Цель: повторить тему «Тепловые явления», развитие логического и образного мышления.
Задачи урока: 1. Обучающие: обеспечить углубление, обобщение и систематизацию материала темы; создать условия контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений.
2. Развивающие: способствовать формированию умения использовать приемы: обобщения, сравнения, выделения главного переноса знаний в новую ситуацию, развитие физического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
3. Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к физике, активности, организованности, умению общаться с окружающими.
Тип урока: Урок – соревнование, урок обобщения и систематизации знаний.
Эпиграф к уроку: «Природу нельзя застигнуть неряшливой и полураздетой, она всегда прекрасна»
Р. Эмерсон (американский философ 19 века)
Ход урока
Учитель: Без тепла нет жизни. Но слишком сильный холод и жара разрушают все живое. Все тела, даже глыбы льда, излучают энергию, но слабо нагретые тела излучают мало энергии, и это излучение не воспринимается человеческим глазом.
Сегодня мы будем говорить о тепловых явлениях. Соревнование выявит ваши знания, эрудицию, умения. У нас две команды «Альфа» и «Бета». Если группа справилась с заданием, то получает красный жетон, если не справилась – желтый жетон. Победит та команда, которая наберет больше красных жетонов.
Желаю вам победить в этом соревновании.
Актуализация знаний учащихся
1 конкурс «Давайте повторим»
За каждый правильный ответ 1 балл.
Вопросы 1 группе:
1. Как называются явления, связанные с нагреванием и охлаждением тел? (тепловые).
2. Из чего состоит любое физическое тело? (из молекул).
3. Что мы знаем про молекулы? (они непрерывно и хаотически движутся и взаимодействуют друг с другом).
4. Каким видом энергии обладают движущиеся молекулы? (кинетической энергией движения молекул).
5. Каким видом энергии обладают взаимодействующие молекулы? (потенциальной энергией взаимодействия молекул)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: Тепловые явления.»
Урок физики
в 8 классе
Тема: Тепловые явления.
Цель: повторить тему «Тепловые явления», развитие логического и образного мышления.
Задачи урока: 1. Обучающие: обеспечить углубление, обобщение и систематизацию материала темы; создать условия контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений.
2. Развивающие: способствовать формированию умения использовать приемы: обобщения, сравнения, выделения главного переноса знаний в новую ситуацию, развитие физического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
3. Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к физике, активности, организованности, умению общаться с окружающими.
Тип урока: Урок – соревнование, урок обобщения и систематизации знаний.
Эпиграф к уроку: «Природу нельзя застигнуть неряшливой и полураздетой, она всегда прекрасна»
Р. Эмерсон (американский философ 19 века)
Ход урока
Учитель: Без тепла нет жизни. Но слишком сильный холод и жара разрушают все живое. Все тела, даже глыбы льда, излучают энергию, но слабо нагретые тела излучают мало энергии, и это излучение не воспринимается человеческим глазом.
Сегодня мы будем говорить о тепловых явлениях. Соревнование выявит ваши знания, эрудицию, умения. У нас две команды «Альфа» и «Бета». Если группа справилась с заданием, то получает красный жетон, если не справилась – желтый жетон. Победит та команда, которая наберет больше красных жетонов.
Желаю вам победить в этом соревновании.
Актуализация знаний учащихся
1 конкурс «Давайте повторим»
За каждый правильный ответ 1 балл.
Вопросы 1 группе:
1. Как называются явления, связанные с нагреванием и охлаждением тел? (тепловые).
2. Из чего состоит любое физическое тело? (из молекул).
3. Что мы знаем про молекулы? (они непрерывно и хаотически движутся и взаимодействуют друг с другом).
4. Каким видом энергии обладают движущиеся молекулы? (кинетической энергией движения молекул).
5. Каким видом энергии обладают взаимодействующие молекулы? (потенциальной энергией взаимодействия молекул)
Вопросы 2 группе:
6. Как называется энергия движения и взаимодействия молекул? (внутренняя энергия).
7. Прибор для измерения температуры называется…( термометр).
8. Если она увеличивается, то человек болеет…(температура).
9. Переход вещества из жидкого состояния в газообразное называется….(испарение)
10. Самая низкая температура в природе…..(- 273 С).
2 конкурс «Заселите остров формулами»
Каждой команде выдается лист с рисунком островов, и они должны в течение 5 минут заселить пустующий остров формулами, беря буквенные значения с острова « Величины»; с,Q, m, r, l, q, t.
Q = сm t
Q =r m
Q = l m
Q = q m
q = Q/m
r = Q/m
m = Q /r
m =Q/ l
m=Q/c t
c =Q/m t
t = Q/ cm
3 конкурс « Установи соответствие»
Q Дж/кг
T Дж/кг С
q Дж
m С
c Дж/кг
l кг
4 конкурс « Смекалистых»
На доске карточки с названиями тепловых процессов:
Испарение.
Нагревание.
Плавление.
Охлаждение.
Конденсация.
Кристаллизация.
Кипение.
Участникам команд необходимо ответить на вопросы, выбирая номер процесса:
Вопросы 1 группе:
Какой процесс сопровождается повышением температуры тела?(2)
Какой процесс используется при литье металлов?(3)
Какой процесс мы ускоряем, перемешивая горячий суп в тарелке?(1)
Вопросы 2 группе:
Какой процесс сопровождается понижением температуры тела?(4)
При каком процессе температура тела не меняется, а энергия выделяется?(7)
Что происходит с водой, если ее температуру понизить до 0С? (6)
5 конкурс «Соревнование любителей кроссвордов»
Если вы верно ответили, то в выделенном столбце получится название прибора, без которого нельзя изучать тепловые явления (термометр).
6 конкурс « На понимание графиков»
Учащиеся каждой команды берут по карточке с графиком. Рядом вопросы; на них надо ответить: 1. Какой процесс изображает график?
2. Для какого вещества? 3. Что происходит на участках АВ, ВС, СД?
7 конкурс «Реши, задачу!»
Задача 1. Какое количество теплоты необходимо для плавления медной заготовки массой 200г, взятой при температуре 1075 С?
Задача 2. Какое количество теплоты необходимо для превращения в пар воды массой 100г, взятой при температуре 50 С?
Рефлексия. Каждому участнику необходимосоставить синквейн со словом теплота.
Теплота
Плавления, парообразования.
Показывает, передается, сохраняется.
Теплота – передается от более нагретых тел менее нагретым.
Теплота – энергия.
Подведение итогов урока:
Закончился наш необычный урок. У каждого из вас на парте цветные стикеры. На доске висит экран настроения в виде смайликов. Прикрепите ваши стикеры на смайлик, показывающий ваше настроение в конце урока. Первый смайлик – очень доволен уроком; второй – доволен; третий – не понравилось.
Подсчитайте количество красных жетонов. Победила команда…..
Домашнее задание: написать эссе на тему «Тепловые явления».
Урок физики
в 8 классе
Тема: Тепловые явления.
Цель: повторить тему «Тепловые явления», развитие логического и образного мышления.
Задачи урока: 1. Обучающие: обеспечить углубление, обобщение и систематизацию материала темы; создать условия контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений.
2. Развивающие: способствовать формированию умения использовать приемы: обобщения, сравнения, выделения главного переноса знаний в новую ситуацию, развитие физического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
3. Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к физике, активности, организованности, умению общаться с окружающими.
Тип урока: Урок – соревнование.
Эпиграф к уроку:
«Природу нельзя застигнуть неряшливой и полураздетой, она всегда прекрасна»
Р. Эмерсон (американский философ 19 века)
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Без тепла нет жизни. Но слишком сильный холод и жара разрушают все живое. Все тела, даже глыбы льда, излучают энергию, но слабо нагретые тела излучают мало энергии, и это излучение не воспринимается человеческим глазом.
Давайте встанем в круг, держась за руки. Каждый по очереди подарите улыбку своим соседям слева и справа. Вот и вы подарили чуточку своего тепла соседям слева и справа. Спасибо! Садитесь.
Сегодня мы будем говорить о тепловых явлениях. Соревнование выявит ваши знания, эрудицию, умения. У нас две команды «Альфа» и «Бета». Если группа справилась с заданием, то получает красный жетон, если не справилась – желтый жетон. Победит та команда, которая наберет больше красных жетонов.
Желаю вам победить в этом соревновании.
Актуализация знаний учащихся
1 конкурс «Давайте повторим»
За каждый правильный ответ 1 балл.
Вопросы 1 группе:
1. Как называются явления, связанные с нагреванием и охлаждением тел? (тепловые).
