Теме урока : Простые механизмы.
Цели:
Обучающая: выяснить, что представляет собой рычаг, выяснить условие равновесия рычага, научить применять правило равновесия рычага.
Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к новым знаниям, создавать условия для проявления желания самостоятельного поиска новых знаний.
Развивающая: продолжить развитие умений и навыков анализировать знания и делать выводы, развитие внимания, наблюдательности через смену учебной деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация PowerPoint, рычаг, набор грузов, ножницы, рычажные весы
Ход урока:
1.Организационный момент
2. Повторение пройденного материала.
3.Изучение нового материала
Работа с ИЛО
Работа в группах.
4. Рефлексия
5. Домашнее задание
1.Организационный момент
2. Повторение пройденного материала
Тест
Вариант I
1. На тело не действует сила, а тело перемещается по инерции. В этом случае...
А. Совершается механическая работа.
Б. Механическая работа не совершается.
2. В каком из приведенных случаев совершается работа? 1. Автобус перевозит пассажиров. 2. Шайба скользит по льду. 3. Пешеход поднимается в гору.
А. 1,2, 3. Б. 1,2. В. 1,3.
Г. 2, 3. Д. 1. Е. 2. Ж. 3
3. На тело действует сила в первом случае в два раза меньшая, чем во втором. В обоих случаях тело переместилось на одно и то же расстояние. Сравните работу в этих случаях.
А. Работа не совершается в обоих случаях.
Б. В обоих случаях совершается одинаковая работа.
В. В первом случае работа больше в 2 раза.
Г. В первом случае работа меньше в 2 раза.
4. Чтобы вычислить мощность, надо...
А. Работу умножить на время, за которое совершена эта работа.
Б. Время, за которое совершена работа, разделить на эту работу.
В. Работу разделить на время, за которое совершена эта работа.
5. Под действием силы 20 Н тело прошло 5 м. Какая работа была совершена?
А. 20 Н. Б. 100 Дж. В. 0,25 Дж.
Г. 5 м. Д. 4Дж.
6. На высоту 4 м подняли тело массой 50 кг. Какая работа была совершена?
А. 2000 Дж. Б. 200 Дж. В. 12,5 Дж.
Г. 0,08 Дж. Д. 125 Дж.
7. Какую работу совершает двигатель мощностью 600 Вт за 30 с?
А. 0,05 Дж. Б. 20 Дж. В. 30 Дж.
Г. 600 Дж. Д. 18 000 Дж.
8. Какое время должен работать электродвигатель мощностью 0,25 кВт, чтобы совершить работу 1000 Дж?
А. 0,25 с. Б. 4 с. В. 250 с.
Г. 400 с. Д. 250 000 с.
Вариант 2
1. Тело движется под действием некоторой силы. В этом случае...
А. Совершается механическая работа.
Б. Механическая работа не совершается.
2. В каком из приведенных случаев совершается работа? 1. Книга лежит на столе. 2. По гладкой горизонтальной поверхности стекла катится шарик. 3. Лифт поднимает пассажира.
А. 1, 2, 3. Б. 1. В. 2.
Г. 3. Д. 1, 2. Е. 2, 3. Ж. 1, 3.
3. На тело действует постоянная сила. Тело проходит расстояние в первом случае в 2 раза большее, чем во втором. Сравните работу в этих случаях.
А. В первом случае работа меньше в 2 раза.
Б. В первом случае работа больше в 2 раза.
В. В обоих случаях работа одинаковая.
Г. В обоих случаях работа не совершалась.
4. Единицей мощности в Международной системе является...
А. Ньютон. Б. Ватт. В. Секунда.
Г. Лошадиная сила. Д. Джоуль.
5. Под действием силы 25 Н тело прошло 8 м. Какая работа была совершена?
А. 8м. Б. 25 Н. В. 0,32 Дж.
Г. 3,125 Дж. Д. 200 Дж.
6. Молот массой 100 кг падает с высоты 5 м. Какая работа была совершена?
А. 500 Дж. Б. 20 Дж. В. 5000 Дж.
Г. 00,5 Дж. Д. 200 Дж.
7. Двигатель за 25 с совершает работу 1000 Дж. Какова его мощность?
А. 25 000 Вт. Б. 25 Вт. В. 1000 Вт.
Г. 40 Вт. Д. 0,025 Вт.
8. Какую работу совершает подъемник за 30 с, если его мощность 0,15 кВт?
А. 0,2 Дж. Б. 4,5 Дж. В. 50 Дж.
Г. 200 Дж. Д. 4500 Дж.
2 Изучение нового теоретического материала.
Ребята, дома вы заполняли ИЛО ( Индивидуальный лист обучения). На какие вопросы вы не смогли ответить?
Тема урока: Простые механизмы.
ИЛО № 2 _(ФИ ученика_)___________________________________________
1.Что называют простыми механизмами? Приведи примеры простых механизмов. _________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2.В каких случаях используют простые механизмы?________________________________________________________
3.Дай определение рычага __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Изобрази рычаги 1-го и 2-го вида. Чем они отличаются?
5. Покажи на рисунке плечо силы F1 и F2
6.При каких условиях рычаг будет находиться в равновесии?________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Почему ножницы для резания металла имеют наиболее длинные рукоятки, чем ножницы, предназначенные для резания бумаги? __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8.Почему дверную ручку прикрепляют не к середине двери, а к краю, притом наиболее удаленному от оси вращения? _________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Работа в группах
Сообщение 1. Историческая справка. Первая группа.
Первые простейшие машины (рычаг, клин, колесо, наклонная плоскость и т.д.) появились в древности. Первое орудие человека – палка – это рычаг. Каменный топор – сочетание рычага и клина. Колесо появилось в бронзовом веке. Несколько позже стала применяться наклонная плоскость.
Уже в V веке до нашей эры в афинской армии (Пелопонесская война) применялись стенобитные машины – тараны, метательные приспособления – баллисты и катапульты. Строительство плотин, мостов, пирамид, судов и других сооружений, а также ремесленное производство, с одной стороны, способствовали накоплению знаний о механических явлениях, а с другой стороны, требовали о них новых знаний.
Сообщение 2. Рычаги в живой природе. Третья группа.
В скелете животных и человека все кости, имеющие некоторую свободу движения, являются рычагами. Например, у человека – кости рук и ног, нижняя челюсть, череп, пальцы. У кошек рычагами являются подвижные когти; у многих рыб – шипы спинного плавника; у членистоногих – большинство сегментов их наружного скелета; у двустворчатых моллюсков – створки раковины. Рычажные механизмы скелета в основном рассчитаны на выигрыш в скорости при потере в силе. Особенно большие выигрыши в скорости получаются у насекомых.
Сообщение 3. Рычаги в технике. Четвёртая группа.
Рычаги распространены и в быту. Вам было бы гораздо сложнее открыть туго завинченный водопроводный кран, если бы у него не было ручки в 3-5 см, которая представляет собой маленький, но очень эффективный рычаг.
Другой яркий пример рычага в повседневной жизни самая обычная дверь. Попробуйте открыть дверь, толкая её возле крепления петель. Дверь будет поддаваться очень тяжело. Но чем дальше от дверных петель будет располагаться точка приложения усилия, тем легче вам будет открыть дверь.
Ножницы, щипцы для орехов, плоскогубцы, клещи, кусачки и многие другие инструменты — все это рычаги.
Задачи для 1 группы.
Оцените, какой массы камень поднимают два раба, используя рычаг ? Считайте, что каждый раб прикладывает силу 600Н. Массой рычага пренебрегите.
Задачи для 2 группы.
При равновесии рычага на его меньшее плечо действует сила 300 Н, на большее – 20 Н. Длина меньшего плеча 5 см. Определите длину большего плеча
Задачи для 3 группы.
При помощи ножниц отрезают кусок картона, при этом рука сжимает ножницы с силой 50 Н. Длина ручек ножниц 5 см, а от кольца до точки приложения силы 10 см. Определите силу, действующую на бумагу.
4. Рефлексия
1.Получили ли вы новую информацию?
2.Удовлетворены ли вы процессом собственной деятельности?
3.Была ли у вас возможность проявить себя?
5. Домашнее задание: Прочитать параграф 55,56; выполнить упр 30 №1,2,3