kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа воспитания и развития гендерного (полоролевого) класса мальчиков "Мальчик в современном мире"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Название программы: «Мальчик в современном мире»

Состав класса: 21 мальчик

Возраст учащихся: 7 – 11 лет.

Продолжительность освоения программы: 3 года  (2015 – 2018 уч. годы).

Пояснительная записка

«Мальчики – это не «маленькие мужчины»,                                                                                  а дети, которым надо дать время вырасти!»

Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения.

Гендерное воспитание в школе затрагивает  коррекции процесса социализации школьника в зависимости от пола. Гендерное воспитание благоприятствует развитию партнерских отношений между полами, воспитывает их в духе толерантности.

Воспитание мальчиков, имея много общего с воспитанием девочек, тем не менее, обладает своими специфическими чертами, которые непосредственно обусловлены физическими и психологическими особенностями представителей мужского пола. Поэтому родителям и педагогам целесообразно знать и учитывать их половые особенности.

Представители мужского пола обладают большей физической силой по сравнению с женщинами, но уступают им в выносливости. Мальчики более подвижны, раскованны, менее терпеливы и дисциплинированны, им меньше свойственны прилежание и усердие. Их обычно интересуют самые разнообразные вопросы и проблемы, порой далеко выходящие за рамки окружающей действительности (дальние страны, загадочные явления, необыкновенные происшествия и т.п.). Они предпочитают точные науки, увлекаются техникой, физкультурой и спортом, любят подвижные игры, многие охотно занимаются физическим трудом, более склонны к преобразующей деятельности. Вместе с тем они довольно часто менее охотно занимаются самообслуживанием, нередко проявляют беспомощность в простых житейских делах, у них чаще случаются различные травмы. Статистика показывает, что среди детей 7 – 15 лет травмы у мальчиков случаются в 2 раза чаще, чем у девочек.

В силу половых особенностей мальчиков, воспитывать их несколько сложнее. Успеваемость в школе у них ниже по сравнению с успеваемостью девочек, они менее самокритичны; в среднем школьном возрасте среди них в результате упущений в воспитании чаще появляются «трудные» подростки, которым свойственны вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсикомания, сквернословие и др.), а также правонарушения (хулиганство, воровство). Поэтому в окружении мальчишек должно быть много достойных для подражания мужчин, поскольку подражание – врожденная черта человека. Под влиянием дурного примера взрослых у некоторых мальчиков формируется ложное чувство превосходства перед девочками, что отрицательно сказывается на их взаимоотношениях, а также в дальнейшем и на супружеской жизни.

Мальчики не растут сами по себе, ровно и гладко. Необходимо следовать определенной программе воспитания. Если мальчик постоянно находится в сфере вашего внимания, вы наверняка замечаете, как он взрослеет день ото дня, как меняются его настроение и энергетика в разные периоды жизни. Задача состоит в том, чтобы понять, что требуется ребенку и когда.

В период с шести до четырнадцати лет мальчик, следуя собственным внутренним ощущениям, хочет учиться быть мужчиной и все больше присматривается к отцу, его интересам и поступкам. (Хотя мать остается очень близким человеком, а окружающий мир становится все интереснее.) Цель воспитания в этот период – повысить уровень знаний ребенка и развить его способности, не забывая о доброте и открытости,  – то есть стремиться к развитию гармоничной личности. Именно в этом возрасте к мальчику приходит ощущение радости и комфорта оттого, что он мальчик. Опыт показывает, что в этот период семье необходима помощь. Когда-то такую поддержку оказывали родственники (дяди и дедушки) или мастера-ремесленники, бравшие мальчиков в ученики и подмастерья. В современном мире эту помощь могут оказать мужчины-педагоги или воспитатели. В нашей школе это выполняют офицеры-воспитатели и мужчины-педагоги дополнительного образования.

Таким образом, данная программа направлена на организацию воспитания мальчиков начальных классов в условиях кадетской школы.

Цель программы: создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков в процессе педагогического взаимодействия.

Задачи программы:

1.       Организовать родительский лекторий по изучению индивидуальных особенностей развития мальчиков, методов и приёмов воспитательной работы с ними.

2.       Развивать познавательные способности мальчиков во внеклассной и внеурочной деятельности.

3.       Формировать гражданское самосознание через классные часы, через исследовательскую работу, через дополнительное образование и внеурочную деятельность.

4.       Организовать систему физического воспитания и спортивной подготовки.

5.       Формировать традиции на основе  профиля кадетской школы.

6.       Развивать интерес к культуре Отечества, мировой культуре, чувство прекрасного.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитания и развития гендерного (полоролевого) класса мальчиков "Мальчик в современном мире"»

РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЧЕРНУШИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАДЕТСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е. И. ФРАНЦЕВА»





Программа

воспитания и развития класса













Составитель программы:

Бакалдина А. А.,

учитель высшей квалификационной категории,

классный руководитель первой ступени обучения.







Чернушка, 2015









Информационная карта

ФИО классного руководителя: Бакалдина А. А.

Название программы: «Мальчик в современном мире»

Состав класса: 21 мальчик

Возраст учащихся: 7 – 11 лет.

Продолжительность освоения программы: 3 года (2015 – 2018 уч. годы).







































Пояснительная записка

«Мальчики – это не «маленькие мужчины», а дети, которым надо дать время вырасти!»

Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения.

Гендерное воспитание в школе затрагивает  коррекции процесса социализации школьника в зависимости от пола. Гендерное воспитание благоприятствует развитию партнерских отношений между полами, воспитывает их в духе толерантности.

Воспитание мальчиков, имея много общего с воспитанием девочек, тем не менее, обладает своими специфическими чертами, которые непосредственно обусловлены физическими и психологическими особенностями представителей мужского пола. Поэтому родителям и педагогам целесообразно знать и учитывать их половые особенности.

Представители мужского пола обладают большей физической силой по сравнению с женщинами, но уступают им в выносливости. Мальчики более подвижны, раскованны, менее терпеливы и дисциплинированны, им меньше свойственны прилежание и усердие. Их обычно интересуют самые разнообразные вопросы и проблемы, порой далеко выходящие за рамки окружающей действительности (дальние страны, загадочные явления, необыкновенные происшествия и т.п.). Они предпочитают точные науки, увлекаются техникой, физкультурой и спортом, любят подвижные игры, многие охотно занимаются физическим трудом, более склонны к преобразующей деятельности. Вместе с тем они довольно часто менее охотно занимаются самообслуживанием, нередко проявляют беспомощность в простых житейских делах, у них чаще случаются различные травмы. Статистика показывает, что среди детей 7 – 15 лет травмы у мальчиков случаются в 2 раза чаще, чем у девочек.

В силу половых особенностей мальчиков, воспитывать их несколько сложнее. Успеваемость в школе у них ниже по сравнению с успеваемостью девочек, они менее самокритичны; в среднем школьном возрасте среди них в результате упущений в воспитании чаще появляются «трудные» подростки, которым свойственны вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсикомания, сквернословие и др.), а также правонарушения (хулиганство, воровство). Поэтому в окружении мальчишек должно быть много достойных для подражания мужчин, поскольку подражание – врожденная черта человека. Под влиянием дурного примера взрослых у некоторых мальчиков формируется ложное чувство превосходства перед девочками, что отрицательно сказывается на их взаимоотношениях, а также в дальнейшем и на супружеской жизни.

Мальчики не растут сами по себе, ровно и гладко. Необходимо следовать определенной программе воспитания. Если мальчик постоянно находится в сфере вашего внимания, вы наверняка замечаете, как он взрослеет день ото дня, как меняются его настроение и энергетика в разные периоды жизни. Задача состоит в том, чтобы понять, что требуется ребенку и когда.

В период с шести до четырнадцати лет мальчик, следуя собственным внутренним ощущениям, хочет учиться быть мужчиной и все больше присматривается к отцу, его интересам и поступкам. (Хотя мать остается очень близким человеком, а окружающий мир становится все интереснее.) Цель воспитания в этот период – повысить уровень знаний ребенка и развить его способности, не забывая о доброте и открытости, – то есть стремиться к развитию гармоничной личности. Именно в этом возрасте к мальчику приходит ощущение радости и комфорта оттого, что он мальчик. Опыт показывает, что в этот период семье необходима помощь. Когда-то такую поддержку оказывали родственники (дяди и дедушки) или мастера-ремесленники, бравшие мальчиков в ученики и подмастерья. В современном мире эту помощь могут оказать мужчины-педагоги или воспитатели. В нашей школе это выполняют офицеры-воспитатели и мужчины-педагоги дополнительного образования.

Таким образом, данная программа направлена на организацию воспитания мальчиков начальных классов в условиях кадетской школы.

Цель программы: создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков в процессе педагогического взаимодействия.

Задачи программы:

  1. Организовать родительский лекторий по изучению индивидуальных особенностей развития мальчиков, методов и приёмов воспитательной работы с ними.

  2. Развивать познавательные способности мальчиков во внеклассной и внеурочной деятельности.

  3. Формировать гражданское самосознание через классные часы, через исследовательскую работу, через дополнительное образование и внеурочную деятельность.

  4. Организовать систему физического воспитания и спортивной подготовки.

  5. Формировать традиции на основе профиля кадетской школы.

  6. Развивать интерес к культуре Отечества, мировой культуре, чувство прекрасного.







Принципы, определяющие идею программы:

  • системности (следует считать процесс воспитания как сложную систему, состоящую из совокупности взаимосвязанных компонентов: ученик, учителя, родители и т.д.);

  • гуманизации («очеловечивание» системы воспитания и обучения через реализацию личностно-ориентированного подхода к организации учебно-воспитательного процесса);

  • сотрудничества (раскрывается через субъектно-субъектные отношения, проявляемые в вере в силы ребёнка);

  • выбора (учащиеся живут в условиях постоянного выбора форм, содержания, способов организации учебной и внеучебной деятельности);

  • индивидуализации (предполагает учёт индивидуальных особенностей детей);

  • целостного подхода (процессы воспитания и обучения должны быть взаимосвязаны);

  • успешности (создание ситуации успеха и веры в свои способности);

  • разумной требовательности (основывается на развитии правового самосознания, правовой культуры всех участников образовательного процесса; можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других);

  • коллективной деятельности (в правильно организованной коллективной деятельности формируется чувство ответственности за порученное дело, его результат; проявляются лидерские качества, умение сотрудничать с другими);

  • связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами города, района, области, страны; дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо);

  • стимулирования самовоспитания (каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности).

Основные правила воспитательной работы:

  • Учитывать интересы, желание мальчиков.

  • Всегда искать в детях лучшее и использовать в воспитательной работе.

  • Убеждать не столько словом, сколько показом достойного поведения, наглядным действием.

  • Находить разумную меру доверия.

  • Не делать за учеников то, что они могут сделать сами.

  • Не мириться с ошибками, но и не подчеркивать недостатки ребят.

  • Не давать воспитанникам останавливаться на достигнутом, побуждать их к лучшему и большему.

  • Не навязывать свое мнение, незаметно подводить их к правильной оценке событий, к справедливому решению.



Содержание деятельности

Главной особенностью программы является её интегрированный характер. Она включает в себя как работу с детьми, так и работу с родителями.

Программа включает 4 направления, логически связанных между собой по формированию личности воспитанника прокадетского полоролевого класса мальчиков, реализуемые через программы дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Направление

Программа

Патриотическое

- Азбука кадетства;

- Кадетские чтения;

- Строевая подготовка.

Духовно-нравственное

- Хор;

- «Православная культура»

Учебно-познавательное

- «Экология» (ЦДТ)

- Проектно-исследовательская деятельность.

Спортивно – оздоровительное

- Дзюдо;

- Хореография.



  1. Патриотическое.

Цель: воспитывать любовь к России, к родному городу, к родной школе, семье.

Для реализации этой цели будем посещать школьный и районный музеи, читать книги о своём крае, городе (в том числе кл. часы и беседы), познакомимся с Гимном России, главным законом страны. Заниматься строевой подготовкой, быть активным слушателем кадетских чтений. Принимать активное участие в конкурсах рисунков «Наш край», «Мои родные», «О тех, кто мир нам подарил» и др. Соблюдать ношение особой формы одежды, использовать ритуалы в общении, принятых в военной среде.

  1. Духовно-нравственное.

Цель: создание условий для формирования качеств духовно-нравственной и культурной личности воспитанников.

Реализуя данную цель, воспитанники будут заниматься в кружках «Православная культура», «Хор», совершать экскурсии по историческим и святым местам Пермского края. Участвовать в народных традиционных праздниках: «Осенины», «Масленица», «День здоровья», «Новый год», «8 Марта», «День защитника Отечества», «Праздник Победы», «Осенний маскарад», «Масленица».



  1. Учебно-познавательное.

Цель: создание условий для развития умственных, познавательных и интеллектуальных способностей, расширение кругозора,

Для реализации этой цели воспитанники будут заниматься в кружке «Экология» (ЦДТ), проектно-исследовательской деятельностью, будут принимать активное участие в обучающих играх, интеллектуальных играх, интеллектуальных марафонах в классе, в школе, в КВНах, писать сочинения, готовить и принимать участие во внеклассных мероприятиях познавательного характера.

  1. Спортивно-оздоровительное.

Цель: формировать бережное отношение к своему здоровью, привычку заниматься спортом.

Чтобы добиться данной цели воспитанники будут совершать ежедневные прогулки, физ. минутки на уроках. Планируется катание на лыжах, на коньках, на горке, соблюдая температурный режим. Будем организовывать спортивные праздники: «Мама, папа и я – спортивная семья», «Весёлые старты», «Вперёд, мальчишки!», принимать активное участие в общешкольном Дне Здоровья, в акции Лидер Здоровья, Лыжня России. Планируется проводить классные часы и уроки здоровья по данному направлению.

Методы воспитательной работы

  • Игровые.

  • Рефлексивные.

  • Диагностические.

  • Педагогической поддержки.

  • Создание ситуации успеха и веры в свои возможности.



Педагогические средства:

  • кадетские чтения, строевая подготовка;

  • библиотечные часы;

  • кружковые занятия;

  • учебные занятия;

  • часы здоровья;

  • беседы, классные часы гражданско-патриотической направленности;

  • тематические утренники, проведение совместных праздников;

  • торжественные линейки, уроки Мужества;

  • экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания, походы по историческим местам и местам боевой славы;

  • смотры строя и песни, военно-спортивные игры;

  • просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности, видеофильмов, использование аудиозаписи и технических средств обучения;

  • конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества, фотовыставки;

  • ролевые игры, проигрывание ситуаций;

  • моделирование, проектирование;

  • встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками;

  • тест-опрос, тренинги.



Сотрудничество с семьёй

Семья и школа – важнейшие институты социализации в период обучения ребёнка в начальной школе. Эффективность воспитательной работы в большой степени зависит от влияния родителей. Совместная деятельность семьи и школы обеспечивает почву, на которой развиваются способности ученика, формируется свободная личность. Преодолевается эгоистический интерес матери или отца только к успехам и неудачам своего ребенка. Всё это и определяет необходимость вовлечения родителей в образовательный процесс – в процесс организации досуга воспитанников. Роль семьи в данной проблеме – одна из главнейших, поскольку именно ей принадлежит такая важная общественная функция как социализация ребёнка. Так как в этот период в жизни мальчика главную роль играет папа, то важно, чтобы в этот процесс были вовлечены именно папы.

Одним из условий положительного взаимодействия с семьёй по организации досуга младших школьников является доверительное отношение между педагогом и родителями.

В связи с особенностью класса и с учетом того, что в классе есть родители, у которых ребенок-ученик первый, требуется помощь со стороны учителя и психолога. Значит, необходимо создать условия для организации сотрудничества педагога и родителей в воспитании и обучении.

Задачи:

  • согласовать подходы педагога и родителей к воспитанию воспитанников;

  • координировать работу родителей, детей и педагога по разрешению проблем, возникших в ходе учебно-воспитательного процесса;

  • оказывать помощь семье в развитии и реализации способностей их детей.


Формы работы с родителями:

  • родительские собрания, лектории;

  • групповые и индивидуальные консультации;

  • деятельность родительского комитета;

  • совместное планирование, организация и проведение совместных праздников (КТД);

  • совместные походы, спортивные мероприятия;

  • совместная трудовая деятельность;

  • открытые уроки для родителей;

  • участие в школьных, районных родительских конференциях;

  • организация встреч с психологом психологической службы ММЦ.

Такой вид взаимодействия с родителями, где родители активные участники жизнедеятельности класса – это еще и ранняя профилактика правонарушений и социального сиротства, что на сегодняшний день актуально и соответствует современным требованиям.

Технологии:

  • Информационные

  • Ювенальные (бесконфликтного общения)

  • Коллективно-творческое дело (по методике Иванова)

  • Здоровьесберегающие

Требования к организации воспитательного процесса

Стиль общения учителя с воспитанниками учитывает особенности поведения мальчиков, связанные с их умением общаться с взрослыми и сверстниками. Среди них есть мальчики, испытывающие разного рода трудности общения в коллективе: гиперобщительные дети; дети, боящиеся классно-урочной обстановки; стесняющиеся отвечать и поэтому производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя. Не допускается авторитарный стиль общения учителя с воспитанниками. Для мальчика существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от его реальных успехов.

Всё выше перечисленное способствует снижению уровня невротизации, позволяет избежать стрессовых ситуаций, а значит сохранить психическое здоровье детей.

Кадровое обеспечение:

  • Учителя-предметники: физической культуры, ИЗО, музыки, ОБЖ;

  • педагоги центра детского творчества;

  • тренер спортивной секции;

  • классный руководитель и офицер-воспитатель;

  • библиотекари школьной и районной библиотек;

  • социальный педагог;

  • школьный фельдшер.



Прогнозируемый результат:

  • использование родителями в семейном воспитании предложенных рекомендаций и советов;

  • положительная динамика участия воспитанников в интеллектуальных конкурсах;

  • знание нравственных норм и действие сообразно им, усвоение правил внутреннего распорядка кадет, соблюдение правил ношения формы одежды, строгое соблюдение правил личной гигиены;

  • низкий уровень заболеваемости.



Мониторинг:

  • рейтинг;

  • рейды соблюдения правил ношения формы, анкетирование по правилам внутреннего распорядка кадет;

  • мониторинг участия в интеллектуальных конкурсах, спортивных соревнованиях;

  • анкетирование (методика Е. Н. Степанова удовлетворенности школьным коллективом);

  • тестирование (методика уровня воспитанности по Капустину).











Используемая литература

  1. Классный руководитель, №№ 3,4, 2006г. , №3, 2008г.

  2. Журнал заместителя директора школы по воспитательной работе, №8, 2007

  3. Ожегов С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова – М.: Москва. 1999.-796с.

  4. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие / под редакцией Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.

  5. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие / сост. Г. В. Дмитренко, Т. С. Зорина, Т. В. Черникова / под ред. Т. В. Черниковой. – М.: Глобус, 2006. – 224 с.

  6. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 222с
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бакалдина Алёна Александровна

Дата: 05.11.2015

Номер свидетельства: 248329


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства