kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Молния"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится для закрепления электрических явлений. Для того чтобы выроботать у учащихся умение обьяснять наблюдаемое природное явление молнию с помощью законов электрического поля и законов постоянного тока. Познакомить учащихся с историей исследования молнии; обьяснить учащимся правила поведения во время грозы;развить интерес учащихся к изучению физики. На уроке дается определение молнии и рассматриваются разлиные типы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Молния"»

Тема: Молния

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок - лекция.

Цели урока: изучение явления природы - молнии.

Задачи урока:

  1. Научить учащихся 10 класса работать с дополнительной литературой по за­данной теме;

  2. выработать у учащихся 10 класса умение пре­подать полученные знания учащимся 8 клас­са в простой и доступной форме;

  3. выработать у учащихся 8 класса умение объяснять наблюдаемое природное явление ­молнию с помощью законов электрического поля и законов постоянного тока;

  4. познакомить учащихся с историей исследова­ния молнии;

  5. познакомить учащихся с правилами поведения во время грозы;

  6. развить интерес учащихся к физике.


Ход урока.

  1. Орг. момент (5 мин.)


Дорогие ребята, наш сегодняшний урок будет необыкновенным и вести его буду я не одна, мне помогут ваши дру­зья, учащиеся 10 класса нашей школы.

Ребята, запишите, пожалуйста, в тет­радях тему урока.


Всем вам, конечно, не раз доводилось наблю­дать молнию ~ это красивое и небезопасное явле­ние природы. Но наблюдатель видит молнию лишь ничтожную долю секунды, а мы с вами сейчас вни­мательно рассмотрим фотографии различных типов молний. Чаще других наблюдается линейная молния. Она имеет форму ломаной или зигзагообразной ярко светящейся линии. А такую молнию называ­ют разветвленная Ее светящиеся линии напомина­ют крону дерева, только без листьев. Бывает еще и плоская молния. Она представляет собой бесшум­ное беловатое свечение части грозового облака. (демонстрируются слайды презентации с видами молний)

Давайте теперь запишем в тетрадях: «Типы молний: линейная, разветвленная и плоская

Ребята, а как вы думаете, на что похожа ли­нейная молния?

Ответ Линейная молния похожа на боль­шую искру.

Учитель Верно. Сейчас мы с помощью электрофорной машины получим электрическую искру. При вращении ручки электрофорной машины на одном из ее шариков накапливается положитель­ный заряд, а на другом - отрицательный. И как только напряжение между шариками становится достаточно велико, между шариками проскакивает искра.

А теперь давайте запишем в тетрадях, что мол­ния - это искровой разряд в атмосфере, происхо­дящий между разноименно заряженными облака­ми или между облаком и землей.

Всего три строчки, а за ними целая история наблюдений, предположений, опытов и открытий, о которых сейчас вам расскажет


1 ученица: (История исследования молнии)

Спасибо, коллега, за интересное сооб­щение об истории исследования молнии.

Ребята, оказывается, что вот уже более 250 лет ученые изучают молнию, но пока еще им так и не удалось разгадать загадку убийцы Рихмана - за­гадку шаровой молнии. Давайте послушаем сооб­щение об этой необыкновенной молнии.

2 ученица. (Шаровая молния).


Спасибо, за интересное сооб­щение.

Ребята, а я вдруг подумала, может быть, именно среди вас находится человек, которому уда­стся, наконец, разгадать загадку шаровой молнии. Итак, ученые продолжают изучать тайны природы. И если вам захочется узнать, как они изуча­ют атмосферное электричество, прочитайте роман Даниила Гранина «Иду на грозу» или посмотрите кинофильм, снятый по этому роману.

А теперь немного статистики. На всем земном шаре одновременно происходит около 2000 гроз и примерно 100 молний сверкают в небе каждую се­кунду. Эти молнии чрезвычайно опасны. Каждый год ими поражается несколько тысяч человек. А нельзя ли защититься от удара молнии?

3 ученица. (Громоотвод)


Спасибо, кол­лега, вы нас утешили. Зна­чит, в городе нам молнии не

страшны. А что же делать, если гроза застала нас во время загородной прогулки?

Давайте послуша­ем сообщение 4 ученицы. (Правила поведения во время Грозы)


Спасибо, коллега, за столь поучитель­ный урок техники безопасности.


Ребята, а может быть, кто-то из вас, находясь за городом, наблюдал случаи попадания молнии в одиноко стоящее дерево или строение? Расскажите нам об этом.

А теперь я предлагаю перейти к решению за­дач по теме «Молния».

Сколько «стоит» молния?


Для решения этой задачи мы используем дан­ные «средней» линейной молнии. К доске идет ...


Записываем краткое условие задачи. Сила тока в «средней» линейной молнии равна 10 000 А, а напряжение 10000000 В. продолжительность мол­нии 0,001 с. Так сколько же «стоит» молния?

Давайте сначала рассчитаем работу тока в мол­нии.

Запись на доске:

. Молодец. Садись. К доске идет ... Теперь эту работу тока надо перевести в киловатт­ часы. Давайте запишем, чему равен 1 кВт' ч.

1 кВт' ч = 1000 Вт. 3600 с = 3600 000 Дж

Верно. А теперь давайте переведем найденную нами в джоулях работу тока в молнии в киловатт- часы.

А= 27,7 квтч

А кто знает, сколько сегодня стоит 1 килова'гт-час электроэнергии?

