kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация внеурочной деятельности в школе в условиях ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ~ описание модели будущей внеурочной деятельности по одному или нескольким направлениям, рассчитанной на достижение опреде­ленных результатов в перспективе.

Программа необходима для получения представления о специфике со­держания деятельности учреждения, об особенностях организационно -управленческого процесса в учреждении, о целях, задачах, средствах и путях их реализации.

Типы программ внеурочной деятельности.

• Образовательные программы (ОП) по конкретным видам внеурочной деятельности (ОП туристско-краеведческой деятельности, ОП деятельности школьного театра и т.п.)

• Комплексные образовательные программы, предполагающие переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам второго и третьего уровней в различных видах деятельности

•  Тематические образовательные программы, направленные на полу­чение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и ис­пользующие возможности различных видов деятельности (ОП патриотиче­ского воспитания, ОП воспитания толерантности и т.п.)

• Возрастные образовательные программы (образовательная програм­ма внеурочной деятельности младших школьников; образовательная про­грамма внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников)

• Индивидуальная образовательная программа младшего школьника. Требования к программе

Психолого-педагогическая наука предъявляет специальные требования, несоблюдение которых может печально отразиться на ее эффективности. Выделим основные из них:

• Актуальность - свойства программы быть нацеленной, ориентиро­ванной на решение наиболее важных в сложившихся условиях для образова­тельного учреждения проблем (учет требований времени, региона, родите­лей, детей и т.п.).

• Преемственность - это требование к программе учитывать то, что делалось в школе, в детском объединении, в воспитательной системе до того, как стала разрабатываться данная программа. Создается исходя из предшест­вующего опыта организации социального воспитания в школе.

• Целостность - свойство программы объединять в единую систему все действия: целостность программы - это ее логичность.

• Прогностичностъ - требования к программе работать на перспективу, отражать в своих целях и планируемых действиях не только то, что существует сегодня, но и предлагаемые (прогнозируемые) изменения, новые тре­бования к внеурочной деятельности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Организация внеурочной деятельности в школе в условиях ФГОС»

ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Организация

внеурочной деятельности

в школе в условиях ФГОС

второго поколения

Министерство образования и науки Ульяновской области

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Организация внеурочной деятельности в школе в условиях ФГОС второго поколения

Методические рекомендации Автор-составитель Н.А. Буянова

Ульяновск

УИПКПРО 2013 ББК 74.200.58 0-64

Рецензенты:

В.В. Зарубина - к.п.н., доцент, проректор по УМР ОГБОУ ДПО

УИПКПРО; С.Л. Шибанова - зам. директора по УВР высшей категории МБОУ СОШ№61. О-64

Организация внеурочной деятельности в школе [Текст]: методические рекомендации / авт.-сост. Буянова Н. А. - Ульяновск: УИПКПРО, 2013.-40 с.

Для успешного введения ФГОС во внеурочную деятельность образо­вательных учреждений необходимо проведение ряда мероприятий по раз­личным направлениям, в том числе и организационному.

Методические рекомендации адресованы руководителям общеобразо­вательных учреждений, педагогам-организаторам, педагогам дополнитель­ного образования, классным руководителям, воспитателям образовательных учреждений, слушателям ИПК и направлены на обеспечение организации внеурочной деятельности школьников в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Печатается по решению учебно-методического и редакционно-издательского советов Ульяновского института повышения квалификации и переподготов­ки работников образования.







Содержание

Введение...................................................................................................................4

1. Несколько слов об образовательных стандартах второго поколения.........5

2. Конкретизация понятия......................................................................................6

3. Основные вопросы организации внеурочной деятельности..........................7

4. Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности»

(Д.В. Григорьев, П.В. Степанов)..........................................................................13

5. Разработка программы внеурочной деятельности образовательного учреждения.............................................................................................................17

6. Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников........36

7. Дополнительная литература.............................................................................38

О Ульяновский институт повышения квалификации и переподго­товки работников образования, 2013.

© Научно-исследовательская лаборатория стандартизации образо­вания, 2013.


































Введение

В настоящее время на всех уровнях образования внедряются Феде­ральные государственные стандарты второго поколения, которые определя­ют социальный портрет будущего первоклассника, выпускника начальной, средней и старшей школы. Проблема воспитания, осознаваемая российским _ обществом как важное условие прогрессивного развития страны, ключевые идеи обновления содержательного аспекта воспитательного воздействия также нашли свое адекватное воплощение в образовательном стандарте. В нем внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, опре­делено пространство и время в образовательном процессе. Заинтересованность школы в организации внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты дос­тигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека - удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, моти­вов.

Организация внеурочной деятельности - сложное дело, требующее ра­зобраться во многих вопросах:

Как разработать и внедрить модель организации внеурочной деятель­ности в условиях реализации федерального государственного образователь­ного стандарта и тем самым оптимизировать процесс воспитания и социали­зации школьников?

Как организовать внеурочную деятельность, развивающую ученика, как диагностировать ее результаты?

Как сделать любую форму внеурочной деятельности привлекательной и значимой для ребят?

Как добиться активного участия в организуемой внеурочной деятель­ности?

Как развить положительное отношение к внеурочной деятельности? Как помочь школьнику осмыслить свое участие и приобрести личный смысл деятельности?

Мы готовы вместе с вами и разработчиками методического конструк­тора по внеурочной деятельности Д.В. Григорьевым и П.В. Степановым по­размышлять над этими вопросами.


1. Несколько слов об образовательных стандартах второго поколения

Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом. Важ­нейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) введения ФГОС.

Образовательные стандарты второго поколения так же, как и другие важные документы последних лет (национальный проект Образование»; на­циональная образовательная инициатива «Наша новая школа»; новая редак­ция закона «Об образовании»), призваны обеспечить достижение современ­ного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

ФГОС является преемником многих идей, реализованных с различной степенью полноты в предшествующих проектах образовательных стандар­тов. Его инновационность заключается в том, что образование рассматрива­ется в качестве важнейшей социальной деятельности общества, на­правленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности.

Кроме того, значительно усиливается воспитательная составляющая деятельности школы. В ее задачи входит привлечение ребят в исследователь­ские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и по­могать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. А это в свою очередь означает возрастание роли внеурочной деятельности, в рамках которой создаются новые возможности для самореализации и творче­ского развития каждого.

2. Конкретизация понятия

В педагогических словарях и энциклопедиях, специальных работах ученых 1920-70-х годов чаще всего встречался термин «внеклассная рабо­та». Она рассматривается как организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, уме­ний, навыков развития индивидуальных способностей, а также для проведе-, ния ими разумного отдыха (Педагогический словарь. М., I960).

Внеклассная работа - это составная часть учебно-воспитательной рабо­ты школы, которая организуется во внеурочное время пионерской и комсо­мольской организациями, другими органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руководителей и вожатых. (Педагогическая энциклопедия. М., 1964).

В Российской педагогической энциклопедии, изданной в 1993 г., вне­классная работа вообще не рассматривается, но раскрывается понятие «вне­урочная работа». Ее основными задачами называются: создание благоприят­ных условий для проявления творческих способностей, организация реаль­ных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической пер­спективы и приподнятости. Внеурочная работа направлена на удовлетворе­ние потребностей детей и молодежи в неформальном общении.

Совершенно очевидно, что в течение нескольких десятилетий про­изошла не просто смена используемых педагогами терминов. Изменилось их содержание. .С 80-х г. прошлого века начался поиск новых подходов к вне­урочной работе, ориентированной на личность ребенка и развитие его твор­ческой активности. Эта тенденция получила развитие с введением ФГОС и институтализацией внеурочной деятельности.

В материалах ФГОС используется понятие «внеурочная деятель­ность», которая стала рассматриваться как неотъемлемая часть образова­тельного процесса, но ее четкого и внятного определения в стандарте не да­ется.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, от­личных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых ре-

зультатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в аспекте воспитания и социализации.

Исходя из требований Стандарта программа внеурочной деятельности должна:

- быть направленной на обеспечение индивидуальных потребностей школьников;

- способствовать воспитанию школьников;

- разрабатываться в соответствии с такими направлениями развития личности школьника, как спортивно-оздоровительное, духовно-нравствен­ное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и т.д.;

- предполагать такие формы организации внеурочной деятельности, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школь­ные научные общества, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.п.

3. Основные вопросы организации внеурочной деятельности

Кто реализует программы внеурочной деятельности?

- классные руководители;

- учителя-предметники;

- педагоги дополнительного образования;

- социальный педагог;

- старшая вожатая и т.д.

Каковы направления внеурочной деятельности?

- спортивно-оздоровительное;

- духовно-нравственное;

- социальное;

- общеинтеллектуальное;

- общекультурное.

Направления внеурочной деятельности являются содержательным ори­ентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ ОУ.

Каково время, отводимое на внеурочную деятельность в школе?

Программы организации внеурочной деятельности учащихся в на­чальной школе предполагают как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий, так и организацию занятий крупными блоками (фести­вали, экспедиции, конкурсы, слеты, соревнования и т.п.) в любое время вне учебных занятий, в том числе и в группах продленного дня (до 1350 часов за четыре года обучения).

Время, отводимое на внеурочную деятельность в основной школе, оп­ределяется образовательным учреждением в зависимости от условий:

- кадровых;

- материально-технических и др.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться формы отдыха и оздоровления детей: тематические лагерные смены (соответственно направлениям внеурочной деятельности), летние школы, создаваемые на базе образовательных учреждений.

Особенности внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспита­тельного процесса и одной из форм организации свободного времени уча­щихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения по­требностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправле­нии и общественно полезной деятельности. Правильно организованная сис­тема внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях ко­торой можно максимально развить или сформировать познавательные по­требности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их дея­тельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.

Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образо­вательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся. Каковы этапы организации внеурочной деятельности?

Подготовительный

• Оценка имеющихся условий для организации внеурочной дея­тельности.

• Составление возможного реестра форм организации внеурочной деятельности. Определение модели внеурочной деятельности образователь­ного учреждения.

• Изучение запроса (социального заказа) родителей и самих обу­чающихся в аспекте реализации внеурочной деятельности.

Организационный

• Конкретизация реестра внеурочной деятельности.

• Разработка программ внеурочной деятельности.

• Реализация программ внеурочной деятельности. Оценочно-аналитический

• Количественный и качественный анализ. Каковы виды внеурочной деятельности?

1. игровая деятельность;

2. познавательная деятельность;

3. проблемно-ценностное общение;

4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5. художественное творчество;

6. социальное творчество (социально преобразующая деятельность);

7. трудовая (производственная) деятельность;

8. спортивно-оздоровительная деятельность;

9. туристско-краеведческая деятельность. Каковы результаты внеурочной деятельности? Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников

распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социаль­ных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первично­го понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнитель­ном образовании) как значимыми для него носителями положительного со­циального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта пережи­вания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, се­мья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отноше­ния к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта само-J стоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общест­венном действии юный человек действительно становится (а не просто уз­нает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным че­ловеком.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя обра­зовательная форма.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализа­ции детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этиче­ская, социальная, гражданская компетентности и социокультурная иден­тичность в ее страновом, этническом, тендерном и других аспектах.

Таким образом, результат - это то, что стало непосредственным ито­гом участия школьника в деятельности (знания о себе и окружающих, приоб­ретение опыта самостоятельного действия, преодоление сложностей и т.д.). Эффект - это последствие результата, то, к чему привело достижение ре­зультата.

Какова взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности? Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структурно близких форм).

Первый уровень результатов может быть достигнут относительно про­стыми формами, второй уровень — более сложными, третий уровень — са­мыми сложными формами внеурочной деятельности.

Например, в такой форме проблемно-ценностного общения, как этиче­ская беседа, вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьни­ками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). Но поскольку в этиче­ской беседе основной канал общения «педагог — дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьников к рассматриваемой проблеме (именно в общении со сверстником, таким же. как он сам, ребенок устанав­ливает и проверяет свои ценности).

Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие фор­мы— дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, школьники полу­чают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить поло­жительные и отрицательные моменты, сравнить свое отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребенка перед необходимостью лично от­вечать за свои слова, перейти от слов к делу (т.е. эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное общественное действие, хотя это и мо­жет случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).

Такая необходимость диктуется другой формой — проблемно-ценностной дискуссией с участием внешних экспертов, где участники выска­зываются только от себя лично, не класса, школы, т.е. в защищенной, друже­ственной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижи­мы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: форси­рование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эф­фективности деятельности. Педагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровней. Он может это сделать только имитационно.

Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности, ее диагностики должно позволить педагогам:

• разрабатывать образовательные программы внеурочной деятель­ности с четким и внятным представлением о результате;

• подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гаран­тируют достижение результата определенного уровня;

• выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к ре­зультатам другого;

• диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

• оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, . на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т. д.).

Таким образом, организаторам внеурочной деятельности в рамках ФГОС необходимо ответить на вопросы: в чем основной замысел внеурочной деятельности? каковы ее цели, кто их ставит и реализует? какое подбирается содержание, как оно структурируется? какие средства выбираем? на какие результаты ориентируемся? какой ценой они будут достигаться?

4. Методический конструктор

«Преимущественные формы достижения

воспитательных результатов во внеурочной

деятельности» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов)

Методический конструктор основан на взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности. Он может быть использован педагогами для разработки образовательных программ внеурочной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.

Уровни

Развитие

Накопление

воспитательных

позитивных

школьником

результатов

Приобретение школьником новых

отношений

опыта самостоятельного


социальных знаний

школьника к



базовым



обществен-

социально-

Виды

ным ценностям

го действия

внеурочной


деятельности

/. Познавательная

- познавательные занятия кружка,

факультатива и т.п., направленные

на освоение дегьми воспитываю-

щей информации (об обществен-

ных нормах и ценностях, об уст-

ройстве общества и основных со-

1

циальных и нравственных про-

i

блемах, о мировой и отечествен-

1

ной культуре, о ярких личностях

I

наших предков и современников,

о социально одобряемых и не-

одобряемых формах поведения и

т.п.).

- познавательные акции (олимпиа-

ды, марафоны, конференции, вик-

торины, экскурсии...), организуе-

мые педагогом для детей.

- детские исследовательские про-

екты.

- познавательные занятия кружка, факультатива и |

т.п. духовно-нравственной или социальной на-

правленности (диспут, дискуссия, ролевой диалог

и т.п.). 1

- познавательные акции, совместно организуемые

школьниками и педагогом в виде КТД. |

13

- интеллектуальные и познавательные клубы (на-ример. клуб «Что? Где? Когда?», НОУ и т.п.). детские исследовательские проекты социальной аправленности.

познавательные акции, совместно организуемые школьниками педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей, представителей окружающего школу социума, детские исследовательские проекты с элементами социального проектирования.

2. Игровая

I

развлекательные игры, органи-уемые педагогом; интеллектуальные игры, органи-уемые педагогом; ролевые игры, организуемые пе­дагогом.

деловые игры, организуемые педагогом; развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые игры, совместно организуемые школь­никами и педагогом в виде коллективных творче­ских дел - КТД

-



социально моделирующие игры, организуемые педагогом; - развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, соци­ально моделирующие игры, совместно организуемые школьни­ками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родите-1ей; - развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, соци­ально моделирующие игры, совместно организуемые школьни­ками и педагогом для представителей окружающего школу со­циума.

3. Трудовая (произ­водственная) дея­тельность

- кружковые, студийные, факуль­тативные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений в конструировании, техническом творчестве, ремесле и т.п.

|



- трудовые акции, трудовые десанты, организуе­мые педагогом; - трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел - КТД; - сюжетно-ролсвые продуктивные игры («Поч­та», «Город мастеров», «Фабрика». «Детская же­лезная дорога» и т.п.); - детская производственная бригада под руково­дством взрослого.



- трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; - трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме; - детско-взрослое образовательное производство.

14

4. Досугово-развле-кательная деятель­ность

- культпоходы в кино, театры, концертные залы, выставки и т.п.; - досугово-развлекательные ак­ции («огоньки», праздники, капу­стники, дискотеки и т.п.), органи­зуемые педагогом.



- досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), совме­стно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел - КТД.



- досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капу- | стники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьника- | ми и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родите- ! лей; - досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капу­стники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьника­ми и педагогом в окружающем школу социуме.

5. Спортивно-оздоровительная деятельность

- беседы о ЗОЖ; - оздоровительные процедуры; - физкультурные и спортивные занятия; - спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мас­тер-классы, дни здоровья и т.п.), организуемые педагогом.



- спортивные и оздоровительные акции (соревно­вания, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел - КТД.



- спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; - спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в ок­ружающем школу социуме.

6. Туристско-краеведческая дея­тельность

1

- кружковые, факультативные, секционные, клубные и пр. заня­тия по отработке специальных умений; - краеведческие экскурсии; - туристические поездки.



- походы выходного дня; - туристские многодневные походы; - спортивные туристские походы.



- туристско-краеведческие экспедиции;

15

- поисково-краеведческие экспедиции; - природоохранные и природовосстановительные экспедиции.

7. Художественное творчество

-кружковые, студийные, факуль­тативные, клубные и пр. занятия по отработке специальных уме­ний; - художественные акции (концер­ты, спектакли, фестивали, твор­ческие вечера, выставки и т.п.), организуемые педагогом.



- художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педаго­гом в виде коллективных творческих дел - КТД.

- художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, твор­ческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школь­никами и педагогом для малышей, сверстников, учителей, роди­телей; художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме.

8. Социальное твор­чество (социально преобразовательная деятельность)

- социальные пробы (инициатив­ное участие ребенка в отдельных социальных акциях, организован­ных взрослыми).



социально-ориентированные коллективные творческие дела - КТД.



- социальные проекты; - волонтерство (постоянное инициативное участие ребенка в деятельности на благо отдельных людей и общества в целом).

9. Проблемно-ценностное обще­ние

- индивидуальные и групповые беседы об обществе, культуре, нравственности, поведении, мо­рально-этических, правовых нор­мах и т.п.; - тренинги формирования соци­альных навыков.



- тренинги личностного роста; - дебаты по проблемам социальной, экономиче­ской, политической и духовной жизни людей; - свободные дискуссии по проблемам социальной, экономической, политической и духовной жизни людей (проблемно-ценностные дискуссии).



- проблемно-ценностные дискуссии с участием внешних экс­пертов; - беседы, дебаты, дискуссии с представителями общества (в том числе и представителями других образовательных учреждений), организуемые за пределами образовательного учреждения.

5. Разработка программы внеурочной деятельности образовательного учреждения

Программа ~ описание модели будущей внеурочной деятельности по одному или нескольким направлениям, рассчитанной на достижение опреде­ленных результатов в перспективе.

Программа необходима для получения представления о специфике со­держания деятельности учреждения, об особенностях организационно -управленческого процесса в учреждении, о целях, задачах, средствах и путях их реализации.

Типы программ внеурочной деятельности.

• Образовательные программы (ОП) по конкретным видам внеурочной деятельности (ОП туристско-краеведческой деятельности, ОП деятельности школьного театра и т.п.)

• Комплексные образовательные программы, предполагающие переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам второго и третьего уровней в различных видах деятельности

• Тематические образовательные программы, направленные на полу­чение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и ис­пользующие возможности различных видов деятельности (ОП патриотиче­ского воспитания, ОП воспитания толерантности и т.п.)

• Возрастные образовательные программы (образовательная програм­ма внеурочной деятельности младших школьников; образовательная про­грамма внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников)

• Индивидуальная образовательная программа младшего школьника. Требования к программе

Психолого-педагогическая наука предъявляет специальные требования, несоблюдение которых может печально отразиться на ее эффективности. Выделим основные из них:

• Актуальность - свойства программы быть нацеленной, ориентиро­ванной на решение наиболее важных в сложившихся условиях для образова­тельного учреждения проблем (учет требований времени, региона, родите­лей, детей и т.п.).

• Преемственность - это требование к программе учитывать то, что делалось в школе, в детском объединении, в воспитательной системе до того, как стала разрабатываться данная программа. Создается исходя из предшест­вующего опыта организации социального воспитания в школе.

• Целостность - свойство программы объединять в единую систему все действия: целостность программы - это ее логичность.

• Прогностичностъ - требования к программе работать на перспективу, отражать в своих целях и планируемых действиях не только то, что существует сегодня, но и предлагаемые (прогнозируемые) изменения, новые тре­бования к внеурочной деятельности учащихся.

• Реальность - требование к программе быть выполнимой, оптималь­ной для потенциала конкретного образовательного учреждения.

• Оригинальность ~ свойство программы отражать специфику образо­вательного учреждения, своеобразие содержания, направлений, форм и мето­дов его деятельности, нетрадиционный подход к решению поставленных проблем.

При составлении программы необходимо учитывать модель организа­ции внеурочной деятельности, принятую в школе согласно стандартам. Эго может быть:

базовая модель организации внеурочной деятельности Внеурочная деятельность может осуществляться через:

• учебный план образовательного учреждения, а именно через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнитель­ные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

• дополнительные образовательные программы самого общеобра­зовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного обра­зования);

• образовательные программы учреждений дополнительного обра­зования детей, а также учреждений культуры и спорта;

• организацию деятельности групп продленного дня;

• классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, со­ревнования, общественно полезные практики и т.д.);

• деятельность иных педагогических работников (педагога-органи­затора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в со­ответствии с должностными обязанностями квалификационных характери­стик должностей работников образования;

• инновационную (экспериментальную) деятельность по разработ­ке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.

Модель дополнительного образования.

Данная модель предполагает создание общего программно-методи­ческого пространства внеурочной деятельности и дополнительного образо­вания детей, осуществление перехода от управления образовательными уч­реждениями к управлению образовательными программами.

Она ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, со­циальной и академической мобильности детей. Преимущества модели за­ключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спек­тра направлений детских объединений по интересам, возможности свободно­го самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществле­нию внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образова­тельного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Модель «школы полного дня».

Основой для данной модели является реализация внеурочной деятель­ности преимущественно воспитателями групп продленного дня.

Преимуществами данной модели являются: создание комплекса усло­вий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленно­го дня.

Оптимизационная модель.

Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внут­ренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реали­зации принимают участие все педагогические работники данного учрежде­ния (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тью­тор и другие).

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации фи­нансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, со­держательном и организационном единстве всех его структурных подразде­лений.

Структура программы внеурочной деятельности

По своей структуре программа может иметь различные варианты.

Вариант 1

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Тематическое планирование.

4. Примерное содержание занятий.

5. Предполагаемые результаты реализации программы.

Вариант 2

1. Пояснительная записка.

2. Цель программы.

3. Направление деятельности.

4. Условия реализации данных направлений.

5. Механизм реализации программы.

6. Этапы реализации программы.

7. Ресурсное обеспечение.

Вариант 3

1. Пояснительная записка.

2. Цель программы.

3. Задачи программы.

4. Механизм реализации программы.

5. Содержание программы.

6. Кадровое обеспечение программы.

7. Ожидаемые результаты реализации программы.

8. Диагностика результатов программы.

Вариант 4

1. Нормативно-правовая и документальная основа.

2. Пояснительная записка.

2. Цель программы.

3. Задачи программы.

4. Принципы организации внеурочной деятельности.

5. Участники программы.

6. Кадровые условия.

7. Условия реализации программы.

8. Механизмы реализации программы.

9. Сроки и этапы реализации программы.

10. Ожидаемые результаты реализации программы.

11. Уровни результатов внеурочной деятельности.

12. Направления, виды, формы внеурочной воспитательной работы по направлениям.

13. Содержание внеурочной деятельности.

14. Структура содержания воспитательной деятельности.

15. Модель внеурочной деятельности для обучающихся.

16. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополни­тельного образования.

17. Риски, трудности и проблемы в реализации программы.

18. Литература.

Итак, программа может иметь различные варианты структуры, но ос­новными ее элементами (составными частями) являются: пояснительная за­писка, цели и задачи, тематическое планирование, основное содержание дея­тельности и предполагаемые результаты.

Конечно, как и у каждой программы, у программы внеурочной дея­тельности оформляется титульный лист.

Рассмотрим каждый из разделов программы.

Титульный лист.

На титульном листе программы должна найти отражение следующая информация:

-название программы (по возможности краткое и отражающее суть программы);

- направление развития личности школьника, в рамках которого будет реализовываться программа;

-вид внеурочной деятельности школьников, в рамках которого будет реализовываться программа;

- возраст школьников, на которых ориентирована программа;

- разработчик(и) программы (ФИО, занимаемая должность);

-отметка об утверждении программы (вышестоящие органы образова­ния (по подчиненности учреждения). Название образовательного учрежде­ния, в котором разработана программа. ФИО ответственного работника, ут­вердившего программу с указанием даты утверждения);

-дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего про­грамму к реализации;

-название города;

- год создания программы.

Например (здесь и далее мы будем приводить примеры из программ внеурочной деятельности учащихся не только начальной, но и основной школы, так как по своей структуре и принципам разработки они ничем не от­личаются):

Программа

внеурочной деятельности учащихся «ВЕЛИКИЕ ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ»

Направление: духовно-нравственное. Вид деятельности: проблемно-ценностное общение. Возраст школьников: 8-9-е классы. Разработчик: ...

Или:

Программа внеурочной деятельности учащихся «СЕКЦИЯ БОЕВЫХ ИСКУССТВ»

Направление: спортивно-оздоровительное. Вид деятельности: спортивная. Возраст школьников: 1-4-е классы. Разработчик:...

Пояснительная записка.

Смысл пояснительной записки в самом ее названии. Ваша задача -объяснить, какую программу вы предлагаете к реализации, зачем она нужна, что дает она детям, как вы планируете по ней работать и т.п. В пояснитель­ной записке к программе внеурочной деятельности важно:

-обосновать актуальность программы, то есть доказать, что она необ­ходима современным школьникам;

-указать назначение программы, то есть в общих чертах описать ее цели;

-указать, какое количество часов предполагает реализация данной про­граммы (в программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий, при этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества заня­тий);

-выделить предусмотренные программой особенности работы с деть­ми, если, конечно, такие особенности существуют.

Итак, в этой части программы обосновывается ее актуальность и зна­чимость, связь с уже существующими по данному направлению программа­ми. Неплохо проанализировать социально-педагогические условия, которые сложились в школе на момент создания программы, особенности конкретной детской группы, отдельных ребят. Здесь же указывается точный адрес про-фаммы, т.е. кому она предназначается (какому возрасту, социальной группе детей и т.п.). Во введении объясняется название программы, ее основные идеи, принципы, на которых основывается программа; формы и режим заня­тий, материально-техническое оснащение, если необходимо.

Несколько слов хочется сказать о принципах внеурочной деятельности, описание которых может включаться как в раздел «Пояснительная записка», так и являться отдельными разделами.

Принципы - это обобщенные правила, ограничения, рекомендации, опираясь на которые вы планируете осуществлять внеурочную деятельность. Формулируя принципы, вы задаете некие нормативные рамки деятельности. При помощи принципов вы описываете, какой, на наш взгляд, должна быть организация внеурочной деятельности, чтобы получилось эффективное вос­питание.

Мы предлагаем рассматривать в качестве основополагающих следую­щие принципы организации внеурочной деятельности, развития и воспита­ния школьников: принцип совместности деятельности педагогов и школьни­ков, принцип системной организации воспитания, принцип гуманистической направленности воспитания, принцип опоры на педагогический авторитет, принцип учета возрастных, тендерных и индивидуальных особенностей школьников и т.п. Данный перечень вы можете видоизменять, продолжать, укорачивать - исходя из ваших собственных представлений о воспитатель­ной деятельности.

Вот как может выглядеть описание этих принципов в вайей программе. Принцип совместности деятельности педагогов и школьников. Раз­витие и воспитание школьников должно осуществляться только в процессе совместной деятельности детей и взрослых: познания, проблемно-ценностного общения, труда, игры, спорта, туризма, художественного творчест­ва, социального творчества и т.п. - при условии реализации педагогом вос­питательного потенциала этой деятельности и превращения ребенка в субъ­ект этой деятельности. Только в совместной деятельности могут образовы­ваться воспитывающие детско-взрослые общности. Только здесь у педагоса появляется шанс стать для ребенка значимым взрослым. Только в совместной деятельности с ребенком педагог может создавать благоприятные условия для приобретения детьми социально значимых знаний, развития их социаль­но значимых отношений и накопления ими опыта социально значимых дей­ствий.

Принцип системной организации воспитания. Этот принцип пред­полагает преодоление фрагментарности воспитательной работы, состоящей подобно лоскутному одеялу из разрозненных, малосвязанных, а иногда и разноплановых мероприятий. Принцип системности требует рассмотрения всех компонентов воспитания не изолированно, а в их взаимосвязи: четкой ориентации воспитательных мероприятий на цель и задачи воспитания, адек­ватного подбора содержания и форм воспитания, логичного «перетекания» одних воспитывающих дел в другие.

Принцип гуманистической направленности воспитания. Гуманизм полагает человека наивысшей общественной ценностью. Более того, он по­стулирует принцип самооценности человека, подчеркивающий отсутствие всякой необходимости в каком бы то ни было обосновании или оправдании этой ценности. В современной школе воспитание должно быть гуманистиче­ским: гуманистически ориентирующим, то есть ориентирующим ребенка на ценности гуманизма, и гуманистически ориентированным, то есть ориенти­рованным на ребенка как на главную для воспитателя ценность.

Принцип опоры на педагогический авторитет. В младшем школь­ном возрасте, как ни в каком другом, ребенок наиболее чувствителен к влия­нию на него личности педагога, что требует от последнего особой осторож-

ности в словах и действиях. Ведь все это может иметь непосредственное от­ражение в личности воспитанника - установки взрослых (а тем более учите­ля) воспринимаются младшим школьником некритически и зачастую как ис­тина в последней инстанции. В этом таится и огромный воспитательный по­тенциал, и огромная опасность.

Принцип учета возрастных, гендерных и индивидуальных особенно­стей школьников. Организуемая в школе внеурочная деятельность должна согласовываться с общими законами человеческого развития и строиться со­образно полу, возрасту и иным индивидуальным особенностям ребенка.

Посмотрим на фрагмент пояснительной записки к программе внеуроч­ной деятельности «Загадки истории и современности»:

Пояснительная записка

Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности де­тей в образовательных учреждениях России. Она может быть организо­вана в форме факультативных, кружковых, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности. Любая из этих форм об­ладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в со­ответствии с новыми федеральными государственными образователь­ными стандартами.

Программа «Загадки истории и современности» предоставляет возможность работающему по ней педагогу планомерно достигать вос­питательных результатов разного уровня в совместной с детьми вне­урочной познавательной деятельности. Реализуя предлагаемое про­граммой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие это­му содержанию формы, педагог может постепенно «переходить» от бо­лее простых результатов к более сложным.

Рассмотрение загадок истории и современности - это лишь повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества, взглянуть на события истории и современности не в политическом, а в «человеческом измерении». Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на формирование их отношений к Человеку как к базовой ценности современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности.

Программа ориентирована на школьников подросткового возраста и может быть реализована как в работе педагога с отдельно взятым классом, так и в его работе с группой учащихся из разных классов и па­раллелей.

Программа рассчитана на 34 часа аудиторных и внеаудиторных занятий.

А это фрагмент пояснительной записки к программе проблемно-ценностного общения школьников

Пояснительная записка

«Общение — это обмен духовными ценностями, который проис­ходит в форме диалога, как с «другими Я», так и в процессе взаимо­действия с окружающими людьми»1. В этом определении А.В. Мудрика удачно соединены сразу несколько важных понятий — внутриличност-ный диалог, межличностный диалог, духовность, ценности, принципи­альные для адекватного понимания проблемно-ценностного общения.

Основной принцип программы проблемно-ценностного общения школьников—диалогичность. Помимо него фундаментальное значение имеют принципы природосообразности, культуросообразности, коллек­тивности, патриотической направленности.

Как известно, термин диалог имеет множество смыслов или раз­ные смыслы. Применительно к педагогической реальности общение через диалог рассматривается как условие реализации субъект-субъектных отношений между педагогом и ребенком в противополож­ность субъект-объектным (монологическим) отношениям.

Если в монологическом общении доминируют смысл и воля одно­го из участников, например педагога, то диалогическое общение есть совместное обсуждение ситуации. Если в системе монологического общения субъекты делятся на активных и пассивных, то диалогическое общение предполагает активность (субъектность) всех участников. При этом активность направлена на предмет общения, а не на личность од­ного из участников.

Предметом общения может стать внутренний мир человека, меж­личностные отношения, социальное окружение, учебные занятия, твор­чество и т. п. Но в любом случае предмет диалогического общения должен отвечать ряду требований:

• воплощение тех интересов, которые в данный момент занимают одну из ведущих позиций в иерархии мотивов субъекта;

• каждый партнер имеет свое собственное, отличающееся от остальных видение предмета;

• содержание предмета общения порождает у участников индиви­дуальные смыслы, которые пересекаются в ходе взаимодействия и создают общее смысловое поле.

Чрезвычайно важным для реализации программы проблемно-ценностного общения школьников представляется подход психолога СЛ. Братченко к определению основных атрибутов межличностного диалога.

Первый атрибут диалога — свобода его участников. Собеседники диалога свободны от внешних, внеличностных целей, прагматических интересов, задач убеждения, переубеждения и т. п. Они не имеют цели оказывать воздействие друг на друга, но тем не менее (а точнее — именно поэтому) диалог создает оптимальные условия для реального влияния на развитие личности, так как личностный рост предполагает свободу самореализации. Именно свобода самоосуществления, свобо­да стать и быть самим собой играет в диалоге ведущую роль.

Принимая такую свободу, человек одновременно признает ответ­ственность за себя и свою свободу. И это создает еще один парадокс диалога — принятие на себя ответственности за собственную позицию делает человека более внимательным и терпимым к позициям других.

Однако свобода субъектов диалога не абсолютна (абсолютная свобода есть власть), а ограничена совокупностью прав. Именно рав­ноправие собеседников как взаимное признание свободы друг друга является вторым атрибутом межличностного диалога.

Третий атрибут диалога — это личностный контакт между собе­седниками на основе сопереживания и взаимопонимания. Взаимопони­мание создает рациональную основу контакта, но глубинной основой контакта, связующей нитью диалога является сопереживание как эмо­ционально-интуитивное постижение собеседниками внутреннего мира друг друга, создающее единство встречи индивидуальных пережива­ний. Осгальные особенности межличностного диалога — открытость и доверие собеседников, их сотворчество — выводимы, по мнению С.Л. Братченко, из трех названных атрибутов.

Принцип природосообразности предполагает, что проблемно-ценностное общение школьников должно согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать учащегося сооб­разно полу и возрасту, формировать ответственность за собственное развитие.

Принцип культуросообразности предполагает, что проблемно-ценностное общение школьников должно основываться на общечело­веческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, их специфическими особенностями, традициями, присущими тем или иным регионам.

Трактовка принципа коллективности предполагает, что проблеммая коммуникация, осуществляясь в детско-взрослых общностях, кол­лективах различного типа, дает юному человеку опыт жизни в общест­ве, опыт понимания и взаимопонимания с окружающими, создает усло­вия для формирования гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.

Принцип патриотической направленности предусматривает обес­печение субъективной значимости для школьников идентификации се­бя с Россией, народами России, российской культурой и историей.

Таким образом, цель настоящей внеурочной программы — фор­мирование у школьников способности и готовности к ответственному проблемно-ценностному общению как в школьной, так и в открытой об­щественной среде.

Настоящая программа рассчитана на 1 год занятий, объем заня­тий — 68 ч. Программа предполагает как проведение регулярных еже­недельных внеурочных занятий со школьниками (в расчете 2 ч. в неде­лю), так и возможность организовывать занятия крупными блоками.

Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одного отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, со­стоящих из учащихся нескольких классов.

Цели и задачи программы,

Формулируя цели, важно соблюсти ряд требований, которые обычно предъявляются к процессу целеполагания.

Во-первых, цель должна быть актуальной. Другими словами, она должна соответствовать потребностям развития общества, специфике данно­го образовательного учреждения, возрастным особенностям школьников и тем проблемам воспитанности, которые для них характерны.

Во-вторых, цель должна быть ясна и конкретна. Цель не следует опи­сывать абстрактными и малопонятными формулировками, аморфно и излиш­не витиевато. Формулировка цели должна быть проста и понятна.

В-третьих, цель должна быть достижимой. Как, например, узнать, достигли ли педагоги такой цели как «воспитание всесторонне и гармонично развитой личности»? Чтобы сделать такой вывод, надо, но крайней мере, знать: сколько сторон у личности, какие это стороны и по каким признакам можно судить о том, что в ребенке развиты именно все стороны? Ни на один из этих вопросов ответ получить, увы, невозможно.

В-четвертых, достижение цели должно быть диагностируемо, педаго­гический коллектив должен обладать четкими критериями и проверенными методиками оценки достижения именно тех целей воспитания, которые были им поставлены.

Кроме того, не забудьте, что сегодня вы формулируете цели духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы, а в недале­ком будущем вам придется формулировать цели духовно-нравственного раз­вития и воспитания учащихся основной и старшей школы В этой связи ста­райтесь формулировать их так, чтобы соблюсти принцип преемственности.

А вот формулируя задачи, старайтесь выделить ряд ключевых проблем в организации процесса воспитания, которые вам необходимо решить для достижения поставленной цели. Решение каждой из этих проблем и станет вашей отдельной задачей.

Таким образом, блок целей и задач должен быть конкретным, реаль­ным, достижимым и побудительным. На практике это означает, что каждую из поставленных задач важно сформулировать так, чтобы:

- было ясно, чего конкретно за данный период следует добиться с по­мощью внеурочной деятельности;

- для ее решения имелись реальные возможности;

- ее действительно можно было решить (достигнуть) за тот срок, на ко­торый она рассчитана.

Задачи могут быть воспитательные (ведущие) и организационно-практические (вспомогательные). Тематическое планирование. Оформляется оно обычно в форме таблицы, где указываются:

- названия модулей, разделов и тем внеурочных занятий;

- соответствующее им общее количество часов, а также количество ча­сов аудиторных и внеаудиторных (активных, подвижных) занятий.

Вот как может выглядеть такое тематическое планирование (рассмот­рим его на примере «Программы корригирующей гимнастики»):

№ п/п

Названия разделов и тем

Общее ко­личество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеауди­торных актив­ных занятий

1.

Вводное занятие (правила тех­ники безопасности)

1

1

2.

Теоретические сведения (ос­новы знаний)

6

6

2.1.

Здоровье человека и влияние на него физических упражнений

2

2

2.2.

Влияние питания на здоровье

2

2

2.3.

Гигиенические и этические нормы

2

2

3.

Общая физическая подготовка

21

21

3.1.

Упражнения в ходьбе и беге

4

4

3.2.

Упражнения для плечевого пояса и рук

4

4

3.3.

Упражнения для ног

4

4

3.4.

Упражнения для туловища

5

5

3.5.

Комплексы общеразвивающих уп­ражнений

4

4

4.

Специальная физическая подго­товка

54

2

52

4.1.

Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж

14

2

12

4.2.

Укрепление мышечного корсета

12

12

4.3.

Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени

10

10

4.4.

Упражнения на равновесие

6

6

4.5.

Упражнения на гибкость

7

7

4.6.

Акробатические упражнения

5

5

5.

Дыхательные упражнения

4

1

3

6

Упражнения на расслабление

3

1

2

7.

Самоконтроль и психорегуляция

4

1

3

8.

Самомассаж и взаимомассаж

3

1

2

9.

Контрольные испытания и пока­зательные выступления

6

6

9.1.

Физкультурный праздник

3

3

9.2.

Праздник здоровья

3 . .

3

Всего

102

13

89

Примерное содержание занятий.

В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприя­тий. Этот раздел, пожалуй, самый сложный, если учесть, что из описания примерного содержания занятий должно быть видно, на достижение какого уровня воспитательных результатов они направлены. Если программу пред­полагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьни­ков, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделен на смысловые части.

Конечно, сделать это применительно ко всем внеурочным занятиям бу­дет просто невозможно. Но применительно к тем из них, которые действительно несут в себе большой воспитательный потенциал, следует постараться это сделать. Итак, применительно к каждой теме внеурочных занятий важно указать, что именно на них будет происходить: о чем будет вестись разговор, что будут делать педагог и дети, какие формы работы будут при этом ис­пользованы и т.п.

Приведем примеры описания некоторых таких тем из различных про­грамм внеурочной деятельности.

Вот, например, описание одной из тем программы «Великие этические учения»:

Этика Махатмы Ганди (2 часа). Махатма Ганди и его этическая концепция. «Сатьяфаха», гражданское неповиновение и несотрудничест­во. Знакомство с фрагментами текста с высказываниями Ганди. Вопросы на понимание. Самостоятельный индивидуальный анализ школьниками предложенной этической концепции: «что соотносится с моими собствен­ными взглядами?», «что вызывает у меня отторжение?», «что заставило меня задуматься и по-новому посмотреть на жизнь?». Обсуждение этиче­ской концепции Ганди - ролевой диалог «сторонников» и «оппонентов»: вопросы «оппонентов» и ответы «сторонников»; сомнения «оппонентов» и прояснение позиций «сторонников»; рассмотрение появившихся в ходе об­суждения альтернатив. Выработка личного отношения школьников к обсу­ждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.

Это описание одной из тем программы «Загадки истории и современ­ности»:

Загадка последствий Второй мировой: почему фашизм попу­лярен в стране, больше всех пострадавшей от фашизма? (10 ча­сов). Итальянский и германский фашизм. Фашистский «План Ост»: зна­комство, отношение, обсуждение. Неофашизм в Европе и России: идеоло­гия, движения, общественная поддержка. Статистика преступлений на почве расовой и национальной ненависти в современной России. Свастики и фашистские лозунги на улицах российских городов - определение пози­ций школьников к этому явлению, дискуссия по вопросам: как вы относи­тесь к такому выражению свободы слова; какие люди их пишут, каков их психологический и социальный портрет; почему подобных надписей так много в стране, больше всех пострадавшей от фашизма; что делать и нужно ли что-то делать?

Проведение школьниками социологического опроса (в своей школе, в близлежащих образовательных учреждениях, в микрорайоне ит-гг) «Свастики на улицах нашего города: реальная опасность или баловство моло­дежи?».

Акция «Георгиевские цвета»: закрашивание уличной фашистской символики в георгиевские цвета, создание и демонстрация в школе видео­ролика «Георгиевские цвета». Рефлексия по итогам проведения акции.

А это описание взято из программы «Спортивные игры»:

Спортивно-оздоровительный социально-образовательный проект «Народные олимпийские игры» (10 часов). Исследование ин­формированности жителей микрорайона о спортивных играх, в том числе народов России (социологический опрос, интервью). Сбор и презентация жителям микрорайона (через тематические стенды, газеты, ра­дио/телевидение, сайты и т.п.) информации о спортивных играх народов России: «чижик», русская лапта, городки, борьба руками, петушиные бои, перетягивание каната, народные виды единоборств, «царь горы» и т.д. Раз­работка старшеклассниками на переговорной площадке с представителями муниципалитета, заинтересованных общественных структур правил и рег­ламента проведения в микрорайоне «Народных олимпийских игр». Подго­товка силами старшеклассников в сотрудничестве с представителями муни­ципалитета игровых площадок и необходимого инвентаря. Подготовка среди старшеклассников будущих инструкторов дворовых команд. Создание си­лами старшеклассников судейского корпуса. Помощь дворовым сообщест­вам микрорайона в формировании и подготовке межвозрастных смешанных команд для участия в «Народных олимпийских играх». Проведение на спор­тивной базе микрорайона и школы «Народных олимпийских игр».

Предполагаемые результаты реализации программы.

Результаты реализации программ внеурочной деятельности - это, в первую очередь, воспитательные результаты, то есть здесь надо перечислить:

-те социально-значимые знания, которые планируется передать детям;

-те социально значимые отношения, которые планируется у них разви­вать;

-и тот опыт социально значимого действия, приобретение которого школьниками планируется организовать.

Кроме того, в этом разделе могут найти отражение и иные результаты реализации программы: обучающие, профориентационные и т.п.

Вот как, например, описаны предполагаемые результаты реализации про­граммы внеурочной трудовой деятельности учащихся «Маленький мастер»:

Результаты первого уровня (получение школьниками соци­ально значимых знаний): приобретение школьником представлений о проектной деятельности, профориентационных знаний по ряду профес­сий (столяр, плотник, резчик по дереву, чертежник, дизайнер, архитектор, менеджер и др.).

Результаты второго уровня (развитие социально значимых отношений школьников): формирование позитивного отношения к тру­ду, базовой учебной дисциплине, родной культуре, национальным тради­циям, семье, повышение самооценки учащихся, формирование позитив­ного отношения к конкуренции.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опы­та социально значимого действия): получение школьником опыта успешного трудового действия под руководством взрослого, опыта само­стоятельного группового действия в процессе реализации проекта, вы­явления интересов партнеров (внутренних и внешних) и объединения усилий заинтересованных сторон, опыта формирования позитивного от­ношения к труду и родной культуре у младших членов проектной группы, а также опыта коммуникации в процессе представления результатов проекта на внутришкольном и внешнем уровнях.

А это предполагаемые результаты реализации уже упоминаемой про­граммы «Загадки истории и современности»:

Результаты первого уровня (получение школьниками соци­ально значимых знаний): приобретение школьниками знаний об основ­ных общечеловеческих ценностях; о различиях в истолковании истории и причинах этих различий; о европоцентризме и фальсификациях истори­ческих событий; о геноциде, который сопровождал географические от­крытия европейцев; о тирании и прецедентах противостояния граждани­на и тирана; о двойственном значении государственных реформ для власти и общества, о проблематичности применения реформаторами формулы «цель оправдывает средства»; о двойственном значении рево­люций для развития государства и общества, о политических и гумани­тарных последствиях революций, об опасности инициирования револю­ций извне; об ответственности правителя и чувстве покаяния; о решаю­щем вкладе советского народа в победу над фашизмом, о попытках «пе­реписывания» истории второй мировой войны и об опасностях такого «переписывания»; о фашизме, неофашизме и механизмах влияния фа­шистской идеологии на массовое сознание; о традиционных спорах о пути развития России и ее вкладе в мировую историю и культуру, о восточ­ной и западной цивилизациях, о многообразии критериев оценки разви­тия страны, культуры, цивилизации; об экологических проблемах чело­вечества, об обществе потребления как главной опасности для природы; об ответственном отношении к судьбе своей страны и планеты.

Результаты второго уровня (развитие социально значимых отношений школьников): развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, ее истории и культуре, населяющим ее народам, ге­роическим страницам его прошлого; к Земле, природе и биологическому разнообразию жизни; к знаниям, науке и исследовательской деятельно­сти; к Миру, ненасилию, сотрудничеству; к Человеку, к людям, другим и иным людям (иной этнической или культурной принадлежности), к чело­веческой жизни вообще.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта социально значимого действия): школьник может приобрести опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт природо­сберегающей и природоохранной деятельности; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с предста­вителями других социальных групп; опыт волонтерской деятельности; опыт участия в гражданских акциях; опыт организации совместной дея­тельности с другими детьми. -----------------------------------------------------------------------------------------------------i

Необходимо также обозначить диагностический инструментарий, по­зволяющий увидеть результаты деятельности, определить основные методы аналитической работы, описать входную и выходную диагностику, возмож­ный вариант рефлексивной деятельности и т.д. Например:

диагностический инструментарий:

1. Входящее, промежуточное и итоговое тестирование обучающихся на выявление особенностей характера, направленности интересов и склонно­стей.

2. Анкетирование, направленное па выявление образовательных за­просов обучающихся и их родителей.

3. Тематические листы-вкладыши в Портфолио учащихся. Методы оценки процесса и результата:

1. Теоретические (изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме, моделирование).

2. Эмпирические (анкетирование, тестирование, беседа, анализ про­дуктов деятельности детей, анализ документации).

3. Математические (ранжирование, статистическая обработка данных).

Раздел «Необходимые условия реализации (ресурсное обеспечение программы) может включать такие подразделы:

а) кадровое обеспечение (это специалисты-профессионалы, управлен­цы, волонтеры и т.д.);

б) материально-техническое (и финансовое) обеспечение (специальное оборудование, оргтехника, транспорт, помещения, средства связи, реквизит, инвентарь);

в) научно-методическое обеспечение (комплекс целенаправленных действий по формированию в педагогическом коллективе единых представ­лений: об особенностях педагогической деятельности; о специфике времен­ного детского объединения; о характере взаимоотношения взрослого и дет­ского коллективов; о способах проектирования внеурочной деятельности в рамках стандартов; о критериях оценки эффективности тех или иных исполь­зуемых методик; о возможных проблемах в ходе профессионального взаимо­действия и оптимальных путях их преодоления);

г) нормативно-правовое обеспечение.

Вот как, например, описаны условия реализации программы внеуроч­ной деятельности учащихся «Путь к успеху»:

Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности:

- укомплектованность образовательного учреждения необходимыми педагогическими, руководящими и иными работниками: руководитель шко­лы, заместители директора по УВР, ВР, педагог-организатор, классные ру­ководители, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-психолог, учи­теля-предметники, педагоги дополнительного образования;

- наличие соответствующей квалификации педагогических и иных ра­ботников образовательного учреждения;

- непрерывность профессионального развития педагогических работ­ников образовательного учреждения.

Нормативно-правовое обеспечение

- Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);

- Федеральный государственный образовательный стандарт началь­ного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены прика­зом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

• Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регист­рационный номер 19682);

• СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требова­ния к условиям и организации обучения в общеобразовательных учрежде­ниях» (утверждены постановлением Главного государственного санитар­ного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегист­рированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

• Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Ми­нобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Мин­юсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

В программе приводятся два списка литературы: используемая педаго­гом для разработки программы и организации образовательного процесса; рекомендуемая для детей и родителей.

6. Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников

Целью диагностики является выяснение того, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми за­нят школьник. Выяснить не для того, чтобы сравнивать, в какой школе про­цесс воспитания организован лучше, а в какой хуже, и не для того, чтобы де­лать оргвыводы в отношении тех или иных педагогов той или иной школы, а для того, чтобы обнаруживать и решать наиболее острые проблемы, сущест­вующие во внеурочной сфере, чтобы анализировать, обобщать и распростра­нять позитивный опыт воспитания.

Что же именно должно стать предметом диагностики, что именно не­обходимо изучить для оценки эффективности воспитания? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся еще раз к определению воспитания. Вос­питание — это управление процессом развития личности ребенка (человека) через создание благоприятных условий. Соответственно и диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности. Исходя из этого можно выделить три основных предмета диагностики.

Первый предмет диагностики - это личность самого воспитанника. В каком направлении происходит развитие личности ученика? На ка­кие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания?

Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника, можно различными способами. Это может быть наблюдение за поведением и эмо­ционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных работ школьников: дневников, сочинений, эссе, статей в школьную газету и т. д.

Второй предмет диагностики — это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика.

Традиционно в российских школах внеурочная деятельность организу­ется главным образом в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, дет­ском общественном объединении и т. д. Современный ребенок развивается как личность в нескольких разных коллективах — разных по характеру дея­тельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счет одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, ее усреднения, за счет других — развивать индивидуальность ученика, его творческий потенциал.

Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива (здесь мы предлагаем использовать хорошо зарекомендовавшую себя диагностиче­скую методику А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»), а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе (для диагностики этих отношений целесообразно использовать методику социометрии).

Третий предмет диагностики — это профессиональная позиция пе­дагога, еще одно важнейшее условие развития личности ученика. Пози­ция — это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей (Н.Г. Алек­сеев, В.И. Слободчиков).

В связи с этим важно выяснить, является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога (или педагог всего лишь выполняет воз­ложенную на него кем-то обязанность, т. е. попросту отбывает повинность); какие профессиональные ценности сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют и педагог осуществляет свою работу формально; равнодушно). Не меньшее значение имеет и характер педагогической пози­ции. Сформирована ли у воспитателя гуманистическая или авторитарная пе­дагогическая позиция, предполагает ли он самоопределение воспитанника или рассматривает его как tabula rasa для воплощения своих замыслов? Здесь можно использовать методику диагностики профессиональной позиции пе­дагога как воспитателя.

7. Дополнительная литература

1. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стан­дартов нового поколения [Текст] / А.Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. -№ 4. - С. 18-22.

2. Вяземский, Е.Е. Государственный образовательный стандарт обще­го образования второго поколения: инновационный характер, функции, осо­бенности [Текст] / Е.Е. Вяземский // Преподавание истории в школе. - 2009. -№8.-С.4-13.

3. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методиче­ский конструктор [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвеще­ние, 2010. - (Стандарты второго поколения).

4. Данилкж, А.Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников [Текст] / А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков // Педаго­гика. - 2009. - № 4. - С. 55.

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / сост. А.Г. Асмо­лов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.

6. Концепция федеральных государственных образовательных стандар­тов общего образования [Текст] : проект / РАО; под ред. A.M. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с. — (Стандарты второго по­коления).

7. Логинова, Л. Г. Сохранение качественной определенности дополни­тельного образования детей в системе образования России [Текст] / Л.Г. Ло­гинова // Проблемы современного образования. - 2011 - № 3. - С. 48-55 Ре­жим доступа: www.prmedu.ru/

8. О воспитательном компоненте Федерального государственного обра­зовательного стандарта второго поколения [Текст] /7 Воспитание школьни­ков.-2009.-№ 8.-С. 10-16.

9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: начальная школа [Текст] / сост. У.С. Савинов. - М.: Просвеще­ние, 2010.

10. Степанов, П. Как разработать программу внеурочной деятельно­сти? [Текст] / П.В. Степанов // Спутник классного руководителя. - 2011. -№ 6. - С. 4.

11. Цветкова, И.В. Как создать программу воспитательной работы [Текст]: методическое пособие / И.В. Цветкова. - М.: Просвещение, 2006. -207с.

12. Электронные ресурсы: http://www.standart.edu.ru

Организация внеурочной деятельности в школе в условиях ФГОС второго поколения

Методические рекомендации Автор-составитель Е.Л. Петренко

Редактор Л.Н. Курошнна Компьютерная верстка О.В. Захарченко

Подпнсано а печать 10.06.2013 Бумага полиграфическая Формат 60x84 1/16

УЧ.-ИЗД.Л. 1,7 Доп. тираж 100 экз. Заказ 912013

Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском центре ОГБОУ ДПО Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Отпечатано в лаборатории оперативной полиграфии ОГБОУ ДПО УИПКПРО.

ОГБОУ ДПО Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.

432063, г. Ульяновск, ул. 12 Сентября, д.81.

стр 40.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Организация внеурочной деятельности в школе в условиях ФГОС

Автор: Буянова Наталья Анатольевна

Дата: 25.03.2017

Номер свидетельства: 403130

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Организация внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(45) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-1"
    ["file_id"] => string(6) "248360"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446718221"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Деятельность детской добровольной организации «Лесовички» в рамках программы «Школа экологии» как модель организации внеурочной деятельности. "
    ["seo_title"] => string(154) "dieiatiel-nost-dietskoi-dobrovol-noi-orghanizatsii-liesovichki-v-ramkakh-proghrammy-shkola-ekologhii-kak-modiel-orghanizatsii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "106425"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403010006"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Организация внеурочной деятельности в условиях  введения ФГОС НОО. "
    ["seo_title"] => string(77) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "218646"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433858735"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Модель организации внеурочной деятельности школы  в условиях реализации ФГОС ООО "
    ["seo_title"] => string(91) "modiel-orghanizatsii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-shkoly-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "241801"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445324523"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Критерии и показатели эффективности функционирования школы в рамках реализации модели внеурочной деятельности ФГОС в 5-11 классах"
    ["seo_title"] => string(80) "kriterii_i_pokazateli_effektivnosti_funktsionirovaniia_shkoly_v_ramkakh_realizat"
    ["file_id"] => string(6) "477774"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1536903199"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства