Просмотр содержимого документа
«Урок - соревнование "Тепловые явления"»
Зайцева Юлия Андреевна, учитель физики I квалификационной категории, МБОУ «Школа № 15» г. Березники
Класс8
Предмет/тема урока физика/ Тепловые явления.
Образовательная областьпознавательное развитие
Этап обучения по данной темезакрепление
Цель: систематизация и обобщение знаний учащихся по теме;
Задачи: продолжать развитие умений наблюдать физические явления; проверить теоретические положения с помощью эксперимента; закрепить навык умения пользоваться приборами; совершенствовать навыки решения задач различного типа; сформировать навыки коллективной работы в сочетании с индивидуальной; расширить кругозор учащихся.
Тип урока: урок-соревнование.
Оформление: портреты М. Ломоносова, Дж. Джоуля, доклады учащихся, стенгазеты о жизни и творчестве этих учёных.
Ход урока:
Класс предварительно делится на 2 команды по 5-6 человек, примерно равные по силам, в каждой команде выбирается капитан. Остальные учащиеся – активные болельщики.
Урок состоит из нескольких конкурсов. Ребятам сообщается заранее, что учитывается активность каждого и всей команды в целом.
Вступительное слово учителя.
- Послушайте эпиграфы сегодняшнего нашего урока:
«Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле». Аристотель.
«Упражнение, друзья, даёт больше, чем хорошее природное дарование». Протагор.
- Каждый из вас сегодня будет работать на победу своей команды и на свой рейтинг, фиксируя свои успехи в рейтинговой карте. Она должна быть именной (предлагаю учащимся подписать её). Каждый правильный ответ – 1 балл в вашей карте, правильно решённая задача – 3 балла, если решаете задачу самостоятельно – это надо делать в самой карте и независимо себя оценивать.
2. «Умеешь ли ты проводить опыты?»
На столе стоят приборы: колба с водой, стакан со льдом, марганцовка, спиртовка, пробирка, жидкостный манометр, теплоприёмник, медная и стальная проволоки, кнопки, пластилин, деревянный брусок, лист бумаги.
Выходят по одному члену от команды, ставят опыт и объясняют его.
Конкурс «Кубик».
Вызываются по одному человеку от команды. На столе лежит большой бумажный кубик, на гранях которого написаны слова:
теплопроводность;
конвекция;
излучение;
удельная теплоёмкость.
Ученик бросает кубик. Какая грань выпадет, то слово и нужно записать на доске, дать ему определение, объяснить физический смысл явления. Затем члены команды-соперницы задают отвечающему вопросы по этой теме.
Конкурс «Найди ошибки».
Читаю рассказ с физическими ошибками (у ребят на руках есть текст). Команда, которая заметит больше ошибок, побеждает.
Текст: Проснувшись раньше обычного, я сразу вспомнил, что в 8 утра договорился с Толей идти на речку смотреть ледоход. Я открыл окно. Дышалось легко и свободно. С пятого этажа мне были хорошо видны поля за окраиной города. Там снег весь уже стаял, и только на крышах домов он ещё лежал мохнатыми шапками.
Включив электрочайник, я быстро сделал зарядку, вымылся по пояс под краном и, не вытираясь, глубоко вздохнул: по всему телу разлилось тепло.
Покушав, я выбежал на улицу. Толя был уже там. «Вот погодка сегодня!» - вместо приветствия восхищённо произнёс он. – Солнце-то какое, а температура с утра – 2 градуса С». «Нет, - 4 градуса С», - возразил я.
Мы заспорили, потом сообразили, в чём дело. «У меня термометр на ветру висит, а у тебя – в укромном месте, поэтому и показывает больше», - догадался Толя.
Конкурс «Попробуй объяснить».
(болельщики так же зарабатывают карточки).
Решение качественных задач.
Почему сады не разводят в низинах? С какими физическими явлениями это связано?
Почему глубокий рыхлый снег предохраняет озимые посевы от вымерзания?
Какая из почв – глинистая или чернозёмная – имеет большую теплопроводность?
Почему при рыхлении почвы её теплопроводность уменьшается? Надо ли это учитывать в сельском хозяйстве?
Чем можно объяснить, что некоторые виды птиц (тетерева, глухари, рябчики, куропатки и др.) зимой зарываются в снежные сугробы и иногда проводят там по несколько суток?
Для каких растений – высеянных на светлых или на тёмных почвах – наиболее опасны весенние заморозки? Почему?
Почему батареи отопления в помещении располагают внизу?
Почему корабль, отправляющийся в тропические страны, обычно имеет светлый тон корпуса?
На чаши рычажных весов поставили и уравновесили стакан с холодной водой и стакан с горячим чаем. Почему равновесие быстро нарушилось?
Почему не кипит вода в открытой стеклянной пробирке, опущенной в кипящую воду?
Конкурс Капитанов.
Первый капитан.
На нагревание кирпича массой 4 кг на 63 градуса С затрачено такое же количество теплоты, как и на нагревание воды той же массы на 13,2 градуса С. Определите удельную теплоёмкость кирпича.
Второй капитан.
Как изменится температура алюминиевой заготовки массой 2 кг, если ей сообщить такое же количество теплоты, какое идёт на нагревание воды массой 880 г от 0 до 100 градусов С?
Конкурс болельщиков.
Первая команда.
Какое количество теплоты пойдёт на нагревание кирпичной печи массой 1,5 т от 10 до 20 градусов С?
Вторая команда.
Какое количество теплоты выделилось при охлаждении чугунной болванки массой 32 кг, если её температура изменилась от 1115 до 15 градусов С?
Конкурс «Домашнее задание».
Команды заранее получили задание – найти в журналах и книгах интересные факты, касающиеся тепловых явлений, и подготовить небольшие сообщения.
Задание 1. «Поиск».
Первая команда.
Подобрать примеры тепловых явлений на транспорте.
Вторая команда.
Подобрать примеры тепловых явлений в строительстве.
Задание 2. «Чёрный ящик».
В чёрном ящике находится прибор. Учитель описывает прибор, а учащиеся должны назвать это устройство и рассказать о его назначении.
Подведение итогов.
Подсчёт личного рейтингового балла, командных баллов, вручение медалей «Умник» и «Умница» учащимся, получившим самое большое количество баллов за урок (проводится за 5-7 минут до конца урока). На медалях написаны слова М.В. Ломоносова:
Науки юношей питают,
Ограду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай – берегут.
Заключительное слово учителя.
Русский поэт XIX века Яков Петрович Полонский сказал:
Царство науки не знает предела –
Всюду следы её вечных побед.
Разума слово и дело,
Сила и свет.
Эти слова по праву можно отнести к замечательной науке физике, подарившей нам столько открытий. А сколько ещё непознанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры! Хочется надеяться, что сегодняшний урок пробудит и в вас жажду новых знаний.