Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Расчет пути и времени движения"»
Открытый урок
по физике
ТЕМА: РАСЧЕТ ПУТИ И
ВРЕМЕНИ ДВИЖЕНИЯ
Класс 7-й
Учитель
Мендибаева Пернекул Абилтаевна
ОТКРЫТЫЙ УРОК В 7 КЛАССЕ
Тема: «Решение задач на расчет пути и времени движения»
Тип урока: урок-объяснение нового материала (с использованием ИКТ).
Цели урока:
выработать умение рассчитывать путь, время и скорость равномерного движения, сформировать умения строить и объяснять графики равномерного движения, производить расчёты для задач в устной форме;
развивать умение обобщать знания о целостном представлении механического движения; закрепить навыки перевода единиц измерения физических величин: скорости, пути и времени; развивать самостоятельность при решении физических задач и познавательный интерес к предмету;
- воспитательная цель урока - овладение умением аккуратно оформлять физические задачи, аккуратно строить графики; способствовать воспитанию взаимовыручки в группе, терпения по отношению к слабому ученику; создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.
- развитие межпредметных связей, использование знаний учащихся из курса
математики при решении задач на движение.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.
Перед началом урока звучит легкая музыка, и идут слайды для эмоционального настроя. (Легкая музыка)
Здравствуйте. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. А по старинному обычаю, когда в дом приходят гости, им предлагают все самое лучшее. Давайте и мы с вами покажем нашим гостям все свои лучшие качества и порадуем своими знаниями.
Сначала мы восхитимся вашими глубокими знаниями, а для этого проведем маленький устный опрос. Потом выясним, как применить наши теоретические знания для описания механического движения. Затем потренируем мозговой центр – решим задачи. А для этого вытащим из тайников памяти кое-что ценное.
Проверка знаний учащихся.
«Перевод единиц измерения в СИ» (Слайд №1)
1
36 км/ч
м/с
2
360 км
м
3
2 ч
с
4
8мин
м
5
60м/мин
м/с
6
45 см
м
7
7 км/с
м/с
Фронтальный опрос
Какая скорость является характеристикой неравномерного движения? (Ответ: средняя скорость).
Напишите на доске формулу для вычисления средней скорости тела при неравномерном движении. (Ответ: vср.=s/t)
Дайте теперь определение скорости тела при равномерном движении. (Ответ: Физическая величина, показывающая какой путь проходит тело за единицу времени. Рассчитывается по формуле: v=s/t.)
Какие единицы скорости используются в системе СИ? (Ответ: м/с).
Какие единицы скорости вы знаете? (Ответ: м/с, км/ч, см/с, м/мин и др.)
Скорость зайца 15 м/с, а скорость дельфина 18 км/ч. Кто из них быстрее движется? (Ответ: 18км/ч=5м/с, 15м/с5м/с. Заяц.)
Какими физическими величинами характеризуется механическое движение?(Скорость - v; путь - s; время-t)
Звучит музыка «Голубой вагон».
Вы все не один раз слышали эту песенку.
О чем в ней поется?
В этой песне есть такие слова «скорый поезд набирает ход». Что это значит? (Ответ: поезд увеличивает скорость движения).
А движение поезда – это равномерное или неравномерное движение? (Ответ: неравномерное).
1
36 км/ч
10 м/с
2
360 км
360 000м
3
2 ч
7200с
4
8 мин
480 с
5
60 м/мин
1 м/с
6
45 см
0,45м
7
7 км/с
7 000м/с
Молодцы, ребята. Вы справились с вопросами. Карточки положите мне на стол, те кто их готовил сами и проверят их после урока.
Изучение нового материала.
Итак, мы с вами научились определять скорость тела, если известен его путь и время, за которое он пройден. А сегодня будем учиться определять пройденный путь и время движения.
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Цель от ученика)
А как вы думаете пригодятся ли на знания полученные сегодня на уроке? (Ответ: Можно на практике рассчитывать путь и время; будем изучать механику в 9 и 10 классах, при дальнейшем обучении в ВУЗах)
Откройте тетради для работ и запишите тему нашего урока.
Правильно. Таким образом, чтобы найти путь при равномерном движении, что нужно сделать? (надо скорость умножить на время). Запишем эту задачу:
Дано: СИ Решение:
v =13 м/с
s=vt
t = 1 мин. 60 с s= 13 * 60 (м*с/с=м)=780 м
s - ?
Ответ: 780 м.
Ребята, а какие единицы измерения для пройденного пути вы знаете? (м, см, мм, дм, км).
А теперь, используя таблицу скоростей, придумайте задачу и решите её в тетради с пометкой .
ОПРЕДЕЛИТЕ ПУТИ ЗА 5 СЕКУНД:
1 РЯД-СТРАУС 110 М
2 РЯД-САМОЛЕТ 1150М
3 РЯД-ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК ЗЕМЛИ 40000М
Проверим достоверность вашего решения. (спросить по одному ученику из группы)
Итак, чтобы определить время равномерного движения, нужно что сделать? (путь разделить на скорость движения).
Запомнить формулы можно, используя «треугольник» (показать треугольник) (Записываются формулы в «Тетрадь для формул»)
(Слайд №7)
А как же определить характеристики неравномерного движения?
При неравномерном движении путь и время движения рассчитываю с помощью формулы средней скорости по аналогии.
Sвесь = vср * tвсёtвсё = sвесь / vср
Запишете в тетрадь для формул.
ФИЗМИНУТКА
Закрепление изученного.
Мы разные движенья изучали, Как скорость, путь и время рассчитать, узнали. Теперь попробуем мы знанья применить И задачи интересные решить. (Слайд № 8)
(Слайд 9) Ест он уголь, пьет и воду, А напьется, даст он ходу. Что ни говори, силен, Хоть дымит порою он, Везет обоз на сто колес, Это сильный...ПАРОВОЗ
У доски 1 человек, остальные в тетради. (Слайд 9)
Паровоз движется со скоростью 36 км/ч. Какое расстояние он пройдёт за 10 минут?
Дано: СИ Решение:
t=10 мин 600 с s=v * t
v= 36 км/ч 10 м/с s = 10 * 600 (м*с/с=м)=6000м = 6 км
s -?
Ответ: 6 км
П. №129 - самостоятельно в тетради. (готовое решение на доске с обратной стороны) проверка – взаимоконтроль, обмен тетрадями.
Дано: СИ Решение:
s =99 км 99000 м t = s / v
v = 5 м/с t = 99000 /5=19800 с=5,5 часа
t - ?
Ответ: 5,5 часа
Решение графических задач.
Как выглядят графики зависимости пути от времени и скорости от времени?
Анализ графиков, представленных на слайдах (Слайд № 11-12)
Один ученик решает задачу у доски (Слайд № 13-14)
Дан график движения тела. Каков вид этого движения? Чему равна скорость движения тела? Каков путь, пройденный телом за 8 секунд? Постройте график скорости тела для данного движения.
У вас на столе лежат листочки с графическими задачами. 1 группа рассматривает задачу №1 и отвечает на поставленные вопросы, а 2 группа – задачу №2.
№1 Рассмотрите график зависимости пути от времени и ответьте на вопросы:
S,м 1) Каков путь, пройденный телом за 8 с?
2) Чему равна скорость движения тела?
40
30
20
10
t, с
2 4 6 8 10
№2 Рассмотрите график зависимости скорости тела от времени и ответьте на вопросы:
v , м/с 1) Чему равна скорость движения тела?
2) Каков путь, пройденный телом за 10 с?
5
3
2
1
t , с
2 4 6 8 10 12
7. Итог урока.
Выделение главного
Что вы узнали нового на уроке?
Что представляло наибольшую трудность?
Итак, ребята, ваши знания о механическом движении пополнились. Кроме определений понятий механическое движение, траектория, путь, скорость вы можете, используя знания из математики, рассчитать путь и время движения, определять эти величины по графикам.
А теперь подведём итоги нашего урока.
Подведем итоги нашего урока. Сегодня вы оценивали свою работу и свои возможности самостоятельно. Надеюсь, вы были честны прежде всего перед собой. Есть такая притча .
Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
- Кто работал так, как первый человек?
- Кто работал добросовестно?
- Кто принимал участие в строительстве храма?
.
Учитель подводит итоги урока и выставляет оценки.
8. Домашнее задание. § 16 (Составить план ответа)
1 группа – сделать универсальную шпаргалку по изученной теме.
2 группа – найти в сказках эпизоды, в которых говориться о движении, и придумать несколько задач на расчет пути и времени движения.
Вот, закончился урок, Знания пошли вам впрок. Я хочу совет вам дать: Надо физику-то знать, Чтоб задачи все решались И ответы получались, И тогда оценки «пять» Будешь на уроках получать.
(Слайд 16-17)
Использованная литература:
Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. М. Вако, 2004 г..
2. Шевцов В.А. Поурочные планы по учебнику А.В. Перышкин, 2005 г.