Легкоатлетические прыжки в высоту и в длину являются обязательным средством общего физического развития детей, воспитания у них двигательных качеств. Они включены в комплексную программу физического воспитания учащихся с I класса. Любой из прыжков — типичное скоростно-силовое упражнение, способствующее развитию координации и ловкости, быстроты, силы и такого комплексного их сочетания, какой является «прыгучесть», способность быстро производить отталкивание и высоко подбрасывать свое тело вверх. Без определенного уровня развития этих качеств невозможно овладеть техникой любых других видов легкой атлетики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Прыжки с места и разбега. »
Краснодарский край, Красноармейский район, хутор Трудобеликовский,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 39
Прыжки с места и разбега.
Легкоатлетические прыжки в высоту и в длину являются обязательным средством общего физического развития детей, воспитания у них двигательных качеств. Они включены в комплексную программу физического воспитания учащихся с I класса. Любой из прыжков — типичное скоростно-силовое упражнение, способствующее развитию координации и ловкости, быстроты, силы и такого комплексного их сочетания, какой является «прыгучесть», способность быстро производить отталкивание и высоко подбрасывать свое тело вверх. Без определенного уровня развития этих качеств невозможно овладеть техникой любых других видов легкой атлетики.
Младший школьный возраст — благодатный для освоения разнообразных прыжковых упражнений, требующих проявления не только физических качеств взрывного характера, но и определенных координационных способностей. Этот возраст (7—10 лет) — наиболее ответственный период в формировании двигательных координации ребенка. В данном возрасте закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются новые, ранее неизвестные упражнения и действия.
У первоклассников, да и у второклассников анатомо-физиологические системы, обеспечивающие двигательную активность ребенка, еще далеки от созревания, а сам процесс развития моторики далек от завершения, хотя и протекает в этом возрасте с высокой степенью интенсивности. В возрасте 7—10 лет происходит бурное развитие биодинамики движений ребенка, и прежде всего их координационного компонента. Поэтому этот возрастной период можно считать наиболее благоприятным для закладки практически всех физических качеств и координационных способностей.
Способности детей к освоению техники движений велики. Дети младшего школьного возраста значительно быстрее осваивают многие элементы техники новых упражнений, чем подростки и юноши. Они способны овладеть достаточно сложными движениями и почти самостоятельно, только понаблюдав, «как это делается».
Использование в занятиях с учащимися младших классов большого арсенала разнообразных прыжков и прыжковых упражнений в целях обеспечения общей физической подготовки при акцентированном повышении координационных способностей содействует развитию опорно-двигательного аппарата, координации движений, приобретению ребенком возможно большего моторного опыта.
В начальных классах при обучении прыжкам основной задачей является формирование навыка отталкивания вверх. Этот навык необходим для овладения многими упражнениями. В начальных классах следует ознакомить учащихся с прыжком в высоту с прямого разбега и в длину с разбега способом «согнув ноги». Для решения такой общей задачи надо научить детей концентрировать усилия в отталкивании, использовать энергию упругой деформации мышц, сохранять правильное положение тела в момент отталкивания, сочетать движения определенных частей тела. Учащихся следует научить также мягкому приземлению, развивать у них скоростно-силовые качества, «прыжковую смелость и ловкость».
Согласно учебной программе, первоклассников необходимо научить прыжкам на одной и двух ногах на месте и с продвижением вперед; в длину с места; с высоты до 30 см; с разбега в длину и высоту; через набивные мячи; длинную скакалку. Они должны овладеть мягким приземлением в прыжках, прыжком в длину с места и научиться толкаться одной ногой при выполнении прыжков в длину и в высоту с разбега, приземляясь на обе ноги.
Обучение прыжкам следует начинать с изучения подпрыгиваний (отталкивание со средними усилиями и амортизацией в момент приземления при незначительном сгибании туловища и ног в коленных и тазобедренных суставах). Подпрыгивание на произвольную высоту в начальном периоде дети выполняют легче, чем такое же подпрыгивание, но с доставанием определенного ориентира над головой или подпрыгивание на заданную высоту. Упражнения в подпрыгивании способствуют укреплению мышечно-связочного аппарата, формированию умения концентрировать усилия в отталкивании. Важнейшей задачей при применении подпрыгиваний является обучение мягкому приземлению, без значительных сотрясений. При этом следует научить семилетних учащихся, чтобы в момент приземления они касались пола, грунта передней частью стоп, амортизируя приземление небольшим сгибанием ног в коленных суставах.
При выполнении подпрыгиваний необходимо обращать внимание на положение частей тела относительно друг друга и опоры, не допускать чрезмерного наклона при выпрямленных ногах.
На первых уроках целесообразно давать подпрыгивания на произвольную высоту, а в дальнейшем — на разную, например 3 раза подпрыгивать не в полную силу, в четвертый раз — как можно выше.
Для увеличения силы толчка и высоты прыжка применяются предметные ориентиры, подвешенные на 10—15 см выше поднятых рук ребенка. Чтобы подпрыгнуть, сначала надо поднять руки вверх, затем, опуская их вниз-назад, присесть и с выносом рук вперед-вверх оттолкнуться ногами от пола, одной или двумя руками коснуться предмета/)
Подпрыгивания на двух ногах могут выполняться на месте, а затем с небольшим продвижением вперед. Это более сложное в координационном отношении упражнение. При приземлении здесь необходимо добиваться устойчивого равновесия за счет оптимального сгибания в коленных и тазобедренных суставах, обеспечивающего необходимую амортизацию. Желательно, чтобы в момент касания опоры передней частью стопы плечи и таз составляли вертикальную линию, а во время амортизации не было излишнего наклона вперед. С повышением координации движений и развитием опорно-двигательного аппарата подседание при амортизации уменьшается.
Подпрыгивание на одной ноге включается в уроки после овладения подпрыгиванием на двух. При выполнении этого упражнения подседание на опорной ноге значительно меньше, чем в предыдущем. Приземляться следует на переднюю часть стопы. При подпрыгивании на одной ноге другая может быть свободно согнута, выпрямлена вперед-вниз, в сторону-вниз или отведена назад. Подпрыгивая, можно продвигаться в разных направлениях, изменяя при этом положение рук и выполняя различные задания. Целесообразно чередовать выполнение прыжков на одной и другой ноге (например, 4—8 прыжков на правой и столько же на левой). После овладения подпрыгиванием можно приступить к прыжкам на двух ногах.
Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, прыжки на одной ноге отличаются от подпрыгиваний тем, что в момент приземления после амортизации сразу же начинается следующее отталкивание. В этом виде прыжков начинается формирование режима работы мышц, характерного для легкоатлетических прыжков,— реверсивного. Так называют режим сокращения мышц со сменой направления движения и с переходом от уступающего к преодолевающему режиму работы мышц. Реверсивный режим сокращения мышц позволяет максимально использовать энергию их упругой деформации. Эффективность отталкивания повышается при выполнении активного маха руками. Прыжки вперед следует выполнять с небольшим по величине продвижением. Далекие прыжки приводят к «натыканию», трудностям в сохранении правильного положения тела, невозможности быстро выполнить отталкивание. Для повышения эффективности закрепления навыка в прыжках следует широко использовать подвижные игры, такие, например, как «Зайцы в огороде», «Попрыгунчики-воробушки», «Прыжки по кочкам», «Салки на одной ноге», «Прыжки по полоскам». Для создания правильного представления об отталкивании полезно применять имитирующие прыжки — «Как прыгает мяч», «Как прыгает птичка» и т. д.
Примерные упражнения, используемые для обучения подпрыгиваниям и прыжкам на двух и одной ноге.
Прыжки на месте на двух ногах без какого-либо определенного положения рук. Вначале даются прыжки низкие, потом более высокие, затем чередуются низкие с высокими.
Прыжки на месте на двух ногах с определенным исходным положением рук.
Прыжки на правой, затем на левой ноге
Прыжки поочередно вначале на правой потом на левой ноге, чередуя их через определенное количество повторений (три-четыре)
Прыжки на двух ногах с небольшим продвижением вперед и назад.
Прыжки на двух ногах через линии, начерченные на расстоянии 50—60 см одна от другой.
Прыжки на одной ноге с небольшим продвижением вперед и назад.
Спрыгивание с высоты (высота предмета, с которого первоклассники выполняют спрыгивание, не более 30 см). Более сложными упражнениями являются спрыгивания с высоты: изучение которых следует после овладения техникой подпрыгивания. Если в предыдущих видах прыжков выделялось умение концентрировать" усилия в толчке вверх, то эта разновидность прыжков требует умения мягко приземляться. Мягкому приземлению после прыжков необходимо уделять особое внимание. Учащиеся, имеющие слабую физическую подготовленность" должны выполнять более глубокое приседание
после прыжка, смягчая толчки и сотрясения , затем немедленно выпрямлять ноги. В начале обучения правильному приземлению следует разрешать школьникам приземляться до положения упор присев, затем — приседа и полуприседа. Высота предметов, с которых выполняется спрыгивание, может увеличиваться только при условии правильного выполнения задания. Наряду с обучением мягкому приземлению следует учить школьников управлять положением тела в полете, развивать «прыжковую смелость и ловкость».
Спрыгивания с высоты имеют следующие разновидности: из положения при смешанной опоре (руками и ногами), из полуприседа, из положения в висе на руках, из положения стоя.
При проведении спрыгивания следует предусмотреть меры безопасности: учитель страхует выполняющих упражнение, помогает им, приземление первоклассники производят на маты.
Примерные упражнения, используемые для обучения спрыгивания с высоты.
Прыжки на месте с мягким приземлением.
Прыжки вверх-вперед с мягким приземлением.
Прыжки вверх — в сторону с мягким приземлением.
Спрыгивания с гимнастических скамеек.
То же, что и в упр. 1, 2 , 3, 4, но с выполнением дополнительных заданий: движение рук в отталкивании, в полете и при приземлении.
Спрыгивания с гимнастической скамейки вправо, влево, назад с мягким приземлением.
Спрыгивания с высоты до 30 см, приземляясь до положения упора присев, приседа и полуприседа.
Прыжки в кружок. Спрыгнуть точно в кружок, нарисованный на полу на расстоянии 15—20 см от скамейки.
Прыжки с места. Они имеют прикладное значение и способствуют развитию скоростно-силовых качеств. С учащимися начальных классов их следует использовать также для овладения группировкой в полете и обучения приземлению в прыжках в длину.
Техника прыжка в длину с места. Прыжок выполняется из исходного положения узкая стойка ноги врозь (ступни ног параллельно, на ширине одной ступни), руки вперед-вверх. Упражнение начинается с отведения рук назад, затем активное движение руками вниз-вперед-вверх сочетается с быстрым подседанием, переходящим в очень быстрое разгибание ног в коленном, тазобедренном суставах, и отталкиванием стопой. У семилеток при отведении рук назад выполняется подседание, но без излишнего сгибания ног и наклона вперед. Начало полета характерно выпрямлением тела прыгуна вперед-вверх. Затем ноги, сгибаясь в коленных суставах, подтягиваются к груди, прыгун находится в группировке. Приземление производится на согнутые ноги, обеспечивая амортизацию и сохранение равновесия. Руки в момент приземления вначале опущены вниз-назад, а затем, выполняя мах вперед, содействуют продвижению туловища. В прыжках на результат при условии мягкого места приземления допускается вынос голени вперед при приземлении, но с обязательным последующим сгибанием ног в коленных суставах после касания стопами грунта. При прыжках на твердой поверхности обязательным является амортизирующее приземление и сохранение равновесия.
Семилетние дети успешно овладевают элементами прыжков с места. Однако момент отталкивания у них недостаточно активен, часто наблюдается излишнее подседание перед отталкиванием и жесткое приземление.
Методические указания к обучению. Урок может проводиться как в зале, так и на спортивной площадке с различным покрытием. Приземление в прыжках желательно выполнять на гимнастические маты, если урок физической культуры проводится в спортивном зале, или в яму с песком, если урок проходит на открытом воздухе. При прыжках яма с песком должна быть хорошо подготовлена. В начале обучения прыжки в длину с места проводятся в разомкнутых шеренгах.
При обучении прыжкам с места следует добиваться правильного сочетания махового движения руками с разгибанием ног в отталкивании. Надо научить учащихся использовать энергию упругой деформации мышц ног. Этому будут способствовать быстрое выполнение подседания и активный мах руками.
Примерные упражнения, используемые для обучения прыжкам с места.
Прыжки вперед-вверх с места из полуприседа, руки на поясе.,
Прыжки вперед-вверх с быстрым выполнением полуприседа.
Выполнение маха полусогнутыми руками с резкой остановкой при положении локтей на уровне плечевого пояса.
4.Прыжки в длину с места из полуприседа, руки отведены назад.
5.Прыжки с места вверх с выполнением быстрого подседания и маха руками.
6Прыжки в длину с места на точность и на результат.
7.Запрыгивание на препятствие высотой 30 см в положение приседа.
Прыжки с разбега являются наиболее сложным упражнением для учащихся начальных классов. Трудности овладения ими обусловлены недостаточным уровнем развития у детей скоростно-силовых качеств, незаконченностью формирования опорно-двигательного аппарата, несовершенной системой управления движениями. Однако основы навыка выполнения таких прыжков должны быть заложены как можно раньше.
Прыжки в длину с разбега. К технике прыжка в длину, выполняемого учащимся в I классе (семилетки), предъявляются следующие требования:
разбег должен составлять 4—6 шагов (3—4 м) и выполняться с ускорением; перед отталкиванием туловище принимает вертикальное положение, последний шаг желательно выполнять быстрее предыдущих, ногу ставить без упора пяткой в грунт;
в отталкивании маховая нога, согнутая в коленном суставе, быстро выносится вперёд-вверх, движение рук выполняются с большей амплитудой и скоростью, чем в обычном беге. Окончание отталкивания и начало полёта должно иметь положение «широкого шага» - полное выпрямление толчковой ноги, вынос бедра маховой ноги параллельно земле, вертикальное положение туловища. Приземление выполняется так же, как и в прыжках с места.
Учитель физкультуры
Стрелецкий Артём Юрьевич
Крюкова Вера Васильевна
Используемая литература:
1А.Н.Макарова «Легкая атлетика» Москва «Просвещение» 1987год.
2.Р.К.Козьмин, Н.Г.Левитский, П.Л.Лимарь
«Первые шаги в легкой атлетике» «Физкультура и спорт» 1965год.
3. З.М.Богуславская. Е.О.Смирнова
«Развивающие игры для детей младшего возраста» Москва «Просвещение»1991год