класс 20.01.2015г
Тема урока: Звук. Характеристика звука.
Цель урока: Сформулировать основное определение звука,основных его характеристик громкости, тона, тембра и величин от которых они зависят.
Задачи урока: - Развитие внимания,позновательного интереса к предмету. - Воспитание трудолюбия, самостоятельности учащихся
Метод урока: словесный,наглядные
Тип урока: иллюстративно-поисковый,практический
Форма обучения: групповая
Оборудования и приборы: прзентация,слайды,осциллограф,воздушный колокол,насос,камертон,звуковой генератор,громкоговоритель,насос,домбра.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Установкой нашего урока будет четверостишие:
Да, путь познания не гладок,
Но знайте вы со школьных лет:
Загадок больше, чем разгадок,
И поиска предела нет!
Класс делится на две группы: Практиков и теоретиков. Задания даются зараннее.
2.Опрос домашнего задания по вопросам:
1. Что называется волной?
2. какие волны вы знаете?
3. Что называетсядлиной волны?
4. Что мы понимаем под скоростью волны?
5. Как доказать; что волна переносит энергию?
3. Изучение нового материала
Задания теоретиков:
1-ученик: Звук
Скорость распространения звука в различных средах
- Воздух
- Вода
- Сталь
- Медь
- Железо
- Стекло
- Водород
- Каучук
- 330
- 1480
- 4380
- 3800
- 5850
- 5600
- 1280
- 50
2-ученик: Характеристика звука
Характеристика звука
- громкость
- Определяется амплитудой колебаний
- Высота тона
- Определятся частотой колебаний
- Тембр
- Качество звука , которое придает индивидуальную окраску голосу или звучанию инструмента
3-ученик: Громкость звука
Значения уровня громкости некоторых источников звука , дБ
- Источник звука
- Уровень громкости , дБ
- Порог болевого ощущения
- Взлет самолета
- Громкая музыка
- Шум улицы
- Обычный разговор
- Норма шума в жилых помещениях
- Шелест листьев
- 130
- 120
- 110-120
- 70-80
- 40
- 20-30
- 10
4-ученик: : Высота тона
Звуки человеческого голоса по высоте тона делятся:
- Бас (80-150 Гц)
- Баритон (110-149 Гц)
- Тенор (130-520 Гц)
- Дискант (260-1050 Гц)
- Колоратурное сопрано (до 1400 Гц)
5-ученик: Тембр звука
6-ученик: Шум
Задания практиков:
1.Звуки домбры
2.Звук камертона
3.Определение высоты тона, приборы:осциллограф,звуковой генератор,громкоговоритель.
4.Воздушный колокол
4.Закрепление решением примеров.
- 1.Волна от источника звука с частотой 510 Гц распространяется в воздухе со скоростью 340 м/с.Определите длину волны?
- 2.Как изменяется длина звуковой волны при переходе из воздуха в воду, если скорость распространения в воздухе равна 340 м/с,а в воде 1480 м/с?
- 3.Определите длину звуковой волны в воде, если ее скорость равна 1480 м/с, а частота 740 Гц.
- 4.Вдоль упругой нити распространили поперечные волны со скоростью 20 м/с. Период колебания волны равен 0,5 с.Определите длину волны?
5. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
- 1.Громкость звука
- 2.Высота тона
- 3.Длина волны
- 4.Звуковая волна
- 5.Скорость звука в воздухе
- 6.Тембр звука
- 7.Колебания, распространяющиеся от частицы к частице в упругой среде.
- А.Механическая волна
- В. λ
- С.Определяется амплитудой колебаний
- D.Качество звука
- Е.Определяется частотой колебаний
- F. 340 м/с
- G.Колебания от 16 до 20000 Гц
6. Обобщение урока,коментирование оценок.
7. Д/З §31,32