Развивающая: развивать логическое мышление, навыки работы в группе, умение ставить перед собой задачу, находить ответ на поставленную проблему.
Воспитательная: расширить кругозор учащихся, уважать мнение товарища.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Приборы и материалы: источник тока, амперметр, вольтметр, включатель, лампочки на подставке, резистор, реостат, соединительные провода, компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки с вопросами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Развивающая: развивать логическое мышление, навыки работы в группе, умение ставить перед собой задачу, находить ответ на поставленную проблему.
Воспитательная: расширить кругозор учащихся, уважать мнение товарища.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Приборы и материалы: источник тока, амперметр, вольтметр, включатель, лампочки на подставке, резистор, реостат, соединительные провода, компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки с вопросами.
Ход урока.
І. Организация класса.
- Сегодня мы продолжим разгадывать тайны электричества. Вспомним величины, характеризующие электрический ток, закрепим навыки сборки электрических цепей и измерения физических величин. Надеюсь, что в ходе нашей совместной работы каждый из вас сделает своё, пусть небольшое открытие, найдёт для себя что-то новое.
Эпиграф к уроку:
Расскажи - и я забуду.
Покажи – и я запомню.
Дай мне возможность действовать самому – и я научусь.
( Китайская мудрость )
-На протяжении урока, вам предстоит выполнять экспериментальные, расчётно-экспериментальные задания в группах.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
1. Инструктаж по технике безопасности во время работы с электрическими приборами.
-Какие правила ТБ необходимо соблюдать при работе с электрическими приборами?
2. Тестирование по теме «Электрический ток».
1. Электрический ток в металлах представляет собой:
А: упорядоченное движение свободных электронов.
Б: упорядоченное движение молекул.
В: движение атомов.
Г: движение протонов.
2 За направление тока условно приняли:
А: направление от отрицательного полюса к положительному полюсу источника тока.
Б: направление от положительного к отрицательному полюсу источника тока.
В: может двигаться в разных направлениях.
Г: правильного ответа нет.
3 Назовите единицу силы тока:
А: Вольт.
Б: Кулон.
В: Ампер.
Г: Ватт.
4 Назовите формулу закона Ома для участка цепи:
А:
Б:
В:
Г:
5 В каких единицах измеряется напряжение?
А: Вольт
Б: Ампер
В: Ом
Г: Кулон
6 Как обозначается на схемах амперметр?
V
А:
Б:
В:
A
R
Г:
7 Как включается в цепь вольтметр?
А: последовательно и параллельно.
Б: последовательно.
В: параллельно.
Г: правильного ответа нет.
8 Как определить общее сопротивление двух электролампочек, включенных параллельно?
А:
Б:
В:
Г:
9 Какая из приведенных схем правильная?
А: Б:
В: Г:
10 Установить соответствие между действием электрического тока и способом её наблюдения.
1)Тепловое действие.
2)Химическое действие.
3)Магнитное действие.
4)Световое действие.
А: составить электрическую цепь и включить электрическую лампочку.
Б: включить в электрическую цепь катушку с железным сердечником.
В: присоединить к источнику тока нихромовый провод.
Г: пропустить электрический ток через раствор сульфата меди (CuSO4).
А
Б
В
Г
1
2
3
4
3.Экспериментальное задание в группах.
Группа 1
Собрать электрическую цепь вида ( см. схему).
Назвать составные части электрической цепи. Определить силу тока, напряжение на концах электролампочки.
Группа 2
Собрать электрическую цепь вида (см. схему).Назвать составные части электрической цепи. Определить напряжение на концах первой и второй лампочки, напряжение на первой лампочке, а т. же на концах второй.
Группа 3
Собрать электрическую цепь вида (см. схему). Назвать составные части электрической цепи. Показать , как с помощью реостата можно регулировать силу тока в цепи . Снять показания амперметра при трёх положениях реостата.
Группа 4
Собрать электрическую цепь вида(см. схему). Назвать составные части электрической цепи. Снять показания амперметра.Определить напряжение на концах 1; 2; 3 лампочек.Показать, что при выходе из строя одной из лампочки, остальные продолжают работать.
4.Расчётно-экспериментальное задание.
Группа1
Собрать электрическую цепь(см схему).Определить силу тока, напряжение на концах лампочки и найти её мощность. Рассчитать сопротивление на участке цепи.
Группа2
Собрать электрическую цепь вида(см. схему).Определить силу тока на первой и второй лампочках, напряжение на концах первой и второй лампочке. Найти общее сопротивление.
Группа 3
Собрать схему вида(см. схему). Определить сопротивление алюминиевого провода заданной длины, пользуясь данной схемой.
Группа 4
Собрать схему вида(см. схему).Определить какую работу выполняет ток в лампочках за 60 секунд.
5.Устное решение задач с применением электрических схем:
«Цепочка вычислений».
6.Домашнее задание.
1 Повторить параграфы 6-15.
2 Решить задачу:
Найти работу тока за один месяц (30 дней) и стоимость израсходованной энергии при тарифе 46 коп. за 1 кВт ч при средней ежедневной работе за сутки следующих потребителей:
- 1Группа: Электрическая лампочка Р= 20 Вт.
- 2 Группа: Масляный радиатор Р = 1 кВт.
-3 Группа: Телевизор Р = 75 Вт.
- 4 Группа: Водонагреватель Р = 1,5 кВт.
ІІІ.Итоги урока. Оценивание учащихся
Ученики сдают бланки тестовых заданий, на основании которых учитель оценивает их работу.
Учитель выявляет наиболее активных учеников в группах и оценивает их работу.
- Назовите виды соединений электрических цепей?
- Дайте характеристику последовательного и параллельного соединений?