Тема урока "Виды соединения проводников в элетрической цепи". Продолжительность уроков 90мин. Урок проходит с использованием ИКТ. Одной из целью урока служит наблюдение учащимися особенностей и различий между разными видами соединений проводников при выполнении практических работ.
Просмотр содержимого документа
«Виды соединения проводников»
ВИДЫ СОЕДИНЕНИЯ ПРОВОДНИКОВ
В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ
Методическая разработка уроков по предмету физика
Автор: Ругаль О.В. преподаватель физики ОГБОУ СПО «Северский промышленный колледж»
Предмет: физика
Тема программы: законы постоянного тока
Тема урока: виды соединения проводников в электрической цепи
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Продолжительность уроков: 90 минут (2 урока по 45 минут)
Цели и задачи уроков:
изучить типы соединения потребителей в электрических цепях и зависимости между электрическими величинами при каждом типе соединения
выявить некоторые причины неисправностей в электрических цепях при каждом типе соединения потребителей
уметь различать типы соединения потребителей (последовательное и параллельное) на схемах электрических цепей и с помощью лабораторного оборудования собирать электрические цепи с разным типом соединения потребителей,
закрепить навыки самостоятельного применения знаний;
формирование умения работать в коллективе, выработка ответственности за единый результат.
Материально – дидактическое оснащение урока
мультимедийный проектор и ноутбук
учебники по физике
слайды урока
цветная бумага
магниты
маркеры
лабораторное оборудование (батарейки, выключатели, амперметры, вольтметры, лампочки накаливания на подставке, соединительные провода)
таблицы условных обозначений элементов электрических цепей
рабочие тетради
План урока
Организационная часть 10 мин.
Повторение 5 мин.
Изучение теоретического материала 15 мин.
Практическая работа № 1 20 мин.
Практическая работа № 2 20 мин.
Закрепление пройденного материала 15 мин.
Подведение итогов 5 мин.
План урока
Структурный элемент (этап урока) | Время (мин.) | Методические особенности и краткие указания по проведению этапов урока | Примечание |
I.Организационная часть | 10 | Проверить явку обучающихся и их готовность к уроку. | |
Сообщить тему и цели урока | Слайд № 1, № 2 |
II. Повторение | 5 | Повторить с обучающимися пройденный материал | Слайд № 3 |
III. Изучение теоретического материала | 15 | Объявить задание для обучающихся (приложение 1) | Слайд № 4 |
Выслушать ответы, подготовленные каждой группой, проанализировать их и подвести общий итог | |
Предложить обучающимся оригинальное решение (приложение 2) | Лист с оригинальным решение, магниты Слайд № 5 |
Объяснить особенности последовательного соединения потребителей (схемы, практическое использование, физические процессы в цепях, некоторые неполадки и методы устранения их) Задать вопрос: «Как ведут себя электроны в цепи, если выходит из строя одна лампочка? Выслушать ответы и предложить понаблюдать за показаниями приборов во время практической работы. | Слайд № 6, № 7 Слайд № 8, |
Объяснить особенности параллельного соединения потребителей (схемы, практическое использование, физические процессы в цепях, некоторые неполадки и методы устранения их) Задать вопрос: «Как ведут себя электроны в цепи, если выходит из строя одна лампочка? Выслушать ответы и предложить понаблюдать за показаниями приборов во время практической работы. | Слайд № 9, № 10 Слайд № 11 |
| |
IV. Практическая работа № 1 ПЕРЕМЕНА | 15 5 | Провести инструктаж по технике безопасности при выполнении работ с электрическими приборами. Организовать работу обучающихся [1] (приложение 3, приложение 5) После того как обучающиеся закончили выполнять работу, вернуться к вопросу: «Как ведут себя электроны в цепи, если выходит из строя одна лампочка?» Попросить их выполнить ещё раз 4 пункт практической работы и заострить их внимание на показаниях амперметра. Вместе с ними выяснить причины. | Батарейка, ключ, 3 амперметра, 3 вольтметра, 2 лампочки, соединительные провода Слад № 12, № 13 Слад № 14 |
V. Практическая работа № 2 | 15 5 | Организовать работу обучающихся [1] (приложение 4, приложение 5) После того как обучающиеся закончили выполнять работу, вернуться к вопросу: «Как ведут себя электроны в цепи, если выходит из строя одна лампочка?» Попросить их выполнить ещё раз 4 пункт практической работы и заострить их внимание на показаниях амперметра. Вместе с ними выяснить причины. | Батарейка, ключ, 3 амперметра, 3 вольтметра, 2 лампочки, соединительные провода Слад № 15, № 16 Слад № 7 |
VI. Закрепление пройденного материала | 15 | Определите способ соединения проводников изображённых на слайде, Особенности последовательного и параллельного соединения В рабочую тетрадь учащиеся записывают данные из таблицы, преподаватель собирает приборы. Если остаются свободное время, то решить задачу на последовательное или параллельное соединение потребителей | Слайд № 18,№ 19 Слад № 20 |
VII. Подведение итогов | 5 | Анализ всей проделанной работы | Слад № 20 |
ИТОГО: | 90 | | |
Литература:
имеющиеся в наличие у преподавателей учебники, рекомендованные Министерством образования (где присутствует данная тема).
