Урок на тему "Громкость и высота звука" составлен с учетом ФГОС, поставлены цели и задачи, указано необходимое оборудование и демонстрации, карта обеспеченности урока, планируемые результаты урока, деятельность учителя и учащихся на каждом этапе урока, создание и решение проблемной ситуации посредством эксперимента, методы активиции познавательной деятельности, самостоятельная работа учащихся и рефлексия
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Электронное приложение к УМК Н.С.Пурышевой, «Физика 7»
Две пары камертонов с одинаковой и разной частотой, молоточек резиновый, штатив, две бусинки на нити, волновая ванна с принадлежностями, громкоговоритель, микрофон, экран
Планируемые метапредметные результаты:
Представлять информацию в словесной, графической форме.
Уметь работать в коллективе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения.
Планируемые личностные результаты
Развивать познавательный интерес, убежденность в возможности познания природы, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Планируемые предметные результаты:
На уровне запоминания:
Воспроизводить:
- формулировку закона отражения звука(I уровень);
- объяснять зависимость громкости звука от амплитуды, а высоты звука от частоты(II уровень).
На уровне применения в типичных ситуациях
Уметь демонстрировать зависимость громкости звука от амплитуды, а высоты звука – от частоты колебаний.
На уровне применения в нестандартных ситуациях:
Уметь приводить примеры звуков разной высоты, издаваемых различными насекомыми и животными
Ход урока
I этап. Организационный момент.
Цели и задачи для учителя
Цели и задачи для учащихся
Методы и приёмы
Формирование УУД
Настроить на организацию рабочего пространства,подготовить учащихся к работе на уроке, ввести в тему урока
Организовать рабочее пространство,подготовиться к работе на уроке, определить тему урока
Беседа, вопросы
Личностные УУД: Освоить роль ученика; формировать интерес (мотивацию) к учению.
Регулятивные УУД: Организовать свое рабочее место под руководством учителя. (Контроль и самоконтроль)
2 этап. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся
Цели и задачи для учителя
Цели и задачи для учащихся
Методы и приёмы
Формирование УУД
Предметные задачи: систематизировать знания о звуковых волнах, источниках звука, распространении и скорости звука в различных средах
Метапредметные: развивать анализ, синтез, логическое мышление. Обеспечить восприятие и осмысление физического понятия – звук и его характеристик.
Личностные: обеспечить мотивацию, актуализацию субъектного опыта
Коммуникативные: учить вести диалог, слушать и слышать собеседника
Регулятивные:
Учить контролировать понимание материала
Воспроизводить: определение понятия звуковая волна, записывать формулы для скорости и длины волны
Научиться находить необходимую информацию, представленную в табличной форме.
Уметь находить и формулировать ответ на поставленный учителем вопрос
Учиться вести диалог, правильно строить свою речь при ответе
Учиться контролировать уровень своих знаний по данной теме
Фронтальный опрос. Использование знаний ученика, имеющиеся у него на момент конкретного занятия, для изучения физиологических характеристик звука и явления отражения.
Познавательные: систематизировать знания о звуковых явлениях, объяснять причину различной скорости распространения звука в различных средах, ориентироваться в учебнике, определять тему.
Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других.
Регулятивные:
осуществлять самоконтроль за уровнем освоения знаний изученного материала.
Личностные: работать в коллективе, видеть разницу в различных точках зрения и присоединяться к одной из них.
Деятельность учителя и учащихся на втором этапе.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Введение в тему урока через повторение ранее изученного материала
- Что такое звук?
- Назовите причины возникновения звука.
- Объясните, почему звучат струнные музыкальные инструменты (гитара, балалайка)?
- Приведите примеры различных звуков. Укажите источник звука в каждом случае.
- Как образуется звуковая волна?
- Что вам известно о скорости звуковых волн в различных средах?
- Почему скорость звука в воде больше, чем в воздухе?
Познавательная деятельность: систематизация и обобщение знаний о звуковых явлениях, источниках звука, распространении и скорости звука
Регулятивная деятельность: контроль самого себя и своих одноклассников в процессе воспроизведения и коррекции опорных знаний
3. Актуализация знаний
Учитель. Человек живёт в мире звуков. Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса, звук работающих машин. Что общего между этими звуками и чем они отличаются?
