kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Волновые свойства света".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Волновые свойства света».

Цели: 1. Познавательная: при помощи физического эксперимента познакомить учащихся с волновыми свойствами света интерференция, дифракция и поляризация.

           2. Развивающая: развивать внимание, умение анализировать и объяснять оптические явления, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры из повседневной жизни.

           3. Воспитательная: формировать научное мировоззрение, показать роль эксперимента в изучении физики, повышать интерес к физике.

Тип урока:  Практическая работа.

Форма: групповая.

Оборудование: Лаборатория «I - микро», интерактивная доска, компьютер.

Ход урока:

  1. Орг.момент:

   Здравствуйте! Я рад возможности провести урок с вами, и нам предстоит сегодня вместе выполнить непростую, но очень интересную работу.

  Вы уже, наверное, догадались, о каком интересном и удивительном физическом явлении пойдёт сегодня речь на уроке? Это, конечно же….. свет, а вернее о его особых, волновых свойствах. Запишите число и тему урока: «Волновые свойства света».

  Вы уже с 7-го класса знаете, что физика – это …? (наука о природе)

   И изучает она различные…? (природные явления)

   Какие основные группы явлений вам известны? (механические, тепловые, электрические, магнитные, световые)

   Какие основные свойства света вам уже известны? (распространение, преломление, отражение, дисперсия)

   Правильно, а сегодня мы познакомимся ещё с тремя очень яркими и интересными свойствами света! Интерференция, дифракция, поляризация и наша задача: при помощи физического эксперимента пронаблюдать эти свойства и исследовать их.

   Я сегодня не с пустыми руками пришёл к вам на урок, а вот с такими симпатичными пакетами, в которых лежат несколько совершенно разных по своему назначению предметов. Внимательно посмотрите на них и попробуйте определить: что связывает все эти, в принципе, обычные и известные вам предметы? ……. Версия интересна, но не она неверна!....... Нет, не все предметы охвачены этим свойством!....... Согласитесь, что сейчас пока трудно ответить на поставленный вопрос.

    Разобраться в этом нам помогут три практические работы. Это кратковременные работы, они не требуют глубокого исследования и каких-либо вычислений, поэтому мы урок построим следующим образом: весь класс поделим на три исследовательские группы, каждая выполнит по одной практической работе по заданному алгоритму, а затем поделится своими выводами с остальными. Как и в любой исследовательской лаборатории, обязательно есть руководитель, так и мы с вами выберем в каждой группе своего спикера, который расскажет о результатах вашей работы. Пусть сегодня это будут: Миша, Ваня и Даша. У вас на столах находится инструкция по выполнению работы, в ней подробно описаны все ваши действия, если вы точно выполните их, то успешно справитесь с работой, но если появятся вопросы, вы поднимаете руку, я подойду. И я уверен, что в процессе выполнения работы вы обязательно найдёте применение некоторым предметам из пакета! На всю работу отводится 8 минут, плюс 2 минуты на оформление отчёта. Следить за временем можно по песочным часам. Но чтобы работа в группах была эффективной, необходимо соблюдать следующие обязательные правила:

  • говори тихо и спокойно
  • уважай своих товарищей
  • внимательно слушай партнера
  • старайся не перебивать товарища,  выслушивай его до конца
  • в случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю

И не забудьте выбрать необходимые предметы из пакета!!!

Время пошло! Всем удачи!              

  1. Выполнение работы (10 мин, песочные часы)
  2. Защита (по 5 мин на выступление)

   Я вижу, что все работы выполнены, и отчёты готовы. Даём слово спикеру первой группы, которая исследовала световое явление ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ. На выступление отводится около 3 минут, просьба, спикерам придерживаться регламента и плана вашего отчёта, а я помогу проиллюстрировать ваши выступления.

1). Интерференция:

  • Мыльные пузыри;
  • На мыльной плёнке;
  • Примеры (голография, диски, сумочка)
  • Причина интерференции (сложение световых волн из-за двойного отражения);
  • Вывод: интерференция – это…..(давайте запишем первый вывод)

Теперь послушаем вторую группу, спикер… расскажет нам о ДИФРАКЦИИ

2). Дифракция:

  • Капроновая ткань;
  • При помощи дифракционной решётки;
  • Примеры (пальцы, ресницы, перо птицы, расчёска);
  • Причина дифракции (наложение световых волн друг на друга при огибании волнами препятствий);
  • Вывод: дифракция - …(запишем второй вывод)

А теперь спикер… сделает выводы по работе о ПОЛЯРИЗАЦИИ

3). Поляризация:

  • Очки-поляроиды;
  • Два поляроида;
  • Примеры (очки 3D, очки-поляроиды, ЖК мониторы);
  • Причина поляризации (поперечность световых волн);
  • Вывод: поляризация - …(запишем третий вывод)
  1. Закрепление:

   Молодцы! Вы справились с работой и сделали правильные выводы! И теперь мы сможем точно сказать, что объединяет все вот эти предметы. Все они доказывают волновую природу света! Давайте подведём итоги:

  • При помощи эксперимента мы познакомились с тремя особыми свойствами света – …интерференция,… дифракция и…поляризация.
  • При помощи этих свойств мы убедительно подтвердили волновую природу света.
  • В ходе работы мы выяснили, что световые волны – это поперечные волны.
  • Мы рассмотрели практическое применение этих явлений в повседневной жизни.

Для закрепления материала решим тест.

 Тесты у вас на столах, подписывать их не нужно, просто выбираете правильный на ваш взгляд ответ и отмечаете его. На решение даётся одна минута. … Теперь передаём тесты сидящему слева по кругу и проверяем! Если ответ верный, ставим «плюс», если нет – «минус». … А теперь если в проверенной работе нет минусов или есть один, опускаем в мензурку красную фишку, если 2 или 3 минуса – зелёную, если больше 3-х, то белую.

  1. Домашнее задание:

   А в качестве домашнего задания я рекомендую вам по ссылке на экране посмотреть лекцию преподавателя Московского лицея как раз по пройденной сегодня теме, но с применением более сложного оборудования. Электронный адрес на этот ресурс лежит у вас на столах, вы можете взять его с собой.

   Спасибо за урок, мне понравилось с вами работать! Всего вам доброго! Надеюсь, мы с вами ещё встретимся!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«interneturok»

interneturok.ru

главная/физика/11 класс/

практическая работа по теме:

«Наблюдение интерференции

и дифракции»


interneturok.ru

главная/физика/11 класс/

практическая работа по теме:

«Наблюдение интерференции

и дифракции»


interneturok.ru

главная/физика/11 класс/

практическая работа по теме:

«Наблюдение интерференции

и дифракции»


interneturok.ru

главная/физика/11 класс/

практическая работа по теме:

«Наблюдение интерференции

и дифракции»


interneturok.ru

главная/физика/11 класс/

практическая работа по теме:

«Наблюдение интерференции

и дифракции»


interneturok.ru

главная/физика/11 класс/

практическая работа по теме:

«Наблюдение интерференции

и дифракции»


interneturok.ru

главная/физика/11 класс/

практическая работа по теме:

«Наблюдение интерференции

и дифракции»


interneturok.ru

главная/физика/11 класс/

практическая работа по теме:

«Наблюдение интерференции

и дифракции»


interneturok.ru

главная/физика/11 класс/

практическая работа по теме:

«Наблюдение интерференции

и дифракции»

interneturok.ru

главная/физика/11 класс/

практическая работа по теме:

«Наблюдение интерференции

и дифракции»


interneturok.ru

главная/физика/11 класс/

практическая работа по теме:

«Наблюдение интерференции

и дифракции»


interneturok.ru

главная/физика/11 класс/

практическая работа по теме:

«Наблюдение интерференции

и дифракции»


interneturok.ru

главная/физика/11 класс/

практическая работа по теме:

«Наблюдение интерференции

и дифракции»


interneturok.ru

главная/физика/11 класс/

практическая работа по теме:

«Наблюдение интерференции

и дифракции»



Просмотр содержимого документа
«Вопросы»

Вопросы группе №1 «Интерференция».

  1. Участники группы, вы согласны с выводом своего спикера?

  2. Есть ли дополнения? Где ещё можно наблюдать интерференционную картину?

  3. Так какова главная причина интерференции?

  4. Обязательна ли прозрачная среда для получения интерференционной картины? Почему?

  5. Есть ли вопросы у других групп?



Вопросы группе №2 «Дифракция».



  1. Участники группы, вы согласны с выводом своего спикера?

  2. Есть ли дополнения? Где ещё можно наблюдать дифракционную картину?

  3. Так какова главная причина дифракции?

  4. Зависит ли дифракционная картина от размеров отверстия?

  5. Есть ли вопросы у других групп?

Вопросы группе №3 «Поляризация».

1. Участники группы, вы согласны с выводом своего спикера?

2. Есть ли дополнения? Где ещё можно наблюдать это явление?

3. Так какова главная причина поляризации?

4. Может ли наблюдаться поляризация у продольных волн?

5. Есть ли вопросы у других групп?





Просмотр содержимого документа
«Инструкция №1»

Инструкция по выполнению практической работы №1

Тема: Наблюдение интерференции света.

Цель: Исследовать интерференционную картину в мыльных плёнках.

Оборудование: набор «Оптика» из лаборатории «L-микро».

Ход работы:

  1. Пронаблюдайте за образованием разноцветных полос на мыльных пузырях. Сделайте предположение о причине возникновения интерференционной картины.

  2. Возьмите кювету с мыльным раствором и окуните в неё проволочную рамку.

  3. Получите на рамке мыльную плёнку, расположите её вертикально и наблюдайте образование цветных полос.

  4. Определите чередование цветов в интерференционных полосах.

  5. Установите, как меняется с высотой ширина цветных полос.

  6. Проследите, как изменяется интерференционная картина с течением времени. Почему?

  7. Сделайте вывод о причине возникновения интерференционной картины при отражении света от стенок мыльной плёнки (рис.1).

    Рис.1 Сложение световых волн при отражении

8. Приготовьте отчёт о проделанной работе по плану:

а).наблюдение интерференционной картины на мыльных пузырях (Глядя на мыльные пузыри, возникает вопрос ______________________________________

_____________________________________________________________________);

б).исследование интерференции в мыльной плёнке (При образовании мыльной плёнки наблюдается ___________________________________________________);

в).примеры интерференции света из повседневной жизни (Для демонстрации интерференционной картины из пакета мы выбрали ______________________________________________________________________);

г).причина возникновения интерференционной картины (Из проделанных опытов и наблюдений следует, что _______________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________);

д).общий вывод (Интерференция – это ___________________________________

_____________________________________________________________________).




Просмотр содержимого документа
«Инструкция №2»

Инструкция по выполнению практической работы №2


Тема: Наблюдение дифракции света.

Цель: Исследовать дифракционную картину при помощи дифракционной решётки и капроновой ткани.

Оборудование: набор «Оптика» из лаборатории «L-микро».

Ход работы:

  1. Посмотрите сквозь капроновую ткань на яркий источник света, обратите внимание на возникновение ярких цветных полос. Сделайте предположение о возникновении дифракционной картины.

  2. Установите на планшет лампу в магнитном держателе и подключите к источнику электрического тока.

  3. На противоположной стороне планшета установите экран.

  4. Между ними установите дифракционную решётку ДР с d = 0,002 мм (прозрачная плёнка с нанесёнными на неё очень тонкими многочисленными линиями) в магнитном держателе.

  5. Получите тройное изображение лампы на экране.

  6. Посмотрите на лампу сквозь дифракционные решётки d = 0,002 мм, d = 0,02 мм, d = 0,067 мм и наблюдайте дифракционные картины.

  7. Сделайте вывод о причине возникновения дифракционной картины при огибании препятствий в дифракционной решётке (Рис.1).

    Рис.1 Огибание волнами препятствий

8. Приготовьте отчёт о проделанной работе по плану:

а).наблюдение дифракционной картины на капроновой ткани (Глядя на лампу сквозь капроновую ткань, мы наблюдаем __________________________

____________________________________________________________________);

б).исследование дифракции при помощи дифракционной решётки (При помощи дифракционной решётки мы наблюдали__________________________

____________________________________________________________________);

в).примеры дифракции света из повседневной жизни (Для демонстрации дифракционной картины из пакета мы выбрали ___________________________ _____________________________________________________________________);

г).причина возникновения дифракционной картины (Из проделанных опытов и наблюдений следует, что дифракция происходит из-за __________________

_____________________________________________________________________);

д).общий вывод (Дифракция – это _____________________________________

_____________________________________________________________________).

Просмотр содержимого документа
«Инструкция №3»

Инструкция по выполнению практической работы №3


Тема: Наблюдение поляризации света.

Цель: Пронаблюдать поляризацию света при помощи поляроидов.

Оборудование: набор «Оптика» из лаборатории «L-микро».

Ход работы:

  1. Посмотрите сквозь очки-поляроиды для просмотра фильмов 3D на монитор компьютера, поворачивая очки по окружности, наблюдайте исчезновение изображения. Сделайте предположение о причине изменения яркости изображения.

  2. Установите на планшет лампу в магнитном держателе и подключите к источнику электрического тока.

  3. На противоположной стороне планшета установите экран.

  4. Между ними установите 2 поляроида, обозначенных П (прозрачное тело, пропускающее световые волны строго в одной плоскости) в магнитных держателях.

  5. Получите чёткое изображение светлого круга на экране.

  6. Поворачивая один поляроид по окружности, наблюдайте изменение яркости светлого круга и его полное исчезновение.

  7. Сделайте вывод о причине исчезновения изображения при использовании двух поляроидов (рис.1).

    Рис.1 Поперечность световых волн

8. Приготовьте отчёт о проделанной работе по плану:

а).наблюдение изменения яркости света на очках-поляроидах (При поворачивании очков по окружности наблюдается _____________________

___________________________________________________________________);

б).исследование поляризации света при использовании двух поляроидов (При повороте одного поляроида относительно другого на 90 ̊ мы наблюдали_____________________________________ ______________________ ___________________________________________________________________);

в).примеры поляризации света из повседневной жизни (Для наблюдения поляризации из пакета нам пригодились _______________________________

__________________________________________________________________);

г).причина поляризации света (Все проделанные опыты доказывают, что световые волны являются ___________________________________________);

д).общий вывод (Поляризация – это __________________________________

___________________________________________________________________).

Просмотр содержимого документа
«Организация групповой деятельности учащихся»

Организация групповой деятельности учащихся

Цель: познакомить с особенностями организации групповой деятельности учащихся, показать на практике способы формирования групп и формы организации групповой деятельности.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; Они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи».

И.Г. Песталоцци

«Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает».

Г. Зиммель

На современном этапе развития общества государство направляет школе запрос – подготовить не просто человека, который освоил Стандарт образования, а подготовить конкурентоспособную личность. По подсчетам специалистов компании IBM, человек меняет свою специальность не менее семи раз за время профессиональной карьеры. Его успешность на рынке труда во многом зависит от способности приобретать и развивать умения и навыки, осваивать новые технологии, которые меняются примерно раз в пять лет.

В этой ситуации должны измениться и цели образования. Оно становится личностно-ориентированным. Схематично это можно представить следующим образом:

  • традиционно: учитель – учебник – ученик;

  • новое: ученик – учебник – учитель.

Ведущей становится познавательная деятельность, а не преподавание.

До того как ребенок приходит в школу, ведущей деятельностью является игровая деятельность. Дошкольники практически всегда имеют общество сверстников – партнеров по игре. Об этом заботятся родители и воспитатели дошкольных учреждений. Общение со сверстниками создает условия для развития творческого начала в ребенке и для формирования у него волевых компонентов деятельности по утверждению, отстаиванию и защите своей позиции. Создаются условия для самовыявления ребенка, а значит для его самопознания и самооценки. Далее в жизни ребенка происходят очень важные перемены: он становится школьником. С радостью идет в школу - его притягивает новизна. Что же происходит в школе? Детей рассаживают за удобные современные парты, запрещают разговаривать друг с другом, взаимопомощь на уроке называют «подсказкой и списыванием». И получается, что в учении – в их главном на данном возрастном этапе деле – они лишены общества сверстников и нормального развития. Дети учатся рядом, но не вместе, не сотрудничая друг с другом. В результате получается, что мы лишаем детей возможности нормального развития, так как лишаем возможности общения. Поэтому учитель на современном этапе должен организовать сотрудничество детей, помочь им во взаимодействии. Таким образом, обеспечить условия для зарождения инициативности самого ребенка.

Другими словами, одним из приоритетов системы образования должно стать достижение нового образовательного результата – формирование ключевых компетентностей учащихся.

«Быть компетентным» означает умение применить полученные знания и опыт в конкретной ситуации, умение выйти за пределы этой ситуации, действовать самостоятельно.

Часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать их соответствующим образом в нужный момент, когда представляется возможность. Быть компетентным не означает быть ученым или образованным. Необходимо не только дать знания, но и научить их применять на практике. Ученик должен получить в школе знания и уметь ими пользоваться в различных ситуациях. Учитель в данном случае выступает в роли консультанта. Обучение должно быть прочным, осознанным и действенным.

Для успешной самореализации в современном российском обществе человек должен обладать следующим набором ключевых компетентностей:

  1. Готовность делать осознанный и ответственный выбор.

  2. Технологическая компетентность.

  3. Готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь).

  4. Информационная компетентность.

  5. Социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию).

  6. Коммуникативная компетентность.

Готовность делать осознанный и ответственный выбор означает способность проанализировать ситуацию, определить свои приоритеты, поставить цели и соотнести их с устремлениями других людей, спланировать результат своей деятельности и разработать алгоритм его достижения, оценить результаты своей деятельности.

Технологическая компетентность означает способность человека понять и реализовать инструкцию, технологию, алгоритм деятельности.

Готовность к самообразованию означает, что человек, поставив перед собой новую задачу, способен выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск с использованием различных средств, извлекать информацию из разных источников.

Информационная компетентность означает способность интерпретировать, систематизировать, оценивать и анализировать полученную информацию, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию.

Социальная компетентность означает, что человек способен учитывать интересы других людей, продуктивно взаимодействовать с членами командой, решающей общую задачу; анализировать и разрешать противоречия.

Коммуникативная компетентность означает готовность и способность представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что современным требованиям образования соответствует коммуникативно - деятельностный подход в обучении, в котором инициативны все стороны учебного процесса. Именно групповое взаимодействие позволяет развивать необходимые качества для дальнейшего формирования компетенций.

Группа – это общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью.

Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю, который управляет классом. Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить технологию групповой работы, уметь регулировать взаимодействие учащихся. Работая с группой детей, учитель выступает в роли консультанта, взрослого помощника. Позиция учителя и ученика равная. И лишь одно различие: один - познает, а другой - помогает ему в познании, имеет определенный жизненный опыт, которым он может поделиться.

Общие правила организации групповой работы.

При построении учебного сотрудничества детей необходимо учитывать:

  • Такой формы общения в их опыте еще не было, значит, этот навык нужно формировать.

  • Научить детей как сесть, как положить учебник, как соглашаться, как возражать, как попросить о помощи.

  • Обязателен разбор ошибок совместной работы.

  • Соединение детей в группы – очень сложный процесс, который может зависеть от личных качеств, межличностных отношений, склонностей, желания, сложности материала, предполагаемого результата и др.

  • Необходимо учесть, что в классе может быть ученик, который может отказаться от работы в группе; к этому нужно быть готовым. Подготовить индивидуальные задания. Как правило, и такие дети в свое время тоже начинают сотрудничать, но для этого необходимо время.

  • Оценивать необходимо общую работу группы; необходимо всегда подчеркивать человеческие достоинства: вежливость, дружелюбие, приветливость, взаимовыручку и др.

  • Нужно учесть, что абсолютной тишины на уроке не будет, поэтому нужно придумать определенный сигнал, по которому наступает тишина.

Ниже мы постараемся разобрать некоторые особенности этого вида деятельности.

Преимущества группового обучения:

  1. Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели, умение выслушивать точку зрения другого и т.д.).

  2. Улучшается успеваемость; формируется мотивация учения и обучения.

  3. Научить можно каждого, кто ходит на уроки, причем соблюдается дифференцированный подход.

  4. Работа в группе помогает ребенку не только учиться, но и проявить себя, так как в группе нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.

  5. Воспитывается взаимоуважение.

  6. Меняются отношения ко всему, укрепляется дружба, улучшаются межличностные отношения; устанавливается психологический комфорт в коллективе.

  7. Появляется возможность избежать негативных сторон соревнования.

  8. Ребята убеждаются в ценности взаимопомощи; порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.

  9. Реализуется принцип деятельности.

  10. Достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний.

  11. Учащиеся усваивают больший объем материала.

  12. Обеспечивается единство воспитания и обучения.

  13. Между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения.

  14. Минимальный объем домашнего задания.

  15. Упрощается процедура проверки работ (вместо всех работ, нужно проверить около 6-7 отчетов групп.

Примерные правила работы в группе.

Можно дать в готовом виде, но лучше, если участники сами разработают определенные правила. Например, активное участие каждого, обращение по имени, выслушивать мнение каждого, уметь договариваться и др. (во второй половине мастер – класса провести данную работу по группам и определить общие правила работы).

Способы формирования групп.

Особое внимание при организации групповой работы необходимо обращать на формирование групп. От того, насколько правильно и удачно сформирована группа, будет зависеть успешность работы в целом. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы, она колеблется от 2 до 6 человек, в более многочисленных группах не обеспечивается активная работа всех членов группы. Ранее мы уже отмечали несколько показателей, которые можно учитывать. Вот несколько примеров:

  • Группа по желанию. Участники сами формируют состав своей группы, но результат такой работы трудно прогнозировать. . В таких группах нет психологической несовместимости, лучше контакт, но разная сила групп и наполняемость.

  • Случайная группа. Участники объединяются только для данной работы. Несовместимость таких групп может привести к конфликту и сделать работу практически невозможной. Формирование по цвету, числам и т.д.

  • Группа сформированная лидером. Состав группы однородный, т.к. лидер выбирает тех участников, кто способен достичь определенного результата.

    • По знакам Зодиака. Необычное решение, обычно впечатляющее учеников. Открытым остается вопрос о силе групп, о количестве участников группового взаимодействия.

    • По решению учителя. При таком формировании лучше опираться на данные социометрии.
      Учитель выделяет четыре типа учеников относительно данной темы: 
      Н – не достигшие минимального уровня.
      М – достигшие минимального уровня.
      О – достигшие общего уровня.
      П – вышедшие на продвинутый творческий уровень.

Формируем группы однородные типа МОП (группы Н нет, так как такие ученики нуждаются в помощи) и неоднородные. Все группы, в которые входят ученики типа Н, условно относятся к группам выравнивания, главная цель которых – выведение учеников Н на уровень М. Работа в таких группах полезна и ученикам высоких уровней, так как объясняя материал другим, они сами усваивают его лучше. Все остальные неоднородные группы относятся к группам развития. МО – нормальные, МП – ускоренные.

    • Можно учитывать и темперамент учеников. Например, если объединить сангвиник + сангвиник, атмосфера будет доброжелательной, но продуктивность низкая; холерик + холерик, то будут слишком бурные эмоции, дисциплины может и не быть; меланхолик + меланхолик – стимулирования не будет, усидчивы, но нет взаимопонимания; флегматик + флегматик, будет заторможенность. С точки зрения психологии лучшие совмещения: сангвиник + флегматик, холерик + меланхолик, сангвиник + меланхолик, холерик + флегматик.

Составляющие групповой деятельности учащихся на уроке (этапы):

  1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания (постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя, раздача дидактического материала).

  2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.

  3. Работа по выполнению учебного задания.

  4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

  5. Взаимная проверка и контроль выполнения задания в группе.

В качестве примера представляем вашему вниманию несколько видов отчета о работе групп.

  • Вся группа отчитывается назначенному учителем ученику или каждый член группы - своему контролеру (тоже назначаются учителем). Эта форма отчета применяется главным образом для групп выравнивания и групп поддержки типа М.

  • Вся группа отчитывается учителю без привлечения других учеников.

  • «Публичная защита» - наиболее частая и эффективная форма отчета. Один представитель группы по выбору учителя выходит к доске и рассказывает свою задачу всему классу. Обсуждаются другие способы решения, если таковые выявляются в ходе «защиты». В ходе обсуждения задачи ученик обосновывает отдельные шаги решения, отвечает на вопросы по задаче и примыкающей к ней теории, сам задает вопросы.

  1. Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом (рефлексия, общий вывод о групповой работе и достижении каждой группы).

Примерное ролевое распределение в группе:

  • Организатор (лидер) – организует работу группы.

  • Секретарь – оформляет решение группы.

  • Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.

  • Спикер – представляет результаты работы группы.

  • Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.

  • Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.

Каждый участник одновременно выступает в роли «генератора идей», «понимающего», «критика».

Способы организации группового взаимодействия.

В зависимости от типа выполняемого задания и характера организуемой деятельности можно выделить несколько способов работы, позволяющих одновременно обеспечить взаимодействие учащихся в малых и крупных группах:

  1. Малые группы получают одно и то же задание, выполняют его, представляют в устной или письменной форме (или заносят результаты в общую таблицу), соотносят с результатами деятельности других групп, дополняя друг друга, исправляя ошибки, оценивая эффективность групповой работы.

  2. Группы получают разные задания. Выполнив задание, группы представляют результаты работы на общее обсуждение.

  3. Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. По окончании работы результаты сводятся вместе, происходит групповое взаимообучение.

  4. Группы сменного состава позволяют одновременно реализовать 1-й и 3-й способы организации работы, при этом обеспечивают разделение заданий не только между группами, но и между каждым учащимся.

  5. Работа групп по принципу «вертушки» дает возможность каждой группе последовательно проработать все задания, перемещаясь по аудитории от одного стола к другому. На каждом столе представлено новое задание или часть общего задания. Работой за каждым столом может руководить «консультант».

  6. Работа групп по принципу «эстафеты»: в пространстве аудитории перемещаются не группы, а задания. Каждой группе выдается задание, над которым она начинает работу. Через определенное время задание передается другой группе по кругу, а данная группа получает задание от другой. Таким образом, каждая группа вносит свой вклад в решение каждой учебной задачи. В конце работы каждая группа обобщает результаты своей работы и представляет конечный результат на всеобщее обсуждение.

Формы групповой работы.

Представляем вашему вниманию несколько примеров.

  • Мозговой штурм. Это метод продуцирования идей и решений при работе в группе. (Приложение 1)

  • Групповая дискуссия. Специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме. (Приложение 1)

  • Ролевая игра. (Приложение 1)

Распределение учебного пространства при организации групповой работы.

Недостатки группового обучения:

  • Трудности комплектования групп - часто в одной группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая для всех участников группы оценка не будет отражать вклад определенного ученика, т. е. будет несправедливой;

  • Неодинаковыми по силе могут оказаться и группы в целом, и, хотя это можно скорректировать разными по сложности заданиями, тогда возникает проблема «весового» наполнения оценки, ее дифференцированности;

  • В практических и лабораторных работах сложно оценить степень овладения учениками суммой практических навыков, на развитие которых нацелена работа;

  • Учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах.

  • Трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групповой работы.

Рефлексия.

Работая в группе мне:

  • было легко и все понятно

  • возникали трудности, которые мы преодолевали

  • работать трудно, много непонятного

  • работа в группе была эффективной

  • каждый участник группы понимал свои задачи и выполнял свое задание.

Хотелось бы отметить, что применение групповых форм работы способствует формированию всех вышеперечисленных ключевых компетенций.

Только в сочетании с другими формами обучения, особенно индивидуальной, групповая форма организации работы дает положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов определяется учителем в зависимости от:

  • Решаемых учебно-воспитательных задач на уроке.

  • Учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложности.

  • Специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей.

  • Стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой, от той доверительной атмосферы, которая установилась в классе, постоянной готовности оказывать друг другу помощь.

Практическая часть мастер-класса.

  1. Упражнение – энергизатор «Волки и зайцы». (Приложение 2)

  2. Распределение по группам. Работа в группе «Выработка правил работы в группе» (мозговой штурм).

  3. Работа со сказкой «Найди речку» и со стихами (выявляем ошибки при работе в группе). (Приложение 3) После прочтения сказки группам предлагается ответить на несколько вопросов, но ошибка заключается в том, что заранее не была поставлена цель и не оговорены вопросы. Стихотворение показать на 2 минуты, после чего каждая группа должна его устно рассказать. Справится хорошо та группа, в которой обязанности были распределены между участниками.

  4. Рефлексия.

Индивидуальную работу в группе можно вычислить используя «Коэффициент индивидуального участия». (Приложение 4)

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ.

(даются в готовом виде или вырабатываются участниками).

  1. Каждому необходимо активно участвовать в работе группы.

  2. Нужно слушать и понимать друг друга.

  3. Нужно уметь договариваться.

  4. Необходимо соблюдать процедуру работы в группе (заданное время, особые условия выполнения задания).

Примеры формулировок правил:

  • - говори тихо и спокойно;

  • - уважай своих товарищей;

  • - внимательно слушай партнера;

  • - старайся не перебивать товарища,  выслушивай его до конца;

  • - в случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.



Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока»

Самоанализ урока

Урок проведен в 11 классе, физика изучается на базовом уровне, в классе обучается 22 ученика. Качественная успеваемость учащихся по физике ___%. Урок проведен по учебнику Мякишева, Буховцева. Раздел «Оптика». Урок получения новых знаний через выполнение практической работы. На предыдущем уроке дети были ознакомлены с одним из волновых свойств света – дисперсия, а сегодня еще с тремя свойствами, которые подтверждают волновые свойства света, о которых говорилось на предыдущих уроках.

Цель урока: Изучение волновых свойств света (интерференции, дифракции и поляризации) при помощи физического эксперимента.

Для достижения цели были поставлены задачи:

Образовательные

  • систематизировать и обобщить знания учащихся о волновых свойствах света;

  • при помощи физического эксперимента познакомить учащихся с новыми волновыми свойствами света: интерференция, дифракция и поляризация;

  • актуализировать значимость изучаемых явлений в жизни человека;

Развивающие задачи урока

  • развивать учебно-интеллектуальные умения: внимание, умение анализировать и объяснять оптические явления, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры из повседневной жизни, делать выводы;

  • развивать учебно-коммуникативные умения: задавать вопросы, объяснять и доказывать свою точку зрения;

  • развивать научное мировоззрение и исследовательские навыки, показать роль эксперимента в изучении физики;

Воспитательные задачи урока

  • развивать коммуникативные навыки: умение договариваться, взаимодействовать в паре, группе, уважать мнение других. Развивать познавательный интерес, способствовать развитию качеств сотрудничества, мотивации в изучении физики.

В структуре урока можно выделить несколько этапов:

Погружение в тему урока через стихотворение и презентацию, которые способствовали мотивации для изучения новой темы. Этап повторения и систематизации ранее приобретенных знаний. Постановка проблемного вопроса. Этап усвоения новых знаний при помощи эксперимента с использованием групповой работы, закрепление знаний. Первичная оценка знаний учащихся при помощи теста и взаимопроверки, проведена в наглядном виде. Информирование о домашнем задании. Поскольку тема урока очень объемна, в целях лучшего усвоения и развития познавательного интереса учащимся было предложено обратиться к сайту, на котором учащиеся могут самостоятельно ознакомиться с лекцией преподавателя физики московского лицея по такой же теме, только с демонстрациями на более сложном оборудовании.

На основной этап было выделено большее время. Подготовка к практической деятельности активировала знания учащихся, необходимых для работы на уроке, поиск ответа на проблемный вопрос «Какое свойство света объединяет 6 разных предметов между собой?» способствовал повышению мотивации к изучению новых свойств. Проведение опытов помогло наглядно познакомиться с новыми свойствами. При отборе опытов была опора на явления и предметы, которые встречаются в повседневной жизни. На этом же этапе, кроме образовательных задач, были реализованы и развивающие задачи: требовалось внимательное прочтение инструкции для выполнения заданий, умение анализировать полученный при проведении опыта результат и объяснять оптическое явление, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры из повседневной жизни. Представляя результат работы, развивалось умение отвечать на вопросы, объяснять увиденное, делать выводы.

На уроке использовались следующие методы обучения: проблемный (предлагалась учебная ситуация – набор разных предметов, из которых необходимо было выбрать только два нужных), частично-поисковый или эвристический метод практически на всех этапах урока, объяснительно – иллюстративный, практический, метод обобщающего повторения,

На протяжении всего урока использовались новые информационные технологии.

Использовались такие приемы: неожиданное открытие, организация беседы по пройденному материалу, решение проблемного вопроса.

Предлагались разные формы работы: фронтальный опрос, индивидуальная, работа в группах, парах. Групповая работа выбрана не случайно: материал урока объемный, и она помогла освоить одновременно 3 темы, учащиеся выполнили в группе практическую работу, в ходе которой ребята пришли к правильным выводам, определению изучаемого свойства и познакомили с ними одноклассников из других групп.

Использовались средства обучения: в ходе урока использовались компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, что помогло проиллюстрировать ответы учащихся и организовать опрос по пройденному материалу, провести наглядное и быстрое подведение итогов и проверку полученных знаний. Для проведения основного этапа урока были использованы наборы «Оптика» из Лаборатории «L - микро», предметы для проблемного вопроса, тестовые материалы. («L - микро» - удобно, компактно, содержится все необходимое для быстрого выполнения опыта)

Активность была _____. на хорошем уровне. Такая активность, на мой взгляд, обусловлена тем, что структура урока, его содержание, методы и приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории ребят. Все что планировалось, было усвоено ребятами, поэтому, я считаю, что урок поставленной цели достиг. И если кто-то из учеников захочет рассмотреть данный материал шире и глубже, то при помощи заданного домашнего задания это возможно будет выполнить.

Урок имел эвристическую направленность, решение задачи помогло сделать кольцевой композицию урока.

На уроке удалось воплотить решение проблемного вопроса. Во время выполнения работы ученики показали свое умение работать коллективно и в группе.

Не совсем удалось сделать правильные выводы самостоятельно. Потому что…..

Спасибо, я готов ответить на ваши вопросы



Просмотр содержимого документа
«Тест»



Тест по теме: «Волновые свойства света»

  1. Необходима ли для интерференции прозрачная среда?

а). Да;

б). Нет;

в). Не знаю.

  1. Зависит ли дифракционная картина от расстояния между отверстиями?

а). Да;

б). Нет;

в). Не знаю.

  1. Световые волны – это поперечные волны?

а). Да;

б). Нет;

в). Не знаю.

  1. Необходима ли упругая среда для распространения световых волн?

а). Да;

б). Нет;

в). Не знаю.

  1. Может ли наблюдаться поляризация на продольных волнах?

а). Да;

б). Нет;

в). Не знаю.

Просмотр содержимого документа
«Урок»

Урок физики в 11 классе в разделе «Оптика».

Тема: «Волновые свойства света».

Цели: 1. Познавательная: при помощи физического эксперимента познакомить учащихся с волновыми свойствами света интерференция, дифракция и поляризация.

2. Развивающая: развивать внимание, умение анализировать и объяснять оптические явления, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры из повседневной жизни.

3. Воспитательная: формировать научное мировоззрение, показать роль эксперимента в изучении физики, повышать интерес к физике.

Тип урока: Практическая работа.

Форма: групповая.

Оборудование: Лаборатория «I - микро», интерактивная доска, компьютер.

Ход урока:

  1. Орг.момент (1,5 мин)

Здравствуйте! Я рад возможности провести урок с вами, и нам предстоит сегодня вместе выполнить непростую, но очень интересную работу.

«Брат Свет, его сестрица Тьма,

Разговорились на рассвете…

- Ну, здравствуй, Свет! –

Сказала Тьма.

И Свет ответил, Тьму заметив:

- Я на своём посту с утра.

Тепло и свет дарю с рожденья!

И люди рады мне всегда!

Я – счастье, жизнь… Я – возрожденье!

Вот если бы не ты, сестра,

То день и вовсе не кончался.

И с вечера и до утра

Лишь свет сиял – вот это счастье!

Вы уже, наверное, догадались, о каком интересном и удивительном физическом явлении пойдёт сегодня речь на уроке? Это, конечно же….. свет, а вернее о его особых, волновых свойствах. Запишите число и тему урока: «Волновые свойства света».

