kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Восхождение на пик знаний - Механика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающий урок-игра (физика без принуждения)

 «Восхождение на пик  знаний - Механика».

Цели урока: в интересной игровой форме обобщить  и закрепить знания, полученные при изучении раздела, научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки решения качественных и расчетных  задач, расширить кругозор учащихся, развить коммуникативные способности.

Эпиграфы:

Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше.

Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камушек, чем другим: но океан неизвестного лежит передо мной.                    Исаак Ньютон (1643-1727гг)

 

Оформление: портрет Ньютона, выставка литературы плакат с надписью:

Мы, играем, проверяем,

Что умеем и что знаем!

Подготовка к уроку:

  • Ребята делятся на команды, равные по силам (можно по рядам).
  • Выбираются капитаны команд.
  • Команды изучают литературу по истории жизни и деятельности Ньютона и приносят книги и подготовленный материал на урок.

 

Слова учителя:

По мнению Ньютона, свои законы он открыл играючи, просто необходимо более внимательно отнестись к окружающему миру, полному неизведанного. Поэтому и урок, посвященный механики и законам Ньютона, проводится в виде игры, которая позволит проявиться всем вашим способностям, расширит ваш кругозор, научит видеть изученные на уроках закономерности в природе, поможет объяснить многие механические явления.

Перед вами  игровое поле, на котором изображен горный пейзаж с нанесенными на него маршрутом восхождения и привалами. Привалы пронумерованы  - их 10, старт обозначен флажками. Сбоку на планшете находятся карманы, в которых помещении карточки с заданиями для каждого привала.

Приглашаются капитаны команд, которые по очереди бросают игровой кубик. Капитаны выполняют задание, оказавшиеся на верхней грани кубика и получают число. Тот,  кто получает  результат раньше и правильно тот и будет первым начинать восхождение на пик знаний. Прохождение маршрута отмечаются цветными флажками, на каждом привале  команды выполняют задания, взятые из соответствующего кармашка, что дает право на следующий ход.

Выигрывает та команда, которая раньше другой достигнет пика Знаний.

 

Привал № 1. «Кроссворд».

Командам выдаются листы с сеткой кроссворда и вопросами, в которых зашифрованы понятия из раздела «Механика».

Привал № 2. «Доверяй, но проверяй!»

Команды выбирают по два лучших экспериментатора, которые получают экспериментальные задания и приступают к их выполнению. Через три минуты они должны будут представить всему классу сам опыт, анализ своих результатов.

Привал № 3. «Колесо истории».

В нем участвует все участники игры. Здесь задаются вопросы, касающиеся жизни и деятельности Ньютона. Верный ответ приносит командам дополнительные 0,5 балла за каждый правильный ответ.

Привал № 4. «Туман, снегопад, команде вернуться на базу».

Привал №5. «Физическая эстафета А».

Эта эстафета посвящена основным формулам «Кинематики». Участники команды поочередно записывают пропущенные величины в формулах, связанные в общую цепочку.

Привал №6. «Головоломка».

Участвуют капитаны команд. Они получают задания и приступают к их выполнению. Через минуту они должны предоставить решение головоломки.

Привал №7. «Ожидается сход лавин, срочно спуститься на один переход».

Привал №8. «Кто кого!»

Работая в своих рабочих тетрадях, командам предлагаются однотипные задачи. Первый выполнивший задание поднимает руку и вслух называет ответ. Если ответ верен, он быстро фиксирует решение на доске.

Привал №9. «Интересные вопросы».

Команды задают друг другу интересные вопросы, подготовленные заранее. За правильный ответ команде дается 1 балл.

Запасной привал «Внимание».

У членов жюри три ракетки, на которых изображены СИ: м, с, кг. Они  поясняют, как должна реагировать команда на подаваемые ими сигналы: если поднимается ракетка со знаком «м», то все должны встать, демонстрируя свою длину, если ракетка «с» - то быстро поднять руки и как бы посмотреть на наручные часы, фиксируя время, если ракетка «кг» - то на этот сигнал не реагировать, поскольку кг – единица массы, являющаяся мерой инертности. Ведущий быстро показывает ракетки и следит за пониманием сигналов. На  этом привале у команд отдых, умственная разрядка.

Побеждает команда первая, вошедшая на пик. Все  члены группы связки

 

Колесо истории.

Назовите дату рождения Исаака ньютона.                           

25 декабря 1642г по старому стилю, 4 января 1643г по новому стилю.

В каком университете (и колледже) учился Ньютон с 1661?                   

Кембриджский университет, колледж святой Троицы (Тринити – колледж)

Студенты колледжа по происхождению и имущественному положению делились на группы. Высшую составляли «коммонеры», платившие наиболее высшую плату и получавшие право обедать вместе с членами колледжа. Основную массу студентов составляли «пенсионеры», платившие полную плату, но не имевшие особых привилегий; за ними следовали «сайзеры», платившие меньше «пенсионеров» и, обязанные за это прислуживать членам колледжа, и, наконец, «супсайзеры», освобожденные от платы, но зато, обязанные обслуживать бакалавров, магистров и более обеспеченных студентов. К какой группе принадлежал Ньютон?                               Ньютон был принят в Тринити – колледж субсайзерами, его самолюбие очень страдало от унизительного положения слуги, в которое он был поставлен, вследствие скромного имущественного положения своей семьи.

Сколько лет было Ньютону, когда он стал профессором Кембриджского университета? 27 лет. С тех пор Кембридж стал славиться не богословием, а физикой и математикой, получение же кафедры, на которой работал Ньютон, стало делом чести для английских ученых.

В какой области физики работал Ньютон в первые годы профессиональной деятельности?    Оптика. Он усовершенствовал модель нового типа телескопа- рефлектора, открыл явление дисперсии.

  1. В  1696г министр финансов Англии Монтегю вспомнил о своем великом друге Ньютоне и решил привлечь его к делу оздоровления финансов страны. Какое предложение получил от него Ньютон?

15 мата 1696г он получил официальное извещение от Ментегю о назначении его, Ньютона, хранителем монетного двора. Кембриджский период жизни Ньютона закончился, начался последний, лондонский период- период общественного признания заслуг Ньютона и его прижизненная слава.

В какой работе Ньютона изложены его знаменитые законы?

«Математические начала натуральной философии» в 1687г. Эта книга оказала огромное влияние на развитее науки и научное мышление. В ней Ньютон дает образец научного подхода к явлениям природы и техники, вооружает науку точным методом, определяет развитие физики  на целых два столетия вперед.

От единичного факта падения яблока – Ньютон приходит к грандиозному обобщению. Какому?       В 1667г Ньютон формулирует закон всемирного тяготения, лежащего в основе небесной механики.

Достиг ли Ньютон вершин славы и признания при жизни?

1705г  королева Анна возвела его в рыцарское достоинство. В Королевском обществе он пользовался непререкаемым авторитетом, он был богат и окружен вниманием своей племянницы.

Где похоронен Ньютон?

Ньютон скончался в ночь с 20 на 21 марта 1727г. Его похоронили с большими почестями в Вестминстерском аббатстве, английском национальном пантеона. Надпись на памятнике над его могилой заканчивается словами: «пусть смертные радуются, что существовало такое украшение человеческого рода». На статуе Ньютона в Кембридже высечен стих из Лукреция: «Разумом он превосходит род человеческий».

Кто кого!

Построить вектор равнодействующей силы и найти ее модуль.

К  телу приложены 2 силы F1=0,5Н и F2=2Н. покажите направление вектора ускорения и найдите его модуль.

Интересные вопросы.

Яблоко падает на землю оттого, что его притягивает земной шар, но с точно такой же силой и яблоко притягивает к себе нашу планету. Почему  мы говорим, что яблоко падает на землю, вместо того чтобы сказать: «Яблоко и земля падают друг на друга»?

Яблоко и земля действительно падают друг на друга, но скорость этого падения различна для яблока и для земли. Равные силы взаимного притяжения сообщают яблоку ускорение18 м/c2, а земному шару – во столько же раз меньше, во сколько раз масса земного шара превышает массу яблока, и поэтому  Земля получает перемещение настолько ничтожное, что практически его модно считать равным нулю.

Если действие, как гласит закон, всегда равно и противоположно противодействию, то сила, с которой лошадь тянет телегу вперед, равна по модулю и противоположна по направлению силе, с которой телега «тянет» лошадь назад. Но телега движется вперед, а лошадь назад не движется. Почему и телега и лошадь движутся вперед?

Сила, действующая на телегу, и сила, действующая на лошадь, в каждый момент времени равны, но так как телега свободно перемещается на колесах, а лошадь упирается в землю, то понятно, почему телега катится в сторону лошади.

 

Домашнее задание.

У меня тоже ко всему классу есть вопрос:

История о том, как «лебедь, рак, да щука везти с поклажей воз взялись», известна всем. Но если рассматривать эту басню с точки зрения механики, результат получается вовсе не похожий на вывод баснописца Крылова. Каким он будет?

Напомню:

Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад,

А щука тянет в воду

 Вот это и будет вашим домашним заданием.

Басня утверждает, что «воз и ныне там», другими словами, что равнодействующая всех приложенных к возу сил равна нулю. Лебедь, рвущийся в облака, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя, направлена против силы тяжести, уменьшает трение колес о землю и об оси, облегчая тем вес воза. Они направлены под углом друг к другу, следовательно, их равнодействующая не может равняться нулю.

Блиц турнир.

На обсуждение вопроса дается 5 с. Кто быстрее и правильнее отвечает на вопрос, тот и опбедил. за победу команде присуждается балл.

  1. Как движется тело, если на него не действуют другие тела?
  2. Тело движется равномерно и прямолинейно. Меняется ли при этом его скорость?
  3. Как читается 1 закон Ньютона?
  4. Инерциальна ли система отсчета, движущаяся с ускорением относительно какой- либо инерциальной системы?
  5. Что является причиной ускоренного движения тела?
  6. Как читается 2 закон Ньютона?
  7. Как читается 3 закон Ньютона?
  8. Какие системы называются инерциальными?
  9. Какие системы называются неинерциальными?
  10. Выразите единицу силы через единицы массы и ускорения.

 

Подведение итогов. Награждение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Восхождение на пик знаний - Механика» »

Ф И З И К А Восхождение на пик знаний - «Механика и Ньютон». Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше.  Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камушек, чем другим: но океан неизвестного лежит передо мной. Исаак Ньютон (1643-1727гг)

Ф И З И К А

Восхождение на пик знаний - «Механика и Ньютон».

Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше.

Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камушек, чем другим: но океан неизвестного лежит передо мной. Исаак Ньютон (1643-1727гг)

Урок-игра Мы, играя, проверяем, Что умеем и что знаем !

Урок-игра

Мы, играя, проверяем,

Что умеем и что знаем !

  • Кроссворд.
  • Доверяй, но проверяй!
  • Колесо истории.
  • Физическая эстафета.
  • Головоломка.
  • Кто кого!
  • Интересные вопросы.
  • Подведение итогов
Кроссворд

Кроссворд

  • Изменение положения тела с течением времени.
  • Кратчайшее расстояние от начала и конца пути.
  • Величина, измеряемая в м/с.
  • Единица частоты.
  • Величина, характеризующая быстроту изменения скорости движения.
  • Время, за которое тело совершает один полный оборот.
  • Линия, вдоль которой движется тело.
Кроссворд Тело, размерами которого можно пренебречь. Величина обратная периоду. Движение по окружности. Вчера было, сегодня есть, завтра будет. Линия вдоль которой движется тело. Длина траектории. Величина, измеряемая в метрах.

Кроссворд

  • Тело, размерами которого можно пренебречь.
  • Величина обратная периоду.
  • Движение по окружности.
  • Вчера было, сегодня есть, завтра будет.
  • Линия вдоль которой движется тело.
  • Длина траектории.
  • Величина, измеряемая в метрах.

Доверяй, но проверяй… Проведите опыт: положите на стакан почтовую открытку, а на открытку- монетку. Ударьте по открытке резко щелчком. Почему открытка отлетает, а монетка падает в стакан? Почему монета не падает, если медленно тянуть открытку к себе?

Доверяй, но проверяй…

Проведите опыт: положите на стакан почтовую открытку, а на открытку- монетку. Ударьте по открытке резко щелчком.

Почему открытка отлетает, а монетка падает в стакан? Почему монета не падает, если медленно тянуть открытку к себе?

Доверяй, но проверяй… Примерно за 100 лет до н.э. александрийский ученый Герон проделал опыт: на конец изогнутой трубки он поместил легкий шарик и затем начал нагнетать в трубку воздух. Шарик, поднявшись над концом трубки, как бы плясал в воздушной струе. Такой опыт можно повторить , если поместить мячик от пинг-понга в струю воздуха, выходящего из работающего пылесоса. Попробуйте провести такой опыт и объясните его.

Доверяй, но проверяй…

Примерно за 100 лет до н.э. александрийский ученый Герон проделал опыт: на конец изогнутой трубки он поместил легкий шарик и затем начал нагнетать в трубку воздух. Шарик, поднявшись над концом трубки, как бы плясал в воздушной струе.

Такой опыт можно повторить , если поместить мячик от пинг-понга в струю воздуха, выходящего из работающего пылесоса.

Попробуйте провести такой опыт и объясните его.

Колесо истории

Колесо истории

  • Назовите дату рождения Исаака Ньютона.
  • В каком университете( и колледже) учился Ньютон с 1661года?
  • К какой группе принадлежал Ньютон?
  • Сколько лет было Ньютону, когда он стал профессором Кембриджского университета?
Колесо истории 5. В какой области физики работал  Ньютон в первые годы профессорской  деятельности? 6. В 1696 г. министр финансов Англии  Монтегю вспомнил о своем великом друге Ньютоне и решил его привлечь к делу  оздоровления финансов страны.  Какое предложение получил от него Ньютон ?  7.В какой работе Ньютона изложены его знаменитые законы?

Колесо истории

5. В какой области физики работал Ньютон в первые годы профессорской деятельности?

6. В 1696 г. министр финансов Англии Монтегю вспомнил о своем великом друге Ньютоне и решил его привлечь к делу оздоровления финансов страны. Какое предложение получил от него Ньютон ?

7.В какой работе Ньютона изложены его знаменитые законы?

Колесо истории 8. От единичного факта- падения яблока- Ньютон приходит к грандиозному обобщению. Какому? 9. Достиг ли Ньютон вершин славы и признания при жизни? 10.Где похоронен Ньютон?

Колесо истории

8. От единичного факта- падения яблока- Ньютон приходит к грандиозному обобщению. Какому?

9. Достиг ли Ньютон вершин славы и признания при жизни?

10.Где похоронен Ньютон?

Головоломка Прочитайте изречение И.Ньютона, двигаясь по часовой стрелке, пропуская определенное количество кружков. по ес ин яю зн те ги оч

Головоломка

Прочитайте

изречение И.Ньютона,

двигаясь

по часовой стрелке,

пропуская определенное

количество кружков.

по

ес

ин

яю

зн

те

ги

оч

Головоломка Прочитайте слова Рене Декарта. Д А О Ж Т И О Р С Т Й И Р Н А Н М Т М И Е Е Я Ю И Е И Ю И Д Е М Е Р В П

Головоломка

Прочитайте

слова

Рене Декарта.

Д

А

О

Ж

Т

И

О

Р

С

Т

Й

И

Р

Н

А

Н

М

Т

М

И

Е

Е

Я

Ю

И

Е

И

Ю

И

Д

Е

М

Е

Р

В

П

К т о к о г о ? 1.Постройте вектор равнодействующей сил и найдите её модуль. 2. К телу приложены силы F 1 =0,5Н и F 2 =2 Н. Покажите направление вектора ускорения. Найдите модуль ускорения. F 1 F 2 F 3

К т о к о г о ?

1.Постройте вектор равнодействующей сил и найдите её модуль.

2. К телу приложены силы F 1 =0,5Н и F 2 =2 Н. Покажите направление вектора ускорения. Найдите модуль ускорения.

F 1

F 2

F 3

Кто кого ? 1.Постройте вектор равнодействующей сил и найдите её модуль. 2. К телу приложены силы F 1 =0,5Н и F 2 =2 Н. Покажите направление вектора ускорения. Найдите модуль ускорения F 2 F 1 F 3  200г

Кто кого ?

1.Постройте вектор равнодействующей сил и найдите её модуль.

2. К телу приложены силы F 1 =0,5Н и F 2 =2 Н. Покажите направление вектора ускорения. Найдите модуль ускорения

F 2

F 1

F 3

200г

ИНТЕРЕСНЫЕ ВОПРОСЫ Если действие, как гласит закон, всегда равно и противоположно противодействию, то сила, с которой лошадь тянет телегу вперед, равна силе. с которой телега «тянет» лошадь назад. Почему лошадь и телега движутся вперёд?

ИНТЕРЕСНЫЕ ВОПРОСЫ

Если действие, как гласит закон, всегда равно и противоположно противодействию, то сила, с которой лошадь тянет телегу вперед, равна силе. с которой телега «тянет» лошадь назад. Почему лошадь и телега движутся вперёд?

Интересные вопросы Яблоко падает на землю оттого, что его притягивает земной шар; но точно с такой же силой и яблоко притягивает нашу планету. Отчего же мы говорим, что яблоко падает на землю, вместо того, чтобы сказать: «Яблоко и земля падают друг на друга»?

Интересные вопросы

Яблоко падает на землю оттого, что его притягивает земной шар; но точно с такой же силой и яблоко притягивает нашу планету. Отчего же мы говорим, что яблоко падает на землю, вместо того, чтобы сказать: «Яблоко и земля падают друг на друга»?

Домашнее задание История о том, « как лебедь. рак да щука везти с поклажей воз взялись», известна всем. Но если рассматривать эту басню с точки зрения механики, то каким будет результат? Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад. А щука тянет в воду .

Домашнее задание

История о том, « как лебедь. рак да щука везти с поклажей воз взялись», известна всем. Но если рассматривать эту басню с точки зрения механики, то каким будет результат?

Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад.

А щука тянет в воду .

Законы Ньютона 1 закон Ньютона.

Законы Ньютона

1 закон Ньютона.

Законы Ньютона 2 закон Ньютона

Законы Ньютона

2 закон Ньютона

Законы Ньютона Ох, и дал я ему… Уж, этот 3 закон…

Законы Ньютона

Ох, и дал я ему…

Уж, этот 3 закон…

Подведение итогов в школе он учился очень плохо его обидел лучший ученик в классе  месть- отнять место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника.

Подведение итогов

  • в школе он учился очень плохо
  • его обидел лучший ученик в классе
  • месть- отнять место первого ученика.

Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника.

Подведение итогов Великий«океан истины» по-прежнему расстилается перед вами не исследованным до конца.  Всем большое спасибо за участие! Желаю успехов! В.А.Сиднева.

Подведение итогов

Великий«океан истины» по-прежнему расстилается перед вами не исследованным до конца.

Всем большое спасибо за участие! Желаю успехов! В.А.Сиднева.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
«Восхождение на пик знаний - Механика»

Автор: Сиднева Вера Александровна

Дата: 03.11.2014

Номер свидетельства: 125715

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Развивающий урок-игра (физика без принуждения)  «Восхождение на пик  знаний - Механика» "
    ["seo_title"] => string(94) "razvivaiushchii-urok-ighra-fizika-biez-prinuzhdieniia-voskhozhdieniie-na-pik-znanii-miekhanika"
    ["file_id"] => string(6) "125711"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415034940"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства