Конспект урока по физике в 7 классе
по теме: «Сила тяжести»
Автор: Живаго Ольга Ивановна, учитель физики
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38 г.Симферополь»
Республика Крым
Тема урока: Сила тяжести
Цель урока:
- сформировать представление о силе тяжести, дать представление о гравитационном взаимодействии, о силе тяжести как проявлении этого вида взаимодействия;
- организовать деятельность по восприятию, осмыслению новых знаний и способов деятельности по теме «Сила тяжести»;
- развивать умения наблюдать и анализировать явления природы;
- научить задавать зависимость F(m) тремя способами;
- научить решать задачи на определение силы тяжести;
Задачи урока:
- описать физическую величину сила тяжести по обобщенному плану;
- научиться пользоваться формулой для расчета силы тяжести при решении задач;
- создать условия для воспитания мотивов учения, познания нового, воспитывать положительное отношение к знаниям;
- обеспечить формирование уметь выделять главное, составлять план, вести конспект, наблюдать, развивать умение частичной поисковой деятельности, научить выдвигать гипотезы, анализировать и делать выводы;
1. Организационный этап.
Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности к учебному занятию, раскрытие целей и задач урока и плана его проведения.
2. Актуализация опорных знаний:
Вопросы:
- Почему все тела падают вниз?
- Почему Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца?
- Почему Луна вращается вокруг Земли, а не наоборот?
3. Изучение нового материала:
О том, что Земля притягивает к себе все тела, находящиеся на ее поверхности, люди догадывались еще в древности: ведь как высоко ни забрасывай камень, ни запускай стрелу, ни подпрыгивай сам – все равно тело возвращается на Землю.
Но английский ученый И.Ньютон предположил, что между любыми телами существует взаимное притяжение, и нашел точный количественный закон, описывающий это взаимодействие. Способность притягивать к себе другие тела обладает не только Земля, но все тела во Вселенной!
Поэтому такое притяжение называют всемирным тяготением. Притягиваются Земля и Луна, Солнце и планеты, притягиваются книги в ваших портфелях и вы друг к другу!
Вопрос:
- Почему же притяжение тела к Земле заметно, а притяжение между двумя учениками в классе нет?
(Ответ: Из-за различия массы тел)
Вопрос:
- Масса Юпитера во много раз превышает массу Земли, почему же притяжение к Юпитеру незаметно для нас?
Учитель подводит учащихся к выводу, сформулированному И.Ньютоном в своей книге «Математические начала натуральной философии»: «Тяготение существует ко всем телам вообще и пропорционально массе каждого из них … Все планеты тяготеют друг к другу, тяготение к каждой их них в отдельности обратно пропорционально квадратам расстояний от места до центра этой планеты…»
При увеличении расстояния в два раза гравитационная сила ослабевает в четыре раза! Для нас, живущих на Земле, первостепенное значение имеет притяжение именно к нашей планете.
Конспект:
Сила, с которой Земля притягивает к себе тело или тела, называют силой тяжести.
Сила тяжести – проявление всемирного тяготения.
Вопросы:
- От чего будет зависеть значение этой силы?
(Ответ: От массы тела, от расстояния до центра Земли)
- А от массы самой Земли зависит?
- От чего не зависит сила тяжести?
(Ответ: Сила тяжести не зависит от того, покоится тело или движется, находится ли оно в вакууме или в воздухе, или в жидкости)
Задание 1. Опишите физическую величину сила тяжести по обобщенному плану:
Название величины: Сила тяжести
Определение величины: Сила, с которой Земля притягивает все тела
Обозначение величины: F
Единица физической величины: 1Н
Формула для вычисления: F= m g, g = 9,8 Н/кг
Скалярная или векторная: Векторная. Сила тяжести направлена вертикально вниз, к центру Земли.
Прибор для измерения величины: динамометр
4. Закрепление изученного материала.
1. Вопросы:
- Земля притягивает Луну. Притягивает ли Луна Землю?
- Что можно сказать о модуле, направлении и точке приложения сил гравитационного притяжения между Землей и Луной?
- Изобразите на рисунке силы гравитационного притяжения между Землей и Луной.
- Как можно объяснить то, что Луна вращается вокруг Земли, а не Земля вокруг Луны?
- Какое явление на Земле вызывается гравитационным притяжением Луны?
- Почему на космонавта, находящегося на поверхности Луны, действует сила гравитационного притяжения, примерно в 6 раз меньшая, чем на поверхности Земли?
2. Задание:
- Задайте зависимость F(m) для тела массой 45 кг тремя известными вам способами (формулой, таблицей, графически).
Учащиеся работают самостоятельно на местах, потом у доски презентуют свое решение. Исправляются ошибки. Выставляются оценки за работу на уроке.
5. Подведение итогов урока:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие вопросы вызвали у вас затруднения?
- Чему вы научились на уроке?
- Что для вас было интересным?
6. Домашнее задание:
1. Подготовьте сообщение о силе тяжести на других планетах;
2. Решите задачу;
3. Изучить параграф в учебнике;
Литература:
1. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О.Ф.Кабардин. - М.: Просвещение, 2014. - 176с.
2. Горлова Л.А. Интегрированные уроки физики. 7 – 11 классы. Мастерская учителя физики. – Москва - «ВАКО» - 2010
3. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. – М.: Просвещение, 1988
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сила тяжести" »
Конспект урока по физике в 7 классе
по теме: «Сила тяжести»
Автор: Живаго Ольга Ивановна, учитель физики
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38 г.Симферополь»
Республика Крым
Тема урока: Сила тяжести
Цель урока:
- сформировать представление о силе тяжести, дать представление о гравитационном взаимодействии, о силе тяжести как проявлении этого вида взаимодействия;
- организовать деятельность по восприятию, осмыслению новых знаний и способов деятельности по теме «Сила тяжести»;
- развивать умения наблюдать и анализировать явления природы;
- научить задавать зависимость F(m) тремя способами;
- научить решать задачи на определение силы тяжести;
Задачи урока:
- описать физическую величину сила тяжести по обобщенному плану;
- научиться пользоваться формулой для расчета силы тяжести при решении задач;
- создать условия для воспитания мотивов учения, познания нового, воспитывать положительное отношение к знаниям;
- обеспечить формирование уметь выделять главное, составлять план, вести конспект, наблюдать, развивать умение частичной поисковой деятельности, научить выдвигать гипотезы, анализировать и делать выводы;
1. Организационный этап.
Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности к учебному занятию, раскрытие целей и задач урока и плана его проведения.
2. Актуализация опорных знаний:
Вопросы:
- Почему все тела падают вниз?
- Почему Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца?
- Почему Луна вращается вокруг Земли, а не наоборот?
3. Изучение нового материала:
О том, что Земля притягивает к себе все тела, находящиеся на ее поверхности, люди догадывались еще в древности: ведь как высоко ни забрасывай камень, ни запускай стрелу, ни подпрыгивай сам – все равно тело возвращается на Землю.
Но английский ученый И.Ньютон предположил, что между любыми телами существует взаимное притяжение, и нашел точный количественный закон, описывающий это взаимодействие. Способность притягивать к себе другие тела обладает не только Земля, но все тела во Вселенной!
Поэтому такое притяжение называют всемирным тяготением. Притягиваются Земля и Луна, Солнце и планеты, притягиваются книги в ваших портфелях и вы друг к другу!
Вопрос:
- Почему же притяжение тела к Земле заметно, а притяжение между двумя учениками в классе нет?
(Ответ: Из-за различия массы тел)
Вопрос:
- Масса Юпитера во много раз превышает массу Земли, почему же притяжение к Юпитеру незаметно для нас?
Учитель подводит учащихся к выводу, сформулированному И.Ньютоном в своей книге «Математические начала натуральной философии»: «Тяготение существует ко всем телам вообще и пропорционально массе каждого из них … Все планеты тяготеют друг к другу, тяготение к каждой их них в отдельности обратно пропорционально квадратам расстояний от места до центра этой планеты…»
При увеличении расстояния в два раза гравитационная сила ослабевает в четыре раза! Для нас, живущих на Земле, первостепенное значение имеет притяжение именно к нашей планете.
Конспект:
Сила, с которой Земля притягивает к себе тело или тела, называют силой тяжести.
Сила тяжести – проявление всемирного тяготения.
Вопросы:
- От чего будет зависеть значение этой силы?
(Ответ: От массы тела, от расстояния до центра Земли)
- А от массы самой Земли зависит?
- От чего не зависит сила тяжести?
(Ответ: Сила тяжести не зависит от того, покоится тело или движется, находится ли оно в вакууме или в воздухе, или в жидкости)
Задание 1. Опишите физическую величину сила тяжести по обобщенному плану:
Название величины: Сила тяжести
Определение величины: Сила, с которой Земля притягивает все тела
Обозначение величины: F
Единица физической величины: 1Н
Формула для вычисления: F= m g, g = 9,8 Н/кг
Скалярная или векторная: Векторная. Сила тяжести направлена вертикально вниз, к центру Земли.
Прибор для измерения величины: динамометр
4. Закрепление изученного материала.
1. Вопросы:
- Земля притягивает Луну. Притягивает ли Луна Землю?
- Что можно сказать о модуле, направлении и точке приложения сил гравитационного притяжения между Землей и Луной?
- Изобразите на рисунке силы гравитационного притяжения между Землей и Луной.
- Как можно объяснить то, что Луна вращается вокруг Земли, а не Земля вокруг Луны?
- Какое явление на Земле вызывается гравитационным притяжением Луны?
- Почему на космонавта, находящегося на поверхности Луны, действует сила гравитационного притяжения, примерно в 6 раз меньшая, чем на поверхности Земли?
2. Задание:
- Задайте зависимость F(m) для тела массой 45 кг тремя известными вам способами (формулой, таблицей, графически).
Учащиеся работают самостоятельно на местах, потом у доски презентуют свое решение. Исправляются ошибки. Выставляются оценки за работу на уроке.
5. Подведение итогов урока:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие вопросы вызвали у вас затруднения?
- Чему вы научились на уроке?
- Что для вас было интересным?
6. Домашнее задание:
1. Подготовьте сообщение о силе тяжести на других планетах;
2. Решите задачу;
3. Изучить параграф в учебнике;
Литература:
1. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О.Ф.Кабардин. - М.: Просвещение, 2014. - 176с.