Приложение 1
Папа с сыном наряжали новогоднюю ёлку и включили ёлочную гирлянду на ней. Вдруг во всём доме погас свет. Через несколько минут свет включили вновь. В пятирожковой люстре не горела одна лампочка, а ёлочная гирлянда так и не заработала. По какой причине это произошло?
Приложение 2
Сосед по лестничной клетке – электромонтёр. Он осмотрел гирлянду и люстру.
Выявил, что внешние повреждения отсутствуют (нет обугленных и оборванных проводов).
По его мнению, при подаче электроэнергии произошёл резкий скачёк (повышение) напряжения в сети, что привело в резкому возрастанию силы тока в электрической цепи. Лампы не рассчитаны на такое изменение напряжения и спираль просто вышла из строя (лопнула). Гирлянда не загорелась, потому что лампы в ней соединены последовательно и перегоревшая лампа создала препятствие для электрического тока, цепь оказалась разомкнутой. Лампы в люстре соединены параллельно и каждый рожок это ветвь параллельного соединения.
Указав на основные причины, электромонтёр предупредил, что при отключении электрической энергии следует: выключать все потребители от электрической сети, т.е. вынимать штепсель из розеток.
Приложение 3
Практическая работа № 1
Тема «Последовательное соединение потребителей»
Цель: проверить закономерности для силы тока, напряжения при последовательном
соединении потребителей в электрической цепи.
Оборудование: батарейка, ключ, две лампочки, три амперметра, три вольтметра,
соединительные провода.
Ход работы:
Собрать электрическую цепь по схеме (соблюдая полярность при подключении измерительных приборов), снять показания приборов и записать их значения.
Сравните показания амперметров
Запишите показания вольтметров, проверьте выполнения соотношения, для показаний вольтметров
Разомкните ключ и выкрутите одну из лампочек. Замкните ключ. Что происходит в цепи?
Все ли измерительные приборы работают?
Разомкните ключ и вкрутите первую лампочку, затем замкните ключ и проверьте, что обе лампочки работают. Разомкните ключ и выкрутите вторую лампочку. Замкните ключ. Что происходит в цепи? Все ли измерительные приборы работают?
Сделать вывод о законах последовательного соединения. Все ли измерительные приборы работают? Если нет, то какова причина этого явления.
Приложение 4
Практическая работа № 2
Тема «Параллельное соединение потребителей»
Цель: проверить закономерности для силы тока, напряжения при параллельном соединении
потребителей в электрической цепи.
Оборудование: батарейка, ключ, две лампочки, три амперметр, три вольтметр,
соединительные провода.
Ход работы:
Собрать электрическую цепь по схеме (соблюдая полярность при подключении измерительных приборов), снять показания с приборов и записать их значения
Сравните показания вольтметров
Проверить выполнения соотношения, для показаний амперметров
Разомкните ключ и выкрутите одну из лампочек. Замкните ключ. Что происходит в цепи?
Все ли измерительные приборы работают?
Разомкните ключ и вкрутите первую лампочку, затем замкните ключ и проверьте, что обе лампочки работают. Разомкните ключ и выкрутите вторую лампочку. Замкните ключ. Что происходит в цепи? Все ли измерительные приборы работают?
Сделать вывод о законах последовательного соединения. Все ли измерительные приборы работают? Если нет, то какова причина этого явления.
Приложение 5
Условные обозначения в схемах электрических цепей
Источник электрического тока (гальванический элемент)
Потребитель электрического тока (лампочка)
Измерительные приборы: амперметр вольтметр
4. Вспомогательные части цепи: соединительные провода ключ
7
Просмотр содержимого презентации
«Виды соединения потребителей в электрической цепи»