Урок проводится для закрепления электрических явлений. Для того чтобы выроботать у учащихся умение обьяснять наблюдаемое природное явление молнию с помощью законов электрического поля и законов постоянного тока. Познакомить учащихся с историей исследования молнии; обьяснить учащимся правила поведения во время грозы;развить интерес учащихся к изучению физики. На уроке дается определение молнии и рассматриваются разлиные типы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Научить учащихся 10 класса работать с дополнительной литературой по заданной теме;
выработать у учащихся 10 класса умение преподать полученные знания учащимся 8 класса в простой и доступной форме;
выработать у учащихся 8 класса умение объяснять наблюдаемое природное явление молнию с помощью законов электрического поля и законов постоянного тока;
познакомить учащихся с историей исследования молнии;
познакомить учащихся с правилами поведения во время грозы;
развить интерес учащихся к физике.
Ход урока.
Орг. момент (5 мин.)
Дорогие ребята, наш сегодняшний урок будет необыкновенным и вести его буду я не одна, мне помогут ваши друзья, учащиеся 10 класса нашей школы.
Ребята, запишите, пожалуйста, в тетрадях тему урока.
Всем вам, конечно, не раз доводилось наблюдать молнию ~ это красивое и небезопасное явление природы. Но наблюдатель видит молнию лишь ничтожную долю секунды, а мы с вами сейчас внимательно рассмотрим фотографии различных типов молний. Чаще других наблюдается линейная молния. Она имеет форму ломаной или зигзагообразной ярко светящейся линии. А такую молнию называют разветвленная Ее светящиеся линии напоминают крону дерева, только без листьев. Бывает еще и плоская молния. Она представляет собой бесшумное беловатое свечение части грозового облака. (демонстрируются слайды презентации с видами молний)
Давайте теперь запишем в тетрадях: «Типы молний: линейная, разветвленная и плоская
Ребята, а как вы думаете, на что похожа линейная молния?
Ответ Линейная молния похожа на большую искру.
Учитель Верно. Сейчас мы с помощью электрофорной машины получим электрическую искру. При вращении ручки электрофорной машины на одном из ее шариков накапливается положительный заряд, а на другом - отрицательный. И как только напряжение между шариками становится достаточно велико, между шариками проскакивает искра.
А теперь давайте запишем в тетрадях, что молния - это искровой разряд в атмосфере, происходящий между разноименно заряженными облаками или между облаком и землей.
Всего три строчки, а за ними целая история наблюдений, предположений, опытов и открытий, о которых сейчас вам расскажет
1 ученица: (История исследования молнии)
Спасибо, коллега, за интересное сообщение об истории исследования молнии.
Ребята, оказывается, что вот уже более 250 лет ученые изучают молнию, но пока еще им так и не удалось разгадать загадку убийцы Рихмана - загадку шаровой молнии. Давайте послушаем сообщение об этой необыкновенной молнии.
2 ученица.(Шаровая молния).
Спасибо, за интересное сообщение.
Ребята, а я вдруг подумала, может быть, именно среди вас находится человек, которому удастся, наконец, разгадать загадку шаровой молнии. Итак, ученые продолжают изучать тайны природы. И если вам захочется узнать, как они изучают атмосферное электричество, прочитайте роман Даниила Гранина «Иду на грозу» или посмотрите кинофильм, снятый по этому роману.
А теперь немного статистики. На всем земном шаре одновременно происходит около 2000 гроз и примерно 100 молний сверкают в небе каждую секунду. Эти молнии чрезвычайно опасны. Каждый год ими поражается несколько тысяч человек. А нельзя ли защититься от удара молнии?
3 ученица. (Громоотвод)
Спасибо, коллега, вы нас утешили. Значит, в городе нам молнии не
страшны. А что же делать, если гроза застала нас во время загородной прогулки?
Давайте послушаем сообщение 4 ученицы. (Правила поведения во время Грозы)
Спасибо, коллега, за столь поучительный урок техники безопасности.
Ребята, а может быть, кто-то из вас, находясь за городом, наблюдал случаи попадания молнии в одиноко стоящее дерево или строение? Расскажите нам об этом.
А теперь я предлагаю перейти к решению задач по теме «Молния».
Сколько «стоит» молния?
Для решения этой задачи мы используем данные «средней» линейной молнии. К доске идет ...
Записываем краткое условие задачи. Сила тока в «средней» линейной молнии равна 10 000 А, а напряжение 10000000 В. продолжительность молнии 0,001 с. Так сколько же «стоит» молния?
Давайте сначала рассчитаем работу тока в молнии.
Запись на доске:
. Молодец. Садись. К доске идет ... Теперь эту работу тока надо перевести в киловатт часы. Давайте запишем, чему равен 1 кВт' ч.
1 кВт' ч = 1000 Вт. 3600 с = 3600 000 Дж
Верно. А теперь давайте переведем найденную нами в джоулях работу тока в молнии в киловатт- часы.
А= 27,7 квтч
А кто знает, сколько сегодня стоит 1 килова'гт-час электроэнергии?
Сегодня за 1 kBt-ч электроэнергии мы платим 2руб 50 копеек
Давайте запишем: стоимость 1 kBt-ч = 2 руб 50 копеек
стоимость 1 молнии = 28 . 2,5 руб. = 70 руб.
Ответ: 1 молния стоит примерно 70 рубля.
Мы определили, что работа тока в одной средней линейной молнии стоит 70 рубля. А каждую секунду над землей сверкает примерно 100 молний. Давайте рассчитаем сколько рублей «сгорает» в атмосфере Земли за 1 секунду?
Учащиеся па местах делают расчет и сообщают учителю результат.
Ответ учащегося: Каждую секунду в атмосфере Земли примерно 7000 рублей.
Ну а сколько же рублей «сгорело» в атмосфере Земли за 5 минут, т. е. за то время, что мы решали эту задачу?
Учащиеся па местах делают расчет и сообщают учителю результат.
Ответ учащегося: За 5 минут в атмосфере Земли «сгорело» 2 100 000 рублей.
Давайте попробуем представить себе, что человек научился ловить молнии и использовать их энергию. Вам кажется это невозможным? Но ведь 100 лет назад полет в Космос тоже казался невозможным. А работы по «приручению» молнии уже ведутся. Но пока, к сожалению, результаты этих работ еще не имеют большого практического значения.
Опрос.
Сейчас, ребята, мы повторим все, что узнали о молнии. А проведем повторение в виде игры «Кто быстрее?» Весь класс я делю на 3 команды. Первый ряд - команда N2 1, второй ряд - команда N2 2 и третий ряд - команда N2 3. Я задаю вопрос, а те, кто знает ответ, поднимают руку. Отвечать на вопрос будет тот, кто поднимет руку раньше всех. За каждый верный ответ команда зарабатывает одно очко.
Кроме этого, двое учащихся из каждой команды получают индивидуальное задание - разгадать кроссворд и определить его ключевое слово. Те, кто первыми разгадают кроссворд, принесут своей команде 2 очка.
Подсчет очков, заработанных командами, мне помогут вести мои коллеги.
врКроссворд
Ответьте на вопросы кроссворда и прочтите в выделенном столбце ключевое слово.
Защитник здания от молнии.
Великий российский ученый, разработавший теорию образования атмосферного электричества.
Американский исследователь атмосферного электричества, запускавший к грозовым тучам воздушного змея.
Самая обычная молния.
Российский ученый, создатель электрического указателя, погибший от удара молнии.
Кто из ученых XVIII в. внес наибольший вклад в создание теории атмосферного электричества?
Что вы знаете о Бенджамине Франклине?
Что вы знаете о Михаиле Васильевиче Ломоносове?
Что вы знаете о Георге Рихмане?
Что вы знаете о шаровой молнии?
Что вы знаете о громоотводе?
Какова сила тока в линейной молнии?
Каково напряжение в линейной молнии?
Какова длительность линейной молнии?
Сколько «стоит» средняя линейная молния?
Сколько молний сверкает в атмосфере Земли каждую секунду?
Что нельзя делать за городом во время грозы?
15. Как помочь человеку, пораженному молнией?
Подведение итогов урока
После окончания игры-опроса учитель объявляет счет игры, и распределяет места, занятые командами, выставляет оценки учащимся и благодарит всех за активную работу на уроке.
Домашнее задание: Подготовится к уроку по конспектам в тетрадях.
МБОУ « Темниковская средняя общеобразовательная школа №1»