Урок физики по теме "Давление. Единицы давления" (7 класс)
Урок физики по теме "Давление. Единицы давления" (7 класс)
Подробный план-конспект урока с дополнительными материалами. Урок может провести любой учитель без каких-либо изменений. На уроке использованы проблемные и системно-деятельностные технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Составила учитель физики МБОУ Школы № 12 г. о. Самара
Хабецкая Н.И.
Цель урока: познакомить учащихся с научным методом познания мира при изучении понятия давления.
Задачи:
Образовательные:
▪ целенаправленное и постепенное формирование у школьников умения самостоятельно выдвигать гипотезу;
▪ используя исследовательский метод, формировать умение
самостоятельно проводить эксперимент;
▪ анализируя факты эксперимента научить выделять главное и делать выводы;
▪ на основе выводов, формировать понятие давление, показав физический смысл данной величины, единицы её измерения;
▪ формировать умение решать задачи на определение давления;
▪ продолжить формировать исследовательские навыки при выполнении домашнего задания.
Развивающие:
▪ способствовать развитию исследовательских умений;
▪ развитие логического мышления;
▪ развитие познавательной активности учащихся;
▪ развитие умений самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Воспитательные:
▪ развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приемы, сообщая интересные сведения;
▪ развивать умение работать в паре, развивать сотрудничество.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер с проектором; карточки на столах для учащихся; презентация урока, составленная учителем; пластмассовые линейки, гирьки, шарики (для каждого ученика); стакан, сосуд с песком, гиря, 2 штатива, 2 бруска из пластилина, 2 проволоки одинакового диаметра, 2 набора грузов 6 шт. (по 1Н каждый), опора на гвоздях, стеклянная ёмкость с песком, груз и 2 листа бумаги (для групп); компьютеры с заготовленными тестами для закрепления.
Методы: исследовательский.
Тип урока: урок исследования.
Средства обучения:
Беседа;
Работа со структурной схемой;
Демонстрация и наблюдение опытов;
Выдвижение гипотезы;
Фронтальный эксперимент;
Теоретическое предвидение результата опыта;
Работа в группах;
Решение задач;
Запись на доске и в тетрадях;
ПЛАН УРОКА:
I. Организационный момент (1 мин).
II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (5 мин).
III. Изучение нового материала (15 мин):
▪ опыты с шариком;
▪ выдвижение гипотезы;
▪ исследовательская работа в группах по карточкам № 1 (экспериментальное подтверждение гипотезы);
▪ отчёт групп. Заполнение таблицы на доске:
▪ исследовательская работа в группах по карточкам № 2 (работа с дополнительной литературой и учебником);
▪ отчёт групп;
▪ вывод. Работа с формулой;
IV. Закрепление (физкультминутка, 2 мин).
V. Обеспечение планируемого уровня знаний (7 мин).
VI.Индивидуальная работа (тест, 4 мин).
VII. Домашняя работа (3 мин).
VIII. Итог урока и оценки (2 мин).
IX. Рефлексия (1 мин).
Конспект урока
I. Организация начала урока
Мотивация учащихся (вводное слово учителя)
Сегодня на уроке мы с вами попытаемся разгадать тайну. Имя ее, мы узнаем, разгадав кроссворд.
II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
На предыдущих уроках мы много говорили о физической величине, которая является причиной изменения скорости. Как называется эта величина? Это № 4 в кроссворде. Мы знаем, что существует несколько видов сил.
№ 8. Как называется сила, с которой Земля притягивает к себе все тела?
От чего она зависит? Как зависит?
№ 7. (Проводиться демонстративный эксперимент, груз на пружине).
Как называется сила, возникающая в пружине? Почему груз находиться в покое?
№ 3. Как называется сила, действующая со стороны груза на пружину? Что такое вес тела?
№ 5. (Проводим эксперимент: брусок, динамометр). Какая сила возникает при движении одного тела по поверхности другого? В чем причина трения? Какие виды трения вам известны?
№ 1. Для измерения силы используется прибор. Как он называется?
№ 6. Как называется единица силы?
№ 2. Чем характеризуется действие силы? Одна из ее характеристик под № 2.
А теперь давайте назовем тему нашего урока. По вертикали в кроссворде. Откройте тетради и запишите тему урока «Давление. Единицы давления».
III. Изучение нового материала
Учитель: Мы с вами разгадали только имя тайны. Давление. А хотите разгадать всю тайну?На уроке мы будем с вами исследователями и узнаем, как люди познавали и познают мир. В физике используется научный метод познания мира - метод исследования, который проводится по следующему плану (проекция на экран, записывают в тетрадь):
1. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
2. НАБЛЮДЕНИЯ
3. ГИПОТЕЗА
4. ЭКСПЕРИМЕНТ
5. ВЫВОД
6. ТЕОРИЯ
Учёные, совершая открытия, следуют этой научной схеме.
1. Объект нашего исследования – ДАВЛЕНИЕ (записывают на интерактивной доске и в тетради.
2. Наблюдения.
Исходя из ваших жизненных наблюдений, ответьте на вопросы:
Вам знакомо слово давление?
Что вы знаете о давлении?
От чего зависит давление?
Исследуя понятие давления, мы сможем дать правильное научное объяснение этого объекта изучения.
3. Гипотеза.
Гипотеза – это предположение. Для того чтобы предположить, что такое давление и от чего оно зависит, обратимся к опыту. Опыты проделывают фронтально все учащиеся класса.
ОПЫТ №1
(Опыт с пластмассовой линейкой и гирьками разной массы)
Линейку располагаем на двух брусках, последовательно ставим на неё гирьки 50 г, 100 г, 150 г. При этом увеличивается величина деформации линейки.
По мере увеличения массы, увеличивается сила тяжести, которая оказывает силу давления на линейку. На горизонтальную опору тела давят в направлении силы тяжести, вследствие притяжения к земле. В этом случае сила давления перпендикулярна к поверхности, на которую она действует. По деформации линейки, видим зависимость приложенной силы и деформации. Вывод: величина деформации зависит от силы давления.
ОПЫТ № 2
(Опыт с детским шариком, карандашом и булавкой)
На шарик действуем различными предметами: тупой стороной карандаша, а затем иглой. Вывод: чем меньше площадь предмета, тем больше давление (шарик лопается при воздействии иглы), хотя силы действия одинаковые.
Какие предположения можно сделать, исходя из опытов, то есть выдвинем гипотезу: от чего зависит давление твёрдого тела.
(Дети выдвигают гипотезу, и записывают самостоятельно в карточках, которые дома вклеивают в тетрадь, а затем на интерактивной доске).
4. Экспериментальное подтверждение.
Из схемы научного познания мира вы должны подтвердить вашу гипотезу. Возможно, ваши предположения относятся только к линейке и шарику? У вас на столе имеется карта исследований, изучите её и задайте вопросы по выполнению задания. Выберите того, кто будет защищать по схеме отчёта и того, кто будет демонстрировать опыт. Все измерения и отчёт записываем в тетрадь.
Карточка А. Группа № 1.
Задание: Исследовать зависимость давления от площади опоры. Сила одинаковая.
Оборудование: стакан, сосуд с песком, гиря.
Ход работы:
▪ Выдвижение гипотезы. Мы предполагаем……
▪ На влажный песок ставим стакан и нагружаем его гирей. (Стакан почти не вдавливается в песок). После этого ставим стакан дном вверх и вновь кладём на него тот же груз. (Стакан значительно погружается в песок).
▪ Сравните результаты опытов.
▪ Сделайте вывод. На основе опытных данных……..
▪ Продумайте отчёт (устно, кратко)
Карточка А. Группа № 2.
Задание: Исследовать зависимость давления от силы. Площадь опоры одинаковая.
Оборудование: 2 штатива, 2 бруска из пластилина, 2 проволоки одинакового диаметра, 2 набора грузов 6 шт. (по 1Н каждый).
Ход работы:
▪ Выдвижение гипотезы. Мы предполагаем……
▪ Сделайте из проволоки кольца, подвесьте их на бруски из пластилина,
закреплённые в штативах. Затем к одному кольцу подвесьте 4 груза, к другому 6.
▪ Сравните результаты опытов.
▪ Сделайте вывод. На основе опытных данных……..
▪ Продумайте отчёт (устно, кратко).
Карточка А. Группа № 3
Задание: Исследовать зависимость давления от площади опоры. Сила одинаковая.
Оборудование: 2 штатива, 2 бруска из пластилина, 2 проволоки разного диаметра, 2 набора грузов 6 шт. (по 1Н каждый).
Ход работы:
▪ Выдвижение гипотезы. Мы предполагаем……
▪ Сделайте из проволоки кольца, подвесьте их на бруски из пластилина, закреплённые в штативах. Затем подвесьте по 6 грузов.
▪ Сравните результаты опытов.
▪ Сделайте вывод. На основе опытных данных……..
▪ Продумайте отчёт (устно, кратко)
Карточка А. Группа № 4.
Задание: Исследовать зависимость давления от площади опоры. Сила одинаковая.
Оборудование: опора на гвоздях, стеклянная ёмкость с песком, груз и 2 листа бумаги
Ход работы:
▪ Выдвижение гипотезы. Мы предполагаем……
▪ Положите на песок лист бумаги и поставьте на него опору шляпками гвоздей вниз, а наверх поместите груз. Повторите опыт, поменяв лист бумаги и перевернув опору остриём гвоздей вниз.
▪ Сравните результаты опытов.
▪ Сделайте вывод. На основе опытных данных……..
▪ Продумайте отчёт (устно, кратко).
Карточка А. Группа № 5.
Задание: Исследовать зависимость давления от силы, действующей перпендикулярно поверхности. Площадь опоры одинаковая.
Оборудование: опора на гвоздях, стеклянная ёмкость с песком, 2 груза и 2 листа бумаги
Ход работы:
▪ Выдвижение гипотезы. Мы предполагаем……
▪ Положите на песок лист бумаги и поставьте на него опору шляпками гвоздей вверх. Повторите опыт, поменяв лист бумаги, и на опору поставьте груз, затем другой.
▪ Сравните результаты опытов.
▪ Сделайте вывод. На основе опытных данных……..
▪ Продумайте отчёт (устно, кратко).
5. Вывод (отчёт).
При отчёте ребята пользуются предложенной терминологией (смотреть карточку А), и заполняют таблицу на интерактивной доске и на карточках.
Гипотеза
Экспериментальное подтверждение
Вывод
Давление зависит от силы давления и от площади опоры
Площадь S
F сила
Давление ?
Зависимость
Результат действия силы зависит не только от самой силы, действующей перпендикулярно поверхности, но и от площади этой поверхности.
1 группа
const
Обратно-
пропорцио-нальная
2 группа
3 группа
4 группа
5 группа
Если величина увеличивается, тогда ставим стрелочку вверх.
Если величина уменьшается, тогда ставим стрелочку вниз.
Таблицу заполняют, используя значки, предложенные учителем – стрелками.
6. Теория.
Работа с дополнительной литературой (карточка В)
Чтобы сделать окончательный вывод, необходимо ответить на предложенные вам вопросы. Через две минуты представитель каждой группы записывает на доске ответ.
Карточка В. Группа № 1 (2, 3, 4, 5)
▪ Укажите название источника О.Ф. Кабардин. Физика: Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2000. С. 36)
▪ Какой буквой обозначается давление?
▪ По какой формуле находится давление?
▪ Какова единица измерения давления?
(Ответы запишите в тетрадях)
Карточка С. Группа № 1 (2, 3, 4, 5)
По учебнику физики 7 класса
▪ Укажите номер страницы, на которой написана формула для нахождения давления.
▪ Укажите номер параграфа.
▪ Сравните записи по карточке В с данными параграфа.
Данные ответы позволяют убедиться в том, что в разных источниках и в учебнике дана одна и та же формула, что подтверждает фундаментальность сделанных вами самостоятельных выводов.
Вывод:
итак, пользуясь данными таблицы, делаем вывод: давление находится в прямо пропорциональной зависимости от силы, и обратно пропорциональной зависимости от площади, на которую действует сила.
р =
Пользуясь методом треугольника (на интерактивной доске и в тетрадях 2 уч.)
Найдём: F = р · S
S =
Пользуясь методом пропорции, найдём эти же формулы:
IV. Закрепление (физкультурная минутка).
Поднимите ладонь правой руки вверх, это будет вашей стрелочкой, направленной вверх. Ладонь левой руки, опущенная вниз стрелочка, направленная вниз. На заданные вопросы отвечайте руками.
Вопросы:
▪ Если площадь уменьшается, тогда давление …..?
▪ Если сила уменьшается, тогда давление…..?
▪ Если сила увеличивается, тогда давление…..?
▪ Если площадь увеличивается, тогда давление….?
Молодцы! Ребята, поднимите руки вверх, затем опустите голову вниз и наоборот. Повторить два раза.
V. Обеспечение планируемого уровня знаний.
Мы с вами изучили давление. Теперь научимся применять наши знания на практике, решим несколько задач.
1. Решение качественных задач.
М.Е. Тульчинский. Качественные задачи по физике в 7 - 8 классах.
№ 107 (проекция рисунка), К человеку, под которым провалился лёд, подходить нельзя. Для спасения ему бросают лестницу или длинную доску. Объясните, почему таким способом можно спасти провалившегося.
№ 110 (проекция рисунка). Для чего точат (острят) стамески, пилы и другие режущие инструменты?
2. Решение количественных задач.
№ 361 (Лукашик) – ученик анализирует и решает у доски, учащиеся в тетради.
Дано:
m = 78 кг
а = 1,95 м
b = 8 см = 0,08 м
Решение:
p = F / S; F = P = m · g; S = 2 a · b
р = m · g / 2 a · b; р = 78 · 9,8 / 2 · 1,95 · 0,08 = 2500 Па = 2,5 кПа.
р = ?
Ответ: р = 2,5 кПа.
№ 363 – самостоятельно в тетрадях (для проверки решение проектируется на интерактивную доску)
Дано:
m = 5,5 т = 5500
а = 1,95 м
b = 8 см = 0,08 м
Решение:
p = F / S; F = P = m · g; р = m · g / S
р = 5500 · 9,8 / 1,5 = 36000 Па = 36 кПа.
р = ?
Ответ: р p – пройдет.
VI. Домашняя работа.
Всем
По желанию исследовать свою комнату
§ 33
Упражнение № 12 (1)
Сборник задач по физике 7-8 класс: № 352, 356
Малое давление
Большое давление
Лист бумаги (так как….)
Кровать (так как….)
VII. Индивидуальная работа (тест).
В случае если осталось время, проводится тест для закрепления. 15 человек работают на компьютере с тестами, созданными по программе Super Test. Остальные 10 человек работают на листочках с этими же тестами, спроектированными на интерактивную доску. Учащиеся обмениваются листочками и проверяют ответы друг друга, сверяясь с ответами на интерактивной доске и оценивают друг друга.
Вариант 1.
1. Как называют величину, равную отношению силы, действующей перпендикулярно к поверхности, к площади этой поверхности?
А. Сила трения. Б. Сила упругости. В. Давление. Г. Сила давления.
2. Какая из перечисленных ниже единиц является единицей измерения давления?
А. Н. Б. Па. В. кг. Г. кг/м2.
3. Два одинаковых бруска поставлены друг на друга тремя способами, как показано на рисунке. В каком случае давление, производимое ими на стол, будет наименьшим?
А.1. Б. 2. В. 3. Г. Во всех случаях одинаковое.
Вариант 2
1. Какое из приведенных ниже выражений позволяет рассчитать давление?
2. Какая из перечисленных ниже единиц является единицей измерения давления?
А. кг. Б. Н. В. Н/м2. Г. кг/м2.
3. Какой из трех одинаковых брусков производит на стол большее давление (см. рисунок)?
А. 1. Б. 2. В. 3. Г. Все бруски производят одинаковое давление.
VIII. Итог урока и оценки.
Благодаря исследованию, вы совершили научное открытие: установили зависимость давления от силы давления и площади поверхности. Совершенствуя свои навыки исследования, вы можете совершать открытия на любом другом уроке. Очень хорошо работали на уроке ребята…..
IX. Рефлексия.
У каждого из вас на столе лежат карточки, выражающие ваше настроение, с которым вы уходите с урока. Положите, пожалуйста, одну из них на стол учителя. Благодарю всех за урок.