Просмотр содержимого документа
«"Юные патриоты" в 5-м классе»
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Юные патриоты» разработана на основе: Примерных программ основного общего образования. Обществознание. 5-9 кл.-М.: Просвещение, 2010 и Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011г.Программа реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программа внеурочной деятельности “Юные патриоты” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.
Цель программы:
создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
· системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
· научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
· доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
· наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
· деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
· активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
· прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
· принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Реализация программы “Юные патриоты” в 5 классе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Специфика курса состоит в том, что он строится на предметно-практической деятельности, которая является в среднем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития. Данные занятия помогут выявить талантливых, инициативных детей и дать им возможность самовыразиться, эта работа ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности, самообразованию, развитию творческих способностей
Особенности реализации программы. Программа «Юные патриоты» разработана на один год занятий с детьми11 -12 лет и рассчитана на поэтапное освоение материала во внеурочной деятельности. Набор детей – свободный, общее количество 10-15 человек. Занятия проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю, общее количество часов-35, в том числе практических -20.
Форма организации работы по программе – преимущественно коллективная, также используются групповая и индивидуальная формы работы.
Предполагается использовать игровую, проектную, художественно-творческую, познавательную виды деятельности
Занятия являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера.
Формы теоретических занятий: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение видеоматериала, заочные путешествия.
Формы практических занятий: творческие конкурсы, викторины, интеллектуально-познавательные игры, экскурсии, выполнение рисунков и стенгазет, оформление страниц портфолио, выставки, создание творческих проектов, участие в акциях.
Методы работы и их обоснование:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знаниянапрактике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Средства контроля. С целью контроля эффективности рабочей программы «Юные патриоты» организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 1 раз в полгода.
Формы и средства контроля:
- диагностика личностного роста по методике П.В.Степановой;
-диагностика уровня воспитанности по методике М.И.Шиловой;
-педагогическое наблюдение;
-портфолио достижений;
-участие в социально-значимых акциях, конкурсах;
-анкетирование учащихся;
-выполнение проектов;
-оформление альбомов.
Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
- мотивации к учению и познанию,
- ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества,
- основы российской, гражданской идентичности,
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду,
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей,
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,
- учитывать выделенные ориентиры действий, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- узнавать государственную символику своего региона,
- описывать достопримечательности родного края,
- находить на карте, свой регион и его главный город,
-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий у обучающихся могут быть развиты такие качества личности:
патриотизм;
уважение к истории, традициям, обрядам, культуре страны;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
трудолюбие;
настойчивость;
дисциплинированность;
любовь к малой родине.
Содержание рабочей программы
Первый раздел «Моя семья – моя Россия» (10 ч.).
Что такое семья, род. Семья как ячейка общества.Родной дом и семья. Члены семьи, распределение обязанностей в семье. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье. Что мы знаем и не знаем о том, откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, заметок различного характера, изучение значения твоего рода в истории страны. Семейные реликвии.Работа по восстановлению фактов из жизни далеких предков, живших до Октябрьской революции (с 1918 г.), правила составления родословного древа. Традиции и обычаи семьи.Советское детство-какое оно? Детство наших бабушек и дедушек. Как выбирают профессию. Профессиональные династии.Как лечились наши предки. Народный лечебник. Операция «Красный крест». Бабушкины советы.Изучение значения твоего рода в истории страны во время ВОВ, Афганской и чеченской войн.
Второй раздел раздел«Моя малая Родина» (10 ч.)
Символы ЯНАО,культурное наследие родного края, народы, их обычаи и традиции.Регион на карте Российской Федерации. Место региона в жизни Российской Федерации. Новый Уренгой – газовая столица России, его достопримечательности, история. История застройки города, первые школы и магазины. Городские легенды.О чем говорят названия улиц.След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои войны – наши земляки. Мой любимый город: прошлое, настоящее, будущее.
Третий раздел «Люблю тебя, моя Россия». (14 ч.)
Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка.Москва – главный город России. Великие достопримечательности столицы.Путешествие по стране: народы, населяющие РФ, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека. Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Народные праздники России.Русские народные песни и игры.Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.Слава и честь защитникам Отечества! Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Что такое сила воли и духа. Подвиги женщин в военное время.Дети – герои Великой Отечественной войны.Путешествие по городам - героям военной славы.
Итоговое повторение. «Что мы узнали, чему научились» (1ч.)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема учебного занятия
Всего часов
Дата
План
Факт
Раздел 1.«Моя семья – моя Россия» (10 ч.)
1.
Что такое семья, род?
1
7.09.23
2
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.
1
14.09.23
3
История моей фамилии.
1
21.09.23
4
Составляем родословную
1
28.09.23
5
Составляем родословную
1
5.10.23
6
Семейные традиции. Семейные реликвии.
1
12.10.23
7
Профессии моих родителей.
1
19.10.23
8
Детство наших бабушек и дедушек
1
26.10.23
9
Народный лечебник. Операция «Красный крест». Бабушкины советы.
1
9.11.23
10
Защитники Отечества в моей семье
1
16.11.23
Раздел 2.«Моя малая Родина» (10 ч.)
11
Символы ЯНАО, культурное наследие родного края, народы, их обычаи и традиции
1
23.11.23
12
Новый Уренгой – газовая столица России
1
13
Новый Уренгой – газовая столица России
1
14
Новый Уренгой – газовая столица России
1
15
О чем говорят названия уренгойских улиц. Городские легенды.
1
16
О чем говорят названия уренгойских улиц. Городские легенды.
1
17
След Великой Отечественной войны в жизни родного края
1
18
След Великой Отечественной войны в жизни родного края
1
19
Мой любимый город: прошлое, настоящее, будущее.
1
20
Мой любимый город: прошлое, настоящее, будущее.
1
Раздел 3. «Люблю тебя, моя Россия» (14 ч.)
21
Наша Родина – Россия. Государственные символы России
1
22
Наша Родина – Россия. Государственные символы России
1
23
Москва – главный город России. Великие достопримечательности столицы
1
24
Москва – главный город России. Великие достопримечательности столицы
1
25
Путешествие по стране
1
26
Путешествие по стране
1
27
Наша Родина в живописи, песнях и стихах.
1
28
Наша Родина в живописи, песнях и стихах.
1
29
Красота русской природы
1
30
Красота русской природы
1
31
Мы-многонациональный народ
1
32
Мы-многонациональный народ
1
33
Слава и честь защитникам Отечества!
1
34
Слава и честь защитникам Отечества!
1
Раздел 4. «Что мы узнали, чему научились» (1 ч.)
35
Итоговое занятие «Что значит быть патриотом России?»
1
Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса
Материально – техническое обеспечение:
музыкальный центр;
компакт диски;
видеофильмы;
иллюстрации;
компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
набор ЦОР.
экспонаты школьного музея.
Информационно – методическое обеспечение:
- пособия;
- методическая литература;
- интернет ресурсы.
Литература для учащихся:
Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2003.
Литература для учителя:
1.Мазыкина, Н. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков Н. Мазыкина // Воспитание школьников.- 2013-2014гг.- N 6.- С. 13-17.(1)
2. Рожков, С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе / С. Рожков // Пед. вестн.- 2013г.- N 12.- С. 7.
3. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. – СПб.: Каро, 2014. – 224 с.
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.». – М.: Росвоенцентр, 2011г. – 61 с.
5. Гражданское образование в российской школе. – М.: Астрель, 2010г. – 605 с.
6. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. – М.: Педагогика, 2012г. – 144 с.
7. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. – М.: Росвоенцентр, 2011. – 25 с.
8. Суколенов И.В. Теория и практика патриотического воспитания учащихся в современных условиях. – Курган: КУ, 2006. – 177 с.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание. http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение).
http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни.
http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).
http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал. http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».