Ученик. Общим является то, что все звуки издаются колеблющимися телами ( голосовые связки человека, птицы, струны музыкальных инструментов, ветки деревьев и т.д.), а различаться эти звуки могут, например, своей громкостью.
Учитель. Как вы думаете, от чего зависит громкость звука? Чем она определяется? Вы хотели бы узнать ответ на этот вопрос? Очень хорошо. Мы ответим на интересующий нас вопрос, изучив характеристики звука. Запишите тему урока “ Громкость и высота звука. Отражение звука ”. Сегодня мы познакомимся с физическими и физиологическими характеристиками звука, научимся отличать низкие звуки от высоких, громкие от тихих, узнаем, что такое тембр, а также изучим закон отражения звуковых волн.
4 этап. Изучение нового учебного материала
Цели и задачи для учителя
Цели и задачи для уч-ся
Методы и приёмы
Формирование УУД
Предметные задачи: продолжить формирование знаний о звуковых явлениях, ввести понятие громкости и высоты звука, сформулировать закон отражения звуковых волн, с помощью эксперимента доказать зависимость громкости звука от амплитуды, а высоты – от частоты колебаний.
Метапредметные: развивать анализ, синтез, логическое мышление. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемых физических закономерностей.
Личностные: обеспечить мотивацию, актуализацию субъектного опыта
Коммуникативные: учить вести диалог, слушать и слышать собеседника
Регулятивные: Учить контролировать понимание материала
Воспроизводить:
- формулировку закона отражения звука;
- применять закон отражения при решении качественных задач;
- объяснять зависимость громкости звука от амплитуды колебаний, а высоты – от частоты.
Запомнить, что все звуки различаются по громкости, высоте и тембру. Научиться сравнивать звуки различные по громкости и высоте.
Объяснять зависимость громкости звука от амплитуды, а высоты – от частоты на основе эксперимента. Иметь представление о влиянии звуков на различные физиологические процессы
Приводить примеры звуков различной громкости и высоты, возникающие в природе.
Понимать, что отражение звука подчиняется закону отражения, а громкость и высота звука определяется его характеристиками: амплитудой и частотой.
Частично-поисковый метод обучения. Использование знаний ученика, имеющиеся у него на момент конкретного занятия, для усвоения нового материал.
Познавательные: систематизация и обобщение знаний о звуковых явлениях, умение сравнивать, и группировать звуки на основе существенных признаков, ориентироваться в учебнике, определять тему.
Строить логические рассуждения и делать выводы.
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других.
Регулятивные:
осуществлять самоконтроль за качеством и уровнем освоения новых знаний
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание, работать в коллективе, высказывать свою точку зрения при объяснении примеров, приводимых одноклассниками.
4.1. Создание и решение проблемной ситуации путём эксперимента. Актуализация субъектного опыта
Учитель. Выясним, от чего зависит громкость звука? Проведём следующий эксперимент.
Демонстрация. Ударим молоточком по ножке камертона. Поднесём бусинку на нити к звучащему камертону. Что мы наблюдаем и почему?
Ученик. Бусинка отскакивает от камертона, потому что камертон издаёт звук, следовательно, ножка камертона колеблется.
Учитель. Как вы думаете, изменится ли удаление бусинки от камертона, если я ударю сильнее?
Ученик. Я думаю, чем сильнее ударим по камертону, тем сильнее (больше) будет отклоняться бусинка.
Учитель. Проверим наше предположение. (Демонстрация ) Чем отличаются при этом звуки, издаваемые камертонами?
Ученик. Камертоны издают разные звуки. Чем сильнее ударим по камертону, тем с большей амплитудой будет колебаться ножка камертона, следовательно, будет громче звук.
Учитель. Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний можно наглядно продемонстрировать с помощью камертона с пером (по рис. 137)
Графически эту зависимость можно представить в следующем виде:
Учитель. Громкость звука - это первая физиологическая характеристика звука, которая определяется амплитудой колебаний источника звука. Переходим ко 2 части нашего эксперимента. На демонстрационном столе находятся два камертона. В чём их внешнее различие?
Ученик: Они разного размера, у них разная масса.
Учитель. Демонстрация. Предлагаю продемонстрировать звучание этих камертонов и прокомментировать результат.
Ученик. Эти камертоны издают разные звуки. Один – низкий, другой - высокий. Я думаю, что это связано с их массой. При одинаковой силе удара ножки камертона будут колебаться с разной частотой.
Учитель. Чтобы проверить это предположение запишем колебания камертонов на закопченной пластине. Первый камертон имеет меньшую частоту и издает низкий звук, второй камертон издаёт более высокий звук, следовательно, чем больше частота колебаний, тем выше звук.
Графически это можно представить следующим образом:
Итак, высота звука – вторая физиологическая характеристика, которая определяется частотой колебаний.
Мы никогда не спутаем с вами звук трубы со звуком фортепиано. Голос своей мамы мы узнаем из тысячи голосов. Различать одни звуки от других нам помогает тембр звука.
Тембр - индивидуальная особенность сложной звуковой волны, он обусловлен тем, что звук состоит из ряда простых звуков разных частот, т.е. имеет определенную «окраску», это качество звука и называют тембром. Это еще одна физиологическая характеристика звука.
А сейчас, попробуйте назвать, какие музыкальные инструменты звучат? (Запись на компьютере)
(Ответы учащихся)
Учитель. Громкость, высоту и тембр называют физиологическими характеристиками звука потому, что они связаны с нашим восприятием. Физиологические характеристики звука связаны с физическими, которые позволяют различать громкие звуки от тихих, высокие от низких, звуки от разных источников. Какие же бывают физические характеристики звука?
Ученик. Физические характеристики звука - амплитуда и частота.
Учитель. А теперь познакомимся с одним из основных свойств звуковых волн. Звуковая волна, как и любая другая может отражаться и преломляться. Отражение волнот препятствий относится к числу очень распространенных явлений. Этот закон отражения является общим волновым законом, т. е. он справедлив для любых волн, в том числе и для звуковых, и для световых. Отражение волн от экрана пронаблюдаем на опыте (опыт по рис. 141) Опыт и наблюдения показывают, что отражение звука подчинено определенному закону: угол падения равен углу отражения.
Учитель. Выполним графическую интерпретацию опыта на доске и сделаем вывод о соотношении между углом падения и отражения
Ученик. Угол отражения равен углу падения.
Учитель. При распространении звуковых волн можно наблюдать такое явление как эхо. Оно объясняется свойством отражения волн от преграды.
В лесу, в горах, в помещениях можно иногда слышать отражение звука от какой-то преграды (лес, горы, стена). Если до нас доходят звуковые волны, последовательно отразившиеся от ряда препятствий, то получается многократное эхо. Раскаты грома имеют такое же происхождение! Это — многократное повторение очень сильного «треска» огромной электрической искры молнии.
На свойстве отражения звука основана эхолокация
С помощью эхолокации некоторые животные определяют расстояния. Например, дельфины, используя эхолокацию, с большой точностью определяют рельеф дна и местоположение своих собратьев или добычи. Инфразвук, посылаемый летучей мышью, отражается от потенциальной добычи и улавливается мышью. По времени полета звукового сигнала мышь очень точно определяет расстояние до предмета.
Эхолоты – специальные приборы для определения глубины моря – тоже используют явление отражения звука. Глубина моря иногда превышает 10 км, и обычным лотом (грузом, привязанным к веревке) измерить такую глубину невозможно. Эхолот издает сильный и короткий звуковой сигнал, а затем ловит отраженное от морского дна эхо.
4.2. Самостоятельная работа учащихся.
В продолжение развития темы и усвоения новых знаний учащимся предлагается самостоятельно изучить материал, который находится у них на столах.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Направить учащихся на самостоятельное изучение дополнительного материала
Организация рабочего пространства.
Познавательная деятельность: самостоятельно изучить предложенный материал, ответить на вопросы и сравнить с ответом одноклассника по парте.
Регулятивная деятельность: контроль самого себя и своих одноклассников.
Учитель. Изучите дополнительный материал, рассмотрите рисунки, ответьте на вопросы и проведите взаимопроверку
1) Каковы причины снижения слуха?
2) Каковы нормы, определяющие громкость звука по САНПИНу?
3) Рассмотрите картинку. На сколько децибел громкость дискотеки превышает эти нормы?
Звуки, воспринимаемые человеческим ухом, являются одним из важнейших источников информации об окружающем мире. Ухо – один из наиболее сложных и тонких органов, оно воспринимает и очень слабые, и очень сильные звуки. Орган слуха всегда «бодрствует» даже ночью, во сне он постоянно подвергается внешним раздражителям, так как не обладает никакими защитными приспособлениями, сходными, например, с веками, предохраняющими глаза от света. Поэтому ухо человека надо беречь не только от механических повреждений, но и от громких звуков!
Современный шумовой дискомфорт вызывает у живых организмов болезненные реакции. Шум от пролетающего реактивного самолета, например, угнетающе действует на пчелу, она теряет способность ориентироваться. Этот же шум убивает личинки пчел, разбивает открыто лежащие яйца птиц в гнездах. При воздействии интенсивных звуков коровы дают меньше молока, куры реже несутся, птицы начинают усиленно линять, задерживается прорастание семян и даже наступает разрушение растительных клеток. Не случайно, например, деревья в городе даже в «спальных» районах погибают раньше, чем в естественных условиях.
В современных мегаполисах шум вырос в несколько раз. Если в 60 – 70 годы прошлого столетия уровень громкости на улицах не превышал 80 дБ, то в настоящее время он достигает 100 дБ и более. На многих оживленных магистралях даже ночью шум не бывает ниже 70 дБ, в то время как по санитарным нормам он должен не превышать 40 дБ.
В крупных городах России (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Красноярск, Екатеринбург, Магнитогорск и др.) на магистралях с интенсивным движением (до 6 – 8 тыс. автомобилей экипажей в час) фиксируется уровень шума в среднем 73 – 83 дБ, а максимальный – до 90 дБ и более.
5 этап. Первичная проверка понимания изученного материала
Цель: установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала
Методы и приёмы выполнения: подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров наблюдения эха, звуков различной громкости и высоты в природе, решение качественных задач на закон отражения.
6. Этап закрепления учебного материала
Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.
Для закрепления и углубления полученных знаний используется Рабочая тетрадь: №258, 259, 261 - 264 - задания позволяют применить теоретические знания на практике,
7 этап. Задание на дом.
Цели для учителя
Цели для учащихся
Критерии успешного
выполнения д/з
Методы и приёмы выполнения
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
позволяет учащимся развить свои творческие способности, работа с Э. П. - самим выбрать уровень сложности и оценить свои силы в изучении материала.
Знать физиологические и физические характеристики звука, правильно давать формулировку закона отражения, приводить примеры учета и применения отражения в природе и технике.
Три уровня домашнего задания: стандартный минимум, повышенный (подобрать примеры звуков различной высоты, встречающихся в живой природе),
творческий (выполнение задания 260 Р.Т.)
- Задание творческого уровня предлагаются тем, кто считает возможной для себя самостоятельную творческую работу.
8 этап. Подведение итогов занятия и рефлексия
Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся; инициировать рефлексию учащихся по поводу мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками
Учитель. Итак, подведём итоги нашего урока. Теперь мы знаем, что такое высота, громкость и тембр звука и какими физическими величинами они характеризуются, что отражение звука подчиняется определённой закономерности и может привести к наблюдению такого явления, как эхо, а так же познакомились с учетом и применением отражения звука в технике.
Учитель+класс
Что нового узнали на уроке?
Что понравилось на уроке?
Рефлексия учащегося
1) Тема урока мне понятна.
2) Я достиг цели урока.
3) У меня сегодня всё получалось, я не допускал ошибок.
4) Я допустил ошибки в объяснении зависимости высоты звука от частоты колебаний на примере мухи и комара
5) Я допустил ошибки при решении задач на закон отражения звука