2. Из чего состоит любое физическое тело? (из молекул).
3. Что мы знаем про молекулы? (они непрерывно и хаотически движутся и взаимодействуют друг с другом).
4. Каким видом энергии обладают движущиеся молекулы? (кинетической энергией движения молекул).
5. Каким видом энергии обладают взаимодействующие молекулы? (потенциальной энергией взаимодействия молекул)
Вопросы 2 группе:
6. Как называется энергия движения и взаимодействия молекул? (внутренняя энергия).
7. Прибор для измерения температуры называется…(термометр).
8. Если она увеличивается, то человек болеет…(температура).
9. Передача тепла струями газа или жидкости….(конвекция)
10. Самая низкая температура в природе…..(- 273 ◦С).
2 конкурс «Заселите остров формулами»
Каждой команде выдается лист с рисунком островов, и они должны в течение 3 минут заселить пустующий остров формулами, беря буквенные значения с острова « Величины»; с,Q, m, q, t,v, ρ
Q = сm t
ρ = m/v
m = ρ v
v=m/ ρ
m=Q/c t
c =Q/m t
t = Q/ cm
3 конкурс « Установи соответствие»
Q кг
t Дж/кг ◦С
q Дж
m ◦С
c Дж/кг
ρ кг/м 3
4 конкурс « Смекалистых»
Вам необходимо угадать, что находится в черном ящике.
1) Здесь особенный предмет.
Всем подскажет, всем ответит
Болен кто-то или нет. (Термометр)
2) Загляните под окошко-
Там растянута гармошка.
Но гармошка не играет,
Нам квартиру согревает.
Под окошком гармонь
Горяча, как огонь.
Растянулась, как гармошка,
Чудо - печка под окошком. (Батарея)
3) Я горячее храню,
Я холодное храню,
Я и печь, и холодильник
Вам, в походе заменю. (Термос)
4) В морях и реках обитает,
И часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
5) В воде не тонет
И в огне не горит.
Вода по воде плавает. (Лед)
5 конкурс «Соревнование любителей кроссвордов»
Если вы верно ответили, то в выделенном столбце получится название прибора, без которого нельзя изучать тепловые явления (термометр).
6 конкурс « На понимание графиков»
Учащиеся каждой команды берут по карточке с графиком. Рядом вопросы; на них надо ответить: 1. Какой процесс изображает график?
2. Для какого вещества? 3. Что происходит на участках АВ, ВС, СД?
7 конкурс «Реши, задачу!»
Задача 1. Какое количество теплоты необходимо для плавления медной заготовки массой 200г, взятой при температуре 1075◦С?
Задача 2. Какое количество теплоты необходимо для превращения в пар воды массой 100г, взятой при температуре 50◦С?
Рефлексия. Каждому участнику необходимосоставить синквейн со словом теплота.
Теплота
Плавления, парообразования.
Показывает, передается, сохраняется.
Теплота – передается от более нагретых тел менее нагретым.
Теплота – энергия.
Подведение итогов урока:
Закончился наш необычный урок. У каждого из вас на парте цветные стикеры. На доске висит экран настроения в виде смайликов. Прикрепите ваши стикеры на смайлик, показывающий ваше настроение в конце урока. Первый смайлик – очень доволен уроком; второй – доволен; третий – не понравилось.
Подсчитайте количество красных жетонов. Победила команда…..
Домашнее задание: написать эссе на тему «Тепловые явления».
7 конкурс «Реши, задачу!»
Задача 1. Какое количество теплоты необходимо для плавления медной заготовки массой 100г, взятой при температуре 1075 С?
7 конкурс «Реши, задачу!»
Задача 2. Какое количество теплоты необходимо для превращения в пар воды массой 200г, взятой при температуре 50 С?
Краткосрочное планирование урока по физике
в 8 классе
Тема: Тепловые явления.
Цель: обобщат и повторят изученное по теме «Тепловые явления»
Результаты обучения:
Сумеют обобщить и систематизировать материал по теме «Тепловые явления»;
Смогут работать в группе; сумеют самостоятельно формулировать выводы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная работа, работа в группах.
Эпиграф к уроку:
Ход урока
Организационный момент:
а) Приветствие учащихся
б) упражнение «Улыбка».
2. Мотивационный момент:
Физика! Какая емкость слова!
Физика - для нас не просто звук!
Физика – опора и основа всех без исключения наук!
Эпиграфом к нашему уроку я взяла строки из стихотворения
А. С. Пушкина
О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух.
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.
Как удивительно точно подметил поэт характер научной деятельности. И мы на сегодняшнем уроке, тоже попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия.
Учитель: Без тепла нет жизни. Но слишком сильный холод и жара разрушают все живое. Все тела, даже глыбы льда, излучают энергию, но слабо нагретые тела излучают мало энергии, и это излучение не воспринимается человеческим глазом.
Сегодня мы будем говорить о тепловых явлениях.
Актуализация знаний учащихся
1этап «Давайте повторим»
1. Как называются явления, связанные с нагреванием и охлаждением тел? (тепловые).
2. Из чего состоит любое физическое тело? (из молекул).
3. Что мы знаем про молекулы? (они непрерывно и хаотически движутся и взаимодействуют друг с другом).
4. Каким видом энергии обладают движущиеся молекулы? (кинетической энергией движения молекул).
5. Каким видом энергии обладают взаимодействующие молекулы? (потенциальной энергией взаимодействия молекул)
6. Как называется энергия движения и взаимодействия молекул? (внутренняя энергия).
Продолжите предложения:
7. Прибор для измерения температуры называется…(термометр).
8. Если она увеличивается, то человек болеет…(температура).
9. Переход вещества из жидкого состояния в газообразное называется….(испарение)
10. Самая низкая температура в природе…..(- 273 С).
11. Переход вещества из жидкого состояния в твердое называется…(отвердевание или кристаллизация).
13. И последний вопрос: для какого теплового процесса нет обратного? (сгорания топлива)
2 этап «Физика в загадках». Отгадать загадку и ответить на вопрос:
1) Здесь особенный предмет.
Всем подскажет, всем ответит
Болен кто-то или нет. (Термометр)
Какие две важные точки на термометре? (0 и 100)
2) Загляните под окошко-
Там растянута гармошка.
Но гармошка не играет,
Нам квартиру согревает.
Под окошком гармонь
Горяча, как огонь.
Растянулась, как гармошка,
Чудо - печка под окошком. (Батарея)
Каким способом теплопередачи нагревается воздух в комнате? (Конвекцией)
3) Я горячее храню,
Я холодное храню,
Я и печь, и холодильник
Вам, в походе заменю. (Термос)
Почему термос хранит пищу горячей? (воздух плохой проводник тепла, а в термосе между двумя сосудами находится воздух, он не пропускает тепло наружу)
4) В морях и реках обитает,
И часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
5) В воде не тонет
И в огне не горит.
Вода по воде плавает. (Лед)
Чем отличается молекулярное строение льда и воды?
6) Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)
С какой стороны окна появляется морозный узор и почему? (с внутренней стороны, теплый воздух соприкасается с холодным окном и конденсируется, превращаясь в воду, которая на морозе замерзает)
3 этап. А теперь игра «Атомы и молекулы». Вставайте, можете свободно перемещаться по кабинету. По моей команде собираетесь в молекулу по два, три, четыре или пять атомов.
Работа в группах.
«Заселите остров формулами»
В течение 3 минут необходимо заселить пустующий остров формулами, беря буквенные значения с острова « Величины»; с,Q, m, q, t,v, ρ
Q = сm t
ρ = m/v
m = ρ v
v=m/ ρ
m=Q/c t
c =Q/m t
t = Q/ cm
4 этап« Установи соответствие»
Q Дж/кг
t Дж/кг ◦С
q Дж
m ◦С
c Дж/кг
r кг
5 этап. Рефлексия. Составить синквейн со словом теплота.
Теплота
Плавления, парообразования.
Показывает, передается, сохраняется.
Теплота – передается от более нагретых тел менее нагретым.
Теплота – энергия.
6 этап. «Соревнование любителей кроссвордов»
Если вы верно ответили, то в выделенном столбце получится название прибора, без которого нельзя изучать тепловые явления (термометр).
Подведение итогов урока:
Закончился наш необычный урок. У каждого из вас на парте цветные стикеры. На доске висит экран настроения в виде смайликов. Прикрепите ваши стикеры на смайлик, показывающий ваше настроение в конце урока. Первый смайлик – очень доволен уроком; второй – доволен; третий – не понравилось.