kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Механические волны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по физике в 8 классе. Преследует цели:

а)   изучить механизм образования и распространения                                          механических волн;
б)   определить условия существования механических волн;
в)   изучить виды волн;

                      г)   ознакомиться со свойствами волн;

                      д)  ознакомиться с параметрами волн.

Развивающие:

                        а)  развитие взглядов на волновые явления;
                    б)  расширение кругозора учащихся;

                        в)  умения формулировать выводы по изученному материалу;
                    г)  развитие грамотной устной речи;

Воспитательные:

                              а) воспитание мировоззренческих понятий:
                                      - причинно-следственные связи в окружающем мире;
                                       - о познаваемости окружающего мира и человечества.
                              б) нравственное воспитание:
                                       - воспитание чувства товарищеской взаимовыручки;

                                       -  воспитание культуры поведения в информационном
                                          пространстве;                      

                                       -  воспитание  культуры представления своих
                                           выступлений с  помощью современных
                                          компьютерных средств.


 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого презентации
«откр урок 8 кл»

МОУ «Каипская средняя общеобразовательная школа» Физика 8 класс  (учебник С.В. Громов, Н.А. Родина) Автор: Мамонтов А.В. Ключи 2012

МОУ «Каипская средняя общеобразовательная школа»

Физика 8 класс (учебник С.В. Громов, Н.А. Родина)

Автор: Мамонтов А.В.

Ключи 2012

Проверка домашнего задания: № 104    Т 1 - ?   C И m  =  50 г 0,05кг k = 20 Н/м T = 0,31c Т 1 – собственная частота колебаний пружины    - Резонанса не будет. Так как

Проверка домашнего задания:

104

Т 1 - ? C И

m = 50 г 0,05кг

k = 20 Н/м

T = 0,31c

Т 1 – собственная частота колебаний пружины

- Резонанса не будет.

Так как

Повторение темы «Механические колебания» Назовите характеристики колебательного движения и единицы их измерения: А - амплитуда; м Т - период ; с Ʋ -   частота; Гц 2. Дайте определение: 1) Амплитуда – максимальное отклонение колеблющегося тела от положения   равновесия. 2) Период – время совершения полного одного колебания. 3) Частота – число колебаний, совершенных за одну секунду.

Повторение темы «Механические колебания»

  • Назовите характеристики колебательного движения и единицы их измерения:
  • А - амплитуда; м
  • Т - период ; с
  • Ʋ - частота; Гц

2. Дайте определение:

1) Амплитуда – максимальное отклонение колеблющегося тела от положения равновесия.

2) Период – время совершения полного одного колебания.

3) Частота – число колебаний, совершенных за одну секунду.

3. Как найти:  Период, если известны число колебаний n за время t ?   Частоту, если известны число колебаний n за время t ?   Период через частоту?  Период свободных колебаний:   а) груза на пружине?   б) нитяного маятника?       4. Определите по графику колебаний период, амплитуду и частоту. T=4c ; А= 5см;  T A

3. Как найти:

  • Период, если известны число колебаний n за время t ?
  • Частоту, если известны число колебаний n за время t ?
  • Период через частоту?
  • Период свободных колебаний:

а) груза на пружине? б) нитяного маятника?

4. Определите по графику колебаний период, амплитуду и частоту.

T=4c ; А= 5см;

T

A

Механические волны

Механические волны

«Бросая камешки в воду, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою»   Козьма Прутков.  Цель урока:    Формирование материалистических взглядов на явление природы, умений объяснения явлений на основе научных знаний и законов.  Задачи урока:   1 . Изучить механизм образования и распространения механических  волн.  2. Определить условия существования механических волн.  3. Рассмотреть виды волн;  4. Ознакомиться со свойствами волн;  5. Познакомиться с параметрами волн.

«Бросая камешки в воду, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою» Козьма Прутков.

Цель урока:

Формирование материалистических взглядов на явление природы, умений объяснения явлений на основе научных знаний и законов.

Задачи урока:

1 . Изучить механизм образования и распространения механических волн.

2. Определить условия существования механических волн.

3. Рассмотреть виды волн; 4. Ознакомиться со свойствами волн;

5. Познакомиться с параметрами волн.

Волна - это процесс распространения колебаний в пространстве с течением времени.

Волна

- это процесс распространения колебаний в пространстве с течением времени.

Волны на поверхности жидкости - существуют благодаря действию на частицы жидкости сил тяжести и сил межмолекулярного действия.

Волны на поверхности жидкости

- существуют благодаря действию на частицы жидкости сил тяжести и сил межмолекулярного действия.

Тело на поверхности воды движется, покачиваясь на волнах, по круговой траектории . Волна на поверхности жидкости представляет собой результат сложения продольного и поперечного движения частиц воды.

Тело на поверхности воды движется, покачиваясь на волнах, по круговой траектории . Волна на поверхности жидкости представляет собой результат сложения продольного и поперечного движения частиц воды.

Упругие волны -возмущения ( любые отклонения частиц среды от своего положения равновесия ), распространяющиеся в различных средах благодаря действию в них сил упругости. ! Условие возникновения: появление в момент возникновения возмущения препятствующих ему сил ( например сил упругости ). ! В любой упругой волне одновременно существует два вида движения: колебания частиц среды и распространение возмущения.

Упругие волны

-возмущения ( любые отклонения частиц среды от своего положения равновесия ), распространяющиеся в различных средах благодаря действию в них сил упругости.

!

Условие возникновения: появление в момент возникновения возмущения препятствующих ему сил ( например сил упругости ).

!

В любой упругой волне одновременно существует два вида движения: колебания частиц среды и распространение возмущения.

Виды волн Продольные Поперечные

Виды волн

Продольные

Поперечные

Поперечная волна – в которой колебания частиц происходят перпендикулярно направлению движения волны.  Сдвиг слоёв среды. Возникает только в твердых телах.

Поперечная волна

в которой колебания частиц происходят перпендикулярно направлению движения волны.

Сдвиг слоёв среды.

Возникает только в твердых телах.

П р о д о л ь н а я в о л н а - в которой колебания частиц происходят вдоль направления распространения волны. Сжатие и разрежение среды.  Воникает в газах, жидкостях и твердых телах

П р о д о л ь н а я в о л н а

- в которой колебания частиц происходят вдоль направления распространения волны.

Сжатие и разрежение среды. Воникает в газах, жидкостях и твердых телах

Основное свойство волны -  в волне происходит перенос энергии без переноса вещества.

Основное свойство волны - в волне происходит перенос энергии без переноса вещества.

Параметры волны: Длина волны  ( λ ) – расстояние , на которое распространяется волна    за время, равное периоду колебаний в ней. λ = υ T Где  υ – скорость волны; Т – период колебаний в волне;    λ (ламбда) – длина волны.  Откуда ; Учитывая, что Имеем:  # Под скоростью волны понимают скорость распространения возмущения.   # При переходе волны из одной среды в другую её частота не изменяется, меняется лишь скорость и длина волны.

Параметры волны:

Длина волны ( λ ) – расстояние , на которое распространяется волна

за время, равное периоду колебаний в ней.

λ = υ T

Где υ скорость волны; Т – период колебаний в волне; λ (ламбда) – длина волны.

Откуда

; Учитывая, что

Имеем:

# Под скоростью волны понимают скорость распространения возмущения. # При переходе волны из одной среды в другую её частота не изменяется, меняется лишь скорость и длина волны.

График волны: λ А А А λ λ Ось Х - направление распространения волны Ость У – координата колеблющегося тела - Длина волны (4см) - Амплитуда (5см)

График волны:

λ

А

А

А

λ

λ

Ось Х - направление распространения волны

Ость У – координата колеблющегося тела

- Длина волны (4см)

- Амплитуда (5см)

Параметры волны:  (запомни!) № п/п Параметр 1 Обозначение Период 2 Единица измерения Частота 3 т 4 Амплитуда  с Формула Ʋ  Гц Скорость А 5  м υ Длина волны  м/с  λ υ  = λ Ʋ  м λ = υ T

Параметры волны: (запомни!)

п/п

Параметр

1

Обозначение

Период

2

Единица

измерения

Частота

3

т

4

Амплитуда

с

Формула

Ʋ

Гц

Скорость

А

5

м

υ

Длина

волны

м/с

λ

υ = λ Ʋ

м

λ = υ T

Закрепление знаний: 1. Волна - это… процесс распространения колебаний в    пространстве с течением времени.   2. Упругие волны – это… возмущения распространяющиеся в   различных средах благодаря действию в   них сил упругости.  3. Условие возникновения упругих волн:  появление в момент возникновения     возмущения препятствующих ему сил.   4. В любой упругой волне одновременно существует два вида движения:  колебания частиц среды и распространение возмущения.    5. Два вида волн: поперечные и продольные  6. Какая волна показана на рисунке? ●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●

Закрепление знаний:

1. Волна - это… процесс распространения колебаний в пространстве с течением времени.

2. Упругие волны – это… возмущения распространяющиеся в различных средах благодаря действию в них сил упругости.

3. Условие возникновения упругих волн: появление в момент возникновения возмущения препятствующих ему сил.

4. В любой упругой волне одновременно существует два вида движения: колебания частиц среды и распространение возмущения.

5. Два вида волн: поперечные и продольные

6. Какая волна показана на рисунке?

●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●●

7. Выберите правильный ответ: Продольная волна возникает: А) в твёрдых телах; Б) в жидкостях; В) во всех средах . Поперечная волна возникает: А) в твёрдых телах; Б) в жидкостях; В) во всех средах.  8. Найдите длину волны, распространяющейся с скоростью V = 12м/с, если частицы в волне колеблются с частотой 0,6 Гц.     Решение:  9 . Определите длину волны и амплитуду колебаний в волне:

7. Выберите правильный ответ:

Продольная волна возникает:

А) в твёрдых телах;

Б) в жидкостях;

В) во всех средах .

Поперечная волна возникает:

А) в твёрдых телах;

Б) в жидкостях;

В) во всех средах.

8. Найдите длину волны, распространяющейся с скоростью V = 12м/с, если частицы в волне колеблются с частотой 0,6 Гц.

Решение:

9 . Определите длину волны и амплитуду колебаний в волне:

Лист самооценки Лист самооценки  № п/п Деятельность на уроке 1 Оценка (в баллах) Как я усвоил новый материал? А) Получил прочные знания, усвоил весь материал.(9-10) Б) Усвоил материал частично.(7-8) В) Мало что понял, необходимо еще поработать.(4-5) 2 Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой? А) С заданиями справился сам, удовлетворен своей работой.(9 – 10) Б) Допустил ошибки.(7 – 8) В) Не справился.(4 – 6) 3 Участие в обсуждениях на уроке А) Участвовал.(9 – 10) Б) Не участвовал.(4 - 5) 4 Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания

Лист самооценки

Лист самооценки

п/п

Деятельность на уроке

1

Оценка

(в баллах)

Как я усвоил новый материал?

А) Получил прочные знания, усвоил весь материал.(9-10)

Б) Усвоил материал частично.(7-8)

В) Мало что понял, необходимо еще поработать.(4-5)

2

Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?

А) С заданиями справился сам, удовлетворен своей работой.(9 – 10)

Б) Допустил ошибки.(7 – 8)

В) Не справился.(4 – 6)

3

Участие в обсуждениях на уроке

А) Участвовал.(9 – 10)

Б) Не участвовал.(4 - 5)

4

Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания

Домашнее задание: 2 группа   § 21, 22, ∆стр.59 1 группа  § 21, 22, ∆стр.59,  №107

Домашнее задание:

2 группа § 21, 22, ∆стр.59

1 группа § 21, 22, ∆стр.59, №107

Использованные источники: 1. С.В. Громов Н. А. Родина. Физика 8 класс. М. Просвещение 2001; 2. А.А. Покровский. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе.Ч2. М. Просвещение. 1979 2. http://school-collection.edu.ru/ 3. http://www.uchportal.ru/load/42-1-0-3898 4. http://pedsovet.su/load/69-1-0-2075 5. http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%E2%EE%EB%ED%FB+%EC%E5%F5%E0%ED%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E5&tg=&interface=catalog&rubric_id=118849&rub_guid%5B%5D=016e0000-0000-fadf-80a3-80ef82b62bcf

Использованные источники:

1. С.В. Громов Н. А. Родина. Физика 8 класс. М. Просвещение 2001;

2. А.А. Покровский. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе.Ч2. М. Просвещение. 1979

2. http://school-collection.edu.ru/

3. http://www.uchportal.ru/load/42-1-0-3898

4. http://pedsovet.su/load/69-1-0-2075

5. http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%E2%EE%EB%ED%FB+%EC%E5%F5%E0%ED%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E5&tg=&interface=catalog&rubric_id=118849&rub_guid%5B%5D=016e0000-0000-fadf-80a3-80ef82b62bcf


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Механические волны

Автор: Мамонтов Алексей Васильевич

Дата: 30.10.2014

Номер свидетельства: 124116

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Механические волны. Свойства механических волн  (статья) "
    ["seo_title"] => string(63) "miekhanichieskiie-volny-svoistva-miekhanichieskikh-voln-stat-ia"
    ["file_id"] => string(6) "121378"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413961062"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) ""Механические волны" 9 класс "
    ["seo_title"] => string(31) "miekhanichieskiie-volny-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "148939"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419880045"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Урок на тему "Волновое явление. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость волны. ""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_na_temu_volnovoe_iavlenie_rasprostranenie_mekhanicheskikh_voln_dlina_volny_"
    ["file_id"] => string(6) "482085"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1540475685"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) ""Механические волны"-физика 9 класс "
    ["seo_title"] => string(38) "miekhanichieskiie-volny-fizika-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "176898"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424514856"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Блиц-опрос по теме " Механические волны" "
    ["seo_title"] => string(45) "blits-opros-po-tiemie-miekhanichieskiie-volny"
    ["file_id"] => string(6) "233006"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442952789"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства