Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по физической культуре.»
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по физической культуре для обучающегося 1 класса с ЗПР (вариант 7.2.) создана в соответствии с:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями и дополнениями.
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 (зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 03.02. 2015 г. под № 35847).
Адаптированной основной образовательной программы НОО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) МОУ Тетюшской СШ (приказ № 420 от 27. 08.2021).
С учётом рабочей программы: Комплект примерных рабочих программ для 1 и 1 дополнительного классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с задержкой психического развития.
Данная рабочая программа основана на УМК: Лях В.И. Физическая культура. 1-4 классы: учебник для общеобразовательных уреждений / В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2021.
Целью программы обучения физической культуре является укрепление здоровья обучающихся с ЗПР и совершенствование их физического развития, формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека. Овладение учебным предметом «Физическая культура» представляет сложность для учащегося с задержкой психического развития. Это связано с недостатками психофизического развития: несовершенством пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, трудностями произвольной регуляции деятельности, организации движений в соответствии с речевой инструкцией. В соответствии с перечисленными трудностями общими задачами учебного предмета являются:
укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому и социальному развитию;
формирование двигательных навыков и умений, первоначальных умений саморегуляции;
формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни и установки насохранение и укрепление здоровья;
- владение основными представлениями о собственном теле;
развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
коррекция недостатков психофизического развития.
СучетомособыхобразовательныхпотребностейдетейсЗПРв1классеобозначенныезадачи конкретизируются следующим образом:
учить выполнять двигательные задания в соответствии с инструкциями учителя;
формировать потребность в занятиях физической культурой;
совершенствовать навыки выполнения основных видов движения (ходьба, бег) в процессе выполнения гимнастических упражнений, коррекционно-развивающих упражнений и игр;
учить сохранять правильную осанку;
укреплять двигательную память;
учить пользоваться в самостоятельной деятельности навыками, полученными на уроках.
В учебном плане для обучающихся с задержкой психического развития на дому ( вариант 7.2) на 2021-2022 учебный год на изучение предмета «Физическая культура»
в 1 классе отводится 1 час в неделю (33 часа в год)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В конце 1 класса учащийся:
- понимает значение занятий физической культурой для здоровья;
- использует основные виды движений и спортивные навыки в самостоятельной деятельности;
- сохраняет устойчивое равновесие на ограниченной опоре;
- играет в подвижные игры, выполняет правила командного взаимодействия
- отбирает упражнения для комплексов утренней зарядки и физкультминуток и выполняет их в соответствии с изученными правилами;
- выполняет упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностныерезультатыдля 1 класса по учебному предмету «Физическая культура» могут проявляться в:
положительном отношении к урокам физкультуры;
интересе к новому учебному материалу;
ориентации на понимание причины успеха в учебной деятельности;
навыках оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия ее упешности;
овладении практическими бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (ловля, метание предмета; ползание, подтягивание руками и др.);
развитии навыков сотрудничества со взрослыми.
Метапредметныерезультатыдля 1 класса по учебному предмету «Физическая культура» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться). С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей учащегося с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
понимать смысл различных учебных задач, вносить в них свои коррективы;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
различать способы и результат действия;
принимать активное участие в групповой и коллективной работе;
адекватно воспринимать оценку учителей, товарищей, других людей.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
-адекватно использовать речевые средства для решения поставленных задач на уроках физкультуры;
Учебный предмет «Физическая культура» имеет очень большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по перечисленным ниже направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:
– организовать себя на рабочем месте (переодеться в соответствующую одежду);
– задать вопрос учителю при непонимании задания;
– сопоставлять результат с заданным образцом, видеть свои ошибки.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется:
– в формировании внутреннего чувства времени (1 мин, 5 мин и т.д.) и ориентировке в схеме собственного тела;
– в умении ориентироваться в пространстве учебного помещения.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется в умении находить компромисс в спорных вопросах.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются как:
1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, физического развития, повышения работоспособности;
2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
3) формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок.
Содержание курса «Физическая культура»
Знанияпофизическойкультуре
Физическая культура. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Правила личной гигиены.
Физическиеупражнения.Основы спортивной техники изучаемых упражнений. Значение физической культуры для формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Способыфизкультурнойдеятельности
Самостоятельныезанятия. Выполнение комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Физическоесовершенствование
Физкультурно-оздоровительнаядеятельность.Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика (6 часов)
Организующиекомандыиприёмы.Простейшие виды построений. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение простейших строевых команд с одновременным показом учителя.
Упражнениябез предметов (для различных групп мышц) и с предметами (гимнастические палки, флажки, обручи, малые и большие мячи).
Гимнастическиеупражненияприкладногохарактера.Ходьба, бег, метания. Передвижение по гимнастической стенке.
Упражнениявподниманииипереноскегрузов: подход к предмету с нужной стороны, правильный захват его для переноски, умение нести, точно и мягко опускать предмет (предметы: мячи, гимнастические палки, обручи, скамейки).
Лёгкаяатлетика (11 часов)
Ходьба: парами, по кругу парами; в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом.
Прыжковыеупражнения:на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; подпрыгивание вверх в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.
Метание:малого мяча в вертикальную и горизонтальную цель.
Лыжнаяподготовка (6 часов) Передвижение на лыжах; торможение.
Подвижныеигрыиэлементыспортивныхигр (10 часов)
На материале гимнастики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
Наматериалелёгкойатлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию,
Подвижныеигрыразныхнародов.
Коррекционно-развивающиеигры:«Порядок и беспорядок», «Узнай, где звонили»,
«Собери урожай».
Игры с бегом и прыжками: «Сорви шишку», «У медведя во бору», «Подбеги к своему предмету», «День и ночь», «Кот и мыши», «Пятнашки».
Игрысмячом: «Метание мячей и мешочков»; «Не урони мяч».
Адаптивная физическая реабилитация.
Общеразвивающиеупражнения.
Наматериалегимнастики.
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба широким шагом; наклоны; индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитиекоординации:преодоление простых препятствий; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лёжа, сидя); перебрасывание малого мяча из одной руки в другую; упражнения на переключение внимания; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп, передвижение шагом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формированиеосанки:ходьба на носках, с заданной осанкой; с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лёжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитиесиловыхспособностей:динамические упражнения без отягощений (преодоление веса собственного тела).
Коррекционно-развивающиеупражнения
Основные положения и движения головы, конечностей и туловища, выполняемыенаместе: сочетание движений туловища, ног с одноименными движениями рук; комплексы упражнений без предметов на месте и с предметами (г/ палка, малый мяч, средний мяч, г/мяч, набивной мяч, средний обруч, большой обруч).
Упражнения на дыхание: правильное дыхание в различных И.П. сидя, стоя, лежа; глубокое дыхание при выполнении упражнений без предметов; дыхание по подражанию («понюхать цветок», «подуть на кашу», «согреть руки», «сдуть пушинки»), дыхание во время ходьбы с произношением звуков на выдохе, выполнение вдоха и выдоха через нос.
Упражнениянакоррекциюиформированиеправильнойосанки: сохранение правильной осанки при выполнении различных движений руками; упражнения в движении имитирующие ходьбу, бег животных и движения работающего человека («ходьба как лисичка», «как медведь», похлопывание крыльями как петушок», покачивание головой как лошадка», «вкручивание лампочки», «забивание гвоздя», «срывание яблок», «скатай снежный ком», «полоскание белья»); упражнения на сенсорных набивных мячах различного диаметра (сидя на мяче с удержанием статической позы с опорой с различными движениями рук); ходьба с мешочком на голове; поднимание на носки и опускание на пятки с мешочком на голове; упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Змея»,«Колечко», «Лодочка»; упражнения для укрепления мышц спины путем складывания:«Птица», «Книжка» «Кошечка»; упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в стороны: «Ежик», «Звезда», «Месяц»; упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Лягушка», «Бабочка», «Ножницы».
Упражнениянакоррекциюипрофилактикуплоскостопия:сидя («каток», «серп»,«окно», «маляр», «мельница», «кораблик», «ходьба», «лошадка», «медвежонок»); сидя: вращение стопами поочередно и одновременно вправо и влево, катание мяча ногами; ходьба приставными шагами и лицом вперед по канату со страховкой; ходьба на внутреннем и внешнем своде стопы; ходьба по массажной дорожке для стоп.
Упражнения на развитие общей и мелкой моторики: с сенсорными набивными мячами разного диаметра (прокатывание, перекатывание партнеру); со средними мячами (перекатывание партнеру сидя, подбрасывание мяча над собой и ловля, броски мяча в стену); с малыми мячами (перекладывания из руки в руку, подбрасывание двумя, удары мяча в стену в квадраты и ловля с отскоком от пола двумя; удары мяча об пол одной рукой и ловля двумя); набивными мячами –1 кг (ходьба с мячом в руках, удерживая его на груди и за головой по 30 секунд; поднимание мяча вперед, вверх, вправо, влево).
поворотов подряд по показу, ходьба по двум параллельно поставленным скамейкам с помощью.
Упражнениянаразвитиедвигательныхуменийинавыков.
Построенияиперестроения: выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!»,«Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «Класс стой!» с помощью; повороты направо, налево с указанием направления; повороты на месте кругом с показом направления.
Ходьба и бег: ходьба на пятках, на носках; ходьба в различном темпе: медленно, быстро; бег в чередовании с ходьбой.
Прыжки: прыжки на двух (одной) ноге на месте с поворотами на 180° и 360°; прыжки на одной ноге с продвижением вперед; прыжки в длину с места толчком двух ног.
Броски, ловля, метание мяча и передача предметов: метание малого мяча в горизонтальную цель (мишени на г/стенке); переноска одновременно 2-3 предметов различной формы (флажки, кегли, палки, мячи и т.д.).
Равновесие: ходьба с предметом (флажок, г/мяч, г/палка); ходьба с различными положениями рук; «Петушок», «Ласточка» на полу.
Лазание,перелезание,подлезание: подлезание и перелезание под препятствия разной высоты (мягкие модули, обручи,); подлезание под препятствием с предметом в руках; перешагивание через предметы: кубики, кегли, набивные мячи, большие мячи.
Тематическое планирование
№ раздела, темы п/п
Наименование разделов и тем курса
Общее количество часов для изучения раздела, темы
Двигательные умения и навыки
32
1
Бег, ходьба, прыжки, метание
11
2
Играем все
10
3
Бодрость, грация, координация
6
4
Все на лыжи
6
Итого
33
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно-тематическое планирование по физической культуре
ЗПР (вариант 7.2) 1 класс.
№ урока
Номер раздела и темы урока
Тема урока
Кол-во часов
Дата (план)
Дата
(факт)
Примечание
Раздел I. Бег, ходьба, прыжки, метание(5 часов)
1
1.1
Техника безопасности на уроках, правила предупреждения
травматизма. Ходьба в умеренном темпе в колонне.
1
01.09
2
1.2
Ходьба на пятках, носках, с сохранением правильной осанки в чередовании с бегом.
1
08.09
3
1.3
Ходьба в различном темпе, по одному в обход зала за учителем.
Челночный бег.
1
15.09
4
1.4
Прыжки на двух (одной) ноге на месте, с поворотами. Прыжки с поворотами на 180° и 360°, с продвижением вперед
1
22.09
5
1.5
Метание малого мяча в горизонтальную цель. Броски большого мяча. Подвижная игра «Собери урожай»
1
29.09
Раздел II. Играем все (5 часов)
6
2.1
Подвижные игры на материале гимнастики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
1
06.10
7
2.2
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию,
выносливость и быстроту.
1
20.10
8
2.3
Коррекционно-развивающие игры: «Порядок и беспорядок», «Узнай, где звонили».
27.10
9
2.4
Игры с бегом и прыжками: «Сорви шишку», «У медведя во бору».
03.11
10
2.5
Игры с бегом и прыжками: «Подбеги к своему предмету», «День и ночь», «Кот и мыши», «Пятнашки».
10.11
Раздел III. Бодрость, грация, координация (6 часов)
11
3.1
Техника безопасности на уроках гимнастики. Ходьба в различном темпе. Построение в шеренгу и в колонну. Броски, ловля, метание мяча и передача предметов.
1
17.11
12
3.2
Упражнения на коррекцию и формирование правильной осанки.
Упражнения утренней зарядки.
1
01.12
13
3.3
Упражнения на дыхание. Ходьба и бег в медленном темпе. Повороты с указанием направления. Упражнения на развитие точности и координации движений.
1
08.12
14
3.4
Упражнения на коррекцию и профилактику плоскостопия. Ходьба широким шагом,между различными ориентирами.
1
15.12
15
3.5
Упражнения на развитие общей и мелкой моторики. Прыжки на месте с поворотами. Подлезание и перелезание под препятствия разной высоты.
1
22.12
16
3.6
Упражнения для укрепления мышц спины путем складывания.
1
29.12
Раздел IV. Все на лыжи (6 часов)
17
4.1
Общеразвивающие упражнения
с изменением поз тела, стоя на лыжах.
12.01
18
4.2
Перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте). Техника передвижения ступающим шагом.
19.01
19
4.3
Передвижение ступающим шагом.
26.01
20
4.4
Имитация движений лыжника. Передвижение ступающим шагом в прямом направлении на развитие координации.
02.02
21
4.5
Обучение технике поворота переступанием. Подвижная игра «Снежки».
09.02
22
4.6
Передвижение по кругу, чередуя ступающий и скользящий шаг без палок.
16.02
Раздел II. Играем все (5 часов)
23
2.1
Подвижные игры на материале гимнастики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
02.03
24
2.2
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию,
выносливость и быстроту.
09.03
25
2.3
Коррекционно-развивающие игры: «Порядок и беспорядок», «Узнай, где звонили».
16.03
26
2.4
Игры с бегом и прыжками: «Сорви шишку», «У медведя во бору».
23.03
27
2.5
Игры с бегом и прыжками: «Подбеги к своему предмету», «День и ночь», «Кот и мыши», «Пятнашки».
30.03
Раздел I. Бег, ходьба, прыжки, метание(6 часов)
06.04
28
1.1
Техника безопасности на уроках, правила предупреждения
травматизма. Ходьба, бег в умеренном темпе в колонне.
1
20.04
29
1.2
Ходьба на пятках, носках, с сохранением правильной осанки в чередовании с бегом.
1
27.04
30
1.3
Ходьба в различном темпе, по одному в обход зала за учителем.
Челночный бег.
1
04.05
31
1.4
Прыжки на двух (одной) ноге на месте, с поворотами. Прыжки с поворотами на 180° и 360°, с продвижением вперед
1
11.05
32
1.5
Метание малого мяча в горизонтальную цель.
1
18.05.
33
1.6
Броски большого мяча. Подвижная игра «Собери урожай»