"Знаки вокруг нас"
Цели: 1.Дать детям элементарные представления о системе знаков,
которые окружают человека.
2.Формировать умение использовать их в повседневной жизни и для
усвоения учебных наук.
3.Воспитывать внимание и доброжелательность в общении друг с
другом.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Я многое хочу узнать,
Я хочу творить, искать!
- Ребята, вы готовы к уроку? Настраиваем себя на хорошую плодотворную работу. Ваша задача - постараться понять новую тему, запомнить её. Для этого необходимо активно и творчески работать на уроке риторики.
II. Речевая разминка.
- Подготовим речевой аппарат к активной работе на уроке, проведем уже разминку.
1) Упражнение “свеча”.
Вдох – через нос. Выдох – через рот.
Вдох – через нос. Резкие, короткие выдохи через рот.
Погаси свечу (короткими толчками выдохнуть воздух: Фу! Фу! Фу!)
II. Речевая разминка «Разомнем язычок»
Учитель: Но для начала давайте разогреемся. Я произнесу скороговорку, а вы внимательно послушайте и постарайтесь запомнить. (Сразу спросить одного человека)
Расскажите про покупки. Про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
Произнесем скороговорку вместе:
1-й раз – медленно;
2-й раз – с нарастанием скорости (медленно-быстрее-ещё быстрее);
3-й раз – быстро
Ваша задача- чётко проговаривать все звуки.
Учитель: А сейчас стоя, с красивыми движениями, артистично проговорим скороговорку с душой, с чувством, красиво!
IV. Постановка проблемы.
Знак — это материально выраженная замена предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией в коллективе.
Знакомо ли вам это слово? Какие знаки вы знаете? Где с ними встречались, приведите пример и докажите наглядно (можно с помощью учебников).
(Дорожные знаки, запрещающие таблички, знаки на одежде, знаки препинания и математические знаки, буквы и даже цифры – это знаки.
Со знаками мы встречаемся каждый день: в быту; когда переходим дорогу; при изучении различных предметов в школе. Но не всегда их замечаем и придаем значение. - Вокруг нас много знаков, с ними мы встречаемся каждый день, но не всегда их замечаем и не всегда придаём им значение.
Знаки делятся на непохожие и похожие на то, что они обозначают.
Рассмотрите дорожные знаки. Какие изображения содержат знаки – символы, а какие знаки-копии.
Знаки зодиака. Символы или копии?
А это? Что объединяет эти знаки –копии? Тема. Правила здорового образа жизни.
Это знаки - копии.
Гербы и флаг государств относятся к знакам - символам. Что обозначает герб России?
Орел — это значит, что? государство на гербе которого изображен орел,. Государственный герб России - это золотой двуглавый орёл на красном геральдическом щите; над орлом - три короны. Две малые - над каждой из голов и одна большая над двумя малыми коронами; в лапах орла - и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьём дракона. –
Каждый элемент герба имеет свое значение:
– двуглавый орел – символ единства России; сильное и непобедимое
– короны – союз республик, краёв и областей, входящих в состав России; Две головы и две короны – запад и восток, Европа и Азия. Третья, большая Корона – символ объединения славянских народов.
Скипетр и держава – символ твердости и силы государственной власти.
– всадник на щите на груди орла – победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врагов.
Щит с изображением Георгия Победоносца – символ преемственность России от Московской Руси.
V. Работа в тетради.
Сочинить историю про привлекательную сказочную страну для туристов, нарисовать её герб так, чтобы по гербу можно было понять, чем интересна эта страна, какой народ в ней живёт и т.д.
ХI. Подведение итогов.
- Чем же мы занимались сегодня на уроке?
-Что нового узнали?
А сейчас каждый из вас оценит свою работу на уроке, составим «Символ нашего успеха».
Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения:
- каша в голове
- ни в зуб ногой
- светлая голова
Х. Домашнее задание: