Урок 9. Основные понятия кинематики.
Цель: ввести понятие кинематики как одного из главных разделов физики, ознакомить учеников с основными понятиями, которые характеризуют механическое движение.
Оборудование и наглядные пособия: тележка, маятник, фотографии траектории движения самолета, следов на снегу и т. п.
Демонстрации: демонстрации движения разных тел, исследования относительности движения, компьютерное моделирование (движение материальной точки), фотографии траектории движения самолета, следов на снеге и т. п.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Анализ результатов л/р
III. Актуализация опорных знаний и умений
IV. Изучение нового материала
Прежде чем начать изучать тему, давайте узнаем, что вообще изучает такой раздел механики, как «кинематика». Кинематика прежде всего отвечает на вопрос КАК? Т.е. как движется тело, какие характеристики этого движения.
Основная задача кинематики – определить положение тела в любой момент времени.
Давайте посмотрим на примеры и попробуем ответить на вопрос: что объединяет все рисунки между собой? (слайд 7)
Т.О. двигаясь с течением времени из одной точки в другую, тело (материальная точка) описывает некоторую линию, которую называют траекторией движения тела. (видео 1,2)
По форме траектории можно разделить движения на две группы.
Демонстрация1: рисуем мелом на доске прямую линию и ломаную; движение тележки по прямой; полет мяча во время броска. Итак, что заметили? Какие траектории наблюдаем? Криволинейную и прямолинейную. А какую из них, по вашему мнению, проще описать?
Демонстрация2: пишем мелом по доске слово «физика», а потом в воздухе. Что можно сказать о различии траекторий в этом случае? Какие различия наблюдаются в случаях когда самолет летит низко и когда уже на большой высоте. Т.о. различают также видимую и невидимую траекторию.
З траектория
апишем:
Траектория:
Давайте вспомним, когда вы решаете задачи на движение машины из города А в город В, то часто говорите о пройденном расстоянии. Попробуйте сформулировать определение пути с использованием понятия « траектория».
Итак: путь – длина траектории (слайд 9,10)
Представим теперь, что нам нужно добраться из дома в магазин.
Сделать это можно по любой из трех дорог (чертеж на доске). Какую
дорогу вы выберите? Почему? Итак, не важно, как мы доберемся до нужного
нам пункта, главное, что мы туда добрались.
Перемещение показывает, как изменило тело свое положение в пространстве. (слайд 11)
В математике величины, подобные перемещению, называют векторными. Как их отличить от других? Если величина характеризуется только числом, ее называют скалярной ( масса, длина); если же кроме числового значения величина имеет еще и направление, то ее называют векторной ( перемещение, скорость) . Обозначают на чертеже , а при записи числового значения S.
Чтобы лучше разобраться, давайте посмотрим видео (видео 3,4).
В отличие от пути, перемещение может быть равно нулю. Например, мы пробежали круговую дистанцию 300м и вернулись к месту старта. Наш путь? Перемещение? Но т.к. вам пока сложно еще описывать криволинейные движения, мы будем изучать самый простой вид – прямолинейное движение.
Закрепление.
Работа по раздаточному материалу.
Домашнее задание
§9, л/р №2, физ.диктант
1