3 – 4 раза в год я провожу в 7 – 8 классах уроки занимательной физики. Это
нетрадиционные уроки, требующие большой предварительной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Это могут быть уроки – опыты, а также уроки, ориентированные на практическую направленность изучаемых физических явлений.
Необходимость проведения таких уроков связана прежде всего с тем, что существует необходимость поддержать и усилить интерес учащихся к физике.
Одним из методов повышения интереса к физике является вовлечение учащихся в исследовательскую работу. Элементы исследований могут присутствовать на каждом уроке.
В последние годы, в рамках модернизации российского образования, одной из главных задач является вооружение учащихся умениями и навыками самостоятельно добывать знания, развитие их познавательной самостоятельности и активности.
Школьный предмет физика обладает для решения этой задачи огромными возможностями. Я хочу показать это на примере урока – семинара в 7 классе «Занимательно - о простых механизмах». Этот урок можно провести как повторительно – обобщающий по теме «Простые механизмы».
Цель урока: расширение и углубление знаний, полученных на уроке.
За 2 недели до проведения урока учащиеся получают задания по следующей тематике:
- простые механизмы у нас дома, на производстве, на стройках, в игрушках, в Древнем мире, в спорте…
- фокусы и занимательные опыты, в которых используются правила рычага
- необычные задачи на правила рычага и т.д.
Эпиграфом к уроку служат слова: «Чтобы поставить опыт, нам не нужен адронный коллайдер. У нас всё есть дома».
Дети, отвечая на вопросы учителя, вспоминают назначение простых механизмов, условия равновесия рычага и т.д.
Далее идут выступления учащихся, заранее проверенные и откорректированные учителем.
Учащиеся подробно рассказывают об игрушках: Неваляшке, птичке Хоттабыча, «Птице счастья» и т.д. Кроме того, демонстрируют занимательные опыты и фокусы на приложения? Каким образом к данной игрушке можно применить условие равновесия рычага? Ответы одноклассников подтверждаются чертежами, заранее выполненными выступающими.
Дальнейшие выступления о применении рычагов учащиеся иллюстрируют с помощью заранее подобранных и систематизированных по темам рисунков, чертежей и фотографий, оформленных в виде кратких презентаций.
Каждое выступление занимает 2–4 минуты, поэтому остаётся время на решение занимательных нетрадиционных задач на применение правила моментов. В данном уроке были предложены 2 задачи:
1 – на равновесие системы «рычаг – блоки» под действием нескольких сил;
2 – экспериментальная задача: определить массу 2 тел, имея в распоряжении линейку и гирьку из разновеса.
При подготовке к уроку были заняты все учащиеся класса (класс в нашей школе делится на группы по 12–13 учащихся), и успевают выступить все.
Такие уроки очень нравятся детям. Они знают, что в конце каждой большой темы их ждёт что-то необычное и на протяжении изучения всей темы продумывают своё участие в равновесие. При этом одноклассники должны ответить на вопросы: узнаёте ли вы в этой игрушке рычаг? Где проходит ось? Какие силы действуют на рычаг и где находятся точки их заключительном уроке.