kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - соревнование по теме "Тепловые явления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для обобщения и закрепления знаний по теме"Тепловые явления". Задания разработаны так, чтобы студенты могли работать в группах и индивидуально. Данная разработка позволяет провести урок в интересной игровой форме, помогает видеть физичесие явления в окружаюющем нас мире. В работе использованы материалы журнала "Физика в школе", а также "Физика"приложение к  газете "Первое сентября"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - соревнование по теме "Тепловые явления" »

УРОК- СОРЕВНОВАНИЕ ПО ТЕМЕ:

«ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»


ЦЕЛИ УРОКА: образовательная: обобщение и повторение знаний учащихся

по теме: «Тепловые явления», развитие навыка работы в группе, умение правильно высказывать мысли, опираясь на изученный материал.

воспитательная: приучать детей к доброжелательному общению, взаимопомощи, взаимопроверке, самооценке, умению слушать других,

развивающая: продолжать учиться анализировать условия задания, анализировать и оценивать ответ одногруппников, продолжать развивать монологическую речь с применением физических терминов, развивать умение видеть физические явления в окружающем мире.


Группа делится на подгруппы по желанию, выбирают капитана. Члены команды получают номер по порядку, капитан эмблему «К». На доске расположены номера карточек для первого конкурса. Капитан выбирает номер карточки для своей команды. На втором слайде карточки «По желанию учителя», «По указанию капитана», Выбор ученика», «Все всё».


Капитан команды выходит и показывает № карточки, на которой указано как они будут отвечать.

«По желанию учителя» - учитель называет № вопроса и № обучающего в команде.

«По указанию капитана» - капитан указывает обучающего, который будет отвечать.

«Все всё»- вся команда отвечает на вопросы своего конверта.

«Выбор ученика» - из команды отвечает обучающийся по желанию, вопрос тоже по желанию.


ХОД УРОКА:


1Конкурс


Садовод-любитель

1. Почему сады не разводят в низинах? (Холодный воздух как более плотный скапливается внизу. В низких местах чаще бываю заморозки)


2. Почему агроном дал указание полить вечером огородные культуры, когда по радио передали сообщение о том, что ночью будут заморозки?

(Удельная теплоемкость воды очень велика. При охлаждении вода будет отдавать тепло земле).


3. Опасаясь заморозков, в садах раскладывают дымовые кучи, верхний слой которых должен состоять из сырого мусора, хлама, навоза. Почему? Не лучше ли зажечь сухую солому?

( Горящая куча должна давать дым долгое время, энергия топлива должна превращаться во внутреннюю энергию водяного пара, так как в дымовой завесе происходит конденсация пара и при этом выделяется большое количество энергии. Поэтому температура воздуха будет поддерживаться во время заземления положительной. Сухая солома сгорает быстро. В ее дыме мало водяного пара и эффект в спасении сада от заморозков слабый).


4.Почему для растений опасно их покрытие ледяной коркой?

( Теплопроводность льда в 20 раз больше, чем снега, поэтому растения вымерзают).

5. Почему овощные культуры, находящиеся вблизи водоемов(озер, рек, прудов) меньше страдают от заморозков, чем расположены вдали от них?

(Удельная теплоемкость воды очень велика 4200Дж/кг 0С, поэтому вода днем медленно нагревается, а ночью когда воздух и почва остывают быстрее, отдает тепло, запасенное днем, окружающим культурам)



Физика на кухне

1. Почему коробятся нарезанные для сушки фрукты, грибы?

( Одна поверхность фруктов сохнет быстрее, чем другая, вследствие чего быстрее сжимается).


2.Капля воды, попав на раскаленную плиту, начинает на ней прыгать. Почему?

(Раскаленная плита, нагревая поверхность капли, образует вокруг оболочку пара. Этот пар подбрасывает каплю вверх).


3. Известно, что с понижением давления температура кипения уменьшается. Почему бы тогда не устраивать в кухонных кастрюлях отсасывающие устройства для воздуха? Ведь это бы позволило сэкономить большое количество топлива.

(Мясо можно сварить только при температуре кипения 1000С).


4. Почему вода, налитая на мерзлую клюкву, замерзает?

(Температура клюквы значительно ниже 00С. Вода отдает тепло клюкве, охлаждается и замерзает).


5. Если вы окунете кусочек хлеба в горячий чай, то рискнете ли, не подув на него, отправить его в рот? А если окунете кусочек сахара, нужно ли на него дуть, прежде чем взять в рот?

(Хлеб в воде не растворяется. При растворении сахара расходуется энергия. Она берется из окружающей жидкость. Поэтому вода, впитавшаяся в сахар и растворяющая его, имеет более низкую температуру, чем вода в стакане)


6. В кастрюле бурно кипит вода, и в ней варятся макароны. Кипит ли вода в трубках макарон?

(Нет. Чтобы вода в макаронах кипела, ей необходимо сообщать тепло от более нагретого тела. Вода в кастрюле не может быть нагретой выше температуры кипения. Поэтому температура воды в полости макарон может лишь сравняться с температурой воды в кастрюле).


Советы молодой хозяйке

1. Чтобы быстрее сварить картофель, надо на поверхность воды положить кусочек сливочного масла. Зачем?

(Масло растечется по поверхности горячей воды, образуя тонкую пленку , которая уменьшит испарение воды, поэтому температура быстрее достигнет температуры кипения)

2.Проверить достаточно ли разогрелся жир для жарения пирожков, можно так: капните сверху 2-3 капли воды. Если они испарятся с поверхности-жир готов, если уйдут на дно - значит пирожки опускать рано.

( Плотность воды больше плотности жира, значит вода всегда опускается на дно. Температура кипения жира около 2000С, поэтому, если жир разогрелся, то капля воды за счет своей маленькой массы быстро нагреется и испарится с поверхности).


3. Разведенный водой крахмал вливайте в горячий сироп сразу, не частями и быстро размешивайте. Лейте крахмал не в середину кастрюли, а ближе к ее стенкам.

( Крахмал надо лить к стенкам, так как из-за лучшей теплопроводности стенок температура вблизи них несколько ниже, чем в середине кастрюли).


4. Если варить яйцо в бурно кипящей воде, то белок получается твердым, а желток более жидким. Почему?

(В горячей воде скорлупа нагреется быстрее и молекулы в яичном белке начнут расправлятся и сильнее притягивать друг друга. Поэтому белок получается твердым. Теплопроводность его уменьшается и желток получается более жидким).


5. Если неправильно наклеили марку, то положите конверт с маркой между двумя кусками хлеба и прижмите чем – то тяжелым. Через пару минут марка отклеится.

(В хлебе содержится вода, которая проникнет в засохший клей и марка отклеится)


Лирики о физике

1. Из русской сказки «Лисичка- сестричка и серый волк». Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать: «Ловись, рыбка, и мала и велика! Ловись рыбка и мала и велика! Ловись рыбка и мала и велика!» Вслед за ним и лиса явилась: ходит около волка да причитывает: Ясни, ясни на небе звезды! Мерзни, мерзни волчий хвост! Хвост и замерз. Каким путем покинуло тепло хвост волка?

(Излучением)


2. Из алтайской сказки «Горностай и заяц». Молча думал свою думу мудрый медведь. Перед ним жарко трещал большой костер, над огнем на железном треножнике стоял золотой котел с семью бронзовыми ушками. Этот свой любимый котел медведь никогда не чистил: боялся, что вместе с грязью счастье уйдет, и золотой котел был всегда ста слоями сажи как бархатом покрыт. Влияло ли на нагревание воды то, что котел был покрыт «ста слоями сажи»?

(Да, так как сажа пористая, то нагревание воды будет происходить медленнее).

3. Дед Яков позвал к себе Сережу и Олега.

Нет у меня сына, - сказал он, чтобы передать ему ремесло мое…

Вам, ребятишки, скажу, почему в кувшинах моих вода холодеет.

Может, оно вам в жизни сгодится.

Кульбабу знаете?

Знаем,- ответил Сережа.

Кульбабой называют одуванчик.

-Летучки с нее нужно в глину замесить. Из расчета две полных жмени на кувшин. В горне они сгорят…Зачем нужно в глину замешивать летучки от одуванчиков?

(Когда летучки сгорят в горне, то останутся в глине крошечные дырочки, сквозь которые вода начнет вытекает и испаряться, охлаждая при этом воду в кувшине)



2конкурс

ЮНЫЕ ДЕТЕКТИВЫ


Приятного аппетита.

-Хорошенькая история!- проговорил инспектор Варнике, выслушав фрау Пепприх, у которой только что украли откормленных к празднику двух гусей - Теперь расскажите, пожалуйста, все по порядку.


Я была у соседки. Возвращаясь домой, я заметила, что двери сарая раскрыты. Я уверена, что злоумышленник похитил бы всех гусей, но его, вероятно, кто-то предупредил. Мне показалось, что когда я выходила от Леманов, кто-то свистнул.


-Значит, вы услышали свист?- задумчиво проговорил Варнике

-Придется поближе познакомиться вон с тем молодым человеком.


-Я ничего не слышал и не видел, - заявил мотоциклист, держа в руке свечу

- Я здесь только что остановился, у меня что-то случилось с мотоциклом. По- видимому, испортилась свеча.


-В вашем пояснении, молодой человек, кое-что не соответствует действительности,- сказал инспектор Варнике. Я хотел бы пожелать вам приятного аппетита на тот случай, если во время праздника вместо гуся вам придется довольствоваться тюремной похлебкой.


Почему инспектор Варнике заподозрил молодого человека в соучастии в краже?

( При езде свеча разогревается до температуры возгорания бензина, поэтому в руках ее удержать невозможно)


РАЗБИТАЯ ВАЗА


Вчера я вернулся домой со службы несколько раньше, чем обычно. Только я присел за стол, собираясь поужинать, как вдруг в комнате у жены что-то упало. Я бросился туда и увидел, лежащую на полу старинную вазу, которой моя жена очень дорожит. Ваза была разбита. В этот же момент из комнаты выбежал какой-то человек. Я кинулся за ним. Но, как только я оказался на улице, стекла моих очков тотчас запотели. Вы ведь знаете, что сейчас у нас стоят холодные вечера. Я споткнулся о грабли, упал и потерял незнакомца из виду. Я очень прошу вас разыскать злоумышленника. Ведь он, конечно, намеривался ограбить нашу квартиру. К тому же, как я объясню жене - а она сегодня возвращается от своих родителей,- каким образом ее ваза оказалась разбитой?


-Я не могу понять, почему вы, господин Вольдемар. Так боитесь своей жены. Вы вот пытаетесь ввести меня в заблуждение, ссылаясь на какого-то мнимого преступника, а будет гораздо лучше, если вы просто расскажите жене, как все произошло.

Почему инспектор Варнике отказался расследовать это происшествие?

(Очки запотевают, когда человек с улицы заходит в теплую комнату, не наоборот)





ДЕРЕВЯННАЯ ТРОСТЬ

Шерлок Холмс пошарил на дне ящика и вытащил деревянную трость.

«Торговец - мошенник мне доказывал, что ходил с этой тростью без малого 15 лет. Мне пришлось доказывать ему, что она сделана совсем недавно. Я отпилил от трости кусок и бросил его в камин. С помощью этого опыта убедился, что она сделана из только – что срубленного дерева».

Как Шерлок Холмс догадался?

(Сырое дерево при горении дает много дыма и горит плохо, потрескивая. Кроме того, если дерево плохо просохло, то на не нагреваемом конце выделяется вода, а в то время, как другой конец начинает сохнуть и загорается)


НА ПОКИНУТОЙ ДАЧЕ

С наступлением затяжных осенних дождей семейство Виммер покинуло дачу и вернулось в свою городскую квартиру. Еще до приезда Виммер договорился с соседом по даче неким З., чтобы присматривал за его хозяйством. Через несколько дней после Нового года З. позвонил Виммеру и взволнованным голосом сообщил, что дача ограблена. Виммер тотчас же обратился в полицию, и вскоре инспектор Варнике еже допрашивал З. Тот рассказывал следующее: «Как то ночью я услышал подозрительный шум. Несмотря на сильный мороз, я сразу поднялся и отправился к даче Виммера. Я заглянул в окно, но все стекла замерзли, и я ничего не смог увидеть. Тогда я продышал небольшую дырочку во льду, покрывавшем оконное стекло, и посветил карманным фонариком. В комнате был страшный беспорядок. На следующее утро я позвонил Виммеру и обо всем рассказал».

Все ясно,- ледяным голосом заметил инспектор Варнике,

-Попрошу вас следовать за мной.


Почему инспектор заподозрил З. в краже?

(Стекла окон замерзают изнутри квартиры, так как теплый воздух комнаты, соприкасаясь с холодными стеклами, охлаждается до точки росы)


3конкурс

КОНКУРС КАПИТАНОВ

«КТО ТЫ?»


Вам предлагаются факты из биографии некоторых знаменитых физиков тысячелетия. Вы должны назвать его имя


Ты жил в третьем веке до нашей эры в древней Греции.

Занимался математикой, физикой и астрономией.

Заложил начала механики, гидростатики, аэростатики.

Ты исследовал условия плавания тел, действия жидкости на тела.

Известна также легенда о том, что ты при помощи жителей

Города сжег римский флот Марцелла солнечными лучами,

отраженными множеством зеркал. Ты ввел законы рычага,

изобрел машины для орошения полей, использовал винт, рычаг,

блок для подъема больших грузов и в военных метательных машинах.

Долгое время Сиракузы (это город, в котором ты жил) оборонялись

от врагов при помощи метательных машин. Легенда гласит, что когда

римские легионеры ворвались в Сиракузы, ты уже состарившийся сидел

на берегу моря и решал геометрическую задачу. Увидев над своей головой меч, крикнул: «Не трогай моих чертежей».


Архимед


Ты родился вьюжной зимой в 1643 года в Англии. Родился таким хилым и слабым, что священник не считал тебя жильцом на этом свете. Ты являешься создателем современного естествознания, прославился трудами по механике,

открыл закон всемирного тяготения и на его базе разработал теорию движения планет. Внес огромный вклад в оптику, впервые разложил белый

свет на семь цветов с помощью призмы. Ты придерживался корпускулярной теории света (свет- это поток частиц). Твое научное творчество сыграло исключительную роль в развитии физики.

И. Ньютон




Ты родился 19 ноября 1711г. В деревушке недалеко от Архангельска, в семье крестьянина – помора. С детства стремился к знаниям. Учился в первых русских высших учебных заведениях. Диапазон научных интересов был исключительно широк, тебя без преувеличения называли энциклопедистом. Ты изучал атмосферное электричество, имел заслуги в развитии астрономии и астрономической оптики. Центральное место в твоем творчестве занимали работы в области атомистики и кинетической теории


М.В. Ломоносов




Ты жил в 4 веке в Италии. Занимался физикой и астрономией. Изучал движения тел, открыл закон колебаний маятника, создал теорию простых механизмов. Создал первый телескоп (зрительную трубу) и наблюдал в него Луну и планеты, обнаружил спутники Юпитера, пятна на Солнце и фазы Венеры. Поддерживал и развивал гелиоцентрическую теорию Коперника, за что преследовался инквизицией. На суде ты публично отрекся от своих взглядов. Тебя называют «отцом» экспериментальной физики, человеком, от которого берет начало физика как наука.

Галилео Галилей


4 конкурс

ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ,

ЧЕМ СЕМЬ РАЗ УСЛЫШАТЬ


В этом туре участники смотрят опыт и затем его объясняют.


ЗАКИПАНИЕ ВОДЫ В ШПРИЦЕ

Пластиковый шприц, наполовину заполненный воздухом и водой, опускают в горячую воду, дают воздуху внутри шприца прогреться, вынимают из воды – вода в шприце закипает. Почему так происходит? (При погружении в горячую воду воздух в шприце нагревается, часть воды вытесняется. Когда шприц оказывается в атмосфере, давление воздуха в нем сильно понижается, и вода закипает)


ВАРЕНОЕ ЯЙЦО «ВПОЛЗАЕТ» В БУТЫЛКУ


Берем пол-литровую бутылку (молочную), вареное яйцо, очищенное от скорлупы, кусок бумаги и спички. Убеждаемся, что яйцо, положенное на горлышко бутылки, не проваливается внутрь, а чуть-чуть входит в него. В бутылку опускают горящую бумагу и вновь кладут яйцо на горлышко. Через некоторое время оно проваливается внутрь бутылки. Почему?


НАГРЕВАНИЕ ВОДЫ В БУМАЖНОЙ «КАСТРЮЛЕ»


Из бумаги делают коробочку, наливают туда воду и начинают нагревать в пламени спиртовки. Вода закипает, а «кастрюля » не загорается. Почему? (Бумага не загорается, т.к. тепло от пламени спиртовки сразу передается воде)


ФИЗИКА ВОКРУГ НАС


1. Почему в мороз снег скрипит под ногами?

(Ломаются сотни тысяч снежинок – кристалликов).


2.Половина ледяной поверхности пруда была покрыта сначала зимы толстым слоем снега, а другая половина - была расчищена для катания на коньках. На какой половине катка толщина слоя льда больше?

(Толщина слоя больше на очищенной, так как снег рыхлый и предохраняет воду от промерзания).


3. В жаркие дни в лиственном лесу бывает прохладнее. Почему?

( Площадь поверхности листа большая, поэтому испаряется много влаги. При испарении тепло забирается из воздуха).


4.Почему, если дыхнуть себе на руку, получается ощущение тепла, а если дунуть, то ощущение прохлады.

(Выдыхаемый воздух теплее поверхности руки и может ее нагреть. Но если струя воздуха быстро движется, с поверхности руки происходит усиленное испарение влаги, вследствие чего получается охлаждение).


5.Почему нельзя сварить мясо высоко в горах? (Из-за низкого атмосферного давления)

6.Какая буханка хлеба тяжелее: горячая или холодная? (Горячая, т.к. с горячего хлеба происходит более интенсивный процесс испарения воды)

7.Почему во время снегопада теплее? (Происходит процесс кристаллизации)

8.Зимним днем расселись гости

Всюду в комнате моей

Окна быстро запотели

Почему? Скажи скорей.(На окнах конденсируется вода)

9.Какой тряпкой скорее соберёшь воду с пола – сухой или влажной? (Влажной)

10.Зачем кастрюлю закрывают крышкой? (Чтобы горячий пар не уносил тепло)

11.Почему в сауне человек может выдержать температуру воздуха до 130 0 С, в русской бане – вдвое меньше? (В сауне очень сухой воздух, а в русской бане влажный, испарение происходит слабее)

12.В самые сухие и жаркие дни пчёлы на верхних стенках в улье «развешивают» капельки воды. Каково их назначение? (При испарении воды температура в улье понижается, а влажность воздуха повышается)


Заключение

- подведение итогов

- награждение.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок - соревнование по теме "Тепловые явления"

Автор: Бастерс Валентина Вениаминовна

Дата: 06.10.2014

Номер свидетельства: 116777

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Тема: Тепловые явления."
    ["seo_title"] => string(27) "tiema_tieplovyie_iavlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "383930"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485402628"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "урок по физике в 8 классе " Тепловые явления" "
    ["seo_title"] => string(49) "urok-po-fizikie-v-8-klassie-tieplovyie-iavlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "203661"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429528809"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "конспект урока КВН "Путешествие в страну  теплоты" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-kvn-putieshiestviie-v-stranu-tieploty"
    ["file_id"] => string(6) "149994"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420381764"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "«Тепловые явления» "
    ["seo_title"] => string(23) "tieplovyie-iavlieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "155557"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421300928"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "конспект презентация "
    ["seo_title"] => string(25) "konspiekt-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "235338"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443681664"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства