Просмотр содержимого документа
«Урок на тему :Условие равновесия рычага»
Краткосрочный план
Раздел долгосрочного планирования : Школа:
Момент сил
Дата: ФИО учителя:
Класс: Количество присутствующих :Количество отсутствующих:
Тема урока
Условие равновесия рычага
Цели обучения урока в рамках учебной программы по предмету
7.2.4.4. формулировать и применять правило момента сил для тела, находящегося в равновесии при решении задач.
Цель урока
Определять момент сил, знать и понимать правило моментов, уметь применять условие равновесия рычага при решении задач.
Критерии оценивания
Формулируют условие равновесия рычага;
Записывают соотношение сил и плеч при равновесии рычага;
Записывают условие равновесия рычага через моменты сил;
Используют правило моментов к применении к двум силам, действующим на рычаг под прямым углом при решении задач
Языковая цель
Используют лексику и терминологию, свойственную предмету для диалога /письма:
Рычаг, точка опоры, плечо силы, момент силы, правило моментов, условие равновесия.
Используют фразы: рычаг – это…… ;плечо силы это - …; момент сил – это….; рычаг находиться в равновесии …..
Воспитание ценностей
Формирование коммуникативных навыков и развитие ответственности и уважения с помощью вовлечения в самооценивание и взаимооценивание и через умение сотрудничать в групповой работе.
Межпредметная связь
Математика (пропорция, решение уравнений), биология (скелет человека), технология (простые механизмы в быту).
Предыдущие знания
Виды простых механизмов, центр масс, устройство и принцип действия рычага.
Запланированные этапы урока
Виды упражнений, запланированных на урок:
Ресурсы
Начало урока
Целеполагание
1 мин
5 мин
1 мин
Организационный момент
Учитель приветствует учащихся
(К) Упражнение «Комплимент + Пожелание».
С целью создания психологического настроя на урок проводится игра.
Обмениваются комплиментом - пожеланием друг с другом, создают благоприятную психологическую атмосферу.
Объединение в группы и актуализация знанийПрием «Паутинка». Учащиеся разбиваются на группы (метод «Мозаика» (приложение № 1). Учитель предлагает в каждой группе повторить пройденный материал по теме «Простые механизмы», с помощью приема «Паутинка». ГР Прием «Венгерский кроссворд» Создание проблемной ситуации. Работа вгруппах с кроссвордом (найти зашифрованные слова)и определить тему урока (приложение №2) Вводное выступление учителя: Условие равновесия рычага вы определили на опыте в лабораторной работе № 9 В 3-м веке до н. э. Архимед установил условие равновесия рычага, которым можно воспользоваться, не имея лабораторного оборудования. Такая задача очень просто решаются при помощи полученного уравнения моментов, выражающего условие равновесия рычага.
Совместно с учениками определяются цели урока и ожидаемый результат
Стикеры с изображением механизмов (приложение №1)
Кроссворды
Мультимедийный проектор, программное обеспечение,
Портрет Архимеда
Интерактивная доска
Середина урока
Введение нового материала
5мин
5 мин
3 мин
4 мин
2 мин
ИР Работа с информацией. Прием «Чтение с пометками»
Работа с текстом раздаточного материала (приложение№3) и выполненными учениками лабораторной работой №9 с письменной обратной связью учителя.
Самостоятельно изучают материал, ставят пометки на полях, используя обозначения
«V» — я это знаю;
«+» — это новая информация для меня;
«-» — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
«?» — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
ГР Затем идет обсуждение в группе. Выводы ученик5ов.
Обратная связь учащихся
Составление задачи. Прием «Радуга»
Учащиеся составляют задачу . Затем в каждую группу отправляются по одному ученику, чтобы задать и получить на эти вопросы ответы)
(учитель внимательнонаблюдает за работой в каждой группе, при необходимости проводит коррекционную работу)
Дифферениация с помощью карточки-подсказки отдельным группам (приложение №4)
Ученики возвращаются и обсуждают составленные вопросы.
Взаимооценивание метод «2 звезды и пожелание»
Обратная связь учителя
Информационные листы
Образцы задач
5 мин
3 мин
10 мин
1 мин
ГР. Метод кооперативное обучение.
Вначале ученики объединяются по цвету карточек, которые были у них на руках. Выполняют в группах задания по карточкам (приложение №5)
Во время выполнения работы учитель наблюдает за учащимися, направляет и корректирует.
Дифференциация с использованием Метод «Светофор»
Ученикам выдаются красные, желтые и зеленые карточки, которые позволяют учителю оказать своевременную помощь. Ученики показывают:
Красный флажок – не понимаем, не уверенны, нам нужна помощь
Желтый флажок – близки к пониманию, мы работаем
Зеленый флажок – полностью поняли, уверены, мы готовы.
Выступление спикеров.
Взаимооценивание «Большой палец»
Обратная связь учителя
ИР Задания на условие равновесия рычага (по таксономии Блума,) Если учащиеся правильно выполнили 3 задания – это означает , что цель урока достигнута, если 2или менее задания – необходима коорекционная работа.
Самооценивание по критериям к данному заданию
Учитель информирует о творческом задании на след урок:
1. §упр
2..Составить 2 задачи на данную тему и решить их.
3. Экспериментальное. Возьмите альбомный лист, положите на него полураскрытые ножницы и аккуратно обведите их карандашом. Укажите ось вращения, направления действия сил при резке, плечи сил. Найдите максимальный выигрыш в силе, даваемый данными ножницами.
Карточки с заданиями
Слайд сответы
Конец урока
3 мин
С целью обобщения и повторения содержания материала по данной теме учитель подводит итог, организует рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности.
- Какую работу провели на уроке?
- Что узнали и чему научились?
- Что у вас получилось? Что не получилось? Почему?
- Что было трудным на уроке? Что было интересным для вас?
Самооценивание«Шкала успеха» (10 бальная)
Каждый ученик прикрепляет стикер с именем на шкале.
Стикеры
Графичесчкий органайзер на каждого ученика
Приложение №1
Приложение № 2.
Р
А
В
Е
Ы
Ч
Н
И
М
А
О
С
Д
Г
В
Е
Приложение № 3.
Информационный лист
Рычагом называют имеющее неподвижную ось вращения твердое тело, на которое действуют силы, стремящиеся повернуть его вокруг этой оси. Различают рычаги первого и второго рода.
Рычагом первого рода называют рычаг, ось вращения О которого расположена между точками А и В приложения сил, а сами силы направлены в одну сторону (рис. 1, а). Это коромысло равноплечих весов, железнодорожный шлагбаум, ножницы и др.
Рис. 1 а) б)
Рычаг второго рода — рычаг, ось вращения О которого расположена по одну сторону от точек приложения сил, а сами силы направлены противоположно друг другу (рис. 1, б). Это гаечные ключи, щипцы для раскалывания орехов, двери и др.
Кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует на рычаг сила, называется плечом силы.(нарис 1, d1d2)
Физическая величина, равная произведению силы на её плечо, называетсямоментом силы.
M=F·d
Рычаг находится в равновесии, если момент силы, вращающий его по часовой стрелке равен моменту силы, вращающей его против часовой стрелке.
M1 = M2
Так какM1=F1·d1 , M2=F2·d2 , то F2 ⁄F1 = d1⁄d2
Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил. Момент силы характеризует вращающее действие силы. Это действие зависит как от силы, так и от её плеча. Именно поэтому, например, желая открыть дверь, стараются приложить силу как можно дальше от оси вращения. С помощью небольшой силы при этом создают значительный момент, и дверь открывается, открыть её, оказывая давление около петель, значительно труднее.
Приложение № 4
Карточка – образец
Обрати внимание
№
Название величины
Сила
Плечо
Момент силы
Обозначение
F
d
M
Единица измерения
Н
м
Нм
Формула
F=mg
M=Fd
Найти момент силы , если сила равна 5 Н, а ее плечо 2 см.
Плечи рычага равны соответственно 4 см и 12 см. На меньшее плечо действует сила 60 Н. Чему равна сила, действующая на большее плечо?
Задание для первой группы
1. На рисунке изображен рычаг, находящийся в равновесии.
- Во сколько раз отличаются силы? Какая сила больше?
- Во сколько раз отличаются плечи сил? Какое плечо больше?
- Сравните отношения сил и их плеч.
- Какой выигрыш в силе может дать этот рычаг?
2. Длина меньшего плеча 5 см., большего 30 см. На меньшее плечо действует сила 12Н. Какую силу надо приложить к большему плечу, чтобы уравновесить рычаг?
Дескриптор Обучающийся
- определяет плечи сил
- определяет отношение плеч
- сравнивает отношения сил и плеч
- определяет выигрыш в силе данного рычага
Задание для второй группы
Найдите ошибку на рисунке.
2. На концах невесомого рычага действуют силы 100Н и 140Н. Расстояние от точки опоры до меньшей силы равно 7 см. Определите расстояние от точки опоры до большой силы. Определите длину рычага.
Дескриптор Обучающийся
- определяет положение равновесия рычага;
- определяет во сколько раз отличаются плечи сил;
- определяет равенство сил.
Задание для третьей группы
Используя правило равновесия рычага, найдите F2
При равновесии рычага на его меньшее плечо действует сила 3 кН, на большее 1,5 кН. Длина рычага 60 см. Определите длину большего плеча.
Дескриптор Обучающийся
- записывает условие равновесия рычага;
- составляет уравнение;
- определяет значение F2.
Задание для четвертой группы
Будет ли рычаг в равновесии?
Определите момент силы.. если сила равна 5 Н, а ее плечо 5 см.
Дескриптор Обучающийся
- записывает условие равновесия рычага;
- определяет отношение сил;
- определяет отношение плеч этих сил;
- проводит расчеты;
- проверяет выполнение условия равновесия рычага.
Приложение № 5
Самост При равновесии рычага на его меньшее плечо действует сила 3 кН, на большее 1,5 кН. Длина меньшего плеча 50 см. Определите длину большего плеча.
При равновесии рычага на его меньшее плечо действует сила 3 кН, на большее 1,5 кН. Длина меньшего плеча 50 см. Определите длину большего плеча.
оятельная работа
№
Задание
1
Найдите момент силы 5Н, если ее плечо 3 см
2
Укажите рычаг, который будет в равновесии.
3
Рассчитать выигрыш в силе, который дает локтевой рычаг.
4
На концах рычага действуют силы 2Н и 18Н. Длина рычага равна 1м. где находится точка опоры, если рычаг в равновесии. Какой выигрыш в силе может дать этот рычаг?
5
С помощью рычага подняли груз массой 200 кг. На какую высоту был поднят груз, если сила, действующая на длинное плечо рычага, совершила работу 400 Дж.