План-конспект урока (Физика 7 класс)
Тема: «Давление».
Учитель физики МБОУ ВМР «Макаровская основная школа»
Пугин Александр Сергеевич
Цели урока:
Образовательная цель – сформировать представления учащихся о давлении, помочь осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.
Развивающая цель – создать условия для развития исследовательских и творческих навыков; навыков общения и совместной деятельности.
Воспитательная цель – способствовать привитию культуры умственного труда; создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.
Ход урока
1. Создание проблемной ситуации через постановку проблемного вопроса.
Учитель: Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью он на ножку.
И вежливо очень сказал муравью:
«Можешь и ты наступить на мою».
Одинаковый ли результат получится в итоге?
(Дети предлагают разные версии, но их большинство сводится к обсуждению массы слона и массы муравья
В итоге обсуждения учащиеся делают вывод: масса слона больше, поэтому и вес слона больше, а значит, и воздействие слона больше. Появляется окончательная версия, что слон оказывает большее воздействие.
- Если бы вы пошли в поход в зимний лес, то какое средство передвижения бы выбрали:
- велосипед,
-лыжи;
- автомобиль?
Обоснуйте свой выбор?
По болоту прошли человек и лось. Чьи следы глубже? (Далее следует обсуждение.)
Объявление темы урока (слайд 1)
Задачи на урок (слайд 2)
Работа в группах
- Исследуйте глубину погружения доски с гвоздями шляпками в песок в зависимости от массы груза и от острия гвоздей (песок, доска с вбитыми гвоздями, гирька)
Ответить на вопросы от чего зависит давление
Заполнение таблицы (работа с учебником §33 стр.78,79)
1
Формула давления
Р=F/S Р- давление, F- сила давления, S- площадь поверхности
2
Определение давления
Давление- величина, равная отношению перпендикулярно действующей силы к площади этой поверхности
3
Что принято за единицу величины в СИ
Такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м2 перпендикулярно этой поверхности
5
Вывод наименования единицы величины в СИ
1м2/1Н= 1 Па
6
Другие единицы давления
1 гПа гектопаскаль,
1 кПа килопаскаль
(слайды 3-6)
Еще раз повторение формулы (слайд 7)
Нахождение силы и площади (слайд 8)
Единицы измерения давления (слайд 9)
Другие единицы давления (слайд 10)
Физкультминутка (Учащиеся встают, первый раз опираются на стол, а второй на спинку стула. Сравнить ощущения. Почему?)
Можно ли изменить давление? Что для этого нужно сделать? (слайд 11,12)
Работа в группах. Заполнение кластера (одна группа заполняет способы уменьшения давления, а другая способы увеличения давления) В помощь учебник §стр.81
Практическое применение изменения давления:
Решение качественных задач:
Как можно увеличить ваше давление на пол в два раза? (продемонстрировать)
Если вы хотите спасти человека, под которым провалился лед, то знайте, что подойти к нему нельзя, а подползти можно. Почему?
Почему кулаком нельзя разбить толстую доску, а ребром ладони – можно?
Разведчик должен пересечь реку по тонкому льду. Придумайте устройство, уменьшающее риск такой переправы.
Почему дома строят на фундаменте?
Рефлексия
- Каждый ученик вытягивает себе бумажку с фразой, которую надо продолжить.
- Вы, знаете, что сегодня на уроке я…
- Больше всего мне сегодня запомнилось…
- Самым интересным было…
Д/з §33,34 (уч. «Физика. 7 класс А. В. Перышкина), упр. 12 (1-2),Повторить записи в тетради. Доп. Задание: Индийский факир может выспаться на постели из которой торчат 10000 гвоздей. Легче ли ему будет заснуть, если из постели будет торчать только один гвоздь?
Связь с другими науками о способах изменения давления
Спасибо за урок!