Организация внеурочной деятельности в школе в условиях ФГОС
Организация внеурочной деятельности в школе в условиях ФГОС
Программа ~ описание модели будущей внеурочной деятельности по одному или нескольким направлениям, рассчитанной на достижение определенных результатов в перспективе.
Программа необходима для получения представления о специфике содержания деятельности учреждения, об особенностях организационно -управленческого процесса в учреждении, о целях, задачах, средствах и путях их реализации.
Типы программ внеурочной деятельности.
• Образовательные программы (ОП) по конкретным видам внеурочной деятельности (ОП туристско-краеведческой деятельности, ОП деятельности школьного театра и т.п.)
• Комплексные образовательные программы, предполагающие переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам второго и третьего уровней в различных видах деятельности
• Тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие возможности различных видов деятельности (ОП патриотического воспитания, ОП воспитания толерантности и т.п.)
• Возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников)
• Индивидуальная образовательная программа младшего школьника. Требования к программе
Психолого-педагогическая наука предъявляет специальные требования, несоблюдение которых может печально отразиться на ее эффективности. Выделим основные из них:
• Актуальность - свойства программы быть нацеленной, ориентированной на решение наиболее важных в сложившихся условиях для образовательного учреждения проблем (учет требований времени, региона, родителей, детей и т.п.).
• Преемственность - это требование к программе учитывать то, что делалось в школе, в детском объединении, в воспитательной системе до того, как стала разрабатываться данная программа. Создается исходя из предшествующего опыта организации социального воспитания в школе.
• Целостность - свойство программы объединять в единую систему все действия: целостность программы - это ее логичность.
• Прогностичностъ - требования к программе работать на перспективу, отражать в своих целях и планируемых действиях не только то, что существует сегодня, но и предлагаемые (прогнозируемые) изменения, новые требования к внеурочной деятельности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В.В. Зарубина - к.п.н., доцент, проректор по УМР ОГБОУ ДПО
УИПКПРО; С.Л. Шибанова - зам. директора по УВР высшей категории МБОУ СОШ№61. О-64
Организация внеурочной деятельности в школе [Текст]: методические рекомендации / авт.-сост. Буянова Н. А. - Ульяновск: УИПКПРО, 2013.-40 с.
Для успешного введения ФГОС во внеурочную деятельность образовательных учреждений необходимо проведение ряда мероприятий по различным направлениям, в том числе и организационному.
Методические рекомендации адресованы руководителям общеобразовательных учреждений, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, классным руководителям, воспитателям образовательных учреждений, слушателям ИПК и направлены на обеспечение организации внеурочной деятельности школьников в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Печатается по решению учебно-методического и редакционно-издательского советов Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
5. Разработка программы внеурочной деятельности образовательного учреждения.............................................................................................................17
6. Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников........36
В настоящее время на всех уровнях образования внедряются Федеральные государственные стандарты второго поколения, которые определяют социальный портрет будущего первоклассника, выпускника начальной, средней и старшей школы. Проблема воспитания, осознаваемая российским _ обществом как важное условие прогрессивного развития страны, ключевые идеи обновления содержательного аспекта воспитательного воздействия также нашли свое адекватное воплощение в образовательном стандарте. В нем внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Заинтересованность школы в организации внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека - удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Организация внеурочной деятельности - сложное дело, требующее разобраться во многих вопросах:
Как разработать и внедрить модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта и тем самым оптимизировать процесс воспитания и социализации школьников?
Как организовать внеурочную деятельность, развивающую ученика, как диагностировать ее результаты?
Как сделать любую форму внеурочной деятельности привлекательной и значимой для ребят?
Как добиться активного участия в организуемой внеурочной деятельности?
Как развить положительное отношение к внеурочной деятельности? Как помочь школьнику осмыслить свое участие и приобрести личный смысл деятельности?
Мы готовы вместе с вами и разработчиками методического конструктора по внеурочной деятельности Д.В. Григорьевым и П.В. Степановым поразмышлять над этими вопросами.
1. Несколько слов об образовательных стандартах второго поколения
Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) введения ФГОС.
Образовательные стандарты второго поколения так же, как и другие важные документы последних лет (национальный проект Образование»; национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; новая редакция закона «Об образовании»), призваны обеспечить достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.
ФГОС является преемником многих идей, реализованных с различной степенью полноты в предшествующих проектах образовательных стандартов. Его инновационность заключается в том, что образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности.
Кроме того, значительно усиливается воспитательная составляющая деятельности школы. В ее задачи входит привлечение ребят в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. А это в свою очередь означает возрастание роли внеурочной деятельности, в рамках которой создаются новые возможности для самореализации и творческого развития каждого.
2. Конкретизация понятия
В педагогических словарях и энциклопедиях, специальных работах ученых 1920-70-х годов чаще всего встречался термин «внеклассная работа». Она рассматривается как организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей, а также для проведе-, ния ими разумного отдыха (Педагогический словарь. М., I960).
Внеклассная работа - это составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время пионерской и комсомольской организациями, другими органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руководителей и вожатых. (Педагогическая энциклопедия. М., 1964).
В Российской педагогической энциклопедии, изданной в 1993 г., внеклассная работа вообще не рассматривается, но раскрывается понятие «внеурочная работа». Ее основными задачами называются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости. Внеурочная работа направлена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении.
Совершенно очевидно, что в течение нескольких десятилетий произошла не просто смена используемых педагогами терминов. Изменилось их содержание. .С 80-х г. прошлого века начался поиск новых подходов к внеурочной работе, ориентированной на личность ребенка и развитие его творческой активности. Эта тенденция получила развитие с введением ФГОС и институтализацией внеурочной деятельности.
В материалах ФГОС используется понятие «внеурочная деятельность», которая стала рассматриваться как неотъемлемая часть образовательного процесса, но ее четкого и внятного определения в стандарте не дается.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых ре-
зультатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в аспекте воспитания и социализации.
Исходя из требований Стандарта программа внеурочной деятельности должна:
- быть направленной на обеспечение индивидуальных потребностей школьников;
- способствовать воспитанию школьников;
- разрабатываться в соответствии с такими направлениями развития личности школьника, как спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и т.д.;
- предполагать такие формы организации внеурочной деятельности, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.п.
3. Основные вопросы организации внеурочной деятельности
Кто реализует программы внеурочной деятельности?
- классные руководители;
- учителя-предметники;
- педагоги дополнительного образования;
- социальный педагог;
- старшая вожатая и т.д.
Каковы направления внеурочной деятельности?
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- социальное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное.
Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ ОУ.
Каково время, отводимое на внеурочную деятельность в школе?
Программы организации внеурочной деятельности учащихся в начальной школе предполагают как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий, так и организацию занятий крупными блоками (фестивали, экспедиции, конкурсы, слеты, соревнования и т.п.) в любое время вне учебных занятий, в том числе и в группах продленного дня (до 1350 часов за четыре года обучения).
Время, отводимое на внеурочную деятельность в основной школе, определяется образовательным учреждением в зависимости от условий:
- кадровых;
- материально-технических и др.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться формы отдыха и оздоровления детей: тематические лагерные смены (соответственно направлениям внеурочной деятельности), летние школы, создаваемые на базе образовательных учреждений.
Особенности внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.
Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся. Каковы этапы организации внеурочной деятельности?
Подготовительный
• Оценка имеющихся условий для организации внеурочной деятельности.
• Составление возможного реестра форм организации внеурочной деятельности. Определение модели внеурочной деятельности образовательного учреждения.
• Изучение запроса (социального заказа) родителей и самих обучающихся в аспекте реализации внеурочной деятельности.
Организационный
• Конкретизация реестра внеурочной деятельности.
• Разработка программ внеурочной деятельности.
• Реализация программ внеурочной деятельности. Оценочно-аналитический
• Количественный и качественный анализ. Каковы виды внеурочной деятельности?
1. игровая деятельность;
2. познавательная деятельность;
3. проблемно-ценностное общение;
4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5. художественное творчество;
6. социальное творчество (социально преобразующая деятельность);
7. трудовая (производственная) деятельность;
8. спортивно-оздоровительная деятельность;
9. туристско-краеведческая деятельность. Каковы результаты внеурочной деятельности? Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников
распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение школьником опыта само-J стоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее страновом, этническом, тендерном и других аспектах.
Таким образом, результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (знания о себе и окружающих, приобретение опыта самостоятельного действия, преодоление сложностей и т.д.). Эффект - это последствие результата, то, к чему привело достижение результата.
Какова взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности? Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структурно близких форм).
Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень — более сложными, третий уровень — самыми сложными формами внеурочной деятельности.
Например, в такой форме проблемно-ценностного общения, как этическая беседа, вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). Но поскольку в этической беседе основной канал общения «педагог — дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьников к рассматриваемой проблеме (именно в общении со сверстником, таким же. как он сам, ребенок устанавливает и проверяет свои ценности).
Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы— дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить свое отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребенка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (т.е. эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное общественное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).
Такая необходимость диктуется другой формой — проблемно-ценностной дискуссией с участием внешних экспертов, где участники высказываются только от себя лично, не класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Педагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровней. Он может это сделать только имитационно.
Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности, ее диагностики должно позволить педагогам:
• разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате;
• подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
• выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
• диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
• оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, . на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т. д.).
Таким образом, организаторам внеурочной деятельности в рамках ФГОС необходимо ответить на вопросы: в чем основной замысел внеурочной деятельности? каковы ее цели, кто их ставит и реализует? какое подбирается содержание, как оно структурируется? какие средства выбираем? на какие результаты ориентируемся? какой ценой они будут достигаться?
4. Методический конструктор
«Преимущественные формы достижения
воспитательных результатов во внеурочной
деятельности» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов)
Методический конструктор основан на взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности. Он может быть использован педагогами для разработки образовательных программ внеурочной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.
Уровни
Развитие
Накопление
воспитательных
позитивных
школьником
результатов
Приобретение школьником новых
отношений
опыта самостоятельного
социальных знаний
школьника к
базовым
обществен-
социально-
Виды
ным ценностям
го действия
внеурочной
деятельности
/. Познавательная
- познавательные занятия кружка,
факультатива и т.п., направленные
на освоение дегьми воспитываю-
щей информации (об обществен-
ных нормах и ценностях, об уст-
ройстве общества и основных со-
1
циальных и нравственных про-
i
блемах, о мировой и отечествен-
1
ной культуре, о ярких личностях
I
наших предков и современников,
о социально одобряемых и не-
одобряемых формах поведения и
т.п.).
- познавательные акции (олимпиа-
ды, марафоны, конференции, вик-
торины, экскурсии...), организуе-
мые педагогом для детей.
- детские исследовательские про-
екты.
- познавательные занятия кружка, факультатива и |
т.п. духовно-нравственной или социальной на-
правленности (диспут, дискуссия, ролевой диалог
и т.п.). 1
- познавательные акции, совместно организуемые
школьниками и педагогом в виде КТД. |
13
- интеллектуальные и познавательные клубы (на-ример. клуб «Что? Где? Когда?», НОУ и т.п.). детские исследовательские проекты социальной аправленности.
познавательные акции, совместно организуемые школьниками педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей, представителей окружающего школу социума, детские исследовательские проекты с элементами социального проектирования.
2. Игровая
I
развлекательные игры, органи-уемые педагогом; интеллектуальные игры, органи-уемые педагогом; ролевые игры, организуемые педагогом.
деловые игры, организуемые педагогом; развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые игры, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел - КТД
-
социально моделирующие игры, организуемые педагогом; - развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родите-1ей; - развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для представителей окружающего школу социума.
3. Трудовая (производственная) деятельность
- кружковые, студийные, факультативные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений в конструировании, техническом творчестве, ремесле и т.п.
|
- трудовые акции, трудовые десанты, организуемые педагогом; - трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел - КТД; - сюжетно-ролсвые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика». «Детская железная дорога» и т.п.); - детская производственная бригада под руководством взрослого.
- трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; - трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме; - детско-взрослое образовательное производство.
14
4. Досугово-развле-кательная деятельность
- культпоходы в кино, театры, концертные залы, выставки и т.п.; - досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), организуемые педагогом.
- досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел - КТД.
- досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капу- | стники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьника- | ми и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родите- ! лей; - досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме.
5. Спортивно-оздоровительная деятельность
- беседы о ЗОЖ; - оздоровительные процедуры; - физкультурные и спортивные занятия; - спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), организуемые педагогом.
- спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел - КТД.
- спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; - спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме.
6. Туристско-краеведческая деятельность
1
- кружковые, факультативные, секционные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений; - краеведческие экскурсии; - туристические поездки.
- поисково-краеведческие экспедиции; - природоохранные и природовосстановительные экспедиции.
7. Художественное творчество
-кружковые, студийные, факультативные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений; - художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), организуемые педагогом.
- художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел - КТД.
- художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме.
- социальные пробы (инициативное участие ребенка в отдельных социальных акциях, организованных взрослыми).
социально-ориентированные коллективные творческие дела - КТД.
- социальные проекты; - волонтерство (постоянное инициативное участие ребенка в деятельности на благо отдельных людей и общества в целом).
9. Проблемно-ценностное общение
- индивидуальные и групповые беседы об обществе, культуре, нравственности, поведении, морально-этических, правовых нормах и т.п.; - тренинги формирования социальных навыков.
- тренинги личностного роста; - дебаты по проблемам социальной, экономической, политической и духовной жизни людей; - свободные дискуссии по проблемам социальной, экономической, политической и духовной жизни людей (проблемно-ценностные дискуссии).
- проблемно-ценностные дискуссии с участием внешних экспертов; - беседы, дебаты, дискуссии с представителями общества (в том числе и представителями других образовательных учреждений), организуемые за пределами образовательного учреждения.
5. Разработка программы внеурочной деятельности образовательного учреждения
Программа ~ описание модели будущей внеурочной деятельности по одному или нескольким направлениям, рассчитанной на достижение определенных результатов в перспективе.
Программа необходима для получения представления о специфике содержания деятельности учреждения, об особенностях организационно -управленческого процесса в учреждении, о целях, задачах, средствах и путях их реализации.
Типы программ внеурочной деятельности.
• Образовательные программы (ОП) по конкретным видам внеурочной деятельности (ОП туристско-краеведческой деятельности, ОП деятельности школьного театра и т.п.)
• Комплексные образовательные программы, предполагающие переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам второго и третьего уровней в различных видах деятельности
• Тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие возможности различных видов деятельности (ОП патриотического воспитания, ОП воспитания толерантности и т.п.)
• Возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников)
• Индивидуальная образовательная программа младшего школьника. Требования к программе
Психолого-педагогическая наука предъявляет специальные требования, несоблюдение которых может печально отразиться на ее эффективности. Выделим основные из них:
• Актуальность - свойства программы быть нацеленной, ориентированной на решение наиболее важных в сложившихся условиях для образовательного учреждения проблем (учет требований времени, региона, родителей, детей и т.п.).
• Преемственность - это требование к программе учитывать то, что делалось в школе, в детском объединении, в воспитательной системе до того, как стала разрабатываться данная программа. Создается исходя из предшествующего опыта организации социального воспитания в школе.
• Целостность - свойство программы объединять в единую систему все действия: целостность программы - это ее логичность.
• Прогностичностъ - требования к программе работать на перспективу, отражать в своих целях и планируемых действиях не только то, что существует сегодня, но и предлагаемые (прогнозируемые) изменения, новые требования к внеурочной деятельности учащихся.
• Реальность - требование к программе быть выполнимой, оптимальной для потенциала конкретного образовательного учреждения.
• Оригинальность ~ свойство программы отражать специфику образовательного учреждения, своеобразие содержания, направлений, форм и методов его деятельности, нетрадиционный подход к решению поставленных проблем.
При составлении программы необходимо учитывать модель организации внеурочной деятельности, принятую в школе согласно стандартам. Эго может быть:
базовая модель организации внеурочной деятельности Внеурочная деятельность может осуществляться через:
• учебный план образовательного учреждения, а именно через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
• дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
• образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
• организацию деятельности групп продленного дня;
• классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
• деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;
• инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.
Модель дополнительного образования.
Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.
Она ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.
Модель «школы полного дня».
Основой для данной модели является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.
Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.
Оптимизационная модель.
Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие).
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Структура программы внеурочной деятельности
По своей структуре программа может иметь различные варианты.
Вариант 1
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Тематическое планирование.
4. Примерное содержание занятий.
5. Предполагаемые результаты реализации программы.
Вариант 2
1. Пояснительная записка.
2. Цель программы.
3. Направление деятельности.
4. Условия реализации данных направлений.
5. Механизм реализации программы.
6. Этапы реализации программы.
7. Ресурсное обеспечение.
Вариант 3
1. Пояснительная записка.
2. Цель программы.
3. Задачи программы.
4. Механизм реализации программы.
5. Содержание программы.
6. Кадровое обеспечение программы.
7. Ожидаемые результаты реализации программы.
8. Диагностика результатов программы.
Вариант 4
1. Нормативно-правовая и документальная основа.
2. Пояснительная записка.
2. Цель программы.
3. Задачи программы.
4. Принципы организации внеурочной деятельности.
5. Участники программы.
6. Кадровые условия.
7. Условия реализации программы.
8. Механизмы реализации программы.
9. Сроки и этапы реализации программы.
10. Ожидаемые результаты реализации программы.
11. Уровни результатов внеурочной деятельности.
12. Направления, виды, формы внеурочной воспитательной работы по направлениям.
13. Содержание внеурочной деятельности.
14. Структура содержания воспитательной деятельности.
15. Модель внеурочной деятельности для обучающихся.
16. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.
17. Риски, трудности и проблемы в реализации программы.
18. Литература.
Итак, программа может иметь различные варианты структуры, но основными ее элементами (составными частями) являются: пояснительная записка, цели и задачи, тематическое планирование, основное содержание деятельности и предполагаемые результаты.
Конечно, как и у каждой программы, у программы внеурочной деятельности оформляется титульный лист.
Рассмотрим каждый из разделов программы.
Титульный лист.
На титульном листе программы должна найти отражение следующая информация:
-название программы (по возможности краткое и отражающее суть программы);
- направление развития личности школьника, в рамках которого будет реализовываться программа;
-вид внеурочной деятельности школьников, в рамках которого будет реализовываться программа;
- возраст школьников, на которых ориентирована программа;
- разработчик(и) программы (ФИО, занимаемая должность);
-отметка об утверждении программы (вышестоящие органы образования (по подчиненности учреждения). Название образовательного учреждения, в котором разработана программа. ФИО ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты утверждения);
-дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации;
-название города;
- год создания программы.
Например (здесь и далее мы будем приводить примеры из программ внеурочной деятельности учащихся не только начальной, но и основной школы, так как по своей структуре и принципам разработки они ничем не отличаются):
Программа
внеурочной деятельности учащихся «ВЕЛИКИЕ ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ»
Направление: духовно-нравственное. Вид деятельности: проблемно-ценностное общение. Возраст школьников: 8-9-е классы. Разработчик: ...
Или:
Программа внеурочной деятельности учащихся «СЕКЦИЯ БОЕВЫХ ИСКУССТВ»
Направление: спортивно-оздоровительное. Вид деятельности: спортивная. Возраст школьников: 1-4-е классы. Разработчик:...
Пояснительная записка.
Смысл пояснительной записки в самом ее названии. Ваша задача -объяснить, какую программу вы предлагаете к реализации, зачем она нужна, что дает она детям, как вы планируете по ней работать и т.п. В пояснительной записке к программе внеурочной деятельности важно:
-обосновать актуальность программы, то есть доказать, что она необходима современным школьникам;
-указать назначение программы, то есть в общих чертах описать ее цели;
-указать, какое количество часов предполагает реализация данной программы (в программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий, при этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий);
-выделить предусмотренные программой особенности работы с детьми, если, конечно, такие особенности существуют.
Итак, в этой части программы обосновывается ее актуальность и значимость, связь с уже существующими по данному направлению программами. Неплохо проанализировать социально-педагогические условия, которые сложились в школе на момент создания программы, особенности конкретной детской группы, отдельных ребят. Здесь же указывается точный адрес про-фаммы, т.е. кому она предназначается (какому возрасту, социальной группе детей и т.п.). Во введении объясняется название программы, ее основные идеи, принципы, на которых основывается программа; формы и режим занятий, материально-техническое оснащение, если необходимо.
Несколько слов хочется сказать о принципах внеурочной деятельности, описание которых может включаться как в раздел «Пояснительная записка», так и являться отдельными разделами.
Принципы - это обобщенные правила, ограничения, рекомендации, опираясь на которые вы планируете осуществлять внеурочную деятельность. Формулируя принципы, вы задаете некие нормативные рамки деятельности. При помощи принципов вы описываете, какой, на наш взгляд, должна быть организация внеурочной деятельности, чтобы получилось эффективное воспитание.
Мы предлагаем рассматривать в качестве основополагающих следующие принципы организации внеурочной деятельности, развития и воспитания школьников: принцип совместности деятельности педагогов и школьников, принцип системной организации воспитания, принцип гуманистической направленности воспитания, принцип опоры на педагогический авторитет, принцип учета возрастных, тендерных и индивидуальных особенностей школьников и т.п. Данный перечень вы можете видоизменять, продолжать, укорачивать - исходя из ваших собственных представлений о воспитательной деятельности.
Вот как может выглядеть описание этих принципов в вайей программе. Принцип совместности деятельности педагогов и школьников. Развитие и воспитание школьников должно осуществляться только в процессе совместной деятельности детей и взрослых: познания, проблемно-ценностного общения, труда, игры, спорта, туризма, художественного творчества, социального творчества и т.п. - при условии реализации педагогом воспитательного потенциала этой деятельности и превращения ребенка в субъект этой деятельности. Только в совместной деятельности могут образовываться воспитывающие детско-взрослые общности. Только здесь у педагоса появляется шанс стать для ребенка значимым взрослым. Только в совместной деятельности с ребенком педагог может создавать благоприятные условия для приобретения детьми социально значимых знаний, развития их социально значимых отношений и накопления ими опыта социально значимых действий.
Принцип системной организации воспитания. Этот принцип предполагает преодоление фрагментарности воспитательной работы, состоящей подобно лоскутному одеялу из разрозненных, малосвязанных, а иногда и разноплановых мероприятий. Принцип системности требует рассмотрения всех компонентов воспитания не изолированно, а в их взаимосвязи: четкой ориентации воспитательных мероприятий на цель и задачи воспитания, адекватного подбора содержания и форм воспитания, логичного «перетекания» одних воспитывающих дел в другие.
Принцип гуманистической направленности воспитания. Гуманизм полагает человека наивысшей общественной ценностью. Более того, он постулирует принцип самооценности человека, подчеркивающий отсутствие всякой необходимости в каком бы то ни было обосновании или оправдании этой ценности. В современной школе воспитание должно быть гуманистическим: гуманистически ориентирующим, то есть ориентирующим ребенка на ценности гуманизма, и гуманистически ориентированным, то есть ориентированным на ребенка как на главную для воспитателя ценность.
Принцип опоры на педагогический авторитет. В младшем школьном возрасте, как ни в каком другом, ребенок наиболее чувствителен к влиянию на него личности педагога, что требует от последнего особой осторож-
ности в словах и действиях. Ведь все это может иметь непосредственное отражение в личности воспитанника - установки взрослых (а тем более учителя) воспринимаются младшим школьником некритически и зачастую как истина в последней инстанции. В этом таится и огромный воспитательный потенциал, и огромная опасность.
Принцип учета возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей школьников. Организуемая в школе внеурочная деятельность должна согласовываться с общими законами человеческого развития и строиться сообразно полу, возрасту и иным индивидуальным особенностям ребенка.
Посмотрим на фрагмент пояснительной записки к программе внеурочной деятельности «Загадки истории и современности»:
Пояснительная записка
Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативных, кружковых, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.
Программа «Загадки истории и современности» предоставляет возможность работающему по ней педагогу планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно «переходить» от более простых результатов к более сложным.
Рассмотрение загадок истории и современности - это лишь повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества, взглянуть на события истории и современности не в политическом, а в «человеческом измерении». Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на формирование их отношений к Человеку как к базовой ценности современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности.
Программа ориентирована на школьников подросткового возраста и может быть реализована как в работе педагога с отдельно взятым классом, так и в его работе с группой учащихся из разных классов и параллелей.
Программа рассчитана на 34 часа аудиторных и внеаудиторных занятий.
А это фрагмент пояснительной записки к программе проблемно-ценностного общения школьников
Пояснительная записка
«Общение — это обмен духовными ценностями, который происходит в форме диалога, как с «другими Я», так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми»1. В этом определении А.В. Мудрика удачно соединены сразу несколько важных понятий — внутриличност-ный диалог, межличностный диалог, духовность, ценности, принципиальные для адекватного понимания проблемно-ценностного общения.
Основной принцип программы проблемно-ценностного общения школьников—диалогичность. Помимо него фундаментальное значение имеют принципы природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности.
Как известно, термин диалог имеет множество смыслов или разные смыслы. Применительно к педагогической реальности общение через диалог рассматривается как условие реализации субъект-субъектных отношений между педагогом и ребенком в противоположность субъект-объектным (монологическим) отношениям.
Если в монологическом общении доминируют смысл и воля одного из участников, например педагога, то диалогическое общение есть совместное обсуждение ситуации. Если в системе монологического общения субъекты делятся на активных и пассивных, то диалогическое общение предполагает активность (субъектность) всех участников. При этом активность направлена на предмет общения, а не на личность одного из участников.
Предметом общения может стать внутренний мир человека, межличностные отношения, социальное окружение, учебные занятия, творчество и т. п. Но в любом случае предмет диалогического общения должен отвечать ряду требований:
• воплощение тех интересов, которые в данный момент занимают одну из ведущих позиций в иерархии мотивов субъекта;
• каждый партнер имеет свое собственное, отличающееся от остальных видение предмета;
• содержание предмета общения порождает у участников индивидуальные смыслы, которые пересекаются в ходе взаимодействия и создают общее смысловое поле.
Чрезвычайно важным для реализации программы проблемно-ценностного общения школьников представляется подход психолога СЛ. Братченко к определению основных атрибутов межличностного диалога.
Первый атрибут диалога — свобода его участников. Собеседники диалога свободны от внешних, внеличностных целей, прагматических интересов, задач убеждения, переубеждения и т. п. Они не имеют цели оказывать воздействие друг на друга, но тем не менее (а точнее — именно поэтому) диалог создает оптимальные условия для реального влияния на развитие личности, так как личностный рост предполагает свободу самореализации. Именно свобода самоосуществления, свобода стать и быть самим собой играет в диалоге ведущую роль.
Принимая такую свободу, человек одновременно признает ответственность за себя и свою свободу. И это создает еще один парадокс диалога — принятие на себя ответственности за собственную позицию делает человека более внимательным и терпимым к позициям других.
Однако свобода субъектов диалога не абсолютна (абсолютная свобода есть власть), а ограничена совокупностью прав. Именно равноправие собеседников как взаимное признание свободы друг друга является вторым атрибутом межличностного диалога.
Третий атрибут диалога — это личностный контакт между собеседниками на основе сопереживания и взаимопонимания. Взаимопонимание создает рациональную основу контакта, но глубинной основой контакта, связующей нитью диалога является сопереживание как эмоционально-интуитивное постижение собеседниками внутреннего мира друг друга, создающее единство встречи индивидуальных переживаний. Осгальные особенности межличностного диалога — открытость и доверие собеседников, их сотворчество — выводимы, по мнению С.Л. Братченко, из трех названных атрибутов.
Принцип природосообразности предполагает, что проблемно-ценностное общение школьников должно согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать учащегося сообразно полу и возрасту, формировать ответственность за собственное развитие.
Принцип культуросообразности предполагает, что проблемно-ценностное общение школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, их специфическими особенностями, традициями, присущими тем или иным регионам.
Трактовка принципа коллективности предполагает, что проблеммая коммуникация, осуществляясь в детско-взрослых общностях, коллективах различного типа, дает юному человеку опыт жизни в обществе, опыт понимания и взаимопонимания с окружающими, создает условия для формирования гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей.
Таким образом, цель настоящей внеурочной программы — формирование у школьников способности и готовности к ответственному проблемно-ценностному общению как в школьной, так и в открытой общественной среде.
Настоящая программа рассчитана на 1 год занятий, объем занятий — 68 ч. Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (в расчете 2 ч. в неделю), так и возможность организовывать занятия крупными блоками.
Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одного отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких классов.
Цели и задачи программы,
Формулируя цели, важно соблюсти ряд требований, которые обычно предъявляются к процессу целеполагания.
Во-первых, цель должна быть актуальной. Другими словами, она должна соответствовать потребностям развития общества, специфике данного образовательного учреждения, возрастным особенностям школьников и тем проблемам воспитанности, которые для них характерны.
Во-вторых, цель должна быть ясна и конкретна. Цель не следует описывать абстрактными и малопонятными формулировками, аморфно и излишне витиевато. Формулировка цели должна быть проста и понятна.
В-третьих, цель должна быть достижимой. Как, например, узнать, достигли ли педагоги такой цели как «воспитание всесторонне и гармонично развитой личности»? Чтобы сделать такой вывод, надо, но крайней мере, знать: сколько сторон у личности, какие это стороны и по каким признакам можно судить о том, что в ребенке развиты именно все стороны? Ни на один из этих вопросов ответ получить, увы, невозможно.
В-четвертых, достижение цели должно быть диагностируемо, педагогический коллектив должен обладать четкими критериями и проверенными методиками оценки достижения именно тех целей воспитания, которые были им поставлены.
Кроме того, не забудьте, что сегодня вы формулируете цели духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы, а в недалеком будущем вам придется формулировать цели духовно-нравственного развития и воспитания учащихся основной и старшей школы В этой связи старайтесь формулировать их так, чтобы соблюсти принцип преемственности.
А вот формулируя задачи, старайтесь выделить ряд ключевых проблем в организации процесса воспитания, которые вам необходимо решить для достижения поставленной цели. Решение каждой из этих проблем и станет вашей отдельной задачей.
Таким образом, блок целей и задач должен быть конкретным, реальным, достижимым и побудительным. На практике это означает, что каждую из поставленных задач важно сформулировать так, чтобы:
- было ясно, чего конкретно за данный период следует добиться с помощью внеурочной деятельности;
- для ее решения имелись реальные возможности;
- ее действительно можно было решить (достигнуть) за тот срок, на который она рассчитана.
Задачи могут быть воспитательные (ведущие) и организационно-практические (вспомогательные). Тематическое планирование. Оформляется оно обычно в форме таблицы, где указываются:
- названия модулей, разделов и тем внеурочных занятий;
- соответствующее им общее количество часов, а также количество часов аудиторных и внеаудиторных (активных, подвижных) занятий.
Вот как может выглядеть такое тематическое планирование (рассмотрим его на примере «Программы корригирующей гимнастики»):
№ п/п
Названия разделов и тем
Общее количество часов
Часы аудиторных занятий
Часы внеаудиторных активных занятий
1.
Вводное занятие (правила техники безопасности)
1
1
2.
Теоретические сведения (основы знаний)
6
6
2.1.
Здоровье человека и влияние на него физических упражнений
2
2
2.2.
Влияние питания на здоровье
2
2
2.3.
Гигиенические и этические нормы
2
2
3.
Общая физическая подготовка
21
21
3.1.
Упражнения в ходьбе и беге
4
4
3.2.
Упражнения для плечевого пояса и рук
4
4
3.3.
Упражнения для ног
4
4
3.4.
Упражнения для туловища
5
5
3.5.
Комплексы общеразвивающих упражнений
4
4
4.
Специальная физическая подготовка
54
2
52
4.1.
Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж
14
2
12
4.2.
Укрепление мышечного корсета
12
12
4.3.
Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени
10
10
4.4.
Упражнения на равновесие
6
6
4.5.
Упражнения на гибкость
7
7
4.6.
Акробатические упражнения
5
5
5.
Дыхательные упражнения
4
1
3
6
Упражнения на расслабление
3
1
2
7.
Самоконтроль и психорегуляция
4
1
3
8.
Самомассаж и взаимомассаж
3
1
2
9.
Контрольные испытания и показательные выступления
6
6
9.1.
Физкультурный праздник
3
3
9.2.
Праздник здоровья
3 . .
3
Всего
102
13
89
Примерное содержание занятий.
В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Этот раздел, пожалуй, самый сложный, если учесть, что из описания примерного содержания занятий должно быть видно, на достижение какого уровня воспитательных результатов они направлены. Если программу предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделен на смысловые части.
Конечно, сделать это применительно ко всем внеурочным занятиям будет просто невозможно. Но применительно к тем из них, которые действительно несут в себе большой воспитательный потенциал, следует постараться это сделать. Итак, применительно к каждой теме внеурочных занятий важно указать, что именно на них будет происходить: о чем будет вестись разговор, что будут делать педагог и дети, какие формы работы будут при этом использованы и т.п.
Приведем примеры описания некоторых таких тем из различных программ внеурочной деятельности.
Вот, например, описание одной из тем программы «Великие этические учения»:
Этика Махатмы Ганди (2 часа). Махатма Ганди и его этическая концепция. «Сатьяфаха», гражданское неповиновение и несотрудничество. Знакомство с фрагментами текста с высказываниями Ганди. Вопросы на понимание. Самостоятельный индивидуальный анализ школьниками предложенной этической концепции: «что соотносится с моими собственными взглядами?», «что вызывает у меня отторжение?», «что заставило меня задуматься и по-новому посмотреть на жизнь?». Обсуждение этической концепции Ганди - ролевой диалог «сторонников» и «оппонентов»: вопросы «оппонентов» и ответы «сторонников»; сомнения «оппонентов» и прояснение позиций «сторонников»; рассмотрение появившихся в ходе обсуждения альтернатив. Выработка личного отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.
Это описание одной из тем программы «Загадки истории и современности»:
Загадка последствий Второй мировой: почему фашизм популярен в стране, больше всех пострадавшей от фашизма? (10 часов). Итальянский и германский фашизм. Фашистский «План Ост»: знакомство, отношение, обсуждение. Неофашизм в Европе и России: идеология, движения, общественная поддержка. Статистика преступлений на почве расовой и национальной ненависти в современной России. Свастики и фашистские лозунги на улицах российских городов - определение позиций школьников к этому явлению, дискуссия по вопросам: как вы относитесь к такому выражению свободы слова; какие люди их пишут, каков их психологический и социальный портрет; почему подобных надписей так много в стране, больше всех пострадавшей от фашизма; что делать и нужно ли что-то делать?
Проведение школьниками социологического опроса (в своей школе, в близлежащих образовательных учреждениях, в микрорайоне ит-гг) «Свастики на улицах нашего города: реальная опасность или баловство молодежи?».
Акция «Георгиевские цвета»: закрашивание уличной фашистской символики в георгиевские цвета, создание и демонстрация в школе видеоролика «Георгиевские цвета». Рефлексия по итогам проведения акции.
А это описание взято из программы «Спортивные игры»:
Спортивно-оздоровительный социально-образовательный проект «Народные олимпийские игры» (10 часов). Исследование информированности жителей микрорайона о спортивных играх, в том числе народов России (социологический опрос, интервью). Сбор и презентация жителям микрорайона (через тематические стенды, газеты, радио/телевидение, сайты и т.п.) информации о спортивных играх народов России: «чижик», русская лапта, городки, борьба руками, петушиные бои, перетягивание каната, народные виды единоборств, «царь горы» и т.д. Разработка старшеклассниками на переговорной площадке с представителями муниципалитета, заинтересованных общественных структур правил и регламента проведения в микрорайоне «Народных олимпийских игр». Подготовка силами старшеклассников в сотрудничестве с представителями муниципалитета игровых площадок и необходимого инвентаря. Подготовка среди старшеклассников будущих инструкторов дворовых команд. Создание силами старшеклассников судейского корпуса. Помощь дворовым сообществам микрорайона в формировании и подготовке межвозрастных смешанных команд для участия в «Народных олимпийских играх». Проведение на спортивной базе микрорайона и школы «Народных олимпийских игр».
Предполагаемые результаты реализации программы.
Результаты реализации программ внеурочной деятельности - это, в первую очередь, воспитательные результаты, то есть здесь надо перечислить:
-те социально-значимые знания, которые планируется передать детям;
-те социально значимые отношения, которые планируется у них развивать;
-и тот опыт социально значимого действия, приобретение которого школьниками планируется организовать.
Кроме того, в этом разделе могут найти отражение и иные результаты реализации программы: обучающие, профориентационные и т.п.
Вот как, например, описаны предполагаемые результаты реализации программы внеурочной трудовой деятельности учащихся «Маленький мастер»:
Результаты первого уровня (получение школьниками социально значимых знаний): приобретение школьником представлений о проектной деятельности, профориентационных знаний по ряду профессий (столяр, плотник, резчик по дереву, чертежник, дизайнер, архитектор, менеджер и др.).
Результаты второго уровня (развитие социально значимых отношений школьников): формирование позитивного отношения к труду, базовой учебной дисциплине, родной культуре, национальным традициям, семье, повышение самооценки учащихся, формирование позитивного отношения к конкуренции.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта социально значимого действия): получение школьником опыта успешного трудового действия под руководством взрослого, опыта самостоятельного группового действия в процессе реализации проекта, выявления интересов партнеров (внутренних и внешних) и объединения усилий заинтересованных сторон, опыта формирования позитивного отношения к труду и родной культуре у младших членов проектной группы, а также опыта коммуникации в процессе представления результатов проекта на внутришкольном и внешнем уровнях.
А это предполагаемые результаты реализации уже упоминаемой программы «Загадки истории и современности»:
Результаты первого уровня (получение школьниками социально значимых знаний): приобретение школьниками знаний об основных общечеловеческих ценностях; о различиях в истолковании истории и причинах этих различий; о европоцентризме и фальсификациях исторических событий; о геноциде, который сопровождал географические открытия европейцев; о тирании и прецедентах противостояния гражданина и тирана; о двойственном значении государственных реформ для власти и общества, о проблематичности применения реформаторами формулы «цель оправдывает средства»; о двойственном значении революций для развития государства и общества, о политических и гуманитарных последствиях революций, об опасности инициирования революций извне; об ответственности правителя и чувстве покаяния; о решающем вкладе советского народа в победу над фашизмом, о попытках «переписывания» истории второй мировой войны и об опасностях такого «переписывания»; о фашизме, неофашизме и механизмах влияния фашистской идеологии на массовое сознание; о традиционных спорах о пути развития России и ее вкладе в мировую историю и культуру, о восточной и западной цивилизациях, о многообразии критериев оценки развития страны, культуры, цивилизации; об экологических проблемах человечества, об обществе потребления как главной опасности для природы; об ответственном отношении к судьбе своей страны и планеты.
Результаты второго уровня (развитие социально значимых отношений школьников): развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, ее истории и культуре, населяющим ее народам, героическим страницам его прошлого; к Земле, природе и биологическому разнообразию жизни; к знаниям, науке и исследовательской деятельности; к Миру, ненасилию, сотрудничеству; к Человеку, к людям, другим и иным людям (иной этнической или культурной принадлежности), к человеческой жизни вообще.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта социально значимого действия): школьник может приобрести опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп; опыт волонтерской деятельности; опыт участия в гражданских акциях; опыт организации совместной деятельности с другими детьми. -----------------------------------------------------------------------------------------------------i
Необходимо также обозначить диагностический инструментарий, позволяющий увидеть результаты деятельности, определить основные методы аналитической работы, описать входную и выходную диагностику, возможный вариант рефлексивной деятельности и т.д. Например:
диагностический инструментарий:
1. Входящее, промежуточное и итоговое тестирование обучающихся на выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей.
2. Анкетирование, направленное па выявление образовательных запросов обучающихся и их родителей.
3. Тематические листы-вкладыши в Портфолио учащихся. Методы оценки процесса и результата:
1. Теоретические (изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме, моделирование).
2. Эмпирические (анкетирование, тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности детей, анализ документации).
Раздел «Необходимые условия реализации (ресурсное обеспечение программы) может включать такие подразделы:
а) кадровое обеспечение (это специалисты-профессионалы, управленцы, волонтеры и т.д.);
б) материально-техническое (и финансовое) обеспечение (специальное оборудование, оргтехника, транспорт, помещения, средства связи, реквизит, инвентарь);
в) научно-методическое обеспечение (комплекс целенаправленных действий по формированию в педагогическом коллективе единых представлений: об особенностях педагогической деятельности; о специфике временного детского объединения; о характере взаимоотношения взрослого и детского коллективов; о способах проектирования внеурочной деятельности в рамках стандартов; о критериях оценки эффективности тех или иных используемых методик; о возможных проблемах в ходе профессионального взаимодействия и оптимальных путях их преодоления);
г) нормативно-правовое обеспечение.
Вот как, например, описаны условия реализации программы внеурочной деятельности учащихся «Путь к успеху»:
Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности:
- укомплектованность образовательного учреждения необходимыми педагогическими, руководящими и иными работниками: руководитель школы, заместители директора по УВР, ВР, педагог-организатор, классные руководители, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-психолог, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования;
- наличие соответствующей квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения;
- непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения.
Нормативно-правовое обеспечение
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
• Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
• СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
• Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
В программе приводятся два списка литературы: используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса; рекомендуемая для детей и родителей.
6. Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников
Целью диагностики является выяснение того, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Выяснить не для того, чтобы сравнивать, в какой школе процесс воспитания организован лучше, а в какой хуже, и не для того, чтобы делать оргвыводы в отношении тех или иных педагогов той или иной школы, а для того, чтобы обнаруживать и решать наиболее острые проблемы, существующие во внеурочной сфере, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.
Что же именно должно стать предметом диагностики, что именно необходимо изучить для оценки эффективности воспитания? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся еще раз к определению воспитания. Воспитание — это управление процессом развития личности ребенка (человека) через создание благоприятных условий. Соответственно и диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности. Исходя из этого можно выделить три основных предмета диагностики.
Первый предмет диагностики - это личность самого воспитанника. В каком направлении происходит развитие личности ученика? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания?
Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника, можно различными способами. Это может быть наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных работ школьников: дневников, сочинений, эссе, статей в школьную газету и т. д.
Второй предмет диагностики — это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика.
Традиционно в российских школах внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском общественном объединении и т. д. Современный ребенок развивается как личность в нескольких разных коллективах — разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счет одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, ее усреднения, за счет других — развивать индивидуальность ученика, его творческий потенциал.
Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива (здесь мы предлагаем использовать хорошо зарекомендовавшую себя диагностическую методику А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»), а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе (для диагностики этих отношений целесообразно использовать методику социометрии).
Третий предмет диагностики — это профессиональная позиция педагога, еще одно важнейшее условие развития личности ученика. Позиция — это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей (Н.Г. Алексеев, В.И. Слободчиков).
В связи с этим важно выяснить, является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога (или педагог всего лишь выполняет возложенную на него кем-то обязанность, т. е. попросту отбывает повинность); какие профессиональные ценности сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют и педагог осуществляет свою работу формально; равнодушно). Не меньшее значение имеет и характер педагогической позиции. Сформирована ли у воспитателя гуманистическая или авторитарная педагогическая позиция, предполагает ли он самоопределение воспитанника или рассматривает его как tabula rasa для воплощения своих замыслов? Здесь можно использовать методику диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя.
7. Дополнительная литература
1. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст] / А.Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. -№ 4. - С. 18-22.
2. Вяземский, Е.Е. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности [Текст] / Е.Е. Вяземский // Преподавание истории в школе. - 2009. -№8.-С.4-13.
3. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / сост. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
6. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] : проект / РАО; под ред. A.M. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с. — (Стандарты второго поколения).
7. Логинова, Л. Г. Сохранение качественной определенности дополнительного образования детей в системе образования России [Текст] / Л.Г. Логинова // Проблемы современного образования. - 2011 - № 3. - С. 48-55 Режим доступа: www.prmedu.ru/
8. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] /7 Воспитание школьников.-2009.-№ 8.-С. 10-16.
9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: начальная школа [Текст] / сост. У.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010.
10. Степанов, П. Как разработать программу внеурочной деятельности? [Текст] / П.В. Степанов // Спутник классного руководителя. - 2011. -№ 6. - С. 4.
11. Цветкова, И.В. Как создать программу воспитательной работы [Текст]: методическое пособие / И.В. Цветкова. - М.: Просвещение, 2006. -207с.
Редактор Л.Н. Курошнна Компьютерная верстка О.В. Захарченко
Подпнсано а печать 10.06.2013 Бумага полиграфическая Формат 60x84 1/16
УЧ.-ИЗД.Л. 1,7 Доп. тираж 100 экз. Заказ 912013
Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском центре ОГБОУ ДПО Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Отпечатано в лаборатории оперативной полиграфии ОГБОУ ДПО УИПКПРО.
ОГБОУ ДПО Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.