использование возможностей музея краеведения для организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия учащихся и педагогов в рамках образовательного процесса.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- продолжать изучение военной истории родного края;
- приобщать учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности по военно-исторической и патриотической тематике;
- развивать навыки поисково-исследовательской работы, умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации;
- формировать историческое сознание, музейную культуру учащихся;
- воспитывать патриотизм и сопричастность к системе культурных ценностей, истории малой Родины и традициям родного края;
- приобщать школьников к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям человечества; Оборудование:карта военно-воздушной трассы, репродукции картин к теме, выставка книг по теме, архивные материалы музея (фото, воспоминания, экспонаты с места катастрофы), аудиозапись, презентация;
Домашнее задание: сбор дополнительных материалов по истории авиакатастрофы (воспоминания участников туристического похода), подготовить выступления;
Ход урока:
Вступительная часть:
(Звучат аккорды «Реквиема» сл. Р. Рождественского муз. Д. Кобалевского).
Учитель: Память… Она неподвластна времени, она как немой свидетель тех незабываемых событий, которые в каждой семье отозвались горем и непоправимой потерей. Прошло 69 лет с памятного майского дня 1945 года - великого Дня Победы… Выросло не одно мирное поколение, но память о Великой Отечественной войне жива в наших сердцах. Проходит время, и чем дальше отделяет оно нас от тех страшных событий, тем ценнее воспоминания очевидцев, тем актуальнее становится тема Великой Отечественной войны. Тема нашего музейного урока «Память в сердцах…», который будет посвящен об одном малоизвестном эпизоде истории - о поставке и перегоне американских самолетов по трассе "Аляска - Сибирь" по «ленд-лизу» в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.
II. Основная часть: (Звучит фрагмент аудиозаписи песни «Священная война» сл. В. Лебедева – Кумача, муз. А.Александрова).
1 ведущий:
Самолеты с заводов в штате Монтана перегонялись американскими летчиками до Фербенкса (в среднем 3000 километров), оттуда эстафету принимали советские летчики. Фербенкс-Ном-Уэлькаль-Сеймчан-Якутск-Киренск-Красноярск маршрут общей протяженностью 6371 километр. Такова была трасса ленд-лиза до погрузки самолетов на железную дорогу, по которой они направлялись на фронт. До 1992 года эта тема носила секретный характер. Бывшие советские руководители не хотели оглашать в открытую американскую помощь, так как шла «холодная война», кроме оставшихся еще живых участников перегона, об этом никто не знал. За все свое существование по этой трассе из США в СССР по официальным данным доставлено 8 тысяч самолетов и много военного груза.
Члены кружка «Краевед» рассказывают о исследовательской деятельности:
2 ведущий:
В годы войны 1941-1945 г.г. по территории Улахан-Чистайского наслега Момского района Республики Саха (Якутия) проходила военно-воздушная трасса «Аляска-Сибирь». По этой трассе из Соединенных штатов Америки посылали на помощь Красной Армии военные самолеты и боеприпасы. Трасса была новая, неизученная и очень трудная, поэтому случались катастрофы, трагедии.
3 ведущий:
В 1979 году в селе Сасыр Улахан-Чистайского наслега Момского района был создан школьный краеведческий музей, где начата исследовательская работа учащимися авиатрассы «Аляска-Сибирь». Особенно удачным был поход 1980 года по поиску потерпевшего аварию самолета.
Участник похода 1980 г. Лобунец К.Н.:
В то время, мы, учащиеся 7-х, 8-х, 9-х классов ходили в туристические походы с большой радостью и возможно, не осознавали какой исторический памятник обнаружили в местности озера Куолума. Под чутким руководством нашего глубокоуважаемого, любимого учителя Александра Михайловича была проведена большая исследовательская работа по выявлению фактов. Все члены кружка с большим интересом и энтузиазмом вникли в общее дело. Обращались в Министерство Обороны, Министерство гражданской авиации, военные комиссариаты, в редакции журналов, газет, во многие сельские и городские Советы, частным лицам – ветеранам гражданской, военной авиации. Тем самым, в ходе переписки был собран большой материал по истории авиатрассы. Я горжусь тем, что являясь членом кружка «Краевед» принимала участие в поиске потерпевшего аварию самолета. Этот период в жизни во мне оставил неизгладимое впечатление и память на всю жизнь. В заключении хочу призвать Вас ребята придерживаться активной жизненной позиции, всегда стремиться быть первыми, добиться поставленной цели.
1 ведущий:
В результате исследовательской работы учащихся под руководством учителя истории, краеведа Дегтярева Александра Михайловича была создана картина истории катастрофы самолета:
- установлены дата, место крушения самолета и состав экипажа: 18 апреля 1943 года на берегу озера Куолума потерпел аварию военно-транспортный самолет А20-В13622; командир экипажа Чередниченко Я.Я. и радист-стрелок Житин И.Я. погибли сразу, а штурман Дроботенко К.Г. прыгнул с парашютом и остался жив. Останки летчиков захоронены в селе Сасыр;
- установлены очевидцы катастрофы – оленеводы, кавалер ордена Знак Почета Слепцов Петр Алексеевич и Корякина Дарья Дмитриевна, коневод колхоза «Коммунизм» Тарабукин Василий Егорович;
2 ведущий (из воспоминаний очевидцев):
«Человек тот был в пилотских унтах, в меховой куртке, хотел что-то сказать, но я, испугавшись от человека с пистолетом в руках, быстро повернула оленя, и ускакала в сторону, где стояла палатка, чтобы сообщить бригадиру оленеводческого стада… (Д.Д.Корякина)». «Я случайно наткнулся на место аварии. Да, действительно, жутко было смотреть на все это. Самолет упал прямо с неба, не на брюхо, а с большой высоты врезался носом в мерзлую землю. Все кругом горело, время от времени рвались патроны. Ящики из-под боеприпасов, обломки самолета, мотора были разбросаны вокруг в радиусе 150-200 метров. Обгоревшие тела двух летчиков лежали под крылом самолета: один лежал на спине, другой полулежал, прислонившись к колесу самолета. И тот, и другой были буквально прошиты пулями. В метрах ста от этого места на высоком дереве висел парашют. Видимо, один из экипажа выпрыгнул на парашюте и повис на дереве. Если судить по следу на глубоком снегу, третий летчик, высвободившись, подошел к самолету, сидел на обломке самолета и потом следы ушли в сторону Тарына. На следующий день в составе комиссии я приехал на место аварии. Все собрали в одну кучу, ничего целого не осталось, тела летчиков привезли в поселок. В поселке был раненый летчик и врач Всеволод Дмитриевич Яхонтов (кремлевский врач). На следующий день всем поселком похоронили летчиков. (В.Е.Тарабукин)».
Учитель:
Неизгладимое впечатление оставили организуемые советом музея встречи посвященные к 45-летию Победы в Великой Отечественной Войне с родными погибшего летчика радиста Житина И.Я. За два дня Александра Михайловна (жена) и Юрий Иванович (сын) узнали столько, сколько можно узнать за два года.
3 ведущий:
На встречу с далекими и с долгожданными гостями пришло почти все население села. Жители здоровались с гостями за руку, проявляя всяческую заботу. Сначала гостей привели к «сэргэ», по древним северным обычаям, обозначающим место для самых почетных гостей. Александре Михайловне и Юрию Ивановичу показали памятник погибшим летчикам. Затем гости побывали на месте катастрофы самолета, где погиб бортовой радист И.Я.Житин.
1 ведущий (из интервью И.Я.Житина в газете «Уральский шахтер»):
«Впереди белела сломанная пополам часть фюзеляжа самолета. Одно крыло лежало впереди в метрах сорока, другое – точно также позади. На лучах солнца блестели штоки шасси. Можно было увидеть и другие детали. Например: звезду на борту самолета. Она была не красной, а белой с двумя длинными белыми полосками справа и слева от нее. Отличительный знак американских ВВС. Фюзеляж фирмы «Бристоль» - английский. Значит собрали в Америке из английских поставок…».
Учитель (книжная выставка «Трасса мужества»):
Длительный запрет темы в советские времена привел к тому, что не было издано ни одной фундаментальной публикации о военно-воздушной трассе «Аляска-Сибирь». Одним из первых нарушил молчание И.П.Мазурук, опубликовав в 1977 году в «Военно-историческом журнале» свои воспоминания, в которых рассказал о том, как создавалась трасса, трудностях, которые пришлось преодолеть перегонщикам.
Положение с публикациями о трассе Аляска-Сибирь изменилось с началом в Советском Союзе перестройки и окончанием «холодной войны». Заметно возросло число публикаций по рассматриваемой теме в связи с прошедшим в 1992 году 50-летием со дня открытия перегоночной трассы Аляска-Сибирь. К юбилею в городе Якутск издали сборник статей и воспоминаний И.Е.Негенбля «Трасса мужества и дружбы» - первый научный и популярный труд, в том же году генерал-майор авиации в отставке И.П.Лебедев выпустил книгу «Кобры летят к фронту». Значительный материал по истории развития авиации в нашей Республике содержат труды В.И.Пестерева «Хроника авиации Якутии» и т.д.
Все эти книги рассчитаны на широкий круг читателей, интересующихся вопросами истории военно-воздушной трассы «Аляска-Сибирь».
III. Заключение:
Учитель (стенд «Память в сердцах…» посвященный военно-воздушной трассе):
(Звучит фрагмент аудиозаписи песни «День Победы» сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова).
Военно-воздушная трасса «Аляска-Сибирь» внесла неоценимый вклад в Победе над фашистским агрессором, также сыграла огромную роль в освоении Чукотки, Якутии, Магадана, предопределила регулярное воздушное сообщение в этих регионах, дала новую жизнь многим населенным пунктам отдаленных районов Арктической зоны.
Память о прошлом – это не только скорбь у братских могил и чествование ветеранов. Она учит нас любить Родину, беречь мир, даёт силы в разные периоды жизни, вселяет веру в торжество добра и правого дела.
Почтим память погибших защитников нашего отечества минутой молчания. (Минута молчания).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
использование возможностей музея краеведения для организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия учащихся и педагогов в рамках образовательного процесса. Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- продолжать изучение военной истории родного края;
- приобщать учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности по военно-исторической и патриотической тематике;
- развивать навыки поисково-исследовательской работы, умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации;
- формировать историческое сознание, музейную культуру учащихся;
- воспитывать патриотизм и сопричастность к системе культурных ценностей, истории малой Родины и традициям родного края;
- приобщать школьников к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям человечества; Оборудование:карта военно-воздушной трассы, репродукции картин к теме, выставка книг по теме, архивные материалы музея (фото, воспоминания, экспонаты с места катастрофы), аудиозапись, презентация;
Домашнее задание: сбор дополнительных материалов по истории авиакатастрофы (воспоминания участников туристического похода), подготовить выступления;
Ход урока:
Вступительная часть:
(Звучат аккорды «Реквиема» сл. Р. Рождественского муз. Д. Кобалевского).
Учитель: Память… Она неподвластна времени, она как немой свидетель тех незабываемых событий, которые в каждой семье отозвались горем и непоправимой потерей. Прошло 69 лет с памятного майского дня 1945 года - великого Дня Победы… Выросло не одно мирное поколение, но память о Великой Отечественной войне жива в наших сердцах. Проходит время, и чем дальше отделяет оно нас от тех страшных событий, тем ценнее воспоминания очевидцев, тем актуальнее становится тема Великой Отечественной войны.
Тема нашего музейного урока «Память в сердцах…», который будет посвящен об одном малоизвестном эпизоде истории - о поставке и перегоне американских самолетов по трассе "Аляска - Сибирь" по «ленд-лизу» в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.
II. Основная часть: (Звучит фрагмент аудиозаписи песни «Священная война» сл. В. Лебедева – Кумача, муз. А.Александрова).
1 ведущий:
Самолеты с заводов в штате Монтана перегонялись американскими летчиками до Фербенкса (в среднем 3000 километров), оттуда эстафету принимали советские летчики. Фербенкс-Ном-Уэлькаль-Сеймчан-Якутск-Киренск-Красноярск маршрут общей протяженностью 6371 километр. Такова была трасса ленд-лиза до погрузки самолетов на железную дорогу, по которой они направлялись на фронт. До 1992 года эта тема носила секретный характер. Бывшие советские руководители не хотели оглашать в открытую американскую помощь, так как шла «холодная война», кроме оставшихся еще живых участников перегона, об этом никто не знал. За все свое существование по этой трассе из США в СССР по официальным данным доставлено 8 тысяч самолетов и много военного груза.
Члены кружка «Краевед» рассказывают о исследовательской деятельности:
2 ведущий:
В годы войны 1941-1945 г.г. по территории Улахан-Чистайского наслега Момского района Республики Саха (Якутия) проходила военно-воздушная трасса «Аляска-Сибирь». По этой трассе из Соединенных штатов Америки посылали на помощь Красной Армии военные самолеты и боеприпасы. Трасса была новая, неизученная и очень трудная, поэтому случались катастрофы, трагедии.
3 ведущий:
В 1979 году в селе Сасыр Улахан-Чистайского наслега Момского района был создан школьный краеведческий музей, где начата исследовательская работа учащимися авиатрассы «Аляска-Сибирь». Особенно удачным был поход 1980 года по поиску потерпевшего аварию самолета.
Участник похода 1980 г. Лобунец К.Н.:
В то время, мы, учащиеся 7-х, 8-х, 9-х классов ходили в туристические походы с большой радостью и возможно, не осознавали какой исторический памятник обнаружили в местности озера Куолума. Под чутким руководством нашего глубокоуважаемого, любимого учителя Александра Михайловича была проведена большая исследовательская работа по выявлению фактов. Все члены кружка с большим интересом и энтузиазмом вникли в общее дело. Обращались в Министерство Обороны, Министерство гражданской авиации, военные комиссариаты, в редакции журналов, газет, во многие сельские и городские Советы, частным лицам – ветеранам гражданской, военной авиации. Тем самым, в ходе переписки был собран большой материал по истории авиатрассы. Я горжусь тем, что являясь членом кружка «Краевед» принимала участие в поиске потерпевшего аварию самолета. Этот период в жизни во мне оставил неизгладимое впечатление и память на всю жизнь. В заключении хочу призвать Вас ребята придерживаться активной жизненной позиции, всегда стремиться быть первыми, добиться поставленной цели.
1 ведущий:
В результате исследовательской работы учащихся под руководством учителя истории, краеведа Дегтярева Александра Михайловича была создана картина истории катастрофы самолета:
- установлены дата, место крушения самолета и состав экипажа: 18 апреля 1943 года на берегу озера Куолума потерпел аварию военно-транспортный самолет А20-В13622; командир экипажа Чередниченко Я.Я. и радист-стрелок Житин И.Я. погибли сразу, а штурман Дроботенко К.Г. прыгнул с парашютом и остался жив. Останки летчиков захоронены в селе Сасыр;
- установлены очевидцы катастрофы – оленеводы, кавалер ордена Знак Почета Слепцов Петр Алексеевич и Корякина Дарья Дмитриевна, коневод колхоза «Коммунизм» Тарабукин Василий Егорович;
2 ведущий (из воспоминаний очевидцев):
«Человек тот был в пилотских унтах, в меховой куртке, хотел что-то сказать, но я, испугавшись от человека с пистолетом в руках, быстро повернула оленя, и ускакала в сторону, где стояла палатка, чтобы сообщить бригадиру оленеводческого стада… (Д.Д.Корякина)». «Я случайно наткнулся на место аварии. Да, действительно, жутко было смотреть на все это. Самолет упал прямо с неба, не на брюхо, а с большой высоты врезался носом в мерзлую землю. Все кругом горело, время от времени рвались патроны. Ящики из-под боеприпасов, обломки самолета, мотора были разбросаны вокруг в радиусе 150-200 метров. Обгоревшие тела двух летчиков лежали под крылом самолета: один лежал на спине, другой полулежал, прислонившись к колесу самолета. И тот, и другой были буквально прошиты пулями. В метрах ста от этого места на высоком дереве висел парашют. Видимо, один из экипажа выпрыгнул на парашюте и повис на дереве. Если судить по следу на глубоком снегу, третий летчик, высвободившись , подошел к самолету, сидел на обломке самолета и потом следы ушли в сторону Тарына. На следующий день в составе комиссии я приехал на место аварии. Все собрали в одну кучу, ничего целого не осталось, тела летчиков привезли в поселок. В поселке был раненый летчик и врач Всеволод Дмитриевич Яхонтов (кремлевский врач). На следующий день всем поселком похоронили летчиков. (В.Е.Тарабукин)».
Учитель:
Неизгладимое впечатление оставили организуемые советом музея встречи посвященные к 45-летию Победы в Великой Отечественной Войне с родными погибшего летчика радиста Житина И.Я. За два дня Александра Михайловна (жена) и Юрий Иванович (сын) узнали столько, сколько можно узнать за два года.
3 ведущий:
На встречу с далекими и с долгожданными гостями пришло почти все население села. Жители здоровались с гостями за руку, проявляя всяческую заботу. Сначала гостей привели к «сэргэ», по древним северным обычаям, обозначающим место для самых почетных гостей. Александре Михайловне и Юрию Ивановичу показали памятник погибшим летчикам. Затем гости побывали на месте катастрофы самолета, где погиб бортовой радист И.Я.Житин.
1 ведущий (из интервью И.Я.Житина в газете «Уральский шахтер»):
«Впереди белела сломанная пополам часть фюзеляжа самолета. Одно крыло лежало впереди в метрах сорока, другое – точно также позади. На лучах солнца блестели штоки шасси. Можно было увидеть и другие детали. Например: звезду на борту самолета. Она была не красной, а белой с двумя длинными белыми полосками справа и слева от нее. Отличительный знак американских ВВС. Фюзеляж фирмы «Бристоль» - английский. Значит собрали в Америке из английских поставок…».
Учитель (книжная выставка «Трасса мужества»):
Длительный запрет темы в советские времена привел к тому, что не было издано ни одной фундаментальной публикации о военно-воздушной трассе «Аляска-Сибирь». Одним из первых нарушил молчание И.П.Мазурук, опубликовав в 1977 году в «Военно-историческом журнале» свои воспоминания, в которых рассказал о том, как создавалась трасса, трудностях, которые пришлось преодолеть перегонщикам.
Положение с публикациями о трассе Аляска-Сибирь изменилось с началом в Советском Союзе перестройки и окончанием «холодной войны». Заметно возросло число публикаций по рассматриваемой теме в связи с прошедшим в 1992 году 50-летием со дня открытия перегоночной трассы Аляска-Сибирь. К юбилею в городе Якутск издали сборник статей и воспоминаний И.Е.Негенбля «Трасса мужества и дружбы» - первый научный и популярный труд, в том же году генерал-майор авиации в отставке И.П.Лебедев выпустил книгу «Кобры летят к фронту». Значительный материал по истории развития авиации в нашей Республике содержат труды В.И.Пестерева «Хроника авиации Якутии» и т.д.
Все эти книги рассчитаны на широкий круг читателей, интересующихся вопросами истории военно-воздушной трассы «Аляска-Сибирь».
III. Заключение:
Учитель (стенд «Память в сердцах…» посвященный военно-воздушной трассе):
(Звучит фрагмент аудиозаписи песни «День Победы» сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова).
Военно-воздушная трасса «Аляска-Сибирь» внесла неоценимый вклад в Победе над фашистским агрессором, также сыграла огромную роль в освоении Чукотки, Якутии, Магадана, предопределила регулярное воздушное сообщение в этих регионах, дала новую жизнь многим населенным пунктам отдаленных районов Арктической зоны.
Память о прошлом – это не только скорбь у братских могил и чествование ветеранов. Она учит нас любить Родину, беречь мир, даёт силы в разные периоды жизни, вселяет веру в торжество добра и правого дела.
Почтим память погибших защитников нашего отечества минутой молчания. (Минута молчания).