kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная рабочая программа по физической культуре ( 6.2 )для детей с НОДА 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по физической культуре 6.2 для 2 класса для детей с НОДА.

Программа составлена из расчёта 0,25 часа в неделю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по физической культуре ( 6.2 )для детей с НОДА 2 класс»



Адаптированная рабочая программа

индивидуального обучения на дому (вариант 6.2)

учебного предмета

«Физическая культура»

обучающегося 2д класса



2021-2022 учебный год.


Учитель: Ускова Т.И.






















2021 -2022 год



Пояснительная записка


Адаптированная рабочая программа по предмету «АФК» для детей с НОДА (ДЦП) для 2 класса на 2021-2022 учебный год составлена в соответствии с:

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ;

- Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (Пр АООП) на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ;

- Устав МОАУ «СОШ №78»;

- Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования.


Основным средством АФК является естественное биологическое свойство человека - движение. Для оказания тренирующего и лечебного действия движение должно быть организованным и целенаправленным в виде дозированного

комплекса физических упражнений. В занятиях необходимы системность, правильный подбор физических упражнений в соответствии с задачами лечения больного, определѐнные последовательность и расстановка физических упражнений в однократном занятии. ДЦП представляет собой паралич центральной нервной системы, возникающий вследствие поражения одного или нескольких отделов мозга. При ДЦП нарушается тонус мышц, что в дальнейшем приводит к формированию патологических двигательных реакций, затруднению в удерживании равновесия и противодействии силе тяжести. В дальнейшем это также приводит к формированию контрактур и деформаций конечностей.

Одним из числа наиболее эффективных и действенных средств реабилитации является АФК для детей с ДЦП. Адаптивная физкультура способствует развитию способностей ребенка к торможению движений, контролю над ними. Упражнения позволяют улучшить координацию, увеличивают амплитуду движений.


Цель: получение ребѐнком комплексной помощи, направленной на индивидуальное развитие и успешную адаптацию ребенка в обществе.

Задачи:

коррекция и компенсация нарушений физического развития;

развитие двигательных возможностей в процессе обучения;

формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;

развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре;

укрепление здоровья.


Для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами.

Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличом, показал, что чем раньше начата медико- психолого-педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее и лучше ее результаты.

Поэтому своевременно начатая коррекционная работа с больными детьми имеет важное значение в ликвидации дефектов речи, зрительно-пространственных функций, личностного развития, а также к адаптации жизненно важных функций самообслуживания в социальной среде.

Обязательными и общими принципами для всех методик АФК являются:

Систематичность, регулярность и непрерывность применения адаптивной физкультуры;

Строго индивидуальный подход в соответствии с тяжестью заболевания, возрастом и развитием ребенка;

Постепенное увеличение силовых физических нагрузок.



Общая характеристика курса


Планирование и определение задач, ставятся с учетом индивидуальных особенностей детей с данным отклонением физического дефекта. А также оно направлено на изучение личности ребенка, определение уровня физического развития и анализа мотивационно - потребностной сферы.

Данная программа разработана в связи с оказанием коррекционной работы в сфере физического развития ребенка с ДЦП. Его адаптации к окружающей социальной среде.

Учебный материал программы по адаптивной физической культуре для детей с ДЦП разработан таким образом, чтобы обеспечить последовательность обучения движениям, систематичность увеличения нагрузки, постепенное формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков.

На занятиях по АФК используются физические упражнения, которые направлены на расслабление спастичных мышц, увеличение подвижности в суставах верхних и нижних конечностей, на координацию движений, равновесие с использованием прикладных, дыхательных, общеразвивающих упражнений скоростно-силового характера, корригирующих порочные позы и деформации, а также улучшающие функционального состояние опорно-двигательного аппарата и кардио-респираторной системы.

Большое значение имеют упражнения на расслабление. Эти упражнения способствуют снижению тонуса мышц, что в свою очередь приводит к ослаблению импульсов, которые идут от мышцы к коре больших полушарий мозга. Вследствие ослабления процессов возбуждения происходит значительное снижение напряжения соответствующих мышц.

Также в занятия с детьми с ДЦП необходимо включать упражнения на координацию движений, сохранение равновесия и нормализацию подвижности в суставах. Упражнения выполняются в различных положениях - стоя, сидя, лежа. Также очень полезны упражнения с передвижением на четвереньках и на коленях, с их помощью устраняются тонические рефлексы. Развитию координации способствуют упражнения, в которых задействованы руки и ноги. Эти упражнения выполняются на месте и в движении, с открытыми и закрытыми глазами, а также с изменением ритма и темпа выполнения.


Роль занятий


АФК для детей с ДЦП играет важную роль:

Оказание оздоровительного воздействия на общее состояние организма;

Способствование укреплению тканей и органов в организме ребенка;

Активизирование ослабленных мышц;

Борьба с искривлением позвоночного столба;

Улучшение метаболизма и других процессов обмена;

Активизация работы головного мозга, ускорение кровообращения.


Адаптивная физическая культура выступает отдельным компонентом целостного комплекса, способного справиться с заболеванием.



Место предмета АФК в учебном плане


На изучение предмета отводится 0,25 часа в неделю, итого 8,5 часов за учебный

год.






Результаты изучения предмета


Предполагаемые результаты:

Повышение познавательной активности;

Повышение работоспособности;

Развитие произвольности и устойчивости внимания;

Возможность использовать знания в индивидуальной коррекционно-развивающей работе.

Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.




Используемая литература:


Программа по физической культуре для детей с ДЦП 1-4 классы.- Ротапринтный участок Ученого методического совета при МП СССР,1986.

Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова. — М.: Просвещение, 1991.







Календарно-тематическое планирование уроков по адаптивной физкультуре во 2 классе


Тема урока

Кол-во часов

Кол-во часов в сопровождении учителя

Дата

Оборудование

1

Упражнения для развития движений в суставах рук. Упражнения для развития движений в плечевых суставах. Упражнения для расслабления.


1

0,25


Туристический коврик.

2

Упражнения для развития движений в суставах ног. Упражнения для развития движений в коленных суставах. Упражнения для расслабления.


1

0,25


Туристический коврик.

3

Упражнения для развития движений в локтевых суставах. Упражнения для расслабления.


1

0,25


Туристический коврик. .

4

Упражнения, необходимые для развития и укрепления мышц живота, спины. Игра с мячом.


1

0,25


Туристический коврик. Мячи.

5

Упражнения, необходимые для растяжки мышц рук.

Упражнения для корректировки дыхания. Игра с мячом.


1

0,25


Туристический коврик. Мячи.

6

Упражнения, необходимые для развития и укрепления мышц рук в положении сидя. Игра с мячом.


1

0,25


Туристический коврик. Мячи.

7

Упражнения для корректировки дыхания. Игра с мячом. Упражнения, необходимые для растяжки ног. Игра с мячом.


1

0,25


Туристический коврик. Мячи.

8


Упражнения для развития движений в суставах рук. Упражнения для корректировки дыхания.

Упражнения для развития движений в суставах ног. Упражнения для корректировки дыхания.


1

0,25


Туристический коврик.


Приложения

Комплексы упражнений которые будут использованы в программе: Занятия для развития движений в суставах

Ребенок должен лечь на спину. Одну его ногу требуется держать в положении разгиба, вторую начать медленно сгибать в коленном суставе. Если имеется возможность, бедро нужно прислонить к животу, затем отвести его;

Ребенок ложится на бок, начинает медленно отводить бедро, при этом колено ноги находится в согнутом состоянии;

Ребѐнок ложится на живот, на край стола, чтобы обе ноги свешивались с него.

Необходимо медленно разогнуть конечности;

Ребенок лежит на спине, затем начинает сгибать коленку, после чего максимально еѐ разгибает;

Больной ложится на живот, под грудную клетку ему нужно положить валик. Необходимо приподнять ребенка за вытянутые руки, произвести пружинящие движения легкими рывками. Это упражнение позволит укрепить верхнюю часть туловища;

Ребенок ложится на спину. Его руку необходимо сгибать так, чтобы лицо было повернуто в эту сторону. Затем проводится сгибание руки при положении головы ребенка в другую сторону.

Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота:

Ребенок садится на стул с мягкой поверхностью. Его спинку необходимо прижать к спинке стула, затем провести наклон вместе с ним. Это требуется, чтобы малыш ощущал уверенность. Далее зафиксируйте ножки и тазобедренную область малыша, чтобы он смог подниматься самостоятельно. Если подъем затруднен, оказываете ему помощь;

3. Ребенок ложится на спину, затем начинает делать вдохи и выдохи, втягивая

Ребенок ложится на спину, прижимает обе руки к туловищу. С помощью маховых движений он совершает попытку перевернуться на живот и затем обратно. Главное – запрещается помогать руками;

живот на выдохе.

Занятия, необходимые для растяжки

Для развития растяжки рекомендуется выполнять регулярно следующие упражнения:

Ребенок садится на пол и вытягивает перед собой ноги, чтобы тело было расположено под прямым углом. Пациент вытягивает руки перед собой, делает вдох. На выдохе старается согнуть тело, чтобы удалось ладонями достать до пальцев ноги. Можно помочь ребенку и наклонить туловище еще больше, чтобы его лоб также коснулся ног.

Ребенок ложится на живот, руки должны быть расположены вдоль туловища. Пациент опирается на ладони, затем медленно приподнимает грудную клетку. При этом необходимо следить, чтобы его голова была запрокинута назад, дыхание медленное.

Принять исходное положение – лечь на спину, ноги соединить вместе. Приподнять выпрямленные ноги над головой, колени запрещается сгибать, руки должны лежать на полу. Постараться дотронуться пальчиками пола над головой.

Сидя на полу, нужно согнуть правую ногу, чтобы пятка дотрагивалась до левого бедра. Левую стопу необходимо расположить с правой стороны противоположного колена, перевести правую руку вокруг левой коленки, удерживать с ее помощью левую стопу. Затем левую руку завести за область спины к противоположной стороне талии, голову при этом требуется повернуть налево и наклонить, чтобы подбородок коснулся левого плеча. Следите, чтобы у ребенка правое колено не отрывалось от поверхности пола!





Все эти упражнения на растяжку направлены на:

1. Корректировку дефектов области спины и позвоночного столба; 2. Укрепление спинного мозга, спинных нервов;

3. Укрепление мышц рук и ног.

Занятия для расслабления

Для расслабления верхних конечностей требуется лечь на голову, руку и ногу с одной стороны зафиксировать с использованием мешочков с песком. Свободную руку требуется согнуть в колене, предплечье фиксируется учителем. Инструктор удерживает руку пациента до ослабления тонуса мышц, затем потряхивает кисть, чередует пассивные движения (сгибание, вращение, отведение и др.).

Для расслабления нижних конечностей требуется лечь на голову, зафиксировать руки, ноги должны касаться живота. Учитель удерживает голени, осуществляет движение отведения в тазобедренном суставе. После этого, зафиксировав одну ногу, производит движения по кругу с разгибанием ноги. Затем это же упражнение необходимо осуществить для второй ноги.

Занятия для корректировки дыхания

Упражнения, направленные на коррекцию дыхания (перед выполнением этих занятий требуется лечь на спину, затем медленно переходить к положению сидя и стоя):

Покажите, как сделать глубокий вдох и выдох через нос, а так рот. Надувайте игрушки, пускайте пузыри;

Осуществляйте вдох на счет, поднимая руки вверх, затем также на счет делайте выдох и опускайте руки. Выдох рекомендуется делать, опустив голову в ванну с водой.

Чтобы увидеть результат, занятия АФК для детей с ДЦП рекомендуется проводить регулярно.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Адаптированная рабочая программа по физической культуре ( 6.2 )для детей с НОДА 2 класс

Автор: Ускова Татьяна Ивановна

Дата: 25.03.2022

Номер свидетельства: 603365


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства