kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Прыжки с места и разбега.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Легкоатлетические прыжки в высоту и в длину являются обязательным средством общего физического развития детей, воспитания у них двигательных качеств. Они включены в комплексную программу физического воспитания учащихся с I класса. Любой из прыжков — ти­пичное скоростно-силовое упражнение, спо­собствующее развитию координации и ловко­сти, быстроты, силы и такого комплексного их сочетания, какой является «прыгучесть», способность быстро производить отталкивание и вы­соко подбрасывать свое тело вверх. Без определенного уровня развития этих качеств не­возможно овладеть техникой любых других ви­дов легкой атлетики.

Просмотр содержимого документа
«Прыжки с места и разбега. »

 Краснодарский край, Красноармейский район, хутор Трудобеликовский,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 39

Прыжки с места и разбега.

Легкоатлетические прыжки в высоту и в дли­ну являются обязательным средством общего физического развития детей, воспитания у них двигательных качеств. Они включены в комплек­сную программу физического воспитания уча­щихся с I класса. Любой из прыжков — ти­пичное скоростно-силовое упражнение, спо­собствующее развитию координации и ловко­сти, быстроты, силы и такого комплексного их сочетания, какой является «прыгучесть», способ­ность быстро производить отталкивание и вы­соко подбрасывать свое тело вверх. Без оп­ределенного уровня развития этих качеств не­возможно овладеть техникой любых других ви­дов легкой атлетики.

Младший школьный возраст — благодатный для освоения разнообразных прыжковых упраж­нений, требующих проявления не только физи­ческих качеств взрывного характера, но и оп­ределенных координационных способностей. Этот возраст (7—10 лет) — наиболее ответст­венный период в формировании двигательных координации ребенка. В данном возрасте за­кладываются основы культуры движений, успеш­но осваиваются новые, ранее неизвестные упраж­нения и действия.

У первоклассников, да и у второклассников анатомо-физиологические системы, обеспечи­вающие двигательную активность ребенка, еще далеки от созревания, а сам процесс развития моторики далек от завершения, хотя и про­текает в этом возрасте с высокой степенью интенсивности. В возрасте 7—10 лет происходит бурное развитие биодинамики движений ребен­ка, и прежде всего их координационного ком­понента. Поэтому этот возрастной период мож­но считать наиболее благоприятным для за­кладки практически всех физических качеств и координационных способностей.

Способности детей к освоению техники дви­жений велики. Дети младшего школьного воз­раста значительно быстрее осваивают многие элементы техники новых упражнений, чем под­ростки и юноши. Они способны овладеть до­статочно сложными движениями и почти само­стоятельно, только понаблюдав, «как это дела­ется».

Использование в занятиях с учащимися млад­ших классов большого арсенала разнообразных прыжков и прыжковых упражнений в целях обес­печения общей физической подготовки при ак­центированном повышении координационных способностей содействует развитию опорно-дви­гательного аппарата, координации движений, приобретению ребенком возможно большего моторного опыта.

В начальных классах при обучении прыж­кам основной задачей является формирование навыка отталкивания вверх. Этот навык необходим для овладения многими упражнениями. В начальных классах следует ознакомить уча­щихся с прыжком в высоту с прямого разбега и в длину с разбега способом «согнув ноги». Для решения такой общей задачи надо научить детей концентрировать усилия в отталкивании, использовать энергию упругой деформации мышц, сохранять правильное положение тела в момент отталкивания, сочетать движения опре­деленных частей тела. Учащихся следует научить также мягкому приземлению, развивать у них скоростно-силовые качества, «прыжковую сме­лость и ловкость».

Согласно учебной программе, первоклассни­ков необходимо научить прыжкам на одной и двух ногах на месте и с продвижением впе­ред; в длину с места; с высоты до 30 см; с разбега в длину и высоту; через набивные мячи; длинную скакалку. Они должны овла­деть мягким приземлением в прыжках, прыжком в длину с места и научиться толкаться одной ногой при выполнении прыжков в длину и в высоту с разбега, приземляясь на обе ноги.

Обучение прыжкам следует начинать с изуче­ния подпрыгиваний (отталкивание со средними усилиями и амортизацией в момент приземле­ния при незначительном сгибании туловища и ног в коленных и тазобедренных суставах). Подпрыгивание на произвольную высоту в на­чальном периоде дети выполняют легче, чем такое же подпрыгивание, но с доставанием оп­ределенного ориентира над головой или под­прыгивание на заданную высоту. Упражнения в подпрыгивании способствуют укреплению мышечно-связочного аппарата, формированию уме­ния концентрировать усилия в отталкивании. Важнейшей задачей при применении подпрыги­ваний является обучение мягкому приземлению, без значительных сотрясений. При этом следует научить семилетних учащихся, чтобы в момент приземления они касались пола, грунта передней частью стоп, амортизируя приземление неболь­шим сгибанием ног в коленных суставах.

При выполнении подпрыгиваний необходимо обращать внимание на положение частей тела относительно друг друга и опоры, не допускать чрезмерного наклона при выпрямленных ногах.

На первых уроках целесообразно давать под­прыгивания на произвольную высоту, а в даль­нейшем — на разную, например 3 раза под­прыгивать не в полную силу, в четвертый раз — как можно выше.

Для увеличения силы толчка и высоты прыжка применяются предметные ориентиры, под­вешенные на 10—15 см выше поднятых рук ре­бенка. Чтобы подпрыгнуть, сначала надо поднять руки вверх, затем, опуская их вниз-назад, при­сесть и с выносом рук вперед-вверх оттолкнуть­ся ногами от пола, одной или двумя руками коснуться предмета/)

Подпрыгивания на двух ногах могут выпол­няться на месте, а затем с небольшим про­движением вперед. Это более сложное в коор­динационном отношении упражнение. При при­землении здесь необходимо добиваться устой­чивого равновесия за счет оптимального сгиба­ния в коленных и тазобедренных суставах, обес­печивающего необходимую амортизацию. Жела­тельно, чтобы в момент касания опоры перед­ней частью стопы плечи и таз составляли вертикальную линию, а во время амортизации не было излишнего наклона вперед. С повы­шением координации движений и развитием опорно-двигательного аппарата подседание при амортизации уменьшается.

Подпрыгивание на одной ноге включается в уроки после овладения подпрыгиванием на двух. При выполнении этого упражнения подседание на опорной ноге значительно меньше, чем в предыдущем. Приземляться следует на перед­нюю часть стопы. При подпрыгивании на одной ноге другая может быть свободно согнута, выпрямлена вперед-вниз, в сторону-вниз или от­ведена назад. Подпрыгивая, можно продвигаться в разных направлениях, изменяя при этом положение рук и выполняя различные задания. Целесообразно чередовать выполнение прыжков на одной и другой ноге (например, 4—8 прыжков на пра­вой и столько же на левой). После овладе­ния подпрыгиванием можно приступить к прыж­кам на двух ногах.

Прыжки на двух ногах на месте и с продви­жением вперед, прыжки на одной ноге отли­чаются от подпрыгиваний тем, что в момент приземления после амортизации сразу же на­чинается следующее отталкивание. В этом виде прыжков начинается формирование режима ра­боты мышц, характерного для легкоатлетиче­ских прыжков,— реверсивного. Так называют режим сокращения мышц со сменой направле­ния движения и с переходом от уступающего к преодолевающему режиму работы мышц. Ре­версивный режим сокращения мышц позволяет максимально использовать энергию их упругой деформации. Эффективность отталкивания по­вышается при выполнении активного маха ру­ками. Прыжки вперед следует выполнять с не­большим по величине продвижением. Далекие прыжки приводят к «натыканию», трудностям в сохранении правильного положения тела, невоз­можности быстро выполнить отталкивание. Для повышения эффективности закрепления навыка в прыжках следует широко использовать подвиж­ные игры, такие, например, как «Зайцы в ого­роде», «Попрыгунчики-воробушки», «Прыжки по кочкам», «Салки на одной ноге», «Прыжки по полоскам». Для создания правильного представ­ления об отталкивании полезно применять ими­тирующие прыжки — «Как прыгает мяч», «Как прыгает птичка» и т. д.

Примерные упражнения, исполь­зуемые для обучения подпрыгиваниям и прыж­кам на двух и одной ноге.

Прыжки на месте на двух ногах без какого-либо определенного положения рук. Вначале да­ются прыжки низкие, потом более высокие, затем чередуются низкие с высокими.

Прыжки на месте на двух ногах с определенным исходным положением рук.

Прыжки на правой, затем на левой ноге

Прыжки поочередно вначале на правой потом на левой ноге, чередуя их через определенное количество повторений (три-четыре)

Прыжки на двух ногах с небольшим продвижением вперед и назад.

Прыжки на двух ногах через линии, начерченные на расстоянии 50—60 см одна от другой.

Прыжки на одной ноге с небольшим продвижением вперед и назад.

Спрыгивание с высоты (высота предмета, с которого первоклассники выполняют спрыгивание, не более 30 см). Более сложными упражнениями являются спрыгивания с высоты: изучение которых следует после овладения техникой подпрыгивания. Если в предыдущих видах прыжков выделялось умение концентрировать" усилия в толчке вверх, то эта разновидность прыжков требует умения мягко приземляться. Мягкому приземлению после прыжков необходимо уделять особое внимание. Учащиеся, имеющие слабую физическую подготовленность" должны выполнять более глубокое приседание

после прыжка, смягчая толчки и сотрясения , затем немедленно выпрямлять ноги. В начале обучения правильному приземлению следует разрешать школьникам приземляться до поло­жения упор присев, затем — приседа и полу­приседа. Высота предметов, с которых выполня­ется спрыгивание, может увеличиваться только при условии правильного выполнения задания. Наряду с обучением мягкому приземлению сле­дует учить школьников управлять положением тела в полете, развивать «прыжковую смелость и ловкость».

Спрыгивания с высоты имеют следующие раз­новидности: из положения при смешанной опоре (руками и ногами), из полуприседа, из положения в висе на руках, из положения стоя.

При проведении спрыгивания следует преду­смотреть меры безопасности: учитель страхует выполняющих упражнение, помогает им, при­земление первоклассники производят на маты.

Примерные упражнения, исполь­зуемые для обучения спрыгивания с высоты.

Прыжки на месте с мягким приземлением.

Прыжки вверх-вперед с мягким приземле­нием.

Прыжки вверх — в сторону с мягким при­землением.

Спрыгивания с гимнастических скамеек.

То же, что и в упр. 1, 2 , 3, 4, но с вы­полнением дополнительных заданий: движение рук в отталкивании, в полете и при призем­лении.

Спрыгивания с гимнастической скамейки вправо, влево, назад с мягким приземлением.

Спрыгивания с высоты до 30 см, призем­ляясь до положения упора присев, приседа и полуприседа.

Прыжки в кружок. Спрыгнуть точно в кру­жок, нарисованный на полу на расстоянии 15—20 см от скамейки.

Прыжки с места. Они имеют прикладное значение и способствуют развитию скоростно-силовых качеств. С учащимися начальных клас­сов их следует использовать также для овла­дения группировкой в полете и обучения при­землению в прыжках в длину.

Техника прыжка в длину с места. Прыжок выполняется из исходного положения узкая стой­ка ноги врозь (ступни ног параллельно, на ши­рине одной ступни), руки вперед-вверх. Упраж­нение начинается с отведения рук назад, затем активное движение руками вниз-вперед-вверх сочетается с быстрым подседанием, переходя­щим в очень быстрое разгибание ног в ко­ленном, тазобедренном суставах, и отталкива­нием стопой. У семилеток при отведении рук назад выполняется подседание, но без излиш­него сгибания ног и наклона вперед. Начало полета характерно выпрямлением тела прыгуна вперед-вверх. Затем ноги, сгибаясь в колен­ных суставах, подтягиваются к груди, прыгун находится в группировке. Приземление произ­водится на согнутые ноги, обеспечивая амор­тизацию и сохранение равновесия. Руки в мо­мент приземления вначале опущены вниз-назад, а затем, выполняя мах вперед, содействуют продвижению туловища. В прыжках на результат при условии мягкого места приземления допус­кается вынос голени вперед при приземлении, но с обязательным последующим сгибанием ног в коленных суставах после касания стопами грун­та. При прыжках на твердой поверхности обя­зательным является амортизирующее приземле­ние и сохранение равновесия.

Семилетние дети успешно овладевают эле­ментами прыжков с места. Однако момент от­талкивания у них недостаточно активен, часто наблюдается излишнее подседание перед оттал­киванием и жесткое приземление.

Методические указания к обуче­нию. Урок может проводиться как в зале, так и на спортивной площадке с различным покры­тием. Приземление в прыжках желательно вы­полнять на гимнастические маты, если урок физической культуры проводится в спортивном зале, или в яму с песком, если урок прохо­дит на открытом воздухе. При прыжках яма с песком должна быть хорошо подготовлена. В на­чале обучения прыжки в длину с места про­водятся в разомкнутых шеренгах.

При обучении прыжкам с места следует до­биваться правильного сочетания махового дви­жения руками с разгибанием ног в отталки­вании. Надо научить учащихся использовать энергию упругой деформации мышц ног. Этому будут способствовать быстрое выполнение подседания и активный мах руками.

Примерные упражнения, используе­мые для обучения прыжкам с места.

Прыжки вперед-вверх с места из полу­приседа, руки на поясе.,

Прыжки вперед-вверх с быстрым выполне­нием полуприседа.

Выполнение маха полусогнутыми руками с резкой остановкой при положении локтей на уровне плечевого пояса.

4.Прыжки в длину с места из полупри­седа, руки отведены назад.

5.Прыжки с места вверх с выполнением быстрого подседания и маха руками.

6Прыжки в длину с места на точность и на результат.

7.Запрыгивание на препятствие высотой 30 см в положение приседа.


Прыжки с разбега являются наиболее слож­ным упражнением для учащихся начальных клас­сов. Трудности овладения ими обусловлены не­достаточным уровнем развития у детей скоростно-силовых качеств, незаконченностью форми­рования опорно-двигательного аппарата, не­совершенной системой управления движениями. Однако основы навыка выполнения таких прыж­ков должны быть заложены как можно раньше.

Прыжки в длину с разбега. К технике прыж­ка в длину, выполняемого учащимся в I клас­се (семилетки), предъявляются следующие тре­бования:

разбег должен составлять 4—6 шагов (3—4 м) и выполняться с ускорением; перед отталкива­нием туловище принимает вертикальное поло­жение, последний шаг желательно выполнять быстрее предыдущих, ногу ставить без упора пяткой в грунт;

в отталкивании маховая нога, согнутая в коленном суставе, быстро выносится вперёд-вверх, движение рук выполняются с большей амплитудой и скоростью, чем в обычном беге. Окончание отталкивания и начало полёта должно иметь положение «широкого шага» - полное выпрямление толчковой ноги, вынос бедра маховой ноги параллельно земле, вертикальное положение туловища. Приземление выполняется так же, как и в прыжках с места.



Учитель физкультуры

Стрелецкий Артём Юрьевич

Крюкова Вера Васильевна


Используемая литература:

1А.Н.Макарова «Легкая атлетика» Москва «Просвещение» 1987год.

2.Р.К.Козьмин, Н.Г.Левитский, П.Л.Лимарь

«Первые шаги в легкой атлетике» «Физкультура и спорт» 1965год.

3. З.М.Богуславская. Е.О.Смирнова

«Развивающие игры для детей младшего возраста» Москва «Просвещение»1991год


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Прыжки с места и разбега.

Автор: Стрелецкий Артём Юрьевич, Крюкова Вера Васильевна

Дата: 08.10.2014

Номер свидетельства: 117389

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "обучение знаниям о прыжках в длину с разбега"
    ["seo_title"] => string(45) "obuchieniieznaniiamopryzhkakhvdlinusrazbiegha"
    ["file_id"] => string(6) "266282"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450116716"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Обучая прыжкам в длину "
    ["seo_title"] => string(25) "obuchaia-pryzhkam-v-dlinu"
    ["file_id"] => string(6) "122205"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414167276"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Прыжок ноги врозь через козла с разбега"
    ["seo_title"] => string(39) "pryzhoknoghivrozchieriezkozlasrazbiegha"
    ["file_id"] => string(6) "266451"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450167714"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "План-конспект урока по лёгкой атлетике. Тема: Эстафетный бег 4х50 м. Прыжок в длину с разбега."
    ["seo_title"] => string(88) "plankonspiekturokapolioghkoiatlietikietiemaestafietnyibiegh4kh50mpryzhokvdlinusrazbiegha"
    ["file_id"] => string(6) "257033"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448267896"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Гимнастика. Опорный прыжок через козла с разбега,  вскок  в упор  присев и соскок прогнувшись через козла. "
    ["seo_title"] => string(111) "gimnastika-opornyi-pryzhok-chieriez-kozla-s-razbiegha-vskok-v-upor-prisiev-i-soskok-proghnuvshis-chieriez-kozla"
    ["file_id"] => string(6) "206494"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430200704"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства