1. Ф.И.О. учителя: Захарова Елена Александровна
2. Класс: 7 Дата: 26.12.2015г. Предмет ФИЗИКА № урока по расписанию: 3-4
3. Тема урока: «Силы вокруг нас»
4. Место и роль урока в изучаемой теме: Урок обобщения материала
5. Цели урока:
-знать значение сил в жизни человека, в быту и технике.
-анализировать информацию и планировать свои действия при проведении эксперимента;
-уметь применять полученные знания для решения практических задач, обеспечения безопасности своей жизни;
-уметь правильно реагировать на замечания товарища и учителя.
-уметь находить примеры использования различных видов сил.
-уметь работать в паре, группе (планирование совместной работы, положительное отношение к мнению одноклассников), принимать другую точку зрения;
-уметь представлять полученные результаты.
-формирование умения проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;
-понимать, что знание особенностей видов сил может помочь в жизни.
План-конспект урока по учебнику «Физика» 7 класс. Авторы: В.В. Белага, И.А. Ломаченков, Ю.А. Панебратцев
Тема | Силы вокруг нас |
Цель темы | Цель: закрепить знания, полученные на предыдущих уроках, о силах; создать условия для формирования у учащихся практических навыков и систематизации учебной информации |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
| 1.Сформировать представления о силах; 2.Изучить причины возникновения различных сил; 3.Выявить природу сил; 4.Экспериментально установить зависимость сил. | Личностные: 1. Принятие социальной роли обучающегося. 2. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 3. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Регулятивные: 1. Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы. 2. Умение планировать и регулировать свою деятельность. 3. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 4. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. 5. Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений, осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: 1. Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы. Коммуникативные: 1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства. 2.Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимо-обучении. |
Основные понятия | Сила, сила тяжести, вес, сила трения, виды трения, зависимость силы трения от веса, состояния и площади поверхности, сила упругости, закон Гука, график зависимости силы упругости от деформации пружины. |
Предметные связи | Формы работы | Ресурсы |
| Парная Фронтальная Индивидуальная | Тетрадь Лабораторное оборудование на каждый стол: динамометр, деревянный брусок, с наклеенной наждачной бумагой на одной грани, набор грузов с двумя крючками - 6 штук по 100г, лист бумаги, круглые карандаши, 2 стеклянные пластинки; Штатив с лапкой и муфтой; Пружина (или резиновый шнур) для определения жёсткости; |
Этапы урока | Содержание | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент | Общая готовность детей к уроку. Долгожданный дан звонок Начинается урок. А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручки, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? (эмоциональный настрой) Давайте улыбнемся, друг другу, думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Желаю вам успехов. | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку | Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку Слушают учителя о формах работы на уроке |
II. Проверка домашнего задания | | Учитель проверяет выполнение домашнего задания | Задают вопросы |
III. Актуализация знаний Основные задачи: -актуализация имеющихся знаний, развитие произвольного внимания, познавательных интересов и инициативы учащихся; -формирование коммуникативных умений, культуры общения; Цель: подготовить учащихся к обобщению изученного материала, провести мотивацию. | Что называют силой? Как обозначается сила? В каких единицах измеряется сила? Каким прибором измеряется сила? Какие силы вы знаете? По каким проявлениям можно судить, что на тело действует сила? От чего зависит результат действия силы? Скажите, какие силы вам уже известны? | | Дают устные и письменные ответы на поставленные вопросы. Выдвигают предположения, моделируют ситуацию. Взаимодействуют с учителем во время опроса во фронтальном режиме. |
Физический диктант (перевод единиц в СИ) | Переводят единицы измерения физических величин в СИ 72км/ч= 3км= 1,3кН= 200г= 50см= 9г/см3= 100л= 27дм= 4500мН= 0,03МН= | Учитель диктует, повторяя каждое задание три раза | Учащиеся переводят предложенные величины в СИ |
IV. Создание проблемной ситуации | Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока. -Сегодня нас пригласили в научную лабораторию с различными названиями, в которой мы поработаем с силами | | |
V. Физкультминутка. | Устали? Давайте отдохнем. На болоте две подружки, две зеленые лягушки Утром рано умывались, полотенцем растирались. Ножками топали, ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет. Всем друзьям физкультпривет! Отдохнули, продолжим работать. | Учитель показывает упражнения | Выполняют упражнения |
VI. Создание проблемной ситуации | Первая лаборатория «Сила тяжести» Ребята, давайте вспомним: -Какая сила называется силой тяжести? Как обозначается? Как вычислить силу тяжести? В каких единицах измеряется? Каким прибором можно измерить силу тяжести? -У вас на столе по три цилиндра одинаковой формы, но из разных веществ (алюминиевый, деревянный, пластиковый), найдите какова их сила тяжести. Как определить массу тела зная силу тяжести? -Запишите в тетради в виде задачи, в решении сделайте рисунок, отметьте на нём силу тяжести. -В итоге зарисуйте формулу-треугольник для запоминания. Обобщим: Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести. Она приложена ко всему телу, направлена вниз. Её можно вычислить по формуле Fт =m∙g Решим задачи: 1. Масса одного тела вдвое больше массы другого. Сравните силы тяжести, действующие на эти тела. 2. Определите силу тяжести, действующую на тело массой 500г. 3. Самое крупное животное класса млекопитающих – синий кит. Один из пойманных китов имел массу 15 т. Найдите силу тяжести, действующую на кита. | Учитель создаёт для учащихся проблемную ситуацию. Организует работу по измерению силы тяжести. Организует беседу, выявляющую знания о силе, причинах её возникновения, способах измерения. Организует работу по определению и сравнению силы тяжести с помощью динамометра. Организует работу в парах по выявлению зависимости силы тяжести от массы тела, площади соприкосновения. Корректирует выводы. | Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме. Слушают собеседника, строят понятные для собеседника высказывания. Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, слушают и понимают речь собеседника. Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу, дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания. |
| Следующий отдел лаборатории «Вес»: -Что такое вес? -К чему он приложен? Куда направлен? -Какова природа возникновения веса? -Чему равен вес? -Всегда ли вес равен силе тяжести? -В каких ситуациях вес равен силе тяжести, меньше силы тяжести, больше силы тяжести? -Какую физическую величину мы взвешиваем на весах? | Организует работу по наблюдению веса. Организует беседу, выявляющую знания о силе, причинах её возникновения, способах измерения. Организует работу по определению и сравнению веса с силой тяжести в различных ситуациях. Корректирует выводы. | Проводят опыты и делают вывод, записывают в тетрадь определение веса тела, обозначение силы трения, делают рисунок и указывают направление силы. Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Работают в парах, выясняют с помощью опыта от чего вес тела. Делают вывод, записывают в тетрадь. Совершенствуют навыки работы с приборами, осуществляют совместную работу. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Фиксировать результаты опытов и делать выводы. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. |
| Мы с вами подошли к лаборатории «Сила упругости»: -Закрепите в лапке штатива динамометр; -Поочерёдно подвешивая грузы к динамометру, построить соответствующий график зависимости силы от деформации. -Что называется деформацией? Её виды? Причины возникновения? -Точка приложения силы упругости? Направление? Формула. Обобщим: Сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение, называется силой упругости. Приложена к телу и направлена противоположно движению. Её можно найти по формуле Fупр =k∙x Решим задачи: 1. Назовите силы, действующие на шарик, подвешенный к концу стальной пружины. Сделайте рисунок и изобразите на нем, куда направлены силы. 2. Найдите жесткость пружины, которая под действием силы 1- Н удлинилась на 10 см. 3. Какая максимальная сила возникает при столкновении двух вагонов, если буферные пружины сжались на 4 см? Жесткость пружин 8000 Н/м. | Организует работу по измерению силы упругости. Организует беседу, выявляющую знания о силе, причинах её возникновения, способах измерения. Организует работу по выяснению зависимости силы упругости от деформации. | Проводят опыты и делают вывод, записывают в тетрадь определение силы упругости, обозначают силу упругости, делают рисунок и указывают направление силы. Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Работают в группах, выясняют с помощью опыта от чего зависит сила трения. Делают вывод, записывают в тетрадь. Вычисляют жёсткость пружины. Совершенствуют навыки работы с приборами, осуществляют совместную работу. Рассуждают, делают предположения. Взаимодействуют с учителем во время опроса во фронтальном режиме. Планируют сотрудничество с одноклассниками. Обсуждают и планируют способы представления изученного материала. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Фиксировать результаты опытов и делать выводы. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. |
| Следующая лаборатория «Сила трения» -Сила трения. Какова её природа? -Какие виды трения вы знаете? -Какова природа её возникновения? Направление? -Измерьте силу трения, возникающую при равномерном движении бруска по поверхности стола на разных гранях. -Измерьте силу трения-качения (брусок положите на карандаши) Давайте обратимся к литературе, истории и изобразительному искусству. Картина «Зимние забавы» В зимние сумерки нянины сказки Саша любила. Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой, Полная счастья, с горы ледяной. (Н.А.Некрасов) Какая сила присутствует? (сила трения скольжения) Вдоль опушки Вова едет На своем велосипеде И везет варенье Всем на угощенье. (сила трения качения) Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку Тянут-потянут, вытянуть не могут…Почему не могут? (сила трения покоя между репкой и почвой очень большая) Объясните смысл пословицы с точки зрения физики: Баба с возу, кобыле легче. (сила трения с уменьшением веса тела уменьшается, следовательно, меньше противодействует движению телеги) Не подмажешь, не поедешь. (для уменьшения трения применяют смазки) 18 августа 1851 года император Николай 1 совершил первую поездку из Петербурга в Москву по новой железной дороге. Начальник строительства генерал Клейнмихель, чтобы подчеркнуть особенную торжественность события, первую версту (1,0668 км) железнодорожного полотна велел покрасить белой масляной краской. Это красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдет по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Однако Клейнмихель не учел одного обстоятельства… Он забыл о смазочном действии масляной краски, уменьшающей трение,- паровоз буксовал. А что было дальше? Жандармы, подобрав полы шинелей, бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы. Зачем? | Организует работу по наблюдению явления трения. Организует беседу, выявляющую знания о силе, причинах её возникновения, способах измерения. Организует работу по определению и сравнению силы трения скольжения и качения с помощью динамометра. Организует работу в группах по выявлению зависимости силы трения от веса тела, площади соприкосновения, поверхности трущихся тел. Корректирует выводы. | Проводят опыты и делают вывод, записывают в тетрадь определение силы трения, обозначение силы трения, делают рисунок и указывают направление силы. Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Работают в парах, выясняют с помощью опыта от чего зависит сила трения. Делают вывод, записывают в тетрадь. Совершенствуют навыки работы с приборами, осуществляют совместную работу. Рассуждают, делают предположения. Взаимодействуют с учителем во время опроса во фронтальном режиме. Планируют сотрудничество с одноклассниками. Обсуждают и планируют способы представления изученного материала. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Фиксировать результаты опытов и делать выводы. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. |
VI. Домашнее задание. | П. 19-26, карточка с заданием – Для каждой силы составить «ПАСПОРТ» по плану: Предлагается выбрать задания из предложенных: Творческая работа: Вариант 1. Решить занимательные задачи из книги “Физика” Григория Остера 1. О том, что на борту космического корабля царит невесомость, знают все. А вот Вовочка утверждает, что он находится в состоянии невесомости на перемене в школе по сто раз в день. Ну и врун, правда или нет? 2. Почему американцы, которые живут прямо под нами на другой стороне Земли, не сыплются с планеты как горох? И почему не сыплемся мы, когда вращающаяся Земля переворачивается? 3. Какую силу должен прилагать пятиклассник Витя Сидоров, чтобы одной рукой держать за шивороты в воздухе трех первоклассников, общая масса которых 53 кг? Вариант 2. Составить кроссворд, используя слова: притяжение, сила, масса, невесомость, скорость. Вариант 3. Придумать сказку о том, что было бы, если бы исчезла сила тяжести. Вариант 4. Подготовить сообщение о великом ученом Исааке Ньютоне. Вариант 5. Подготовить сообщение о силе тяжести на других планетах: Марсе, Венере, Юпитере и других планетах. | Объясняет домашнее задание. | Слушают рекомендации учителя по домашнему заданию, записывают его в дневник. |
VII. Рефлексия. | (Включаю запись музыкального клипа «Флейта. Грусть») Оценим свою работу на сегодняшнем уроке. Прислушайтесь к себе, своему внутреннему состоянию и выберите любое из предложений, которое вам подходит. На картинках Солнца, Земли и Луны отметьте ваши ответы звёздочками. Я сегодня на уроке открыл для себя много нового. (Красный цвет) Мне понравился урок. (Оранжевый цвет) Мне было всё равно, я не мог дождаться конца урока. (Синий цвет) Учитель: Посмотрите на доску, урок удался. Я очень довольна вами сегодня. Физики видят то, что видят все: предметы и явления. Они также как и все восхищаются красотой и величием мира, но за этой всем доступной красотой ему открывается еще одна красота закономерностей в бесконечном разнообразии вещей и событий. Физику доступна редкая радость – понимать природу, и даже «беседовать» с ней. Мне хочется пожелать вам научиться понимать природу, и разговаривать с ней на одном языке. | Организует обсуждение достижений. Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы. | Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на вопросы, делают выводы. |