Гончаров В.Ю.
Учитель физики, 1 категория
Урок на тему «По следам одной катастрофы»
в VII классе
Цели: 1) повторение и обобщение знаний о механическом движении, плотности и атмосферном давлении;
2) выработка умений решать задачи;
3) формирование представлений о единстве человека и природы, их обоюдной уязвимости.
Оборудование: видеомагнитофон, магнитофон, карта исследуемого края, маршрутные листы, нить, линейка.
Ход урока
1.Приветствие. Мотивация.
В Карагандинской области есть поселок Мирный, расположенный в 200 км от города Караганды. Недалеко проходит канал Иртыш-Караганда. По левому берегу канала проложены нефте- и газопроводы. Я приглашаю вас в научно-исследовательскую экспедицию в поселок Мирный, где произошла авария в нефтепроводе, с целью выяснения экологического состояния местности.
2.Устное решение тренировочных задач.
Нам предстоит долгий и трудный путь. В состав экспедиции можно зачислить только тех, кто справится с такими задачами:
1)Сколько времени летит самолет из Караганды до поселка, если расстояние 200 км, а скорость самолета 400 км/ч?
2)За сколько времени это расстояние будет пройдено велосипедистами, средняя скорость которых 20 км/ч
3)Предположим, что мы пошли пешком. Сколько времени мы бы затратили на путешествие?
Какой вид транспорта мы выбираем? Конечно же самолет!
3.Физический диктант (задание 1 из маршрутного листа).
Перед отправлением в путь проверим ваше «физическое оснащение». Запишите в таблицу маршрутного листа ответы на следующие вопросы:
1)По какой формуле определяется пройденный путь?
2)По какой формуле находится вес нашего груза?
3)В каких единицах измеряется плотность жидкости, пробу которой нам необходимо будет взять?
4)По какой формуле можно рассчитать высоту подъема самолета, если известно атмосферное давление на Земле и на высоте полета?
5)Как называется явление, при котором вещества самопроизвольно смешиваются?
4.Самопроверка.
(На заранее подготовленной таблице даны правильные ответы на вопросы диктанта. Учащиеся сверяют свои ответы с правильными и выставляют себе баллы за физический диктант)
5.Упражнение (разминка).
Вообразите, что мы летим на самолете. Под нами проплывают просторы нашей Родины. Вот мы приземлились на левом берегу канала Иртыш-Караганда. Чтобы снять усталость после полета, приподнимите плечи и сведите лопатки, затем расслабьтесь. Повторите упражнение 5 раз. Усталость прошла, и мы готовы к дальнейшему путешествию.
6.Самостоятельная работа с маршрутными листами (задание 2).
Из поселка Мирный наш путь лежит в поселок Трудовое. Добираться туда будем двумя путями: один отряд пешком, другой – на автобусе. (Отряды приступают к выполнению задания 2 из своих маршрутных листов. Тихо звучит музыкальное произведение. Командиры отрядов выполняют задание на доске.)
7.Упражнение (разминка).
Наши отряды вышли к поселку в разных местах. Давайте позовем друг друга. (Поочередно показываю карточки с гласными буквами А, О, У, Э, И. Учащиеся громко и протяжно произносят их вслух.)
8.Просмотр видеофильма.
Вот отряды встретились. Что же мы видим вокруг себя? (На экране – земля, трава, ручей, залитые нефтью. Повсюду видны засохшие деревья).
Несколько месяцев назад в нефтепроводе появилось отверстие, из которого начала вытекать нефть.
9.Решение задачи.
Приборами было зафиксировано, что до места назначения не дошло 1600 т нефти. Считая, что плотность нефти 800 кг/м3 рассчитаем массу разлившейся нефти.
10.Самостоятельное решение задач (работа с маршрутными листами, задание 3 и 4).
В результате повреждения нефтепровода произошла экологическая катастрофа. Нефть погубила жизнь на большой территории, проникла в организмы растений, рыб, животных и человека, губительно действуя на них. Конкретные факты вы получите, выполнив задание 3 и 4 из маршрутного листа. (Ученики работают с маршрутными листами.)
11.Упражнение (разминка).
Мы надышались здесь испарениями нефти. Давайте очистим наши легкие: вдох – резкий через рот. Повторите 5 – 6 раз.
12.Самостоятельное решение задачи (задание 5).
Летом в этих местах бушевали пожары, уничтожившие огромные участки леса. Подсчитайте, сколько человек лишились при этом своих генераторов кислорода. Необходимые данные возьмите из задания 5 маршрутного листа.
13.Подведение итогов урока.
Какой вы находите экологическую ситуацию в данной местности? как нужно поступить? Ваши предложения. (Природу нужно восстановить и беречь. Человек – часть природы. Ущерб, наносимый природе , пагубно сказывается на людях.)
- Домашнее задание.
Рассчитайте Архимедову силу, действующую на ваше тело, при погружении в воду, если плотность тела человека приблизительно равна 1150 кг/м3.
На обратной стороне маршрутного листа нарисуйте любую замкнутую кривую, а внутри нее то, что вам хочется нарисовать мне на память. Благодарю всех за работу. Вы – молодцы!