Цель урока: научить формулировать четкие ответы на качественные задачи, уметь пользоваться формулами; развивать навыки чтения графиков; способствовать воспитанию взаимовыручки в группе.
Развивающая цель: развитее познавательных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
Воспитательная цель: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«расчет пути и времени урок физики в 7 классе »
7 класс. 18.10.07 год.
Тема : Расчет пути и времени движения.
Урок :Блиц-турнир
Цель урока: научить формулировать четкие ответы на качественные задачи, уметь пользоваться формулами; развивать навыки чтения графиков; способствовать воспитанию взаимовыручки в группе.
Развивающая цель: развитее познавательных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
Воспитательная цель: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Ход урока.
Оргмомент – 2 мин.
Проведение игры.
а) Знакомство с правилами игры – 2 мин.
Класс делится на пять команд. Каждая команда выбирает капитана. Перед каждым заданием капитаны команд вытаскивают, не глядя, карточку с заданием. Далее все члены команды обсуждают решение и оформляют его в тетрадях. Один участник защищает эту версию на доске.
Доска разделена на пять частей, таким образом, все пять команд могут работать одновременно.
б) проведение блиц турнира.- 30 – 35 мин.
Первое задание.
1. В движущемся вагоне пассажирского поезда на столе лежит книга. В покое или движении находится эта книга относительно: а) рельсов; б)стола?
2. Как движется токоприемник, расположенный на крыше вагона электропоезда, относительно:
а)вагона;
б) контактного провода?
3. Автомобиль и комбайн движутся прямолинейно, так что некоторое время расстояние между ними не меняется. Укажите, относительно каких тел они находятся в это время в покое и относительно каких тел движутся?
4.Сидящий на вращающемся «чертовом колесе» видит, что колесо относительно него неподвижно, а деревья и строения движутся. С каким телом в данном случае связана система отсчета?
5. Рассмотрите движение концов минутной и часовой стрелок. Что между этими движениями общего? Чем они отличаются друг от друга?
Второе задание.
1.За какое время плывущий по течению реки плот пройдет 15км, если
скорость течения 0,5.м/с?
2. В течение 30с поезд двигался равномерно со скоростью 12км/ч. Какой путь он прошел за это время?
3. За какое время пройдет автомобиль «Жигули» путь 2км, если его скорость 60м/с?
4. Страус бежит со скоростью 22м/с. Какой путь он пробежал за 1 мин
5. Черепаха проползла 5м. Как долго длилось ее путешествие, если ее - скорость 0,1 м/с?
Третье задание.
По графику скорости определить путь, пройденный телом за 4с, и показать этот путь на графике штриховкой.
I, с
Четвертое задание.
1. Скорость зайца 15м/с, а скорость дельфина 18км/ч. Кто из них быстрее?
2. Скорость тепловоза 28м/с, а автомобиля Збкм/ч. Что из них быстрее?
3. Скорость электровоза 25м/с, а скорость автомобиля «Москвич» 108км/ч. Что из них быстрее?
4.Скорость скворца 72км/ч, а скорость велосипедиста 25м/с. Кто из них
быстрее?
5. Миша бежит со скоростью 18км/ч за Сашей, убегающим от него со скоростью 12м/с. Догонит ли Миша Сашу?
Пятое задание.
По графикам I и II путей двух равномерно движущихся тел определить скорость каждого тела. У какого тела скорость больше? Ответ обосновать.
', с
3. подведении итога урока.
Проводится анализ работы команд, выставляются оценки.
Уровень 1
Вариант I
1.Какое из приведенных тел обладает большей внутренней энергией:
1 л воды при 20 °С или 1 л воды при 100 °С?
2.Объясните, почему батареи отопления ставят обычно внизу под окнами, а не вверху?
3. Продукты положили в холодильник. Как изменилась их внутренняя энергия?
Вариант II
1. Какие из перечисленных явлений относятся к механическим, а какие -к тепловым: а) падение тела на землю; б) испарение воды; в) движение автомобиля; г) нагревание спутника при спуске в плотных слоях атмосферы?
2. Из какой посуды удобнее пить горячий чай: из алюминиевой кружки или фарфоровой чашки? Почему?
3. В каком случае можно получить большее количество теплоты: сжигая 1 кг дров или 1 кг торфа?
Уровень 2
Вариант I
1 Почему не получают ожога, если кратковременно касаются горячего утюга мокрым пальцем?
2.Какое количество теплоты необходимо для нагревания 1 кг стали на
2 °С?
3. При полном сгорании сухих дров выделилось 50 МДж энергии. Какая масса дров сгорела?
Вариант II
1. Что быстрее остынет: стакан компота или стакан киселя? Почему?
2. Рассчитайте количества теплоты, необходимое для нагревания алюминиевой ложки массой 50 г от 20 °С до 90 °С.
3. Какое количество теплоты выделяется при полном сгорании керосина объемом 5 л?
Уровень 3
ВариантI
. I. Почему 100-градусный пар обжигает сильнее воды такой же температуры?
2. На сколько градусов Цельсия нагреются 3 кг воды, если вся теплота, выделившаяся при полном сгорании 10 г спирта, пошла на ее нагревание?
3. На сколько градусов должна остыть кирпичная печь массой 1,5 т, чтобы нагреть воздух в комнате объемом 50 м3 от 8 °С до 18 °С?
Вариант II
1. На вершине горы высотой 4000 м вода закипает при температуре 86 °С. Объясните это.
2. Сколько воды можно нагреть от 10 °С до 60 °С, если на ее нагревание пошла половина энергии, полученной в результате сгорания 40 кг каменного угля?
3. Сколько кипятка нужно долить в сосуд, содержащий 2 кг воды при температуре 35 °С, чтобы температура в сосуде увеличилась до 65 °С?
Уровень 4
ВариантI
1. В чашку налили горячий кофе. Что надо сделать, чтобы кофе остыл быстрее: налить в него молоко сразу или спустя некоторое время?
2. В 200 г воды при 20 °С помещают 300 г железа при 10 °С и 400 г меди при 25 °С. Найдите установившуюся температуру.
3. Сколько воды можно нагреть от 20 °С до 70 °С, используя теплоту, выделившуюся при полном сгорании 0,42 кг сухих дров?
вариант II
1. Почему реки и озера нагреваются солнечными лучами медленнее, чем суша?
2. В холодную воду массой 300 г, имеющую температуру 10 °С, опускают нагретый в кипящей воде медный брусок массой 1 кг. Какой станет температура воды?
3. Сколько дров необходимо сжечь для того, чтобы нагреть 50 л воды в железном котле массой 10 кг от 15 °С до 65 °С? Потерями тепла пренебречь.!
8 класс 16.10.07год..
Урок-конкурс умников и умниц по теме «Тепловые явления»
Цели:обобщить, повторить материал по теме «Тепловые явления»; развить устную речь учащихся; развить коммуникативные способности.
Развивающая цель: развитее познавательных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
Воспитательная цель: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры
Ход урока
I. Оргмомент.- 2 мин
II.Вступительное слово учителя – 1 мин.
III.Правила игры – 2 мин.
Организаторы (2-3 ученика во главе с учителем) готовят:
• Ордена «умников» по числу вопросов;
• Дорожки трех цветов (с клетками - квадратами);
• Вопросы и задания.
Красная дорожка состоит из двух квадратов, желтая - из трех, зеленая -из четырех.
Выявляем троих «умников». Учащиеся отвечают на «отборочные» вопросы. За полный и правильный ответ ученик получает орден «умника». Три владельца наибольшего числа орденов разыгрывают дорожки. Особенности дорожек:
• на красной дорожке - игрок не должен ошибаться, ему задают всего один вопрос;
• на желтой дорожке - должен верно ответить на один из двух предложенных вопросов, он имеет право на одну ошибку;
• на зеленой дорожке игрок должен ответить правильно хотя бы на один из трех вопросов.
Игрок первым прошедший свою дорожку становится «умником» и садится на «трон». Оставшиеся два игрока присоединяются к «теоретикам». Далее игра идет между умниками.
Участники игры получают оценки в журнал.
IV.Отборочные вопросы
1. Если в летний солнечный день измерить температуру голой почвы и находящейся неподалеку почвы, покрытой растениями, то окажется, что голая почва нагрета сильнее. Но если же в этих местах измерить температуру почвы ночью, то, наоборот, почва под растениями будет иметь более высокую температуру, чем голая. Объясните почему. {Растения задержи-
вают значительную часть солнечных лучей, поэтому почва под ними днем нагревается меньше, чем голая почва. Ночью, когда температура воздуха существенно понижается, растения предохраняют почву от интенсивного излучения и она охлаждается не так сильно, как голая.)
2. Почему в холодных помещениях у нас зябнут прежде всего ноги? (Холодный воздух более тяжелый и поэтому всегда находится у пола.)
3. Ящерицы и некоторые другие мелкие животные, обитающие в пустынях , в самое жаркое время дня часто забираются на верхушки кустарников. Прочему? (В жаркое время дня песок в пустынях так сильно нагревается, что даже на высоте пяти сантиметров от его поверхности температура бывает ниже на несколько градусов.)
4. Даже в тихую погоду, когда ветер не шевелит листьев, осина не остается в покое. Ее листочки все время дрожат. Почему? (Даже в самую тихую погоду над землей движутся вертикальные потоки воздуха. Теплые струи поднимаются вверх, холодные опускаются. Листья осины, имеющие •тонкие длинные черешки, чувствительны к самым незначительным перемещениям воздуха.)
5. В стихотворении А. С. Пушкина «Кавказ» есть такие слова: «Орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне». Объясните, почему орлы, ястребы, коршуны и другие крупные птицы, парящие высоко в небе, могут держаться на одной высоте, не взмахивая при ЭТОМ крыльями. (Нагретый у земли воздух поднимается на значительную высоту.. Эти теплые потоки воздуха ударяются снизу в распростертые крылья птицы и поддерживают ее.)
6. Каким образом киты, моржи, тюлени, живущие в воде с вечно плавающими льдами, постоянно сохраняют высокую температуру тела (38-40 °С)? (У этик животных существует подкожный жировой слой, который препятствует быстрой потере тепла (жир, как известно, относится к плохим проводникам тепла).)
7. Почему северные олени не замерзают даже в большой мороз? Что защищает их от холода? (Оказывается, у оленя надувная шерсть, пустотелые шерстинки наполнены воздухом. Поскольку воздух плохо проводит те-"ЯО, то такая шерсть хорошо защищает оленя от холода.)
8. Почему утки и другие водоплавающие птицы могут долгое время находитсяв холодной воде и при этом не переохлаждаются? (Грудь и брюш-
ко то есть части тела, которые бывают погружены в воду, покрыты у утки густым пухом, который сверху плотно прикрыт перьями, защищающими пух от воды. Благодаря пуховому покрову тело утки окружено слоем теплого воздуха и не соприкасается непосредственно с холодной водой. Охранению тепла помогает также подкожный слой жира, который у водоплавающих птиц развит сильнее, чем у сухопутных.)
9. С какой целью кусты малины в северных районах пригибают на зиму к земле? (Снежный покров предохраняет малину от вымерзания.)
10.Чем можно объяснить, что некоторые виды птиц (тетерева, глухари, рябчики, куропатки и др.) зарываются в снежные сугробы и там проводят иногда по нескольку суток? (Снег является плохим проводником тепла, поэтому снежный покров во время больших морозов и метелей защищает птиц от замерзания.)
11. Какова нормальная температура тела человека и домашних животных? (Температура тела здорового человека 36,6 °С. Независимо от климатических условий и места обитания температура тела здоровых животных и птиц должна быть следующая: лошади — 38 °С, коровы - 38,5-39,5 °С, курицы и индейки - 41 "С, утки и гуся - 41,5 °С.)
12. Почему утки в сильный мороз охотно лезут в воду? (Температура воды в сильный мороз значительно выше температуры окружающего воздуха, поэтому в воде птица будет охлаждаться меньше, чем на воздухе.)
13. Зимой на сильном ветру нам гораздо холоднее, чем в затишье. Будет ли при этом разница в показаниях температур? (И на ветру и в затишье показания термометра будут одинаковы, так как температура воздуха одна и та же, но человеку теплее в затишье потому, что слой воздуха, прилегающий непосредственно к телу, нагревается его теплом и предохраняет от дальнейшего охлаждения. При ветре же такой слой удержаться не может и холодный воздух все время обтекает кожу, сильно охлаждая ее.)
14. Как греются в мороз дикие утки? (Утки ныряют в полынью ко дну водоема. Там температура воды держится около +4°С.)
V. Вопросы для определения дорожки
1. Почему у полярных лисиц уши значительно меньше, чем у лисиц, живущих в умеренном климате. (Объясняется это тем, что уши у лисиц являются органами, отводящими тепло от тела животного. Так как на севере необходимо уменьшить теплоотдачу, то в процессе биологического отбора наиболее приспособились к жизни в условиях Крайнего Севера лисицы с меньшими ушами.)
2. Почему опасна для растений гололедица? (Лед по сравнению со снегом примерно в 20 раз лучше проводит тепло, поэтому под ледяной коркой растения вымерзают.)
VI.Вопросы для состязания умников
• Для игрока на красной дорожке:
1. Простейший парник - это плотно сколоченный ящик, в который насыпана земля. Одна сторона заклеена. Солнечные лучи одинаково нагрева-
вают парник и окружающую его землю. Однако температура в парнике будет значительно выше, чем температура вне его. Откуда же берется дополни- тепло? (Лучи Солнца почти не нагревают атмосферу. Они поглощаются поверхностью земли, а затем земля излучает тепловые невидимые , которые нагревают воздух. Солнечные лучи, проходя через стекло, на землю. Для инфракрасных лучей, испускаемых землей, стекло мало проницаемо. Кроме того, стекло препятствует испарению воды из почвы и тем самым задерживает теплоту, которая затрачивается на испарение.)
игрока на желтой дорожке:
1. Путники суровой зимой разожгли костер. Над костром устроили примитивныйполог: натянули кусок парусины, чтобы он задерживал тепло и отбрасывал его вниз, - способ, хорошо известный людям которые учатся физики у природы. Почему теплый воздух поднимается вверх? (Теплый имеет меньшую по сравнению с окружающим воздухом плотность, действием архимедовой силы он поднимается вверх.)
. 2. Перед тем как взлететь, ночная бабочка довольно долго подрагивает крылышками. Почему? (Бабочка «разогревается», подобно спортсмену, делающему разминку перед стартом. Часть совершаемой ею механической работы идет на увеличение внутренней энергии.)
Для игрока на зеленой дорожке:
1. Предшественница электрической лампочки - керосиновая лампа -временами коптила, поэтому над ней на потолке образовывалось черное пятно. Но и над светильником с электрической лампой иногда возникает Черное пятно на потолке. Неужели электрические лампы коптят? (Электрическая лампочка нагревает окружающий воздух. Возникает конвекционный поток вверх, содержащиеся в воздухе пылинки прилипают к потолку. образуя пятно над лампой.)
2. В трудных условиях приходится работать сталеварам, имеющим дело ; расплавленным металлом. Его горячее дыхание буквально обжигает человек. Казалось бы, что для облегчения условий труда костюмы должны Изготавливаются из материалов с низкой теплопроводностью. Между тем на самом деле спецодежда металлургов часто покрывается тонким слоем
па - великолепного проводника тепла. С какой целью так поступают? передача тепла от раскаленного металла к человеку происходит главным образом через излучение. Максимум энергии излучения при температуре металла несут инфракрасные лучи, которые, как и вообще электромагнитные волны, очень сильно отражаются металлами.)
3.На коробке лежит папироса. Она дымится с обоих концов. Но дым, выходящий через мундштук, опускается вниз, между тем как с другой сто-
1 он вьется вверх. Почему? (Да, дым один и тот же, но над тлеющим концом папиросы имеется восходящее течение нагретого воздуха .Воздух же, проходящий вместе с дымом через мундштук, успевает охладится и не увлекается уже вверх, а так как частицы дыма сами по себе тяжелее воздуха, то они и опускаются вниз.)
VII. Выполнение самостоятельной работы по уровням в рабочих тетрадях. Четыре ученика у доски решают свои задачи, объясняя свои действия и этапы решения..
VIII. Награждение победителей. Учитель выставляет оценки за урок.