Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс «Подвижные игры по программе» для педагогов ДОУ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №98»
муниципального образования города Братска
Мастер - класс
«Подвижные игры по программе»
для педагогов ДОУ
Составила:
инструктор по физической культуре
Светимская О. А
I кв. категория
Братск
Цель:
План:
1.Определение и значение подвижных игр
2.Классификация подвижных игр
3.Вариативность подвижных игр
4. Выбор игры для возраста детей. Подготовка.
5.Методика проведения
Уважаемые коллеги хотелось бы начать мастер класс со слов:
«Придумать игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека... Обратить внимание на игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство — задача будущей педагогики».
К. Д. Ушинский
А что такое подвижная игра? (высказывания педагогов)
Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.
Подвижная игра —это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Подвижная игра – это эмоционально окрашена двигательная деятельность, в которой происходит закрепление и совершенствование основных движений (основные движения должны быть заранее изучены).
Характерная её особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребёнка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретённые двигательные навыки.
В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как
можно быстрее. Увлечённые сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.
Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств – выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.
В подвижных играх ребёнку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. Игры помогают ребёнку расширить и углублять свои представления об окружающей действительности.
Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц,
насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнений в счёте и т. д.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учат действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учат дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности. В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувства ритма.
В подвижной игре происходит:
-совершенствование движений
-развитие психических качеств (воображения, памяти и т.д)
-ориентировка в пространстве
-большой положительный заряд, приучаются совместно играть, действовать
-подчинение и выполнение установленных правил
Структура:
Задачу или цель
Правило (это то что должны выполнять дети, педагог предусматривает запрещение или разрешение каких либо действий, если правила нарушаются значит не выполняется поставленная задача
Игровые действия( зайчики, лисички и т.д)
Итог или результат
Таким образом, подвижная игра способствует удовлетворению детей в движениях, в создании положительных эмоций ,обогащает его опыт.
В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр. Представлена на слайде.
К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм — баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.
Сюжетные подвижные игры имеют готовый сюжет и зафиксированные правила. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д. Сюжет отражает явления окружающей жизни , игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте
Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.
По использованию основных движений игры можно разделить:
- игры с ходьбой и бегом;
- игры с метанием;
- игры на лазание;
- на ориентировку в пространстве.
В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового). Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.
В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.
Спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.
По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.
Таким образом классификация подвижных игр позволяет распределить физическую нагрузку на занятии прогулке и.т. с что способствует закреплению и совершенствованию движений ребенка. Чем должен руководствоваться педагог при выборе игры? (высказывание педагогов)
А если в течении года дети выучивают эти игры и к не которым из них угасает интерес , что в этом случае делает педагог? (высказывание педагогов)
И поэтому я хочу напомнить при выборе игры:
- для мл.гр – берется игра где одно действующее лицо и все дети выполняют одно и тоже движение , правил 1-2;
- ср.гр.- дети могут выполнять разные движения, правил может быть 2-3;
- ст., подг. группы - могут выполнять 3-4 движения, если 2-3 движения то они сложные (бег с увертыванием), количество правил 3-4, ведущих 2-3.
Давайте с вами восстановим пирамиду «Подготовка воспитателя»
1.должен выбрать игру согласна возраста
2. выучить игру
3. владеть теми движениями, которые есть в данной игре
4. выучить слова если таковые имеются, для того чтобы активизировать деятельность детей и сохранять интерес к игре
5.выбрать место
6.продумать расстановку детей
7.подготовить атрибуты, зрительные ориентиры
Таким образом, от качественной подготовки воспитателя будет зависеть и само поведение игры.
Сейчас я предлагаю вспомнить методику проведения игры
(Проиграть с педагогами игру «У медведя во бору»
1,2,3,4,5- начинаем мы играть
Вы скорее в круг вставайте
И загадку отгадайте
Любит он малину, мёд
Человека страх берёт,
Если станет он реветь,
Потому что он – (медведь).
Сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется «У медведя во бору»
На одном конце зала - опушка леса. Здесь будет место для медведя. На противоположном стороне зала - дом детей. Я - медведь, остальные игроки – Дети.
Дети направляются к опушке леса, собирая грибы, ягоды, проговаривая слова:
« У медведя во бору
Грибы ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит».
Когда игроки произнесут слово «рычит» медведь с рычанием встаёт, а дети бегут домой. Медведь старается их поймать (коснуться). Пойманного медведь отводит к себе. Игра повторяется.
Что будут делать ребята, выходя из дома? Как нужно подходить к берлоге медведя? После, каких слов просыпается медведь и др.?
Какие этапы можно выделить в игре?
1.Сбор детей
- по бубну
-колокольчику
- хлопки
-просто предложить подойти
-дежурным собрать детей
2.Растановка детей
- сразу так как нужно для игры
-в мл.гр. по кругу, врассыпную так чтобы было видно сразу всех детей
3.Создание интереса и называние игры
- показ атрибутов
- пение песни
-загадывание загадки
-показ иллюстрации
- слова к игре если есть
4.Объяснение содержания и правила игры
5.Распределение ролей
6.Руководство ходом игры
Для выбора ведущих и разделения играющих на команды в подвижных играх используются считалки и жеребьевки.
В завершении хочется узнать ваше мнение о нашей сегодняшней встречи, что узнали, надо было ли это вам и чтобы вы хотели узнать еще.
И предлагаю вам оценить полученные знания с помощью вот таких жестов если информация была полезна и интересна то зеленый, а если нет то красный