Вы уже с 7-го класса знаете, что физика – это …? (наука о природе)

И изучает она различные…? (природные явления)

Какие основные группы явлений вам известны? (механические, тепловые, электрические, магнитные, световые)

Какие основные свойства света вам уже известны? (распространение, преломление, отражение, дисперсия)

Правильно, а сегодня мы познакомимся ещё с тремя очень яркими и интересными свойствами света! Интерференция, дифракция, поляризация и наша задача: при помощи физического эксперимента пронаблюдать эти свойства и исследовать их.

Я сегодня не с пустыми руками пришёл к вам на урок, а вот с такими симпатичными пакетами, в которых лежат несколько совершенно разных по своему назначению предметов. Внимательно посмотрите на них и попробуйте определить: что связывает все эти, в принципе, обычные и известные вам предметы? ……. Версия интересна, но не она неверна!....... Нет, не все предметы охвачены этим свойством!....... Согласитесь, что сейчас пока трудно ответить на поставленный вопрос.

Разобраться в этом нам помогут три практические работы. Это кратковременные работы, они не требуют глубокого исследования и каких-либо вычислений, поэтому мы урок построим следующим образом: весь класс поделим на три исследовательские группы, каждая выполнит по одной практической работе по заданному алгоритму, а затем поделится своими выводами с остальными. Как и в любой исследовательской лаборатории, обязательно есть руководитель, так и мы с вами выберем в каждой группе своего спикера, который расскажет о результатах вашей работы. Пусть сегодня это будут: Миша, Ваня и Даша. У вас на столах находится инструкция по выполнению работы, в ней подробно описаны все ваши действия, если вы точно выполните их, то успешно справитесь с работой, но если появятся вопросы, вы поднимаете руку, я подойду. И я уверен, что в процессе выполнения работы вы обязательно найдёте применение некоторым предметам из пакета! На всю работу отводится 5 минут, плюс 2 минуты на оформление отчёта. Следить за временем можно по песочным часам. Но чтобы работа в группах была эффективной, необходимо соблюдать следующие обязательные правила:

  • говори тихо и спокойно

  • уважай своих товарищей

  • внимательно слушай партнера

  • старайся не перебивать товарища,  выслушивай его до конца

  • в случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю

И не забудьте выбрать необходимые предметы из пакета!!!

Время пошло! Всем удачи!

  1. Выполнение работы (7 мин, песочные часы)

  2. Защита (по 3 мин на выступление)

Я вижу, что все работы выполнены, и отчёты готовы. Даём слово спикеру первой группы, которая исследовала световое явление ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ. На выступление отводится около 3 минут, просьба, спикерам придерживаться регламента и плана вашего отчёта, а я помогу проиллюстрировать ваши выступления.

1). Интерференция:

  • Мыльные пузыри;

  • На мыльной плёнке;

  • Примеры (голография, диски, сумочка)

  • Причина интерференции (сложение световых волн из-за двойного отражения);

  • Вывод: интерференция – это…..(давайте запишем первый вывод)


Теперь послушаем вторую группу, спикер… расскажет нам о ДИФРАКЦИИ

2). Дифракция:

  • Капроновая ткань;

  • При помощи дифракционной решётки;

  • Примеры (пальцы, ресницы, перо птицы, расчёска);

  • Причина дифракции (наложение световых волн друг на друга при огибании волнами препятствий);

  • Вывод: дифракция - …(запишем второй вывод)


А теперь спикер… сделает выводы по работе о ПОЛЯРИЗАЦИИ

3). Поляризация:

  • Очки-поляроиды;

  • Два поляроида;

  • Примеры (очки 3D, очки-поляроиды, ЖК мониторы);

  • Причина поляризации (поперечность световых волн);

  • Вывод: поляризация - …(запишем третий вывод)




  1. Закрепление (1 мин)

Молодцы! Вы справились с работой и сделали правильные выводы! И теперь мы сможем точно сказать, что объединяет все вот эти предметы. Все они доказывают волновую природу света! Давайте подведём итоги:

  • При помощи эксперимента мы познакомились с тремя особыми свойствами света – …интерференция,… дифракция и…поляризация.

  • При помощи этих свойств мы убедительно подтвердили волновую природу света.

  • В ходе работы мы выяснили, что световые волны – это поперечные волны.

  • Мы рассмотрели практическое применение этих явлений в повседневной жизни.

Для закрепления материала решим тест.

Тесты у вас на столах, подписывать их не нужно, просто выбираете правильный на ваш взгляд ответ и отмечаете его. На решение даётся одна минута. … Теперь передаём тесты сидящему слева по кругу и проверяем! Если ответ верный, ставим «плюс», если нет – «минус». … А теперь если в проверенной работе нет минусов или есть один, опускаем в мензурку красную фишку, если 2 или 3 минуса – зелёную, если больше 3-х, то белую.

  1. Домашнее задание (1 мин)

А в качестве домашнего задания я рекомендую вам по ссылке на экране посмотреть лекцию преподавателя Московского лицея как раз по пройденной сегодня теме, но с применением более сложного оборудования. Электронный адрес на этот ресурс лежит у вас на столах, вы можете взять его с собой.

Спасибо за урок, мне понравилось с вами работать! Всего вам доброго! Надеюсь, мы с вами ещё встретимся!

До свидания…

(Выделенный текст предполагает ответы учащихся)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока "Волновые свойства света".

Автор: Квасов Евгений Викторович

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 103860


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства