kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 7 классе "Занимательно о простых механизмах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

            3 – 4 раза в год я провожу в 7 – 8 классах уроки занимательной физики. Это

нетрадиционные уроки, требующие большой предварительной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Это могут быть уроки – опыты, а также уроки, ориентированные на практическую направленность изучаемых физических явлений.

            Необходимость проведения таких уроков связана прежде всего с тем, что существует необходимость поддержать и усилить интерес учащихся к физике.

            Одним из методов повышения интереса к физике является вовлечение учащихся в исследовательскую работу. Элементы исследований могут присутствовать на каждом уроке.

            В последние годы, в рамках модернизации российского образования, одной из главных задач является вооружение учащихся умениями и навыками самостоятельно добывать знания, развитие их познавательной самостоятельности и активности.

            Школьный предмет физика обладает для решения этой задачи огромными возможностями. Я хочу показать это на примере урока – семинара в 7 классе «Занимательно - о простых механизмах». Этот урок можно провести как повторительно – обобщающий по теме «Простые механизмы».

            Цель урока: расширение и углубление знаний, полученных на уроке.

            За 2 недели до проведения урока учащиеся получают задания по следующей тематике:

- простые механизмы у нас дома, на производстве, на стройках, в игрушках, в Древнем мире, в спорте…

- фокусы и занимательные опыты, в которых используются правила рычага

- необычные задачи на правила рычага и т.д.

Эпиграфом к уроку служат слова: «Чтобы поставить опыт, нам не нужен адронный коллайдер. У нас всё есть дома».

            Дети, отвечая на вопросы учителя, вспоминают назначение простых механизмов, условия равновесия рычага и т.д.

            Далее идут выступления учащихся, заранее проверенные и откорректированные учителем.

            Учащиеся подробно рассказывают об игрушках: Неваляшке, птичке Хоттабыча, «Птице счастья» и т.д. Кроме того, демонстрируют занимательные опыты и фокусы на приложения? Каким образом к данной игрушке можно применить условие равновесия рычага? Ответы одноклассников подтверждаются чертежами, заранее выполненными выступающими.

            Дальнейшие выступления о применении рычагов учащиеся иллюстрируют с помощью заранее подобранных и систематизированных по темам рисунков, чертежей и фотографий, оформленных в виде кратких презентаций.

            Каждое выступление занимает 2–4 минуты, поэтому остаётся время на решение занимательных нетрадиционных задач на применение правила моментов. В данном уроке были предложены 2 задачи:

1 – на равновесие системы «рычаг – блоки» под действием нескольких сил;

2 – экспериментальная задача: определить массу 2 тел, имея в распоряжении линейку и гирьку из разновеса.

            При подготовке к уроку были заняты все учащиеся класса (класс в нашей школе делится на группы по 12–13 учащихся), и успевают выступить все.

            Такие уроки очень нравятся детям. Они знают, что в конце каждой большой темы их ждёт что-то необычное и на протяжении изучения всей темы продумывают своё участие в равновесие. При этом одноклассники должны ответить на вопросы: узнаёте ли вы в этой игрушке рычаг? Где проходит ось? Какие силы действуют на рычаг и где находятся точки их заключительном уроке.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 7 классе "Занимательно о простых механизмах" »

Урок в 7 классе

с углублённым изучением физики

«Занимательно – о простых механизмах»

Учитель: Маначинская Л.А.

МБОУ «Лицей № 3» г. Саров


3 – 4 раза в год я провожу в 7 – 8 классах уроки занимательной физики. Это

нетрадиционные уроки, требующие большой предварительной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Это могут быть уроки – опыты, а также уроки, ориентированные на практическую направленность изучаемых физических явлений.

Необходимость проведения таких уроков связана прежде всего с тем, что существует необходимость поддержать и усилить интерес учащихся к физике.

Одним из методов повышения интереса к физике является вовлечение учащихся в исследовательскую работу. Элементы исследований могут присутствовать на каждом уроке.

В последние годы, в рамках модернизации российского образования, одной из главных задач является вооружение учащихся умениями и навыками самостоятельно добывать знания, развитие их познавательной самостоятельности и активности.

Школьный предмет физика обладает для решения этой задачи огромными возможностями. Я хочу показать это на примере урока – семинара в 7 классе «Занимательно - о простых механизмах». Этот урок можно провести как повторительно – обобщающий по теме «Простые механизмы».

Цель урока: расширение и углубление знаний, полученных на уроке.

За 2 недели до проведения урока учащиеся получают задания по следующей тематике:

- простые механизмы у нас дома, на производстве, на стройке, в игрушках, в Древнем мире, в спорте, на даче…

- фокусы и занимательные опыты, в которых используются правила рычага

- необычные задачи на правила рычага и т.д.

Я как учитель параллельно с детьми провожу ту же работу, продумываю сценарий урока, проверяю выступления учащихся и корректирую их.

Организационный момент урока предполагает фронтальное повторение вопросов теории по теме «Простые механизмы»:

- Что такое простые механизмы?

- Что такое рычаг? Плечо силы?

- Сформулируйте условие равновесия рычага и т.д.

Дети, отвечая на вопросы учителя, вспоминают назначение простых механизмов, условия равновесия рычага… На экране в это время высвечивается слайд с известными чертежами и формулами по теме: «Простые механизмы».

Вспоминаем известное изречение Архимеда: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю» Возможно ли это? Ответы учащихся сопровождаются иллюстрациями на экране: портрет Архимеда, изображение Земли и очень длинного рычага.

Я объявляю тему и цель урока, на экране высвечиваются слова «Занимательно о простых механизмах» и фото учащихся, демонстрирующих опыты во время подготовки к уроку.

Далее – выступления учащихся на фоне слайда: «Чтобы поставить физический опыт, нам не нужен адронный коллайдер. У нас всё есть дома». Эта фраза является эпиграфом к уроку.

Учащиеся подробно рассказывают об игрушках: Неваляшке, птичке Хоттабыча, «Птице счастья» и т.д. Кроме того, демонстрируют занимательные опыты и фокусы на равновесие, различают устойчивое и неустойчивое равновесие и объясняют различие между ними. При этом одноклассники должны ответить на вопросы: узнаёте ли вы в этой игрушке рычаг? Где проходит ось? Какие силы действуют на рычаг и где находятся точки их приложения? Каким образом к данной игрушке можно применить условие равновесия рычага? Ответы одноклассников подтверждаются чертежами, заранее выполненными выступающими.

Дальнейшие выступления о применении рычагов учащиеся иллюстрируют с помощью заранее подобранных и систематизированных по темам рисунков, чертежей и фотографий, оформленных в виде кратких презентаций. Темы выступлений: рычаги в автомобиле, велосипеде, самолёте…

Каждое выступление занимает 2–4 минуты, поэтому остаётся время на решение занимательных нетрадиционных задач на применение правила моментов. В данном уроке были предложены 2 задачи.

1. Равновесие системы «рычаг – блоки» под действием нескольких сил. Это шуточная задача, но требующая глубоких знаний.

Текст задачи. Двоечник прогуливался вблизи стройки и увидел страшную картину: Отличник стоит на краю незакреплённой доски, одним концом опирающейся на край балкона, и держит рукой конец верёвки, переброшенной через 2 неподвижных блока. Другой конец верёвки прикреплён к доске. Двоечник бросился выручать Отличника и побежал по доске – и услышал: «Стой! Ни шагу дальше – мы оба упадём!»

На какое расстояние от балкона приблизился Двоечник к Отличнику? (Это одна из задач Московской физической олимпиады 2002 года)

Решение задачи заранее подготовлено учеником – призёром олимпиад. Учащиеся обсуждают расстановку сил, определяют плечи сил и записывают систему уравнений. На решение системы уравнений времени на уроке недостаточно, поэтому ход решения обсуждается и учащимся предлагается довести решение задачи до конца дома.

2. Экспериментальная задача. Определить массу 2 тел, имея в распоряжении линейку и гирьку из разновеса массой 10 граммов. Гирьку разрешается использовать только 1 раз.

Учащиеся предлагают варианты решений, в основе которых лежит правило моментов.

Ученик демонстрирует один из вариантов решения:

- определим массу линейки из условия равновесия линейки с гирькой на одном её конце. Для этого линейку с гирькой, поставленную на один конец линейки, нужно положить на край стола и выдвигать её до тех пор, пока она не станет качаться. Измерив плечи силы тяжести линейки и веса гирьки, найдём массу линейки.

В определении масс двух других тел возможны варианты. Можно выдвигать линейку известной массы сначала с первым грузом, а затем со вторым и также измерять плечи сил.

Можно и по-другому: помещать 2 тела на разные концы линейки или оба тела на один конец, измерять плечи сил и т.д. Далее можно изменить плечи сил, получив таким образом ещё одно уравнение.

Каждый опыт проиллюстрирован заранее подготовленными чертежами, на которых указаны силы и плечи этих сил.

Записав правило моментов относительно оси вращения, получим систему уравнений, полностью решить которую учащимся предлагается дома.

При подготовке к уроку были заняты все учащиеся класса (класс в нашей школе делится на группы по 12–13 учащихся), и успевают выступить все.

Такие уроки очень нравятся детям. Они знают, что в конце каждой большой темы их ждёт что-то необычное и на протяжении изучения всей темы продумывают своё участие в заключительном уроке.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок в 7 классе "Занимательно о простых механизмах"

Автор: Маначинская Людмила Александровна

Дата: 09.03.2015

Номер свидетельства: 183656

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "программа для 4 класса  "Развитие логического мышления учащихся на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(100) "proghramma-dlia-4-klassa-razvitiie-loghichieskogho-myshlieniia-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "106349"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403000595"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) ""Развитие логического мышления учащихся на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(75) "razvitiie-loghichieskogho-myshlieniia-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "106355"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403000969"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Задачи и организация уроков чтения в младших классах коррекционной школы. "
    ["seo_title"] => string(85) "zadachi-i-orghanizatsiia-urokov-chtieniia-v-mladshikh-klassakh-korriektsionnoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "226009"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440008326"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства