kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Память в сердцах" (музейный урок)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музейный урок

Тема: «ПАМЯТЬ  В  СЕРДЦАХ…»

посвященный военно-воздушной трассе «Аляска-Сибирь»

Цель:

использование возможностей  музея краеведения для организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия учащихся и педагогов в рамках образовательного процесса.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

-   продолжать изучение военной истории родного края;

-  приобщать учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности по     военно-исторической и патриотической тематике;

- развивать навыки поисково-исследовательской работы, умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации;

-   формировать историческое сознание, музейную культуру учащихся;

-  воспитывать патриотизм и сопричастность к системе культурных ценностей, истории  малой Родины и традициям родного края;

-  приобщать школьников к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям человечества;
Оборудование: карта военно-воздушной трассы, репродукции картин к теме, выставка книг по теме, архивные материалы музея (фото, воспоминания, экспонаты с места катастрофы), аудиозапись, презентация;

Домашнее задание: сбор дополнительных материалов по истории авиакатастрофы (воспоминания участников туристического похода), подготовить выступления;
 

Ход урока:

  1. Вступительная часть: 

(Звучат аккорды «Реквиема» сл. Р. Рождественского муз. Д. Кобалевского).

Учитель: Память… Она неподвластна времени, она как немой свидетель тех незабываемых событий, которые в каждой семье отозвались горем и непоправимой потерей. Прошло 69 лет с памятного майского дня 1945 года - великого Дня Победы… Выросло не одно мирное поколение, но память о Великой Отечественной войне жива в наших сердцах. Проходит время, и чем дальше отделяет оно нас от тех страшных событий, тем ценнее воспоминания очевидцев, тем актуальнее становится тема Великой Отечественной войны.  Тема нашего музейного урока «Память в сердцах…», который будет посвящен об одном малоизвестном эпизоде истории - о поставке и перегоне американских самолетов по трассе "Аляска - Сибирь" по «ленд-лизу» в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.  

II. Основная часть:  (Звучит фрагмент аудиозаписи песни «Священная война» сл. В. Лебедева – Кумача, муз. А.Александрова).

1 ведущий: 

Самолеты с заводов в штате Монтана перегонялись американскими летчиками до Фербенкса (в среднем 3000 километров), оттуда эстафету принимали советские летчики. Фербенкс-Ном-Уэлькаль-Сеймчан-Якутск-Киренск-Красноярск маршрут общей протяженностью 6371 километр. Такова была трасса ленд-лиза до погрузки самолетов на железную дорогу, по которой они направлялись на фронт. До 1992 года эта тема носила секретный характер. Бывшие советские руководители не хотели оглашать в открытую американскую помощь, так как шла «холодная война», кроме оставшихся еще живых участников перегона, об этом никто не знал. За все свое существование по этой трассе из США в СССР по официальным данным доставлено 8 тысяч самолетов и много военного груза.  

Члены кружка «Краевед» рассказывают о исследовательской деятельности:

2 ведущий: 

             В годы войны 1941-1945 г.г. по территории Улахан-Чистайского наслега Момского района Республики Саха (Якутия) проходила военно-воздушная трасса «Аляска-Сибирь». По этой трассе из Соединенных штатов Америки посылали на помощь Красной Армии военные самолеты и боеприпасы. Трасса была новая, неизученная и очень трудная, поэтому случались катастрофы, трагедии.

3 ведущий:      

             В 1979 году в селе Сасыр Улахан-Чистайского наслега Момского района был создан школьный краеведческий музей, где начата исследовательская работа учащимися авиатрассы «Аляска-Сибирь». Особенно удачным был поход 1980 года по поиску потерпевшего аварию самолета.   

Участник похода 1980 г. Лобунец К.Н.:

             В то время, мы, учащиеся 7-х, 8-х, 9-х классов ходили в туристические походы с большой радостью и возможно, не осознавали какой исторический памятник обнаружили в местности озера Куолума. Под чутким руководством нашего глубокоуважаемого, любимого учителя Александра Михайловича была проведена большая исследовательская работа по выявлению фактов. Все члены кружка с большим интересом и энтузиазмом вникли в общее дело. Обращались в Министерство Обороны, Министерство гражданской авиации, военные комиссариаты, в редакции журналов, газет, во многие сельские и городские Советы, частным лицам – ветеранам гражданской, военной авиации. Тем самым, в ходе переписки был собран большой материал по истории авиатрассы. Я горжусь тем, что являясь членом кружка «Краевед» принимала участие в поиске потерпевшего аварию самолета. Этот период в жизни во мне оставил неизгладимое впечатление и память на всю жизнь.  В заключении хочу призвать Вас ребята придерживаться активной жизненной позиции, всегда стремиться быть первыми, добиться поставленной цели.            

1 ведущий:

             В результате исследовательской работы учащихся под руководством учителя истории, краеведа  Дегтярева Александра Михайловича была создана картина истории катастрофы самолета:

- установлены дата, место крушения самолета и состав экипажа: 18 апреля 1943 года на берегу озера Куолума потерпел аварию военно-транспортный самолет А20-В13622;  командир экипажа Чередниченко Я.Я. и радист-стрелок Житин И.Я. погибли сразу, а штурман Дроботенко К.Г. прыгнул с парашютом и остался жив. Останки летчиков захоронены в селе Сасыр;

- установлены очевидцы катастрофы – оленеводы, кавалер ордена Знак Почета Слепцов Петр Алексеевич и Корякина Дарья Дмитриевна, коневод колхоза «Коммунизм» Тарабукин Василий Егорович;   

2 ведущий (из воспоминаний очевидцев):

«Человек тот был в пилотских унтах, в меховой куртке, хотел что-то сказать, но я, испугавшись от человека с пистолетом в руках, быстро повернула оленя, и ускакала в сторону, где стояла палатка, чтобы сообщить бригадиру оленеводческого стада… (Д.Д.Корякина)». «Я случайно наткнулся на место аварии.  Да, действительно, жутко было смотреть на все это. Самолет упал прямо с неба, не на брюхо, а с большой высоты врезался носом в мерзлую землю.  Все кругом горело, время от времени рвались патроны. Ящики из-под боеприпасов, обломки самолета, мотора были разбросаны вокруг в радиусе 150-200 метров. Обгоревшие тела двух летчиков лежали под крылом самолета: один лежал на спине, другой полулежал, прислонившись к колесу самолета. И тот, и другой были буквально прошиты пулями. В метрах ста от этого места на высоком дереве висел парашют. Видимо, один из экипажа выпрыгнул на парашюте и повис на дереве. Если судить по следу на глубоком снегу, третий летчик, высвободившись, подошел к самолету, сидел на обломке самолета и потом следы ушли в сторону Тарына. На следующий день в составе комиссии я приехал на место аварии. Все собрали в одну кучу, ничего целого не осталось, тела летчиков привезли в поселок. В поселке был раненый летчик и врач Всеволод Дмитриевич Яхонтов (кремлевский врач). На следующий день всем поселком  похоронили летчиков. (В.Е.Тарабукин)».

Учитель: 

            Неизгладимое впечатление оставили организуемые советом музея встречи посвященные к 45-летию Победы в Великой Отечественной Войне с родными погибшего летчика радиста Житина И.Я. За два дня Александра Михайловна (жена) и Юрий Иванович (сын) узнали столько, сколько можно узнать за два года.

3 ведущий:  

            На встречу с далекими и с долгожданными гостями пришло почти все население села. Жители здоровались с гостями за руку, проявляя всяческую заботу. Сначала гостей привели к «сэргэ», по древним северным обычаям, обозначающим место для самых почетных гостей. Александре Михайловне и Юрию Ивановичу показали памятник погибшим летчикам.  Затем гости побывали на месте катастрофы самолета, где погиб бортовой радист И.Я.Житин.

1 ведущий (из интервью И.Я.Житина в газете «Уральский шахтер»):

«Впереди белела сломанная пополам часть фюзеляжа самолета. Одно крыло лежало впереди в метрах сорока, другое – точно также позади. На лучах солнца блестели штоки шасси. Можно было увидеть и другие детали. Например: звезду на борту самолета. Она была не красной, а белой с двумя длинными белыми полосками справа и слева от нее. Отличительный знак американских ВВС. Фюзеляж фирмы «Бристоль» -  английский. Значит собрали в Америке из английских поставок…».

Учитель (книжная выставка «Трасса мужества»):

             Длительный запрет темы в советские времена привел к тому, что не было издано ни одной фундаментальной публикации о военно-воздушной трассе «Аляска-Сибирь». Одним из первых нарушил молчание И.П.Мазурук, опубликовав в 1977 году в «Военно-историческом журнале» свои воспоминания, в которых рассказал о том, как создавалась трасса, трудностях, которые пришлось преодолеть перегонщикам.

Положение с публикациями о трассе Аляска-Сибирь изменилось с началом в Советском Союзе перестройки и окончанием «холодной войны». Заметно возросло число публикаций по рассматриваемой теме в связи с прошедшим в 1992 году 50-летием со дня открытия перегоночной трассы Аляска-Сибирь. К юбилею в городе Якутск издали сборник статей и воспоминаний И.Е.Негенбля «Трасса мужества и дружбы» -  первый научный и популярный труд, в том же году генерал-майор авиации в отставке И.П.Лебедев выпустил книгу «Кобры летят к фронту». Значительный материал по истории развития авиации в нашей Республике содержат труды В.И.Пестерева «Хроника авиации Якутии» и т.д.

             Все эти книги рассчитаны на широкий круг читателей, интересующихся вопросами истории военно-воздушной трассы «Аляска-Сибирь».        

III. Заключение:

Учитель (стенд «Память в сердцах…» посвященный военно-воздушной трассе): 

(Звучит фрагмент аудиозаписи песни «День Победы» сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова).

            Военно-воздушная трасса «Аляска-Сибирь» внесла неоценимый вклад в Победе над фашистским агрессором, также сыграла огромную роль в освоении Чукотки, Якутии, Магадана, предопределила регулярное воздушное сообщение в этих регионах, дала новую жизнь многим населенным пунктам отдаленных районов Арктической зоны.

            Память о прошлом – это не только скорбь у братских могил и чествование ветеранов. Она учит нас любить Родину, беречь мир, даёт силы в разные периоды жизни, вселяет веру в торжество добра и правого дела.

Почтим память погибших защитников нашего отечества минутой молчания. (Минута молчания).

Просмотр содержимого документа
«"Память в сердцах" (музейный урок) »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Улахан-Чистайская средняя общеобразовательная школа

имени Н.С. Тарабукина»










Музейный урок

«ПАМЯТЬ В СЕРДЦАХ…»

посвященный военно-воздушной трассе «Аляска-Сибирь»

(методическая разработка)











Баишева В.Ал. учитель истории

и обществознания

2 0 1 5

Цель:

использование возможностей музея краеведения для организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия учащихся и педагогов в рамках образовательного процесса.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- продолжать изучение военной истории родного края;

- приобщать учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности по военно-исторической и патриотической тематике;

- развивать навыки поисково-исследовательской работы, умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации;

- формировать историческое сознание, музейную культуру учащихся;

- воспитывать патриотизм и сопричастность к системе культурных ценностей, истории малой Родины и традициям родного края;

- приобщать школьников к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям человечества;
Оборудование: карта военно-воздушной трассы, репродукции картин к теме, выставка книг по теме, архивные материалы музея (фото, воспоминания, экспонаты с места катастрофы), аудиозапись, презентация;

Домашнее задание: сбор дополнительных материалов по истории авиакатастрофы (воспоминания участников туристического похода), подготовить выступления;

Ход урока:

  1. Вступительная часть:

(Звучат аккорды «Реквиема» сл. Р. Рождественского муз. Д. Кобалевского).

Учитель: Память… Она неподвластна времени, она как немой свидетель тех незабываемых событий, которые в каждой семье отозвались горем и непоправимой потерей. Прошло 69 лет с памятного майского дня 1945 года - великого Дня Победы… Выросло не одно мирное поколение, но память о Великой Отечественной войне жива в наших сердцах. Проходит время, и чем дальше отделяет оно нас от тех страшных событий, тем ценнее воспоминания очевидцев, тем актуальнее становится тема Великой Отечественной войны.

Тема нашего музейного урока «Память в сердцах…», который будет посвящен об одном малоизвестном эпизоде истории - о поставке и перегоне американских самолетов по трассе "Аляска - Сибирь" по «ленд-лизу» в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

II. Основная часть: (Звучит фрагмент аудиозаписи песни «Священная война» сл. В. Лебедева – Кумача, муз. А.Александрова).

1 ведущий:

Самолеты с заводов в штате Монтана перегонялись американскими летчиками до Фербенкса (в среднем 3000 километров), оттуда эстафету принимали советские летчики. Фербенкс-Ном-Уэлькаль-Сеймчан-Якутск-Киренск-Красноярск маршрут общей протяженностью 6371 километр. Такова была трасса ленд-лиза до погрузки самолетов на железную дорогу, по которой они направлялись на фронт. До 1992 года эта тема носила секретный характер. Бывшие советские руководители не хотели оглашать в открытую американскую помощь, так как шла «холодная война», кроме оставшихся еще живых участников перегона, об этом никто не знал. За все свое существование по этой трассе из США в СССР по официальным данным доставлено 8 тысяч самолетов и много военного груза.


Члены кружка «Краевед» рассказывают о исследовательской деятельности:

2 ведущий:

В годы войны 1941-1945 г.г. по территории Улахан-Чистайского наслега Момского района Республики Саха (Якутия) проходила военно-воздушная трасса «Аляска-Сибирь». По этой трассе из Соединенных штатов Америки посылали на помощь Красной Армии военные самолеты и боеприпасы. Трасса была новая, неизученная и очень трудная, поэтому случались катастрофы, трагедии.

3 ведущий:

В 1979 году в селе Сасыр Улахан-Чистайского наслега Момского района был создан школьный краеведческий музей, где начата исследовательская работа учащимися авиатрассы «Аляска-Сибирь». Особенно удачным был поход 1980 года по поиску потерпевшего аварию самолета.

Участник похода 1980 г. Лобунец К.Н.:

В то время, мы, учащиеся 7-х, 8-х, 9-х классов ходили в туристические походы с большой радостью и возможно, не осознавали какой исторический памятник обнаружили в местности озера Куолума. Под чутким руководством нашего глубокоуважаемого, любимого учителя Александра Михайловича была проведена большая исследовательская работа по выявлению фактов. Все члены кружка с большим интересом и энтузиазмом вникли в общее дело. Обращались в Министерство Обороны, Министерство гражданской авиации, военные комиссариаты, в редакции журналов, газет, во многие сельские и городские Советы, частным лицам – ветеранам гражданской, военной авиации. Тем самым, в ходе переписки был собран большой материал по истории авиатрассы. Я горжусь тем, что являясь членом кружка «Краевед» принимала участие в поиске потерпевшего аварию самолета. Этот период в жизни во мне оставил неизгладимое впечатление и память на всю жизнь. В заключении хочу призвать Вас ребята придерживаться активной жизненной позиции, всегда стремиться быть первыми, добиться поставленной цели.

1 ведущий:

В результате исследовательской работы учащихся под руководством учителя истории, краеведа Дегтярева Александра Михайловича была создана картина истории катастрофы самолета:

- установлены дата, место крушения самолета и состав экипажа: 18 апреля 1943 года на берегу озера Куолума потерпел аварию военно-транспортный самолет А20-В13622; командир экипажа Чередниченко Я.Я. и радист-стрелок Житин И.Я. погибли сразу, а штурман Дроботенко К.Г. прыгнул с парашютом и остался жив. Останки летчиков захоронены в селе Сасыр;

- установлены очевидцы катастрофы – оленеводы, кавалер ордена Знак Почета Слепцов Петр Алексеевич и Корякина Дарья Дмитриевна, коневод колхоза «Коммунизм» Тарабукин Василий Егорович;

2 ведущий (из воспоминаний очевидцев):

«Человек тот был в пилотских унтах, в меховой куртке, хотел что-то сказать, но я, испугавшись от человека с пистолетом в руках, быстро повернула оленя, и ускакала в сторону, где стояла палатка, чтобы сообщить бригадиру оленеводческого стада… (Д.Д.Корякина)». «Я случайно наткнулся на место аварии. Да, действительно, жутко было смотреть на все это. Самолет упал прямо с неба, не на брюхо, а с большой высоты врезался носом в мерзлую землю. Все кругом горело, время от времени рвались патроны. Ящики из-под боеприпасов, обломки самолета, мотора были разбросаны вокруг в радиусе 150-200 метров. Обгоревшие тела двух летчиков лежали под крылом самолета: один лежал на спине, другой полулежал, прислонившись к колесу самолета. И тот, и другой были буквально прошиты пулями. В метрах ста от этого места на высоком дереве висел парашют. Видимо, один из экипажа выпрыгнул на парашюте и повис на дереве. Если судить по следу на глубоком снегу, третий летчик, высвободившись , подошел к самолету, сидел на обломке самолета и потом следы ушли в сторону Тарына. На следующий день в составе комиссии я приехал на место аварии. Все собрали в одну кучу, ничего целого не осталось, тела летчиков привезли в поселок. В поселке был раненый летчик и врач Всеволод Дмитриевич Яхонтов (кремлевский врач). На следующий день всем поселком похоронили летчиков. (В.Е.Тарабукин)».

Учитель:

Неизгладимое впечатление оставили организуемые советом музея встречи посвященные к 45-летию Победы в Великой Отечественной Войне с родными погибшего летчика радиста Житина И.Я. За два дня Александра Михайловна (жена) и Юрий Иванович (сын) узнали столько, сколько можно узнать за два года.

3 ведущий:

На встречу с далекими и с долгожданными гостями пришло почти все население села. Жители здоровались с гостями за руку, проявляя всяческую заботу. Сначала гостей привели к «сэргэ», по древним северным обычаям, обозначающим место для самых почетных гостей. Александре Михайловне и Юрию Ивановичу показали памятник погибшим летчикам. Затем гости побывали на месте катастрофы самолета, где погиб бортовой радист И.Я.Житин.

1 ведущий (из интервью И.Я.Житина в газете «Уральский шахтер»):

«Впереди белела сломанная пополам часть фюзеляжа самолета. Одно крыло лежало впереди в метрах сорока, другое – точно также позади. На лучах солнца блестели штоки шасси. Можно было увидеть и другие детали. Например: звезду на борту самолета. Она была не красной, а белой с двумя длинными белыми полосками справа и слева от нее. Отличительный знак американских ВВС. Фюзеляж фирмы «Бристоль» - английский. Значит собрали в Америке из английских поставок…».

Учитель (книжная выставка «Трасса мужества»):

Длительный запрет темы в советские времена привел к тому, что не было издано ни одной фундаментальной публикации о военно-воздушной трассе «Аляска-Сибирь». Одним из первых нарушил молчание И.П.Мазурук, опубликовав в 1977 году в «Военно-историческом журнале» свои воспоминания, в которых рассказал о том, как создавалась трасса, трудностях, которые пришлось преодолеть перегонщикам.

Положение с публикациями о трассе Аляска-Сибирь изменилось с началом в Советском Союзе перестройки и окончанием «холодной войны». Заметно возросло число публикаций по рассматриваемой теме в связи с прошедшим в 1992 году 50-летием со дня открытия перегоночной трассы Аляска-Сибирь. К юбилею в городе Якутск издали сборник статей и воспоминаний И.Е.Негенбля «Трасса мужества и дружбы» - первый научный и популярный труд, в том же году генерал-майор авиации в отставке И.П.Лебедев выпустил книгу «Кобры летят к фронту». Значительный материал по истории развития авиации в нашей Республике содержат труды В.И.Пестерева «Хроника авиации Якутии» и т.д.

Все эти книги рассчитаны на широкий круг читателей, интересующихся вопросами истории военно-воздушной трассы «Аляска-Сибирь».

III. Заключение:

Учитель (стенд «Память в сердцах…» посвященный военно-воздушной трассе):

(Звучит фрагмент аудиозаписи песни «День Победы» сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова).

Военно-воздушная трасса «Аляска-Сибирь» внесла неоценимый вклад в Победе над фашистским агрессором, также сыграла огромную роль в освоении Чукотки, Якутии, Магадана, предопределила регулярное воздушное сообщение в этих регионах, дала новую жизнь многим населенным пунктам отдаленных районов Арктической зоны.

Память о прошлом – это не только скорбь у братских могил и чествование ветеранов. Она учит нас любить Родину, беречь мир, даёт силы в разные периоды жизни, вселяет веру в торжество добра и правого дела.

Почтим память погибших защитников нашего отечества минутой молчания. (Минута молчания).





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Память в сердцах" (музейный урок)

Автор: Баишева Вера Александровна

Дата: 15.10.2015

Номер свидетельства: 239826

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Музейный урок этики "Хакасия – древняя и молодая" "
    ["seo_title"] => string(52) "muzieinyi-urok-etiki-khakasiia-drievniaia-i-molodaia"
    ["file_id"] => string(6) "197281"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428229482"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Разработка урока мужества для 5-9 классов «Подвигу народа -  жить в веках» "
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka-uroka-muzhiestva-dlia-5-9-klassov-podvighu-naroda-zhit-v-viekakh"
    ["file_id"] => string(6) "165037"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422729706"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "урок-встреча" По зову памяти,по зову сердца....." "
    ["seo_title"] => string(47) "urok-vstriecha-po-zovu-pamiati-po-zovu-sierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "169353"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423400378"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока по истокам на тему "Мой родной город" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-po-istokam-na-tiemu-moi-rodnoi-ghorod"
    ["file_id"] => string(6) "126459"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415182189"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "урок-встреча " По зову памяти,по зову сердца,,,." "
    ["seo_title"] => string(49) "urok-vstriecha-po-zovu-pamiati-po-zovu-sierdtsa-1"
    ["file_id"] => string(6) "169358"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423400642"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства