Методическая разработка по физической культуре на тему Здоровый образ жизни.
Методическая разработка по физической культуре на тему Здоровый образ жизни.
Личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды, обуви. Особое значение имеет режим дня. При правильном и строгом его соблюдении, вырабатывается четкий режим функционирования организма, а это создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствуя укреплению здоровья. Постоянное нарушение режима дня приводит к снижению работоспособности, разбитости, сонливости днем, бессонницы ночью и другим неприятным явлениям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по физической культуре на тему Здоровый образ жизни.»
Личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды, обуви. Особое значение имеет режим дня. При правильном и строгом его соблюдении, вырабатывается четкий режим функционирования организма, а это создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствуя укреплению здоровья. Постоянное нарушение режима дня приводит к снижению работоспособности, разбитости, сонливости днем, бессонницы ночью и другим неприятным явлениям.
Установлено, что у подавляющего большинства учащихся имеются два пика максимальной работоспособности: между 10 – 12 и 16 – 18 часами. Именно в это время можно выполнить наибольшую работу при минимальной затрате сил.
Полноценный сон – незаменимый вид отдыха. Недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия. Чтобы обеспечить нормальный спокойный сон, нужно выполнять ряд очень простых правил:
ложиться спать всегда в одно и то же время;
не есть и не пить на ночь;
спать в хорошо проветриваемой комнате;
спать в спокойной обстановке;
одеяло должно быть легким, но достаточно теплым.
Примерный распорядок для школьников, занимающихся в 1– ю смену.
7.00 – 7.05 Подъем, уборка постели.
7.05 – 7.15 Утренняя гимнастика.
7.15 – 7.20 Умывание, закаливающие процедуры.
7.20 – 7.40 Завтрак.
7.40 – 8.00 Ходьба пешком в школу (по возможности).
8.00 – 13.30 Учебные занятия.
13.30 – 14.30 Обед, прогулка на свежем отдыхе.
15.00 – 16.30 Самоподготовка.
16.30 – 18.30 Занятия в спортивной секции или самостоятельные занятия физическими упражнениями (3-5 раз в неделю).
Каждый ребенок должен неукоснительно соблюдать правила личной гигиены - мероприятия по уходу за телом, одеждой, обувью, поскольку их невыполнение может повлечь за собой неприятные последствия не только для самого ребенка, но и для окружающего его коллектива. Некоторые школьники пренебрежительно относятся к выполнению гигиенических навыков. Уход за телом – необходимое условие для нормальной физиологической деятельности организма. Здоровая, чистая кожа – хороший защитный барьер для проникновения в организм некоторых вредных микробов и химических веществ. Нарушение нормальной жизнедеятельности кожи оказывает неблагоприятное влияние на состояние организма, и наоборот. Через грязные руки можно заразиться чесоткой, глистами, возбудителями различных желудочно-кишечных заболеваний (дизентерия, брюшной тиф и др.).
Правила ухода за телом:
ежедневно принимать душ и не реже 1 раза в неделю мыться с мылом и мочалкой;
мыть руки с мылом после каждого соприкосновения с грязными предметами, посещения туалета, перед приемом пищи;
при появлении на руках или на ногах трещин, ссадин необходимо смазывать йодом, бриллиантовой зеленью, специальными мазями (по совету медицинских работников);
ногти нужно стричь коротко, на руках дугообразно по возвышению пальца, а при мытье рук желательно пользоваться специальной щеткой.
стопы ног необходимо мыть ежедневно по мере загрязнения, но обязательно перед сном. Ногти на ногах стригут прямо, так как срезание углов способствует врастанию ногтей;
носки, гольфы, колготки и др. следует стирать ежедневно;
каждый ребенок должен иметь свое полотенце для лица и рук, а также – отдельное полотенце для ног;
мальчики должны иметь короткую стрижку; девочку – такую, которая не мешала бы им во время учебных занятий; расческа должна быть собственная;
регулярно чистить зубы (утром и вечером перед сном, полоскание ротовой полости после каждого приема пищи, использование зубной нити для удаления остатков пищи;
необходимо иметь личные предметы туалета;
одежда и обувь должны быть чистыми и аккуратными, удобными.
Я считаю, что залогом здоровья, хорошего настроения, высоких показателей в учебе и спорте является строгое соблюдение установленного режима дня. Каждый школьник обязан следить за своей внешностью, быть чистоплотным, бережливо относиться к своим вещам и всему, что окружает его вокруг.
Питание
Народная мудрость гласит:
«Какова еда и питье – таково и житье».
«Ешь правильно – и лекарство ненадобно».
Внимание к питанию школьников важно потому, что именно в этом возрасте наиболее часты ошибки в его организации.
Калорийность питания должна соответствовать величине энергозатрат растущего организма.
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать... Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важное — это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом? Воспитывая ребенка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка». К вредным привычкам учащихся мы относим безответствен¬ность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизо¬ванность и многое другое. Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вы-шеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребен¬ка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически. Привычка не прививается в семье, в школе и поэтому у будущего взрослого не формируется положительный образ здорового человека. Давайте задумаемся над этой проблемой. Очень часто родите¬ли в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать, — заболеешь! Не будешь тепло одеваться — простудишься!» и т. д. Но практи¬чески очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку — не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом — трудно будет достигать успехов в учении! и т. д. Видимо, поэтому наши учащиеся среди исследуемых жизненных приоритетов ставят на первое место многое, но только не здоровье. В результате исследования, проведенного в 8-11 клас¬сах (всего опрошено 97 учащихся) здоровье как жизненная цен¬ность ставится лишь на девятое место. Научно-технический прогресс привел к тому, что человек все, меньше и меньше понимает, что такое физический труд. А ребенок и подавно. За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредствен¬ной мышечной работы человека снизился с 94 до 1 процента. Глав¬ными пороками XXI века становятся: накапливание отрицатель¬ных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия. По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлека¬ются в движение, и результат от такой активности большой пользы не дает. Часто можно слышать от родителей: «Моему ребенку и уро¬ков физкультуры хватит, чтобы подвигаться». А хватит ли? Роди¬тели, видимо, не догадываются о том, что уроки физической куль¬туры восполняют дефицит двигательной активности только на 11 процентов. Два-три урока в школьном расписании проблему не решат. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к сохра-нению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое здоровье, себя самого и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуж¬даются в немедленном решении. В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации активно поднимают вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая куль¬тура перестали быть значимыми для молодого поколения. Такое положение вещей угрожает психическому и физическо¬му здоровью школьников.
Сегодня очень часто можно слышать слова руководителей школ об изменении культурного пространства школы. По их мнению, культурное пространство школы — это те обычаи и традиции, которые живут в коллективе. Мне думается, что из¬менение это должно начинаться с формирования у педагогов, учащихся и их родителей культуры сохранения собственного здоровья и осознания значимости данного вопроса для жизни в этом мире.
По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится стабильно на «4» и «5», проводит за письменным столом дома не менее 2,5-3 ча¬сов; ученик — шестиклассник — 3-4 часа, старшеклассник — 6 и более часов. А ведь нужно еще добавить к этому и школьные уроки...
- По данным Российских ученых, 51% детей вообще не бывают на улице по возвращению из школы. - 73% школьников не устраивают перерывов между приготовлением уроков. - 30-40% детей имеют избыточный вес. - По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60. - У людей, не занимающихся спортом, частота пульса на 20% выше. Это приводит к быстрому изнашиванию сердца. - По статистике медиков, на 100 родившихся детей у 20 с те¬чением времени развивается плоскостопие, связанное чаще всего со слабостью мышц. Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Многое для изменения описанной выше ситуации может сде¬лать собственная семья, в которой растет ребенок. Ребенок — младший школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физи¬ческой формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и зако¬нам, которые культивируются в его семье. Когда ребенок в такой семье подрастает, его не нужно застав¬лять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами. Великое дело — привычка. Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе — вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если роди¬тели не воспитают у детей привычки быть душевно и физически здоровыми. Часто в беседах с родителями слышишь сетования на то, что им некогда, что нужно кормить семью, и нет времени на такие глупости, как занятия физкультурой и спортом. А главный аргу¬мент — отсутствие времени и денег на платные секции и кружки. Но не всегда и не за все нужно платить. Достаточно вместе с ребенком утром или вечером 10 минут подвигаться, но ежедневно и не зависимо от складывающихся ситуаций — результат успешности ребенка будет налицо. Ребенку важно, чтобы папа и мама делали упражнения вместе с ним, помогая ему и одобряя его.