
Знание основных принципов построения самостоятельных занятий и их гигиены
2. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки
Самостоятельное использование и оценка показателей функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности.
Внесение коррекций в содержание занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля
3.Психофизиологические основы учебного
и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности
Знание требований, которые предъявляет профессиональная деятельность к личности, ее психофизиологическим возможностям, здоровью и физической подготовленности.
Использование знаний динамики работоспособности в учебном году и в период экзаменационной сессии. Умение определять основные критерии нервно-эмоционального, психического и психофизического утомления.
Овладение методами повышения эффективности производственного и учебного труда; освоение применения аутотренинга для повышения работоспособности
4. Физическая культура
в профессиональной деятельности специалиста
Обоснование социально-экономической необходимости специальной адаптивной и психофизической подготовки к труду.
Умение использовать оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными вида-
ми двигательной активности.
Применение средств и методов физического воспитания для профилактики профессиональных заболеваний.
Умение использовать на практике результаты компьютерного тестирования состояния здоровья, двигательных качеств, психофизиологических функций, к которым профессия (специальность) предъявляет повышенные требования
Практическая часть
Учебно-методические
занятия
Демонстрация установки на психическое и физическое здоровье.
Освоение методов профилактики профессиональных заболеваний. Овладение приемами массажа и самомассажа, психорегулирующими упражнениями.
Использование тестов, позволяющих самостоятельно определять и анализировать состояние здоровья; овладение основными
приемами неотложной доврачебной помощи.
Знание и применение методики активного отдыха, массажа и самомассажа при физическом и умственном утомлении.
Освоение методики занятий физическими упражнениями для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения и основных функциональных систем.
Знание методов здоровьесберегающих технологий при работе за компьютером.
Умение составлять и проводить комплексы утренней, вводной и производственной гимнастики с учетом направления будущей
профессиональной деятельности.
Учебно-тренировочные занятия
1. Легкая атлетика.
Кроссовая подготовка
Освоение техники беговых упражнений (кроссового бега, бега на короткие, средние и длинные дистанции), высокого и низкого старта, стартового разгона, финиширования; бега 100 м, эстафетный бег 4´ 100 м, 4´ 400 м; бега по прямой с различной скоростью, равномерного бега на дистанцию 2 000 м (девушки)и 3 000 м(юноши).
Умение технически грамотно выполнять (на технику): прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжки в высоту
Метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши); толкание ядра; сдача контрольных нормативов.
2. Лыжная подготовка
Овладение техникой лыжных ходов, перехода с одновременных лыжных ходов на попеременные.
Преодоление подъемов и препятствий; выполнение перехода с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни.
Сдача на оценку техники лыжных ходов.
Умение разбираться в элементах тактики лыжных гонок: распределении сил, лидировании, обгоне, финишировании и др.
Прохождение дистанции до 3 км (девушки) и 5 км (юноши).
Знание правил соревнований, техники безопасности при занятиях лыжным спортом.
Умение оказывать первую помощь при травмах и обморожениях.
3. Гимнастика
Освоение техники общеразвивающих упражнений, упражнений в паре с партнером, упражнений с гантелями, набивными мячами, упражнений с мячом, обручем (девушки); выполнение упражнений для профилактики профессиональных заболеваний (упражнений в чередовании напряжения с расслаблением, упражнений для коррекции нарушений осанки, упражнений на внимание, висов и упоров, упражнений у гимнастической стенки), упражнений для коррекции зрения.
Выполнение комплексов упражнений вводной и производственной гимнастики
4. Спортивные игры
Освоение основных игровых элементов.
Знание правил соревнований по избранному игровому виду спорта.
Развитие координационных способностей, совершенствование ориентации в пространстве, скорости реакции, дифференцировке пространственных, временны х и силовых параметров
Развитие волевых качеств, инициативности, самостоятельности.
Умение выполнять технику игровых элементов на оценку.
Участие в соревнованиях по избранному виду спорта.
Освоение техники самоконтроля при занятиях; умение оказывать первую помощь при травмах в игровой ситуации
Виды спорта по выбору
Умение составлять и выполнять индивидуально подобранные композиции из упражнений, выполняемых с разной амплитудой, траекторией, ритмом, темпом, пространственной точностью.
Составление, освоение и выполнение в группе комплекса упражнений из 26—30 движений.
1. Атлетическая гимнастика, работа на тренажерах
Знание и умение грамотно использовать современные методики дыхательной гимнастики.
Осуществление контроля и самоконтроля за состоянием здоровья.
Знание средств и методов при занятиях дыхательной гимнастикой.
Заполнение дневника самоконтроля.
2. Дыхательная гимнастика
Умение составлять и выполнять с группой комбинации из спортивно-гимнастических и акробатических элементов, включая дополнительные элементы.
Знание техники безопасности при занятии спортивной аэробикой.
Умение осуществлять самоконтроль.
Участие в соревнованиях.
3. Спортивная аэробика
Овладение спортивным мастерством в избранном виде спорта.
Участие в соревнованиях.
Умение осуществлять контроль за состоянием здоровья (в динамике).
Умение оказать первую медицинскую помощь при травмах.
Соблюдение техники безопасности
Внеаудиторная самостоятельная работа
Овладение спортивным мастерством в избранном виде спорта.
Участие в соревнованиях.
Умение осуществлять контроль за состоянием здоровья (в динамике); умение оказывать первую медицинскую помощь при травмах.
Соблюдение техники безопасности
4. условия реализации программы дисциплины
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия спортивного зала (комплекса).
Оборудование спортивного комплекса:
спортивный зал, обеспечивающий единовременную пропускную способность не менее 50 чел в час;
место для занятий настольным теннисом;
тренажерный зал;
спортивный инвентарь.
Наименование материальных ценностей
Количество
Мяч волейбольный «Gala»
2
Мяч волейбольный «Mikasa»
8
Мяч футбольный «Selekt»
10
Мяч баскетбольный
30
Турник навесной на гимнастическую стенку, металлический
5
Гимнастический мостик
2
Лыжи
36
Лыжные палки
70
Сетка волейбольная
1
Вратарская форма
1
Теннисный стол
2
Гимнастическое бревно напольное
1
Гимнастический конь
1
Гимнастический козел
1
Скакалки
10
Баскетбольная форма
15
Волейбольная форма
15
Футбольная форма
15
Гимнастические маты
8
Ворота мини – футбольные
2
Шиты баскетбольные
4
Гимнастическая стенка
5
Обруч
20
Секундомер
1
Перекладина для прыжков в высоту
1
Стойка для прыжков в высоту
2
Канат
1
свисток
5
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Технологии физкультурно – спортивной деятельности в адаптивной физической культуре учебник / авторы составители О. Э. Евсеева, С. П. Евсеев; под редакцией С. П. Евсеева – М.: Советский спорт, 2013. – 388 с. ил
2. Физическая культура: 10 – 11классы. Учебник для общеобразовательных учреждений / В.И. Лях, А.А. Зданевич; под ред. В. И. Ляха. – 7 издание – М.:Просвещение, 2013. – 237с.: ил.
3. Физическая культура: учебник для студ учреждений сред. проф. образования / (Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицин, Р. Л. Палтиевич, Г. И. Погадаев). – 14 издание. испр – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 176с.
4. Физическая культура: учебник для учреждений нач. и сред. Проф. Образования/ А.А. Бишаева.- 4-е изд, стер.- М.: Издательский центр « Академия», 2013.
www.olympic.ru (Официальный сайт Олимпийского комитета России).
www.goup32441.narod.ru (сайт: Учебно-методические пособия «Общевойсковая подготовка». Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009).
4.3. Учебно-методический комплекс дисциплины (дидактические средства обучения и контроля)
Комплект учебно-нормативной документации по профессии (ФГОС, РУП, БУП, ОПОП и т.п.).
Комплексы упражнения для развития быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости.
Контрольные нормативы определения уровня физической подготовленности.
Методические рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины, написанию рефератов.
Инструкции по технике безопасности при занятиях физической культурой и спортом.
Правила соревнований по спортивным играм, лыжным гонкам.
Все занятия, предусмотренные настоящей программой имеют вид как
«практические», согласно рабочему учебному плану (РУП) и имеют валеологическую направленность. Уровень освоения программы обучающимися предполагает учет индивидуальных особенностей личности обучаемого и его физическую подготовленность.
Применяемые на учебных и внеаудиторных занятиях педагогические технологии:
работа малыми группами;
интегрированные уроки;
уроки-конкурсы, уроки-соревнования.
5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе практических занятий, контрольных работ по темам дисциплины, а также выполнения обучающимися нормативов по определению уровня физической подготовленности. Для отдельной группы обучающихся (по состоянию здоровья) предусмотрены такие формы, как: подготовка и защита рефератов, сообщений, презентаций; тестирование; контроль устных ответов.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Личностных:
−готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; ОК 8
− сформированность устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и обучению, целенаправленному личностному совершенствованию двигательной активности с валеологической и профессиональной направленностью, неприятию вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; ОК 2
− потребность к самостоятельному использованию физической культуры как составляющей доминанты здоровья; ОК 8
− приобретение личного опыта творческого использования профессионально-оздоровительных средств и методов двигательной активности; ОК 4
− формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий в процессе целенаправленной двигательной активности, способности их использования в социальной, в том числе профессиональной, практике; ОК 7
− готовность самостоятельно использовать в трудовых и жизненных ситуациях навыки профессиональной адаптивной физической культуры; ОК 6
− способность к построению индивидуальной образовательной траектории самостоятельного использования в трудовых и жизненных ситуациях навыков профессиональной адаптивной физической культуры; ОК 4
− способность использования системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, в спортивной, оздоровительной и физкультурной деятельности; ОК 5
− формирование навыков сотрудничества со сверстниками, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; ОК 9
− принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; ОК 2
− умение оказывать первую помощь при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; ОК 3
− патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной;
− готовность к служению Отечеству, его защите
Наблюдение за выполнением практических заданий. Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Определение уровня физической подготовленности. Личные достижения обучающихся.
Наблюдение за выполнением практических заданий
Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы
Проверка ведения дневника самоконтроля
Наблюдение за практическим выполнением заданий. Участие в соревнованиях
Выполнение практических заданий, сдача контрольных нормативов
Метапредметных:
− способность использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной, спортивной, физкультурной, оздоровительной и социальной практике; ОК 4
− готовность учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками с использованием специальных средств и методов двигательной активности; ОК 6
− освоение знаний, полученных в процессе теоретических, учебно-методических и практических занятий, в области анатомии, физиологии, психологии (возрастной и спортивной), экологии, ОБЖ; ОК 4
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию по физической культуре, получаемую из различных источников; ОК 2
− формирование навыков участия в различных видах соревновательной деятельности, моделирующих профессиональную подготовку; ОК 6
− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, норм информационной безопасности; ОК 5
Тестирование. Контроль устных ответов. Подготовка рефератов, сообщений, презентаций.
Выполнение практических заданий
Выполнение тестовых заданий
Выполнение практических заданий
Выполнение тестовых заданий
Предметных:
− умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга; ОК 2
− владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью; ОК 4
− владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств; ОК 2
− владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности; ОК 2
− владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности, готовность к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). ОК 2
Выполнение практических заданий
Выполнение тестовых заданий
Оценка уровня физических способностей студентов
№ п/п
Физические способности
Контрольное упражнение (тест)
Возраст, лет
оценка
юноши
девушки
5
4
3
5
4
3
1
Скоростные
Бег 30 м, с
16
17
4,4
и выше
4,3
5,1—4,8
5,0—4,7
5,2
и ниже
5,2
4,8
и выше
4,8
5,9—5,3
5,9—5,3
6,1
и ниже
6,1
2
координационные
Челночный бег 3х10 м, с
16
17
7,3
и выше
7,2
8,0—7,7
7,9—7,5
8,2
и ниже
8,1
8,4
и выше
8,4
9,3—8,7
9,3—8,7
9,7
и ниже
9,6
3
Скоростно-силовые
Прыжки в длину с места, см
16
17
230
и выше
240
195—210
205—220
180
и ниже
190
210
и выше
210
170-190
170-190
160
и ниже
160
4
Выносливость
6-минутный бег, м
16
17
1 500
и выше
1 500
1300-1 400
1 300-1 400
1100
и ниже
1 100
1 300
и выше
1 300
1 050-1 200
1 050-1 200
900
и ниже
900
5
Гибкость
Наклон вперед из положения стоя, см
16
17
15
и выше
15
9—12
9—12
5
и ниже
5
20
и выше
20
12—14
12—14
7
и ниже
7
6
Силовые
Подтягивание: на высокой перекладине из виса, количество раз (юноши), на низкой перекладине из виса лежа, количество раз (девушки)
16
17
11
и выше
12
8—9
9—10
4
и ниже
4
18
и выше
18
13—15
13—15
6
и ниже
6
Оценка уровня физической подготовленности юношей основного
и подготовительного учебного отделения
Тесты
Оценка в баллах
5
4
3
1. Бег 3 000 м (мин, с)
12,30
14,00
б/вр
2. Бег на лыжах 5 км (мин, с)
25,50
27,20
б/вр
3. Плавание 50 м (мин, с)
45,00
52,00
б/вр
4. Приседание на одной ноге с опорой о стену (количество раз на каждой ноге)
10
8
5
5. Прыжок в длину с места (см)
230
210
190
6. Бросок набивного мяча 2 кг из-за головы (м)
9,5
7,5
6,5
7. Силовой тест — подтягивание на высокой перекладине (количество раз)
13
11
8
8. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (количество раз)
12
9
7
9. Координационный тест — челночный бег 3×10 м (с)
7,3
8,0
8,3
10. Поднимание ног в висе до касания перекладины (количество раз)
7
5
3
11. Гимнастический комплекс упражнений:
− утренней гимнастики;
− производственной гимнастики;
− релаксационной гимнастики (из 10 баллов)
До 9
До 8
До 7,5
Оценка уровня физической подготовленности девушек основногои подготовительного учебного отделения
Тесты
Оценка в баллах
5
4
3
1. Бег 2 000 м (мин, с)
11,00
13,00
б/вр
2. Бег на лыжах 3 км (мин, с)
19,00
21,00
б/вр
3. Плавание 50 м (мин, с)
1,00
1,20
б/вр
4. Прыжки в длину с места (см)
190
175
160
5. Приседание на одной ноге, опора о стену (количество раз на каждой ноге)
8
6
4
6. Силовой тест — подтягивание на низкой перекладине (количество раз)
20
10
5
7. Координационный тест — челночный бег 3×10 м (с)
8,4
9,3
9,7
8. Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы (м)
10,5
6,5
5,0
9. Гимнастический комплекс упражнений:
− утренней гимнастики;
− производственной гимнастики;
− релаксационной гимнастики
(из 10 баллов)
До 9
До 8
До 7,5
Требования к результатам обучения студентов специального учебного отделения
- Уметь определить уровень собственного здоровья по тестам.
- Уметь составить и провести с группой комплексы упражнений утренней и производственной гимнастики.
- Овладеть элементами техники движений: релаксационных, беговых, прыжковых, ходьбы на лыжах, в плавании.
- Уметь составлять комплексы физических упражнений для восстановления работоспособности после умственного и физического утомления.
- Уметь применять на практике приемы массажа и самомассажа.
- Овладеть техникой спортивных игр по одному из избранных видов.
- Повышать аэробную выносливость с использованием циклических видов спорта (терренкура, кроссовой и лыжной подготовки).
- Овладеть системой дыхательных упражнений в процессе выполнения движений
для повышения работоспособности, при выполнении релаксационных упражнений.
- Знать состояние своего здоровья, уметь составить и провести индивидуальные занятия двигательной активности.
- Уметь определять индивидуальную оптимальную нагрузку при занятиях физическими упражнениями. Знать основные принципы, методы и факторы ее регуляции.
- Уметь выполнять упражнения:
сгибание и выпрямление рук в упоре лежа (для девушек — руки на опоре − высотой до 50 см);
подтягивание на перекладине (юноши);
− поднимание туловища (сед) из положения лежа на спине, руки за головой,
− ноги закреплены (девушки); прыжки в длину с места;
− бег 100 м;
− бег: юноши — 3 км, девушки — 2 км (без учета времени);
− тест Купера — 12-минутное передвижение;
- плавание — 50 м (без учета времени); −
- бег на лыжах: юноши — 3 км, девушки — 2 км (без учета времени).