Сегодня за 1 kBt-ч электроэнергии мы платим 2руб 50 копеек


Давайте запишем: стоимость 1 kBt-ч = 2 руб 50 копеек


стоимость 1 молнии = 28 . 2,5 руб. = 70 руб.

Ответ: 1 молния стоит примерно 70 рубля.


Мы определили, что работа тока в одной средней линейной молнии стоит 70 рубля. А каждую секунду над землей сверкает примерно 100 молний. Давайте рассчитаем сколько рублей «сгорает» в атмосфере Земли за 1 секунду?

Учащиеся па местах делают расчет и сообщают учителю результат.

Ответ учащегося: Каждую секунду в атмосфере Зем­ли примерно 7000 рублей.

Ну а сколько же рублей «сгорело» в атмосфере Земли за 5 минут, т. е. за то время, что мы решали эту задачу?

Учащиеся па местах делают расчет и сообщают учителю результат.

Ответ учащегося: За 5 минут в атмосфере Земли «сго­рело» 2 100 000 рублей.

Давайте попробуем представить себе, что человек научился ловить молнии и использовать их энергию. Вам кажется это невозможным? Но ведь 100 лет назад полет в Космос тоже казался невоз­можным. А работы по «приручению» молнии уже ведутся. Но пока, к сожалению, результаты этих работ еще не имеют большого практического значе­ния.

Опрос.

Сейчас, ребята, мы повторим все, что узнали о молнии. А проведем повторение в виде игры «Кто быстрее?» Весь класс я делю на 3 коман­ды. Первый ряд - команда N2 1, второй ряд - ко­манда N2 2 и третий ряд - команда N2 3. Я задаю вопрос, а те, кто знает ответ, поднимают руку. От­вечать на вопрос будет тот, кто поднимет руку рань­ше всех. За каждый верный ответ команда зараба­тывает одно очко.

Кроме этого, двое учащихся из каждой коман­ды получают индивидуальное задание - разгадать кроссворд и определить его ключевое слово. Те, кто первыми разгадают кроссворд, принесут своей ко­манде 2 очка.

Подсчет очков, заработанных командами, мне помогут вести мои коллеги.

врКроссворд

Ответьте на вопросы кроссворда и прочтите в выделенном столбце ключевое слово.


  1. Защитник здания от молнии.

  2. Великий российский ученый, разработавший теорию образования атмосферного электриче­ства.

  3. Американский исследователь атмосферного электричества, запускавший к грозовым тучам воздушного змея.

  4. Самая обычная молния.

  5. Российский ученый, создатель электрического указателя, погибший от удара молнии.

  6. Самая загадочная молния.

Ответы: 1. Громоотвод. 2. Ломоносов. 3. Фран­клин. 4. Линейная. 5. Рихман. 6. Шаровая.

Ключевое слово «молния».

Итак, разыгрывается 15 очков.

Вопросы учителя

  1. Что такое молния?

  2. Какие типы молний вы знаете?

  1. Кто из ученых XVIII в. внес наибольший вклад в создание теории атмосферного электричества?

  2. Что вы знаете о Бенджамине Франклине?

  3. Что вы знаете о Михаиле Васильевиче Ломоносове?

  1. Что вы знаете о Георге Рихмане?

  2. Что вы знаете о шаровой молнии?

  3. Что вы знаете о громоотводе?

  4. Какова сила тока в линейной молнии?

  5. Каково напряжение в линейной молнии?

  6. Какова длительность линейной молнии?

  7. Сколько «стоит» средняя линейная молния?

  8. Сколько молний сверкает в атмосфере Земли каждую секунду?

  9. Что нельзя делать за городом во время грозы?

  10. 15. Как помочь человеку, пораженному молнией?

Подведение итогов урока

После окончания игры-опроса учитель объявляет счет игры, и распределяет места, занятые командами, выставляет оценки уча­щимся и благодарит всех за активную работу на уроке.


Домашнее задание: Подготовится к уроку по конспектам в тетрадях.





















МБОУ « Темниковская средняя общеобразовательная школа №1»







Конспект открытого урока по физике.

« Молния»


Правела : учитель физики

Игонова М.А.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Молния"

Автор: Игонова Мария Алексеевна

Дата: 14.09.2015

Номер свидетельства: 230803

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок окружающего мира на тему "Лето: природа цветет и плодоносит". "
    ["seo_title"] => string(74) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-lieto-priroda-tsvietiet-i-plodonosit"
    ["file_id"] => string(6) "110491"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406095832"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "конспект открытого урока "оптические явления в атмосфере""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiektotkrytoghourokaoptichieskiieiavlieniiavatmosfierie"
    ["file_id"] => string(6) "268792"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450698747"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока на тему "Электротравмы и поражение молнией""
    ["seo_title"] => string(57) "konspekt_uroka_na_temu_elektrotravmy_i_porazhenie_molniei"
    ["file_id"] => string(6) "540690"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1582376250"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока по окружающему миру 3кл "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-3kl"
    ["file_id"] => string(6) "163270"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422460381"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "7 класс.  Конспект урока по развитию речи. Тема урока: «Изложение, близкое к тексту». Гроза. (По повести Л.Н.Толстого) "
    ["seo_title"] => string(119) "7-klass-konspiekt-uroka-po-razvitiiu-riechi-tiema-uroka-izlozhieniie-blizkoie-k-tiekstu-groza-po-poviesti-l-n-tolstogho"
    ["file_id"] => string(6) "147160"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419335367"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства