КГУ «Миролюбовская средняя школа»
Конспект
открытого урока на тему:
«Электрический ток в различных средах».
10 класс
Естественно – математическое направление
Учитель физики и информатики:
Джулай Ирина Дмитриевна
с. Миролюбовка
2013 – 2014 учебный год.
Конспект урока по физике на тему: “Электрический ток в различных средах”.
10 класс.
Цели урока:
Дидактические - создать условия для систематизации и обобщения учебного материала, используя информационно-коммуникационную технологию обучения.
Познавательные – узнать понятия «свободные носители электрического заряда», вольт – амперная характеристика, закономерности электрического тока в различных средах, уметь применять знания об основных положениях электродинамики для объяснения электропроводимости различных сред, активизация учебно-познавательной деятельности учащихся.
Развивающие – продолжить работу по овладению методами научного познания, развивать интеллектуальные умения учащихся (наблюдать, сравнивать, анализировать, применять знания, делать выводы), творческие способности.
Воспитательные – продолжить формирование научного мировоззрения, интереса к физике, воспитывать умение работать организованно, в творческих группах.
Тип урока – комбинированный.
Оборудование: таблицы по теме «Электрический ток в различных средах», компьютер, видеопроектор, компьютерные презентации по теме «Электрический ток в различных средах».
Cтруктурный план урока с комментариями.
Организационный этап.(2 мин.)
Приветствие, пояснения учителя по предстоящей работе, о назначении таблиц и тестов, лежащих на столах учащихся.
Создание мотивации и постановка учебной задачи ( 3 мин.).
2.1. Беседа с учащимися:
Современный мир наполнен огромным количеством электрических приборов, устройств, механизмов, машин и т.д. Можете ли вы представить, каким бы стал этот мир, если вдруг, в один момент, исчезли эти многообразные электрические приборы, и человечество лишилось накопленных знаний об электрическом токе?
В ходе беседы с учащимися приходим к выводу, что человечество в своём техническом развитии оказалось бы в средневековье. Лишь в 19 веке человечество научилось использовать электрический ток и с тех пор сделало гигантский скачок в своём техническом развитии, качественно изменив весь облик цивилизации. Человеку было недостаточно использования тока в металлических проводниках. Следуя по дороге открытий и познания, физики изучили закономерности электрического тока в полупроводниках, электролитах, газах и даже в вакууме. Разумно поставить вопрос: насколько мы на своих уроках продвинулись в изучении электрического тока?
Сегодня на уроке мы
- вспомним закономерности прохождения тока в различных средах;
- сравним физическую природу тока в этих средах;
- обратим внимание на механизм образования свободных носителей эл. зарядов;
- уточним применение электрического тока в различных средах.
По ходу урока прозвучат выступления учащихся, которые подготовили сообщения по отдельным вопросам темы. Нам совместно необходимо проанализировать и оценить качество подготовленных сообщений и по ходу работы заполнить обобщающую таблицу, которая позволит систематизировать наши знания по данной теме.
Применение знаний (сообщения учащихся с использованием компьютерных презентаций).(20 мин.)
Учащиеся делают сообщения, используя при этом подготовленные ими компьютерные презентации, по темам:
Электрический ток в металлах.
Электрический ток в растворах и расплавах электролитов.
Электрический ток в газах.
Электрический ток в полупроводниках.
Электрический ток в вакууме.
После каждого выступления учащиеся заполняют обобщающую таблицу.
Упражнение для снятия умственного напряжения (1 мин. )
Закрепление изученного материала. (5 мин. )
Учащимся предлагается решить одну задачу совместно группой.
Отчёт группы (5 мин.).
После решения задачи одному ученику предлагается объяснить задачу.
Подведение итогов урока, рефлексия. (5 мин. )
Обратимся еще раз к таблице. В верхней строчке ее отражены носители электрического заряда в различных средах. Затем мы рассматривали основные положения электронной теории, объясняющие причины возникновения носителей зарядов, а также вольт-амперные характеристики. Далее выяснили, от чего зависят сопротивления сред. Завершили тему изучением вопросов о техническом применении электрического тока в различных средах. Приборы, технические устройства и другие примеры практического применения тока в различных средах основаны на использовании выводов и следствий электронной теории. Таким образом, экспериментально подтверждается истинность теоретических следствий, а, следовательно, и самой теории. Эти таблички я даю Вам распечатанные и готовые.
Далее учитель предлагает ученикам выбрать одну из смайликов, которые будут отражать настроение учащихся от пройденного урока.
Учитель оценивает работу учащихся и выставляет отметки.
Домашнее задание (может быть выполнено на уроке при наличии свободного времени). (5 мин. )
Выполнить тест по теме «Электрический ток в различных средах».
Тест выполняется по вариантам.
Самоанализ открытого урока физики в 10 классе
по теме «Электрический ток в различных средах»
На уроке проводится обобщающее повторение основных вопросов темы «Электрический ток в различных средах», а также углубление и систематизация знаний обучающихся. Вначале учащиеся делают сообщения по вопросам темы, используя при этом компьютерные презентации, что является результатом их самостоятельной проектной деятельности. В ходе выступлений повторяется уже изученный учащимися учебный материал, но в совершенно иной форме. Далее сопоставляются опыты, приводящие к электронным представлениям о механизме проводимости сред; затем сравниваются графики вольт-амперных характеристик для различных сред; выявляются особенности изменения сопротивления сред в зависимости от температуры. Основные выводы, формулы, графики, рисунки по теме оформляются в виде таблицы, в которой также дается план анализ вопросов темы. Использование таблицы «Электрический ток в различных средах» способствует систематизации знаний, делает восприятие более наглядным, облегчает сравнение явлений электропроводимости различных сред. После повторения всех вопросов плана и заполнения таблицы учащиеся еще раз просматривают материал и делают вывод о том, в какой последовательности развивались научные знания об электрическом токе в различных средах.
На уроке применялись инфомационно-коммуникационная технология (при подготовке компьютерной презентации и выступлениях обучающихся с опорой на разработанную презентацию), технология личностно-ориентированного обучения (самостоятельный выбор темы презентации и т.д.), технология дифференцированного обучения (работа по группам на уроке при выполнении исследовательской работы), использовался проектный метод обучения (при подготовке презентации и выступления).