Как обеспечить высокий уровень подготовки школьников; развить методы и приёмы обучения, активизирующие умственную деятельность учеников и способствующие выработке умений вникать в сущность рассматриваемых вопросов. Задача учителя заключается в том, чтобы поддержать этот стимул с самого начала, в том числе и методами обучения. На уроках физики необходимо переходить с умения просто воспроизводить информацию на понимание понятий, законов, теорий и умение применять их. Недостаток в знаниях учащихся - неумение применять изученные законы в конкретной ситуации. Кроме перечисленных обучающих функций есть ряд воспитывающих: учить трудиться, быть целеустремлённым и самостоятельным, творчески активным.
Решение задач в процессе обучения физике имеет многогранные функции. Средство осознания и усвоения изучаемых понятий, явлений и закономерностей, средство отработки знаний и формирование умений применять их на практике, средство повторения пройденного, средство создания проблемных ситуаций.
Применение систематического выполнения учащимися экспериментальных заданий позволяет:
-развивать мышление;
-формировать ряд практических умений;
-подготовить учащихся к выполнению заданий с элементами исследования.
Среди методов активизации мышления учащихся подробно рассматриваются:
1) предварительный рассказ учителя о значении изучаемого физического явления
2) использование физического эксперимента
3) решение физических задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Умение решать задачи»
Умение решать задачи. Совершенствование урока.
Как обеспечить высокий уровень подготовки школьников; развить методы и приёмы обучения, активизирующие умственную деятельность учеников и способствующие выработке умений вникать в сущность рассматриваемых вопросов. Задача учителя заключается в том, чтобы поддержать этот стимул с самого начала, в том числе и методами обучения. На уроках физики необходимо переходить с умения просто воспроизводить информацию на понимание понятий, законов, теорий и умение применять их. Недостаток в знаниях учащихся - неумение применять изученные законы в конкретной ситуации. Кроме перечисленных обучающих функций есть ряд воспитывающих: учить трудиться, быть целеустремлённым и самостоятельным, творчески активным.
Решение задач в процессе обучения физике имеет многогранные функции. Средство осознания и усвоения изучаемых понятий, явлений и закономерностей, средство отработки знаний и формирование умений применять их на практике, средство повторения пройденного, средство создания проблемных ситуаций.
Применение систематического выполнения учащимися экспериментальных заданий позволяет:
-развивать мышление;
-формировать ряд практических умений;
-подготовить учащихся к выполнению заданий с элементами исследования.
Среди методов активизации мышления учащихся подробно рассматриваются:
1) предварительный рассказ учителя о значении изучаемого физического явления
2) использование физического эксперимента
3) решение физических задач.
Повышению мыслительной активности учащихся в немалой степени способствует разнообразие формулировок качественных физических задач. Использование методики можно представить таким образом:
- условие задачи (уяснение главного вопроса)
- перевод с литературного языка на физико-математический
- анализ (поиск достаточных оснований решения)
- подбор физической таблицы (приведение всех данных к единицам системы СИ)
- решение
- проверка и анализ ответа.
Критерием усвоения знаний может служить умение решать нестандартные задачи. Такое умение развивают исследовательские задачи, которые решаются методом «как это объяснить?». Они включают стандартные или нестандартные частные задачи и методы их решения. Они могут быть разными по охвату научного материала. Их используют на завершающем этапе изучения материала. Их целесообразно предлагать учащимся индивидуально или группам по 2-3 человека. При подборе задач необходимо учитывать знания учащихся и уровень развития их логического мышления, иначе непосильная задача порождает неуверенность в своих силах и не желание их решать, а излишне простая вводит в заблуждение относительно уровня собственных знаний и умений, не стимулирует поисковую деятельность.
Применение физических диктантов. Это одна из эффективных форм контроля за усвоением формальных знаний и умений решать элементарные задачи. Они при небольших затратах учебного времени на уроках дают возможность получить информацию об уровне знаний учащихся. Это позволяет выявить пробелы в знаниях учащихся. Чтобы этот контроль прошёл успешно требуется предварительная подготовка:
- нужно чётко определить структуру и краткое содержание теоретического материала;
- основные информационные и операционные элементы;
- формулировка вопроса.
Физический диктант как метод контроля имеет ряд достоинств: за 15-20 минут контролируются главные знания и умения; решается проблема накопления оценок; вырабатывает умение быстро ориентироваться в своих знаниях. Он может применяться при любой системе обучения, в соответствии со структурой урока и его учебно-воспитательными целями. В диктанте на решение задач учащийся должен проанализировать условие, выполнить чертёж, записать необходимые формулы, выбрать способ решения, вычислить. Этот способ навыков и умений решения задач даёт ученикам заинтересованность в работе, потому что результаты каждого будут оценены.
Так же используется метод устного решения физических задач. Такое решение можно применять при расчётах по простым физическим формулам. Полезно решать задачи на понимание физического смысла искомой величины. Это помогает в решении экспериментальных задач. Главное при подборе задач для устного решения – простота их формулировки и доступность для учеников.
Умение выбрать путь решения задач, т.е. уметь определять какие физические законы описывает рассматриваемое явление и говорит о глубоком и всестороннем понимании физики.
Понятия формируются лишь в процессе решения задач. Без применения этого метода нельзя представить преподавание физики. Важно также учитывать, чтобы данный метод обучения – решение задач - занял определённое место и не вытеснял другие методы. Чтобы задачи имели развивающую роль, в их решении должна максимально проявляться самостоятельность учащихся. Для самых сильных учащихся нужно подбирать одну сложную задачу. Обязательное требование анализа и понимания решения задач. В решении задач также следует один из стимулов – это познавательный интерес. Значит нужно подбирать задачи с интересным содержанием; задачи, результат которых интересен для учащихся. Полезно комбинировать задачи, в которых учащиеся теоретически определяют величину, затем проверяют на опыте.
Решение задач позволяет проверять и закреплять знания на протяжении всего изучения физики.