В настоящее время выдвинута важная задача – разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребёнка. Успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Совершенствование системы физического воспитания детей школьного возраста в настоящее время должно осуществляться за счет улучшения взаимосвязи ее основных звеньев и, прежде всего, ее ключевой формы – урока физической культуры. Необходимо усилить акцент на воспитание положительных мотивов, интересов, привычки и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, больше внимания уделять обучению школьников умениям самостоятельно заниматься, воспитанию убеждения в значимости занятий физической культурой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных документов:
- Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.67);
- Концепции модернизации Российского образования;
- Концепции содержания непрерывного образования;
- Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2008);
- Примерной программы по физической культуре в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (руководители проекта А.М. Кондаков, Л.П. Кезина. - М.: Просвещение, 2010).
В настоящее время выдвинута важная задача – разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребёнка. Успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Совершенствование системы физического воспитания детей школьного возраста в настоящее время должно осуществляться за счет улучшения взаимосвязи ее основных звеньев и, прежде всего, ее ключевой формы – урока физической культуры. Необходимо усилить акцент на воспитание положительных мотивов, интересов, привычки и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, больше внимания уделять обучению школьников умениям самостоятельно заниматься, воспитанию убеждения в значимости занятий физической культурой. Содержание уроков строить так, чтобы удовлетворять наиболее актуальные потребности обучающихся в активной деятельности, познании, общении, утверждении собственной личности.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Уровень изучения учебного материала базисный. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников
В соответствии с базисным учебным планом на занятие физической культурой в 4 классе отводится 3 часа в неделю всего 102 часа.
Характеристика особенностей (т.е. отличительные черты) программы: в соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.
Учитывая эти особенности, предлагаемая программа по физической культуре для учащихся начальной школы ориентируется на решение следующих целей и задач:
Цельюпрограммы - формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Программа направлена на:
— реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки,) региональными климатическими условиями .
— реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
— соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
— расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
— усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техническом уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представлены соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкоатлетические упражнения», «Подвижные игры», «Лыжная подготовка». Лыжная подготовка заменена «Элементами спортивных игр», в связи с отсутствием условий для занятий и соответствующего оборудования и инвентаря. Поэтому вариативная часть представлена « Элементами спортивных игр». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта. В данном разделе предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруппированы внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Такое изложение материала позволяет отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими этих занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
Урок физической культуры – основная форма обучения жизненно-важным видам движений, которые имеют огромное значение в укреплении здоровья школьника. Уроки решают задачу по улучшению и исправлению осанки; оказывают профилактическое воздействие на физическое состояние ребенка; содействуют гармоничному физическому развитию; воспитывают координацию движений; формируют элементарные знания о личной гигиене, режиме дня; способствуют укреплению бодрости духа; воспитывают дисциплинированность.
Для более качественного освоения предметного содержания настоящей программы рекомендуется уроки физической культуры подразделять на три типа:
с образовательно-познавательной направленностью (На таких уроках учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. Целесообразно использовать учебники по физической культуре);
образовательно-предметной направленностью (Такие уроки используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр.);
образовательно-тренировочной направленностью (Уроки используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. На таких уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной).
Каждый из этих типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий. Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах, во время прогулок, дополнительных занятиях. При этом, развивая самостоятельность, необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры или на уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебниках по физической культуре. Путем повышения самостоятельности и познавательной активности учащихся достигается усиление направленности педагогического процесса на формирование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической заботе о своем теле и здоровье.
Выполняя программный материал, уроки рекомендуется проводить не только преимущественно на открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный эффект но и в игровой и соревновательной форме, что доставит детям радость и удовольствие, а грамотная объективная оценка их достижений явится стимулом для дальнейшего улучшения результатов, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями.
К формам организации занятий по физической культуре в начальной школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры.
Для успешной реализации программы необходимо наличие спортивного зала, оборудованного спортивным инвентарем, гимнастическими снарядами и гимнастическим оборудованием для проведения занятий в условиях непогоды, низкой температуры воздуха. Оборудованная спортивная площадка для проведения уроков на свежем воздухе, наличие ямы для прыжков с разбега, футбольных ворот, ровной открытой местности для занятия бегом.
Для полной реализации программы необходимо постоянно укреплять материально-техническую и учебно-спортивную базу, регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления для каждой возрастной группы учащихся.
По окончании курса «Физическая культура» проводится аттестация учащихся, содержание которой включает в себя учебные задания, разрабатываемые в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования и настоящей рабочей программой.
Распределение учебного времени на различные виды программного материала
по четвертям (сетка часов)
Разделы и темы
Количество часов (уроков)
Четверти
I
II
III
IV
Базовая часть
25
22
32
24
1
2
3
4
Основы знаний о физической культуре
Гимнастика с основами акробатики
Легкоатлетические упражнения
Подвижные игры
1
15
9
1
15
6
1
9
1
14
9
Вариативная часть
22
1
Элементы спортивных игр (волейбол и баскетбол)
22
Итого
103
часа
Содержание тем учебного предмета
1. Базовая часть:
Основы знаний о физической культуре:
Понятия- эстафета, команды «старт», «финиш», темп, длительность бега, влияние бега на состояние здоровья, элементарные сведения о правилах соревнований в беге, прыжках и метаниях, техника безопасности на занятиях.
Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение напряжения и расслабления мышц, личная гигиена, режим дня и закаливание.
Названия и правила игр, инвентарь оборудование, организация, правила поведения и безопасности.
Легкоатлетические упражнения :
- ходьба с изменением длины и частоты шагов, с перешагиванием через скамейки, в различном темпе под звуковые сигналы, сочетание различных видов ходьбы с коллективным подсчетом, с высоким подниманием бедра, в приседе, с преодолением 3-4 препятствий по разметкам.
- - бег с изменением длины и частоты шагов, с высоким подниманием бедра, приставными шагами правым, левым боком вперед, с захлестыванием голени назад, равномерный, медленный до 6-8 мин., бег в коридорчике 30-40 см из различных и.п. с максимальной скоростью до 60 м, с изменением скорости, с прыжками через условные рвы под звуковые и световые сигналы, бег с вращением вокруг своей оси на полусогнутых ногах, зигзагом, в парах «Круговая эстафета»(расстояние 15-30 м), «Встречная эстафета» (расстояние 10-20 м), бег с ускорением от 40 до 60 м, соревнования.
- прыжки на заданную длину по ориентирам, на расстояние 60-110 см в полосу приземления шириной 30 см, чередование прыжков в длину с места в полную силу и в полсилы ( на точность приземления), с высоты до 70 см с поворотом в воздухе на 90-120 и с точным приземлением в квадрат, в длину с разбега (согнув ноги), в высоту с прямого и бокового разбега, многоскоки (тройной, пятерной, десятирной).
- метание теннисного мяча с места, из положения стоя боком в направлении метания на точность, дальность, заданное расстояние, в горизонтальную и вертикальную цель (1,5х1,5) с расстояния 5-6 м, бросок набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы, от груди снизу вперед-вверх, из положения стоя грудью в направлении метания, левая(правая) нога впереди, с места , то же с шага на дальность и заданное расстояние.
Гимнастика с элементами акробатики:
- рапорт учителю, повороты кругом на месте, расчет по порядку, перестроение из одной шеренги в три уступами, из колонны по одному в колонну по три и четыре в движении с поворотом, команды «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!».
- упражнения в лазанье – по канату в три приема, перелезание через препятствия.
- акробатические упражнения- кувырок вперед, кувырок назад, кувырок назад и перекатом стойка на лопатках, мост с помощью и самостоятельно, комбинация из освоенных элементов.
-упражнения в равновесии –ходьба по бревну большими шагами и выпадами, ходьба на носках, повороты прыжком на 90 и 180, опускание в упор, стоя на коленях (левом, правом)
- упражнения в висе – вис завесом, вис на согнутых руках, согнув ноги, на гимнастической стенке вис прогнувшись, подтягивание в висе, поднимание ног в висе, комбинации из освоенных элементов на гимнастической стенке, бревне, скамейке.
- опорные прыжки на горку из гимнастических матов, коня, козла, вскок в упор стоя на коленях и соскок взмахом рук.
-танцевальные упражнения- I и II позиция ног, сочетание шагов галопа и польки в парах, элементы народных танцев.
Подвижные игры:
- освоение различных игр и их вариантов
- система упражнений с мячом «Школа мяча»
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Волна», «Неудобный бросок», «Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки – желуди – орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка».
- элементы баскетбола - бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам.
- элементы волейбола - передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком снизу); передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым) боком, нижняя прямая подача.
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ:
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
К концу четвертого года обучения ученик должен
знать и иметь представление:
о роли и значении занятий физическими упражнениями в подготовке солдат в русской армии;
о физической подготовке и ее связи с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения;
о физической нагрузке и способах ее регулирования;
о причинах возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактике травматизма;
уметь:
вести дневник самонаблюдения;
выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации;
подсчитывать частоту сердечных сокращений при выполнении физических упражнений с разной нагрузкой;
выполнять игровые действия в баскетболе и волейболе, играть по упрощенным правилам;
оказывать доврачебную помощь при ссадинах, царапинах, легких ушибах и потертостях;
демонстрировать уровень физической подготовленности (см. табл. 4).
Контрольные упражнения
Уровень
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
Мальчики
Девочки
Подтягивание в висе, кол-во раз
6
4
3
Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз
18
15
10
Бег 60 м с высокого старта, с
10.0
10.8
11.0
10.3
11.0
11.5
Бег 1000 м, мин. с
4.30
5.00
5.30
5.00
5.40
6.30
Ходьба на лыжах 1 км, мин. с
7.00
7.30
8.00
7.30
8.00
8.30
КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ: проверка нормативов проводится в течении учебного года с целью контроля уровня физической подготовленности учащихся на разных этапах обучения.
В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов,влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
В 1 – 4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе, за технику элементов спортивных игр. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.
Календарно - тематическое планирование на 2011 – 2012 учебный год
№
учебной недели
№
урока
Глава,
раздел
кол-во
часов
Дата
Глава (раздел), тема урока
Изменения графика планирования, причины изменения
1 четверть
1
1
Основы знаний
1 ч
Основы знаний: Легкая атлетика. Требования к организации урока. Гигиенические требования к форме. Техника безопасности на уроках лёгкой атлетики. Закаливание организма.
Инструкция №17
2
2
Легкая атлетика
15 ч
Медленный бег до 200 м, спец. беговые упражнения, легкоатлетические эстафеты, подвижные игры.
2
3
Медленный бег до 400 м, спец. беговые упражнения, бег 30 м и 60 м. Пробегание коротких дистанций 10, 20 и 30 м. Эстафеты.
2
4
Медленный бег до 400 м, спец. беговые упражнения, бег 30 м и 60 м. Челночный бег 3х10 м. Подвижная игра «Салки с приседанием».
3
5
Медленный бег до 400 м, спец. беговые упражнения. КУ – бег 30 м. Метание малого мяча на дальность.ПИ: «Салки с приседанием».
3
6
Медленный бег до 400 м, спец. беговые упражнения, бег 60 м. Пробегание коротких дистанций 10, 20 и 30 м. Эстафеты.
3
7
Медленный бег до 400 м, спец. беговые упражнения. КУ -бег 60 м. Челночный бег 3х10м. Бег в чередовании с ходьбой 200х200х200.
4
8
Медленный бег до 400 м, спец. беговые упражнения, бег с ускорением по сигналу, КУ- челночный бег 3х10м, метание малого мяча на дальность.
4
9
Медленный бег до 400 м, спец. беговые упражнения, КУ- метание малого мяча на дальность. Бег в чередовании с ходьбой 200х400х200.
4
10
Медленный бег до 400 м, спец. беговые упражнения, бег с ускорением по сигналу, бег в чередовании с ходьбой (200 х 200 м). Футбол.
5
11
Cпец. беговые упражнения. КУ-6 ти мин. Бег. ПИ: «Вышибалы».
5
12
Медленный бег до 400 м, спец. беговые упражнения, бег с изменением темпа бега, эстафеты с прыжками.
Медленный бег до 400 м, спец. беговые упражнения, бег с изменением темпа бега, бег в чередовании с ходьбой (200 х 200 м), эстафеты с прыжками.
6
15
Подвижные игры с элементами легкой атлетики.
6
16
Подвижные игры с элементами легкой атлетики.
7
17
Основы знаний: Правила поведения в спортивном зале. Требования к обуви и форме. Бег в чередовании с ходьбой и остановками по сигналу, легкоатлетические эстафеты.
7
18
Подвижные игры
9 ч
Медленный бег, спец. беговые упражнения, прыжки в длину с места, Обучение технике низкого старта.
Инструкция №17
7
19
Медленный бег, спец. беговые упражнения, ОФП по станциям(прыжки на скакалке, прыжки в длину с места, подтягивание, упражнения с гантелями). ПИ: «Колдун».
8
20
Медленный бег, спец. беговые упражнения, ОФП по станциям, эстафеты с низкого старта. ПИ: «Вышибалы».
8
21
Медленный бег, спец. беговые упражнения, КУ – прыжки в длину с места, эстафеты с низкого старта. ПИ: «Вышибалы».
8
22
Медленный бег, спец. беговые упражнения. КУ – подтягивание (мальчики - на перекладине из виса, девочки -на низкой перекладине из виса лежа).
9
23
Оценивание техники низкого старта, подвижные игры и эстафеты с элементами легкой атлетики.
9
24
Подвижные игры с элементами легкой атлетики.
9
25
Подвижные игры и эстафеты с элементами легкой атлетики.
2 четверть
10
26
Основы знаний
1 ч
Основы знаний: Гимнастика. Виды гимнастики. Требования к уроку гимнастики. Техника безопасности на уроках гимнастики.
Инструкция №16
10
27
Гимнастика элементами акробатики
15 ч
Перестроение из колонны по одному в колонну по три и четыре в движении с поворотом. ОФП по станциям: лазание по скамейке, гимнастической стенке, кувырок вперед, прыжки через скамейку, броски набивного мяча. Эстафеты.
ОФП по станциям: прыжки на скакалке, подтягивание, поднимание ног из положения лёжа, лазание по гимнастической стенке. Эстафеты.
14
40
Упражнения с веревкой. КУ – опорный прыжок.
15
41
Полоса препятствий. ПИ: «Колдун», «Хвостики»
15
42
Подвижные игры
6 ч
ОФП по станциям: прыжки на скакалке, подтягивание, поднимание ног из положения лёжа, лазание по гимнастической стенке. Эстафеты.
15
43
Полоса препятствий. ПИ: «Колдун», «Хвостики»
16
44
Полоса препятствий. ПИ: «Вышибалы», «Сети»
16
45
Подвижные игры и эстафеты с элементами гимнастики.
16
46
Подвижные игры и эстафеты с элементами гимнастики.
17
47
Итоговый урок.
3 четверть
18
48
Основы знаний
1 ч
ОЗ: Спортивные игры. Особенности игр, правила игр. ТБ на уроках спортивных игр.
Инструкция №18
18
49
Элементы
спортивных игр 22 ч
Правила обращения с мячом. Специальные упражнения для кистей рук. Игровые упражнения с мячом – ловля, подбрасывание, удары об пол. Эстафеты с мячом.
19
50
Упражнения с мячом. Игровые упражнения с мячом – ловля, подбрасывание, удары об пол. Эстафеты с мячом.
19
51
Игровые упражнения с мячом. Эстафеты с мячом и подвижные игры.
19
52
ОФП по станциям: броски набивного мяча, прыжки на скамейке, броски в кольцо. Эстафеты с мячом.
20
53
Баскетбол. Перемещения и передвижения баскетболиста. Передачи мяча от груди, сверху, снизу. Ведение мяча на месте.
20
54
Специальные упражнения для кистей рук, передачи мяча в парах - от груди, снизу, сверху. Ведение мяча на месте и в движении. Эстафеты с мячом.
20
55
Передачи мяча в парах в движении. Ведение мяча на месте и в движении. Броски в кольцо. ПИ : «Десять передач».
21
56
Ведение мяча на месте и в движении. Бросок мяча двумя руками с места. ПИ: «Гонка мячей по кругу».
21
57
Передачи в движении от груди, сверху, одной рукой от плеча. Ведение в движении. Бросок в кольцо двумя руками с места.
21
58
Передачи в движении от груди, сверху, одной рукой от плеча. Ведение в движении. Бросок в кольцо двумя руками с места.
22
59
Оценивание передач мяча в движении. Ведение в движении.Бросок одной рукой с места. ПИ : «Десять передач».
22
60
Эстафеты с баскетбольным мячом (элементы, передач, бросков, ведения мяча)
22
61
Оценивание ведения мяча в движении. Эстафеты с мячом.
23
62
Ведение мяча на месте и в движении. Бросок мяча двумя руками с места. ПИ: «Гонка мячей по кругу».
23
63
Подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола. Полоса препятствия с мячом.
23
64
Подвижные игры 9 ч
Подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола. Полоса препятствия с мячом.
24
65
Подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола.
24
66
Подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола.
24
67
ОЗ : Волейбол. Специальные упражнения для кистей рук. Специальные упражнения с мячом. Игровые стойки, перемещения и остановки в различных стойках. Эстафеты с мячом.
25
68
Специальные упражнения для кистей рук. Специальные упражнения с мячом. Подача нижняя прямая(боковая), передача сверху двумя руками вперёд-вверх, приём мяча снизу двумя руками вперёд. Эстафеты с мячом.
25
69
Подача нижняя прямая (боковая), передача сверху двумя руками вперёд-вверх, приём мяча снизу двумя руками вперёд. Передачи мяча в парах. Эстафеты с мячом.
25
70
Специальные упражнения – подбрасывание мяча на нужную высоту, передача мяча с собственного подбрасывания на месте, верхняя передача у стены.
26
71
ОФП по станциям: прыжки на скакалке, броски набивного мяча, верхняя передача у стены, прыжки через скамейку, броски в кольцо. Эстафеты.
26
72
Оценивание техники выполнения верхней передачи «Пионербол».
26
73
Подача нижняя прямая с 7-8 м от сетки. Отбивание мяча через сетку (передачей сверху двумя руками, кулаком снизу). ПИ: «Пионербол».
27
74
Оценивание техники выполнения нижней прямой подачи. «Пионербол».
27
75
Подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола.
27
76
Подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола.
28
77
Подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр.
28
78
Подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр.
28
79
Подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр.
4 четверть
29
80
Основы знаний
1 ч
ОЗ: Виды легкой атлетики. Требования к уроку по л/а. Гигиенические требования к форме. ТБ на уроках легкой атлетики.
Инструкция № 17
29
81
Легкая атлетика
14 ч
ОФП по станциям – лазание по скамейке, гимнастической стенке, прыжки через скамейку, прыжки на скакалке, броски набивного мяча. ПИ : «Хвостики», «Колдун».
29
82
Легкоатлетические беговые упражнения. Челночный бег. Прыжки в длину с места, подтягивание. ПИ : «Вышибалы».
Легкоатлетические беговые упражнения. КУ – прыжки в длину с места. Эстафеты с низкого старта.
30
85
Легкоатлетические беговые упражнения. КУ – подтягивание (мальчики - из виса на перекладине, девочки – из виса лёжа). Эстафеты с низкого старта.
31
86
Беговые упражнения. Повторение низкого старта. Обучение прыжку в высоту способом «перешагивание».
31
87
Легкоатлетические беговые упражнения. Повторение прыжка в высоту способом «перешагивание». ПИ : «Хвостики».
31
88
Легкоатлетические беговые упражнения. Повторение прыжка в высоту способом «перешагивание». ПИ : «Хвостики».
32
89
Совершенствование техники выполнения прыжка в высоту способом «перешагивание» и результат прыжка.
32
90
Оценивание техники выполнения прыжка в высоту способом «перешагивание» и результат прыжка.
32
91
ОФП по станциям : прыжки на скамейке. поднимание ног из виса, упражнения с гантелями, поднимание туловища из положения
лежа.
33
92
Подвижные игры и эстафеты с элементами легкой атлетики.
33
93
Подвижные игры и эстафеты с элементами легкой атлетики.
33
94
Медленный бег до 200 м, спец. беговые упражнения. КУ - бег 30 м. Челночный бег 3х10 м. Эстафеты.
34
95
Медленный бег до 400 м, спец. беговые упражнения, КУ- бег 60 м. Челночный бег 3х10 м. Метание малого мяча на дальность. ПИ: «Салки с приседанием».
34
96
Медленный бег до 400 м, спец. беговые упражнения. КУ – челночный бег 3х10 м. Метание малого мяча на дальность.ПИ: «Вышибалы».
35
97
Медленный бег до 400 м, спец. беговые упражнения, КУ - метание малого мяча на дальность, эстафеты с прыжками. Футбол.
35
98
Подвижные игры
9 ч
Медленный бег до 400 м, спец. беговые упражнения. Бег в чередовании с ходьбой 200х400х200. ПИ : «Шишки, жёлуди, орехи».
35
99
Спец. беговые упражнения. КУ- бег 1000 м. Футбол. ПИ: «Вышибалы».
36
100
Спортивные игры: футбол и волейбол.
36
101
Подвижные игры и эстафеты с элементами легкой атлетики.
36
102
Подвижные игры и эстафеты с элементами легкой атлетики.
37
103
Подведение итогов года.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование ― безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.
Таблица
№
п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1.
Основная литература для учителя
1.1.
Стандарт начального общего образования по физической культуре
1.2.
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2008.
1.3.
Лях В.И. Мой друг – физкультура. Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. Москва «Просвещение» 2006.
1.4.
Рабочая программа по физической культуре
2.
Дополнительная литература для учителя
2.1.
Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура»
2.2.
Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт, 1998.
2.3.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методики физического воспитания 2001г.
2.4.
Школьникова Н.В., Тарасова М.В. Я иду на урок. Книга для учителя физической культуры 1- 6 классы. Издательство «Первое сентября» 2002 г.
2.5.
Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя, Москва, 1998.
2.6.
Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре 1-4 класс, Москва «Вако» 2006
3.
Дополнительная литература для обучающихся
3.1.
Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению.
4.
Технические средства обучения
4.1.
Музыкальный центр
4.2.
Аудиозаписи
5.
Учебно-практическое оборудование
5.1.
Бревно гимнастическое напольное
5.2.
Козел гимнастический
5.3.
Канат для лазанья
5.4.
Перекладина гимнастическая (пристеночная)
5.5.
Стенка гимнастическая
5.6.
Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м)
5.7.
Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты)