kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок физики «Свойства механических волн» 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Свойства механических волн»

«Свойства механических волн»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок физики «Свойства механических волн» 11 класс»

Конспект урока в 11 классе по теме

«Свойства механических волн»


Цель урока: познакомить обучающихся со свойствами механических волн, механизмом возникновения и распространением.

Задачи урока:

Образовательные: получение новых знаний о волнах, распространяющихся в упругой среде.

Развивающие: расширение кругозора обучающихся, развитие исследовательских умений, умений анализировать, сравнивать, умение самостоятельно «добывать» знания и делать выводы.

Воспитывающие: воспитание культуры общения, умение выражать свои мысли, слушать товарищей.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • описывать физические процессы и явления, объяснять особенности протекания физических явлений: интерференция волн, дифракция, отражение;

  • проводить опыты, анализировать полученные результаты и делать вывод;

  • решать расчётные задачи: применять формулы, законы, закономерности при использовании математических методов решения задач, проводить расчёты на основании имеющихся данных, анализировать результаты и корректировать методы решения с учётом полученных результатов.

Метапредметные:

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

  • определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

  • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых физических явлениях;

  • координировать и выполнять работу в условиях реального взаимодействия.

Базовые исследовательские действия:

  • владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами физической науки;

  • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности в области физики, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения задач физического содержания, применению различных методов познания;

  • выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

  • анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • осуществлять общение на уроках физики;

  • развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

  • принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

  • осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

  • самостоятельно составлять план решения расчётных и качественных задач, план выполнения практической работы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

  • делать осознанный выбор, аргументировать его, брать на себя ответственность за решение;

  • оценивать приобретённый опыт.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:

  • давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

  • владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;

  • принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;

  • признавать своё право и право других на ошибки.

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению, саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.

Оборудование: стакан с водой, пипетка, пружина, видеофрагменты, слайды.

                                   

На доске эпиграф: «Без сомнения все наши знания начинаются с опыта» «Кант.»


Ход урока

1.Организационный момент (2 мин)

2. Актуализация опорных знаний (5 мин)

Вопросы:

Что называют механическими волнами?

Как происходит колебательное движение?

Какие существуют виды волн?

Какая волна называется поперечной?

Какая волна называется продольной?

Что называют длиной волны?

Что называют частотой и периодом волны?

3. Изложение нового материала (16 мин)

Записываем в тетради тему урока (озвучиваю тему урока)

 Волна – это одно из самых замечательных понятий в физике, встречающихся в самых разнообразных проявлениях, практически во всех областях: волны на поверхности воды, в межзвездной среде, кристаллических решетках, волны бегут по проводам, доносят до нас многообразие  цветов и изобилие звуков,  

Главной особенностью таких колебаний является то, что они распространяются в пространстве. Наглядную картину таких волн дает волна на поверхности воды.

На примере этой волны мы и рассмотрим свойства, причины возникновения и распространения волн.

 Проведение эксперимента: 

1

1.  Перед вами стоит стакан с водой.

2. Наберите в пипетку воду и капните из нее на поверхность воды. Наблюдаем.

3. Капните на поверхность воды в разные места.

Ответьте на вопросы:

- что произошло с поверхностью воды?

- что вы наблюдаете на поверхности воды?

При наложении волн в пространстве наблюдается постоянное во времени чередование минимумов и максимумов амплитуд колебаний частиц среды, и это явление называется интерференцией.


2

    1. Поставьте небольшую преграду.

    2. Снова капните из пипетки.

- что вы наблюдаете на поверхности воды?

Если размер препятствия сравним с длиной волны, то волна отклоняется от своего прямолинейного распространения, огибая препятствие, и это явление называется дифракцией.

а) Дифракция волны от источника колебаний И на препятствии П;

б) интерференция двух волн от источников колебаний И1 и И2

3

    1. Поставьте существенную преграду.

    2. Снова капните из пипетки.

- что вы наблюдаете на поверхности воды?

На границе раздела двух сред с разными механическими свойствами волна частично отражается, изменяя направление своего распространения на противоположное (отражение волны), а частично проникает в другую среду, изменяя свою скорость распространения (преломление волны).

Что вы наблюдали во всех этих опытах?  

  • Что же такое волна?

Механические волны – это процесс распространения колебаний в упругой среде. 

  • Что является источником волны?      источник колебаний    

  • В каких средах могут распространяться волны. упругая среда

  • Каков механизм возникновения волны?

Механизм появление волны: Колебания передаются частицами благодаря силам упругости. В вакууме не может быть механических волн.

  • Какие условия необходимы для распространения волны?    

Наличие источника;

Наличие упругой среды;

Энергия должна быть достаточная для распространения волны.

4. Физкультминутка (2 мин)

Учащиеся встают в шеренгу и кладут руки на плечи впереди стоящему.

Первый начинает наклоняться вправо, (влево) за ним все остальные

Колебания распространяются?

Переносит волна вещество?

Что заставило последующих учащихся совершать колебания?

Что же переносит волна?


Основное свойство волны: Волна не переносит вещество, но переносит энергию.


5. Закрепление изученного материала (15 мин)

Самостоятельное решение задач(карточки)

    1. По поверхности воды в озере волна распространяется со скоростью 6 м/с. Каковы период и частота колебаний, если длина волны 3 м?

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________


    1. Какая волна называется поперечной?

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________


    1. Что называют длиной волны?

____________________________________

____________________________________

____________________________________


  1. Рыболов заметил, что поплавок совершил на волнах 20 колебаний, а расстояние между соседними горбами волн 1,2 м. Какова скорость распространения волн?

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________


  1. Какая волна называется продольной?

____________________________________

____________________________________

____________________________________


  1. Что называют частотой и периодом волны?

__________________________________

____________________________________

____________________________________


 

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока (3 мин)

  2. Домашнее задание: § 33 читать, ответить на вопросы (2 мин)



























  1. По поверхности воды в озере волна распространяется со скоростью 6 м/с. Каковы период и частота колебаний, если длина волны 3 м?

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________


  1. Какая волна называется поперечной?

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________


  1. Что называют длиной волны?

________________________________________

________________________________________

________________________________________


  1. Рыболов заметил, что поплавок совершил на волнах 20 колебаний, а расстояние между соседними горбами волн 1,2 м. Какова скорость распространения волн?

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________


  1. Какая волна называется продольной?

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________


  1. Что называют частотой и периодом волны?

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________


  1. По поверхности воды в озере волна распространяется со скоростью 6 м/с. Каковы период и частота колебаний, если длина волны 3 м?

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________


  1. Какая волна называется поперечной?

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________


    1. Что называют длиной волны?

________________________________________

________________________________________

________________________________________


  1. Рыболов заметил, что поплавок совершил на волнах 20 колебаний, а расстояние между соседними горбами волн 1,2 м. Какова скорость распространения волн?

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________


  1. Какая волна называется продольной?

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________


  1. Что называют частотой и периодом волны?

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок физики «Свойства механических волн» 11 класс

Автор: Кулаков Валерий Викторович

Дата: 25.11.2025

Номер свидетельства: 677779

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Разработка урока "Волновые свойства света". "
    ["seo_title"] => string(42) "razrabotka-uroka-volnovyie-svoistva-svieta"
    ["file_id"] => string(6) "103860"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402642397"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "урок по физике Механические волны в 11 классе "
    ["seo_title"] => string(52) "urok-po-fizikie-miekhanichieskiie-volny-v-11-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "138719"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417596374"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Презентация урока физики "Звук. Характеристики звука" "
    ["seo_title"] => string(56) "priezientatsiia-uroka-fiziki-zvuk-kharaktieristiki-zvuka"
    ["file_id"] => string(6) "228498"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441344749"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Механические волны "
    ["seo_title"] => string(23) "miekhanichieskiie-volny"
    ["file_id"] => string(6) "124116"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414642871"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Разработка урока .Тема: "Свет. Источники света" "
    ["seo_title"] => string(46) "razrabotka-uroka-tiema-sviet-istochniki-svieta"
    ["file_id"] => string(6) "189090"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426801637"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства